Издание Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
№1 февраль 2006 года
АКТУАЛЬНО
Правда о святом
Валентине |
Нередко
в народном самосознании святые,
прославленные Церковью,
ассоциируются с персонажами
легенд и сказаний. Также и
церковные праздники зачастую
отмечаются далеко не церковно. К
примеру, в день мученицы Татианы (Татьянин
день) в дореволюционной Москве
околоточным запрещалось
задерживать подвыпивших
студентов, а гуляли они в этот
день знатно.
Немногим
более 10 лет назад в нашей стране
узнали о «новом» празднике с
церковным названием: День святого
Валентина, он же «День всех
влюбленных». Теперь каждый год 14
февраля Россию охватывает «любовная
лихорадка». Щедрый навар получают
многочисленные дискотеки и
ночные клубы, витрины всех
киосков заполняют «валентинки».
Однако отношение к этому
празднику в обществе довольно
неоднозначно, в том числе весьма
критично отзываются о нем многие
педагоги и психологи. И даже в
церковной среде нет единого
мнения относительно «Валентинова
дня». Так, спросив у нескольких
молодых прихожан об их отношении
к празднику, мы получили самые
разнообразные ответы, например: «Для
современного молодого человека
День святого Валентина — это одна
из добрых традиций, которую он
обрел несколько лет назад – в
день 14 февраля сказать своему
ближнему слова любви и признания».
«Нормальный светский праздник». «В
нем много «не нашего»,
аморального». «До прихода в храм я
писала поздравления— «валентинки»
знакомым, коллегам по работе.
Сейчас думаю, что надо просто
поделиться тем, что мне стало
известно в церкви, может быть,
рассказать о понятии жертвенной
любви в христианстве». «Это еще
один способ превратить смертные
грехи в «добродетели». Так
называемый «День святого
Валентина» – чисто коммерческий
проект».
Так
что же такое этот праздник,
вышедший за церковную ограду из
католического церковного
календаря, и какое отношение к
этому празднику, названному «днем
влюбленных», имеет
священномученик Валентин? Для
выяснения этого проведем
небольшое историческое
исследование.
14 февраля
Католическая Церковь отмечает
память двух одноименных святых –пресвитера
Валентина Римлянина и Валентина,
епископа Тернийского. Оба
священномученика жили в III веке в
Италии, и оба приняли
мученическую смерть через
отсечение главы. Так какой же из
двух Валентинов является
покровителем влюбленных? Одни
источники отдают предпочтение
пресвитеру, другие — епископу.
Для верующего человека самый
достоверный источник информации
о святом — это его житие. О чем же
повествует житие
священномучеников, живших в
первохристианские времена, когда
Церковь была едина, и не было
разделения на православных и
католиков?
В житии пресвитера
Валентина Римлянина, который
прославлен также и Православной
Церковью (память 19 июля), сказано о
том, что он был обезглавлен по
приказу императора Клавдия после
того, как обратил в христианскую
веру императорского советника
Астерия. Никакого намека на
романтическую историю о любви в
житии святого нет.
О Валентине, епископе
Тернийском, в католическом
мартирологе сказано, что сведений
о святом сохранилось немного.
Известно лишь, что он излечил сына
важного сановника от тяжелой
болезни (в некоторых переводах
написано — от жестокого хондроза),
а затем был обезглавлен за
распространение христовой веры в
городе Интерамне (современное
название города — Терни). Житие
католического святого епископа
Валентина Тернийского во многом
напоминает житие православного
святого Валентина, епископа
Интерамского (память 12 августа).
Совпадает также и время их
мученической кончины.
Из жития
священномученика Валентина
Интерамского известно, что он был
искусным врачом и вылечил сына
ученого язычника Кратона. Беднягу
по имени Херимон болезнь скрутила
так, что голова его согнулась до
уровня колен, и он никак не мог
выпрямиться (жестокий хондроз?).
Причем излечился Херимон не
столько врачебным искусством
епископа Валентина, сколько его
пламенной молитвой. После этого
случая уверовали во Христа и сам
Херимон, и его ученый отец, и
множество обучающихся у него
учеников. Прослышав о массовом
крещении язычников,
градоначальник заключил епископа
Валентина в тюрьму, где он
продолжал лечить всех страждущих
и обращать их в христианскую веру.
За что и принял мученическую
смерть.
В некоторых
православных справочниках («Полный
православный богословский
энциклопедический словарь»)
епископы Валентин Тернийский и
Валентин Интерамский приводятся,
как одно и то же лицо. Другие
авторитетные источники, к примеру,
«Полный месяцеслов Востока»
архиепископа Сергия, считают, что
для утверждения об идентичности
святых нет достаточных оснований,
и делают осторожную пометку: «вероятно,
одно и то же лицо». Так или иначе,
самоотверженная жизнь и
мученическая смерть этих святых
достойна уважения. Но, опять же, в
их житиях мы не находим никаких
намеков на историю с красавицей,
которую, по легенде, мученик
Валентин исцелил от слепоты и
которой перед казнью написал
любовное послание («валентинку»).
Всех этих событий, положивших
основу романтичного праздника, в
житиях ни одного из Валентинов не
оказалось. И действительно,
история о Валентине и «валентинках»
поначалу никакого отношения к
вышеназванным святым не имела.
История праздника
уходит во времена первых
американских поселенцев.
Покинувшие родину европейцы
бережно хранили легенды Старого
света. Одной из таких легенд и
была история римского патриция
Валентина, тайного христианина,
жившего в середине III века в
период жестоких гонений на
христиан. Валентин не только был
сам христианином, но и слуг своих
обратил в христианскую веру.
Однажды, во время тайного
венчания его служанки с римским
воином, стражники задержали
показавшихся им подозрительными
людей, за исключением самого
Валентина, из-за уважения к его
званию. Всех задержанных обвинили
в принадлежности к запрещенной
секте и поместили в местную
тюрьму.
Патриций Валентин
тщетно искал возможности
поддержать своих слуг и укрепить
их в вере перед неминуемой для них
смертью, пока не повстречал дочь
начальника тюрьмы — слепую
некрасивую девочку, над
которой все издевались из-за
ее недуга. Через нее-то и решил он
отправить весточку в темницу.
Поскольку передавать письменное
сообщение было опасно, патрицию
пришла мысль отправить в тюрьму
каждому из узников устное
послание и вырезанное из бумаги
сердечко, окрашенное в красный
цвет, как символ Божьей любви,
которая укрепляет верующих во
всех бедах и страданиях.
Несколько таких сердечек с
устными посланиями и передала
слепая девочка заключенным в
темнице христианам. Ободренные
узники приготовились достойно
встретить уготованную им смерть
от диких зверей на арене цирка. Но
неожиданно в тюрьму пришел сам
патриций Валентин.
Валентин предложил
себя в обмен на свободу для своих
слуг. Кровавые сцены на аренах
цирка, где голодные звери
набрасывались на христиан, стали
уже для жителей Рима обычным
приевшимся развлечением. Но чтобы
на арене оказался знатный
патриций — это стоило многого.
Всех христиан отпустили, а
Валентин, передав красное
сердечко («валентинку») слепой
дочери тюремщика, шагнул
навстречу смерти. Взяв в руки
бумажное сердечко, потрясенная
девочка вдруг прозрела и увидела
свет. Окружающие же неожиданно
для себя обнаружили, что слывшая
некрасивой девочка прекрасна.
Так жертвенная любовь
патриция Валентина спасла жизнь
его близких и сделала счастливым
несчастного ребенка. Вот такая
красивая, по своей сути
христианская, история.
Трудно сказать, каким
образом историю мужественного
патриция приписали
священнослужителю по имени
Валентин, но из Америки в Европу
эта легенда вернулась несколько в
иной интерпретации, вместе с
шумным праздником, который
докатился и до нашей страны.
В американизированном
варианте Валентин превратился в
странствующего монаха, который
тайно венчал влюбленные пары.
Задержанный римскими властями, в
тюрьме он излечил от слепоты
дочку тюремщика и влюбился в нее.
Перед казнью монах Валентин
послал предмету своей любви
письмо в форме сердечка («валентинку»),
в котором восхищался ее красотой
и молодостью. Вот этот-то факт и
вызывает у православных христиан
недоумение. Как мог христианин,
тем более монах, перед лицом
мученической кончины, когда
Господь приуготовил ему место в
селениях праведных, распалять
себя плотской страстью?
Немало было высказано
и напечатано по этому поводу
едкого, уходя от проблемы
светского характера праздника к
сомнению в святости самого
мученика. Но как оказалось, никто
из священномучеников Валентинов (ни
пресвитер Римский, ни епископ
Тернийский, ни епископ
Интерамский) к легенде, которая
легла в основу праздника, не имеют
никакого отношения.
Так как же относиться
ко дню Валентина, к которому уже
готовится молодежь, начиная с
детских садов до университетов и
академий? Как воспринимать «день
любви», кое-где уже
превратившийся в
явное непотребство? Призывы
игнорировать празднование памяти
католического святого ничего не
дадут, так как выяснилось, что, во-первых,
к празднику он никакого отношения
не имеет, а, во-вторых, святой этот
чтится и православными (по
крайней мере, один из
предполагаемых прообразов).
Самый эффективный
метод противостоять экспансии
западного образа жизни — это
возрождение собственного
утраченного. В связи с Днем
святого Валентина стоит
вспомнить, что среди почитаемых
православных святых найдется
немало таких, жизнь которых
достойна подражания для
современной молодежи.
Удивительно романтична, к примеру,
история благоверного князя Петра
и княгини Февронии Муромских.
Излеченный дочерью пчеловода
Февронией от проказы, князь
повенчался с ней, но гордые бояре,
не потерпев княгини-простолюдинки,
предложили князю отказаться от
законной супруги. Не желая
принести в жертву княжению свою
любовь и клятву верности, князь
предпочел изгнание. По требованию
народа святые супруги были
возвращены в Муром, где княжили
справедливо, прожили жизнь долгую
и счастливую и умерли в один день
и час, приняв перед смертью
иноческий постриг с именами Давид
и Евфросиния. С тех пор родители
просят у святых Петра и Февронии
молитв перед Господом за своих
детей, вступающих в брак.
Как часты нынче
венчания в храме, так же и часты
просьбы эти церковные браки
расторгнуть. В епархиальном
управлении приходиться заводить
специальные бланки для написания
прошений о расторжении
церковного брака. А все потому,
что в современное понятие любви
нынче входит многое — от
юношеской влюбленности до
элементарного скотства, но вот о
жертвенности ради любимого и
близкого человека как-то забыли.
Житие Петра и Февронии —
достойный пример той
жертвенности, которой была
окрашена и легенда о римском
патриции мученике Валентине, и
которая совершенно исчезла из
американизированного ее варианта
о монахе мученике Валентине.
Возвращаясь к истории
о мученике Валентине, которую
хранили в своих сердцах
американские выходцы из Европы, и
которую так опошлили их потомки,
можно сказать, что истинное
значение Дня святого Валентина —
это готовность отдать себя ради
тех, кого любишь, как около 2000 лет
назад ради нашего спасения принес
Себя в жертву Спаситель мира —
Господь наш Иисус Христос. Что же
касается шумного светского
характера Дня памяти мученика
Валентина с его викторинами, шоу-программами
и прочей пошлой мишурой, то за это
всем нам стоит попросить прощения
у святого, отдавшего свою жизнь за
Христа и сложившего голову «за
други своя».
Валерий Мельников
Католическая делегация
передала в дар Святейшему
Патриарху Алексию II частицу мощей
священномученика Валентина
Интерамского |
15 января в рабочей
резиденции в Чистом переулке
Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II встретился с
делегацией Римско-католической
епархии и мэрии города Терни (Италия).
Глава делегации епископ Винченцо
Палья передал в дар Русской
Православной Церкви частицы
мощей священномученика Валентина
Интерамского — святого
покровителя Терни.
В своей ответной речи
в адрес делегации Святейший
Патриарх отметил:
«Я с большим волнением
принимаю частицу мощей
священномученика Валентина —
святого Единой Неразделенной
Церкви и небесного покровителя
Терни. Передача частицы мощей
священномученика Валентина — акт
духовный. Важно, что эта церемония
состоялась в день памяти святого
преподобного Серафима Саровского,
которого почитают не только в
России, но и далеко за ее
пределами. В этот год Русская
Православная Церковь празднует
100-летие прославления своего
великого подвижника.
Частица мощей святого
Валентина будет храниться в Храме
Христа Спасителя в Москве,
который является символом
духовного возрождения России.
XX век стал веком
тяжких испытаний для Русской
Православной Церкви… Мы с
упованием обращаем свои молитвы к
первомученикам, которые своими
страданиями свидетельствовали
языческому миру о Христе,
свидетельствовали даже до смерти.
Кровь святого мученика Валентина
положила начало епархии Терни.
История Церкви продолжается.
Спустя многие века кровь сонма
новомучеников и исповедников
Российских полагает и утверждает
Церковь Христову в России. Я еще
раз благодарю вас и всех членов
делегации епархии и мэрии Терни
за бесценный дар. Спасибо!»
Как сообщает Служба
коммуникации ОВЦС МП, в ходе
беседы с гостями из Италии
Святейший Патриарх Алексий II
вновь выразил озабоченность
верующих Русской Православной
Церкви стремлением Ватикана
искусственно повысить статус
своих церковных структур в России
и католическим прозелитизмом
среди традиционно православного
населения.
Седмица.Ru
Митрополит
Тадеуш Кондрусевич: «Я никогда не
слышал о дне влюбленных...» |
— Святой Валентин —
святой как западной, так и
восточной христианских Церквей,
мученик, живший в III веке. В этот
день существует традиция
посылать любовные письма. Однако
любовные письма — это языческий
обычай. К 15 февраля в Римской
империи юноши рисовали образы
своих любимых в честь богини
Юноны, покровительницы девушек.
— Святой Валентин
погиб за веру. Разве его гибель
была как-то связана с любовью в
сегодняшнем понимании?
— Нет, его гибель с
любовью в этом смысле никак не
связана. Просто, как я уже говорил,
15-го февраля был языческий обычай
рисовать имена своих девушек.
— Когда, в каком веке
Католическая Церковь
провозгласила День святого
Валентина праздником влюбленных?
— Не думаю, что
Католическая Церковь когда-либо
провозглашала его таковым. Я
всегда был католиком, родился им,
но только в последние годы
услышал о том, что День святого
Валентина — это день
влюбленных.
— Вы родились в
Гродненской области, в селе, где,
наверное, жили одни католики. И
там никто никогда не праздновал
День святого Валентина?
— Да, там были одни
католики, и никто не праздновал
этот день, никто не считал его
днем влюбленных. Потом я учился в
Ленинградском политехническом
институте, после чего работал в
Литве. И в католической Литве
также вообще никто не вспоминал
об этом празднике. О том, что кто-то
отмечает его, я узнал только здесь,
в Москве.
— То есть в мире
День влюбленных появился только в
последнее десятилетие?
— Не знаю, как в мире, я
тогда мало ездил по миру.
— Празднование Дня
влюбленных с католической
религией не имеет ничего общего?
— Это языческая
традиция.
Из заявления
Консультативного совета
«Образование как механизм
формирования духовно-нравственной
культуры общества» при
Департаменте образования города
Москвы от 3.11.2004. |
Внимательное изучение
содержания «дня святого
Валентина» на основе анализа
пропагандистских материалов в
СМИ, сценариев проведения «дня
святого Валентина» в
общеобразовательных школах,
рекламных телевизионных роликов
позволяет оценить праздник как
безнравственный, более того –
аморальный. Этот «праздник»
является суррогатным,
искусственно навязан российскому
обществу, не имея никаких корней в
культуре русского или каких-либо
иных народов России. Праздник,
направленный на превращение
интимных чувств во всеобщее и
публичное действо, эксплуатирует
самые низменные чувства и
извращает само понятие любви.
Цель навязывания «Дня
святого Валентина» российскому
обществу так же совершенно
очевидна – это инициация и
развитие культа потребления
через развитие конкретного
сектора рынка – соответствующей
литературы, открыток-«валентинок»,
сувениров и другой атрибутики.
Есть и другой аспект
проблемы. Данный «праздник»
упорно навязывается россиянам
как часть мероприятий по
разрушению нашей страны,
обусловленному идеологией
глобализма. При этом упорно
игнорируются праздники, имеющие
глубокий православный смысл и
отражающие традиции русского
народа.
Проведение в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях
Российской Федерации мероприятий,
связанных с празднованием в той
или иной форме «дня святого
Валентина», является
навязыванием религиозного
праздника и представляет собой
форму навязывания учащимся
определенного религиозного (языческого)
мировоззрения, то есть формой
обучения религии. Проведение
общеобязательного праздника «день
святого Валентина» в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях
незаконно и нарушает права и
законные интересы учащихся и их
родителей (или лиц, их заменяющих).
Андрей Кураев:
«Святой Валентин – наш
православный святой» |
В средине февраля в
языческом Риме праздновались так
называемые «луперкалии». В
святилище, устроенном в пещере на
склоне Палатинского холма,
совершалось жертвоприношение.
Закланных животных свежевали и из
их шкур нарезали узкие ремни,
юноши- «луперки» подпоясывались
таким ремнем, зажимали в руках
связки остальных ремней, выбегали
нагими из пещеры и начинали
ритуальный бег вокруг
Палатинского холма, стегая
ремнями всех попадавшихся на их
пути. Считалось, что это дает
удачу в любви, делает счастливым
брак и гарантирует обильное
потомство.
Папа Геласий положил
конец празднованию луперкалий в
Риме, но все же, я боюсь, нет
документов, которые позволяли бы
утверждать, что «в 496 году папским
указом луперкалии
преобразованы в День всех
влюбленных, а Валентина,
отдавшего за любовь свою жизнь,
причислили к лику святых».
То, что святой Валентин
якобы тайно венчал влюбленных —
не более чем легенда: в те времена
просто еще не существовало
особого обряда церковного
венчания брака. Но, если люди
считают, что святой Валентин
был казнен потому, что
покровительствовал влюбленным и,
исходя из этой веры, молятся
ему о своих любимых — то, даже
если это представление
исторически недостоверно, все
равно святой Валентин и в
самом деле молится о них.
Понимаю, что большинство из тех,
кто празднует День святого
Валентина, именно молиться-то
Валентину и не помышляют… Но,
поскольку традиция эта в России
еще только-только зарождается,
она изменчива и пластична. Этот
праздник может быть светлым. Хотя
бы для некоторых людей, некоторых
пар. Для кого-то он останется
поводом к смакованию очередной
порции грязи. Но соотношение тех и
других зависит и от нашего
миссионерского усилия. Не
оставлять надо праздники в руках
язычников и лавочников, а
бороться за сохранение (или
возвращение) их христианского
смысла.
|