ПУТЬ ДУШИ
(главы из книги) |
Протоиерей Владимир МАНИЧЕВ
Продолжение. Начало см. в №№
10–11,
12 за 2006 г.,
3–4,
5 за 2007 г.
Благовещение Лк., 3 зач., гл, 24-38
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский,
называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова;
имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с
Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его
и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся,
Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и
наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему
Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во
веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это,
когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и
Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости
своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел
от Нее Ангел» (Лк. 1, 24-38).
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сыне
Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним
Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою» (Тропарь).
«С небесных кругов слетев Гавриил в Назарет, прииде к Деве Марии, вопия Ей:
радуйся заченши Сына,
Адама древнейшаго Творца веков и Избавителя, вопиющих Тебе: радуйся, Чистая»
(Стихира на хвалитех). «Начальник вышних сил, с небес в Назарет слетев, Деву
лобызает, радуйся глаголя, Колесница Чистая Божества: Тя от века Бог возлюби, в
жилище изволи, раб Владычень к Тебе пришельствуяй есмь вопити, родиши бо
Господа, и нетленна пребудеши»
(Стихира на стиховне).
Если мы вникнем в содержание Синаксаря, который предлагается отцами Церкви
накануне поста, то не сможем не заметить, что Церковь начинает утешать нас
именно Благой вестью. А ключевой мыслью события Благовещения Деве Марии являются
слова Небесного посланника: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего
осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». – «Се Раба
Господня; буди мне по слову твоему».
«Ты обрела благодать Божию всей Своей жизнью, полной добрых дел, – восклицает
святитель Андрей Критский,
– но более всего тремя из них. Во-первых, смирением, потому что смиренным дает
Господь Свою благодать. Во-вторых, чистотой Своей, потому что Чистейший по Своей
природе Бог хочет родиться от Чистой и Пречистой Девы. И наконец, своей
пламенной любовью к Нему, потому что Господь любит любящих Его и ищущим Его дает
благодать».
И именно благодать Святого Духа подводит нас к следующей ступени нашего
восхождения по лествице спасения.
Вход Господень в Иерусалим Ин., 39 зач., гл. 11
В Страстную седмицу входят два особых праздничных дня: Суббота святого и
праведного Лазаря, в которую воспоминается его воскрешение Господом Иисусом
Христом и Неделя Ваий (Вербное Воскресение), посвященное прославлению входа
Господня в Иерусалим на вольные страдания и смерть. Они составляют одно целое, и
действительно, в вечер Субботы святого Лазаря и на
утрени Ваий воспоминаются и прославляются одновременно события, легшие в
основание этих праздников. Как Всеицеляющий Врач души и тела, идет Христос ко
гробу «спящего» Лазаря, как и раньше к одру «спящей» девицы, дочери Иаира, и
пробуждает его. Это чудо Любви есть вместе с тем и знамение. Ибо полнота
воскресения наступит в последний день. Чудом Каны Галилейской начал Господь свое
служение и знамением воскресения Лазаря закончил его, для того, чтобы после
этого отдать Самого Себя в жертву, и осуществить во всей полноте брак с Церковью
и блаженство Воскресения, соединив их в одно. Потому звучит в этот день:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси
Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы яко отроцы победы знамение носяще, Тебе
победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»
(Тропарь).
«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше крест Твой глаголем:
благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних»
(Стихира на Господи воззвах).
Этим радостным приветствием мы готовимся встретить Христа Спасителя нашего,
грядущего во славе Своей в наше сердце – в Свой таинственный духовный Иерусалим.
И радуемся великой радостью, ибо благодать Святого Духа, которая собрала нас
сегодня, напоминает о том пути к Отцу, который Христос Своей смертью открывает
всем людям; пути, представляющем собой нисхождение в глубины человеческого «я»,
внедрение в историю Жизни, приносящей себя в жертву. И взоры наши обращены к
свету Того, Который грядет, «Который, – по слову епископа Феофана Затворника, –
явил нам Свою победу, явил ее тем, что умер на кресте и воскрес, и Который
воплотился для того, чтобы призвать нас к участию в Своей Божественной жизни и
показать, что страдание, крест есть единственный путь, ведущий к победе.
Но чтобы встретить Христа в своем сердце, чтобы стать храмом, вместилищем Духа
Божия, душа наша должна пройти вслед за Господом все ступени Его крестного
подвига, пока, наконец, ей не предлежат восхождение в духе на крест, а затем -
субботствование духовное, за которым последует и духовное воскресение во славе
Господа Иисуса».
Каждый истинный христианин желает пройти за Господом ступени Его крестного
подвига, желает следовать за Христом. Но как осуществить эту насущную
потребность жизни? Как пойти за Христом, когда Его телесно нет рядом с нами, и
мы, в отличие от апостолов, не можем внимать Его учению в непосредственном
общении с Ним?
Не многим из нас под силу проникновение в глубины Божественного Евангелия, и, к
сожалению, зачастую учение, осуществляющее наше спасение, используется как
прикрытие нашей духовной беспомощности. Редко кто, ощущая свою духовную нищету,
ставит себя на место евангельского страждущего и просит исцеления. Не многие
признаются себе в том, что духовная слепота и телесное расслабление свойственны
человеку; и что он в иные минуты похож на фарисея, мытаря и даже на Иуду. Но
если мы научимся восхищаться чудесами Христа, внимать словам Его с искренним
желанием духовного обновления, то Евангелие - эта Книга жизни - раскроется перед
нами во всей полноте и силе, научит нас, обновит, оживит и воскресит нашу душу.
Но для этого нужно разрешить проблему его правильного прочтения, преодолеть
страх сомнений в понимании Божественной Истины.
Многим кажется, что проще всего - отдаться Божиему промышлению, не мудрствуя
лукаво, смиренно выполнять христианский закон. Но это - кажущаяся простота, ибо
воле Божией было угодно послать Сына Своего на страдание и смерть, «дабы
всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,15). А
жизненный путь человека, как считает святитель Феофан Затворник, «проходит в
познании Креста (воли Божией), чтобы в конце своего жизненного пути человек смог
сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.
2, 19-20), - Истина, повелевающая нам стучаться, чтобы отворились двери, и
называющая «блаженными» всех алчущих и жаждущих правды». Дерзнем и мы
постучаться, чтобы отворили и нам.
«Был болен некто Лазарь из Вифании...» Всегда с этих строк мы начинаем
читать о чуде его воскрешения. Но проследим за мыслями, которые приходят порой и
пугают многих малоцерковных людей.
«Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен».
Как должен был поступить Иисус, Сын Отца Небесного, Который «так возлюбил
мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не
погиб...»? Естественно, если судить по нашей, земной, логике, - пойти и
исцелить болящего, тем более что ко Христу обращались за помощью те, кого Он
любил: «Иисус же любил Марфу, и сестру ее, и Лазаря» (Ин. 11,5).
Между тем Господь, вопреки нашим ожиданиям, «не пошел к Лазарю, а пробыл два
дня на том месте, где находился» (Ин. 11,6), и Лазарь умер, не дождавшись
помощи Иисуса.
Почему, вопрошаем мы недоуменно. Чем оправдать эту медлительность? Разве в этом
заключается милосердие Божие к Своим возлюбленным чадам?
«Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали»,
- говорит Иисус (Ин. 11, 15). Какое, на первый взгляд, ужасное противоречие
звучит в этих словах: любящим Сына Своего Бог обещает жизнь вечную, но Лазарь
умер, а Иисус Христос, Сын Божий, радуется.
Как же быть тем, кто считает Евангелие отражением своей души? Если и нам
придется умереть, и мы умрем в сомнении? Что нам с того, что мы узнаем о
воскресении Лазаря? Воскресит ли нас Господь?..
Здесь вступает в силу то, что, по мнению некоторых, называется «лукавым
мудрованием», но что есть стремление углубиться в понимание истины.
Да, именно радость испытывает Спаситель - «радуюсь за вас», - но радость
не о смерти друга, а о том, что Его не было там, дабы ученики уверовали. «Но
пойдем к нему», - зовет Господь,- к Лазарю, за разрешением тайны нашего
обновления.
«Я свет миру» (Ин. 8,12), - говорит Он. Не здесь ли следует искать ответ?
Свет - это ощущение радости общения с Богом, и «не двенадцать ли часов во
дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего» (Ин.
11,9). «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14,6). «А кто ходит
ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин. 11, 10). Иуда Искариот
вышел с Тайной Вечери с намерением предать Христа, и «была ночь», -
подчеркивает евангелист Иоанн (Ин.13, 30). Иуда ходил «во тьме», для него
уже наступила духовная смерть, потому что он намеренно отдалился от Христа. И мы
не случайно вспомнили об Иуде Искариоте, ибо смерть его вплотную подводит нас к
пониманию смерти Лазаря, и, вместе с тем, к причине умирания нашей души.
Если мы понимаем, что намеренное отдаление от Христа влечет за собой смерть
(Иуда пошел и удавился), то становится понятным, чему хотел научить нас Господь:
«Я радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали». Во что? - в
то, что «если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», - отвечает Спаситель
устами Марфы.
Много тайн приоткрывает Христос ищущим правды. Это и милосердие Божие к нам,
грешным, ходатайство за нас перед Отцом: «чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе
Бог» (Ин. 11,22) это и предостережение от ропота на Него, когда мы
переживаем телесное умирание наших ближних, не имея силы воскресить их. Но
основная мысль все-таки не в этом.
«Господи! если бы ТЫ БЫЛ ЗДЕСЬ, не умер бы брат мой».
Чтобы воскресить Лазаря, Иисус пришел к нему. То есть где Бог- там жизнь. Что же
остается нам? Выходит, все мы обречены на гибель, ведь с нами нет Христа во
плоти, Он не возьмет апостолов и не придет к нам, как во времена Своей земной
жизни. Выходит, нам остается ожидать смерти и надеяться, что «воскреснем в
воскресение в последний день» (Ин. 11, 24)? Или Спаситель хотел сказать о
чем-то другом, и воскрешение Лазаря напоминает о нашей душе, умирающей от
отсутствия общения с Богом?
«Я семь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий
живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему!» - вопрошает нас
Господь (Ин. 11, 25—26). Как бы мы ни стремились, мы никогда не сможем
оказаться рядом со Христом во плоти. Если бы это было возможным, Он не призывал
бы нас к поклонению Отцу «в духе и истине». И потому, каждое евангельское
событие, каждый шаг Христа должно понимать духовно, как отражение происходящего
в нашей собственной душе. И отрешение Фомы (Близнеца), «похожего на нас»; и
упрек Марфы (по-арамейски - госпожа) - души, господствующей над телом, и
воскрешение Лазаря - это все наша душа в разных ее проявлениях в отсутствии Бога
- изначального динамизма, энергии и радости, получаемых от духовного общения с
Ним.
«Настанет время и НАСТАЛО УЖЕ, когда мертвые услышат глас Сына Божия и,
услышавши ОЖИВУТ» (Ин. 5,25). Какой глас? Не призыв ли к обновлению
{«Лазаре, гряди вон»), не призыв ли к любви, радости, утешению; к истинному
поклонению Отцу?
«Если любите Меня, - утверждает Христос, - соблюдите заповеди и Я умолю Отца,
и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Не
оставлю вас сиротами, приду к вам» (Ин. 14, 15-18). Только «молитесь, да
не внидите в напасть». Такого общения должно искать со Христом - не
историческим, но эзотерическим, источником всякой истины, святости и
благочестия.
«Настанет время и НАСТАЛО УЖЕ, когда истинные поклонники будут поклоняться
Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе» (Ин. 4,23). Хотя
нет с нами Христа во плоти, мы должны общаться с Ним в духе, - искать Его в
Таинстве Покаяния, обретать в Евхаристии, поддерживать общение с Ним в молитве,
не терять в смирении. И каждый год в этот радостный день таинственно встречаться
с Ним, сохраняя в своем сердце истинное «знамение победы», радостно
восклицать: "благословен Грядый во имя Господне".
Ибо когда мы забываем о поклонении в «духе», когда наше обращение к Богу
называется не беседой с Ним, а молитвенным правилом; когда наша церковная жизнь
ограничивается только знанием Устава, а познание Евангелия только запоминанием
цитат, то не думаем ли мы «о том, что человеческое», забывая о Божием, не
подвергаемся ли опасности вновь распять Христа, подобно фарисеям, знающим Закон?
Ведь страсти Христовы - не простой исторический случай, имевший место много
веков назад, но событие, возобновляющееся непрестанно в поступках грешников.
«Согрешающий распинает Христа заново. Мы распинаем Его нашими злыми, нечистыми и
беззаконными действиями. Мы поклоняемся Пречистому Лику, но попираем ногами Его
драгоценную кровь, от чего жертва Его становится бесплодной. Поклоняемся Христу,
и в то же время бьем Его, когда вводим в гнев ближнего. Молимся Христу, и в то
же время плюем на Него, если осуждаем или оскорбляем ближнего. Согрешающий
участвует в темном деле врагов Христа», - говорит святой Димитрий Ростовский.
А согрешающие - это все мы. Ибо «нет человека, который жив будет и не
согрешит». И хотя прискорбно для нас сознание своей греховности, но и
спасительно:
«Чертог Твой вижду, Спасе Мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь;
просвети одеяние души моея, светодавче, и спаси мя».
«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою
будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12,28)
«Братолюбие [между вами] да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через
него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы
и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех
[да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте
нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю
тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не
убоюсь: что сделает мне человек? Поминайте наставников ваших, которые
проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере
их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13,1-8).
Продолжение следует.