Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ЧЕЛОВЕК И ЦЕРКОВЬ

ПУТЬ ДУШИ (главы из книги)

Продолжение.
Начало в № 10-11 за 2006 г.

Протоиерей Владимир МАНИЧЕВ

В прошлый раз мы говорили о том, что святая Церковь может сделать и делает для спасения человека, если он лишь раз в год приходит в храм для причащения Святых Христовых Таин и говеет перед этим, предположим, на Первой седмице Великого поста. Теперь посмотрим на примере Пятидесятницы, о чем может поведать Церковь тем, кто посещает богослужения по воскресным дням.

Говоря о неделях святой Пятидесятницы, нельзя также оставить без внимания среду Преполовения и Родительскую Троицкую субботу.


Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был [тут] с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20.19-30).

Мы еще продолжаем приветствовать друг друга радостным целованием «Христос Воскресе»; еще не остыли в нас впечатления от Пасхальной ночи; еще жива радость о Воскресшем Христе….. А Церковь - наша заботливая мать -уже предостерегает нас от грядущих падений.

Всем вразумляет нас святая Церковь: благолепием храмов, торжественностью богослужений, мудростью учителей, а главное, словом - словом Божественного Евангелия. Эта Книга явилась для нас изумительным отражением человеческой души во всех ее проявлениях. Она и теперь остается единственным источником чистоты и света, следуя за которым, мы «не будем ходить во тьме, но будем иметь свет жизни». И посему, каждое слово этой Книги должно быть для нас сокровищем, будь то описание Христовых чудес или незначительных, на наш взгляд, бытовых подробностей, или же указание на время, которое часто встречается в Евангелии. Все эти символы - ступени духовности, и наша задача - подняться по ним, неотступно следуя за Христом по тропам духовной жизни.

О чем сегодня напоминает святая Церковь, на чем делает акцент, предлагая нам Божественное Благовестие?
Само название недели -«Анти пасха» - несет в себе совершенно определенную смысловую нагрузку. Значит, тексты Евангелия и богослужения, звучащие в этот день, должны сообщить нам о тех свойствах нашей души, которые полностью противоположны замыслу о нашем спасении.

Что же это за свойства?

«…двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев» - то есть, во-первых, это - страх, который противоположен любви и, во-вторых, - привязанность более к материальному, нежели к духовному: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти-то, чуждые Богу свойства и являются основным препятствием для богообщения.

«Человеколюбче, велие и бесприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како воплотился еси; како распялся еси безгрешнее; но вразуми ны яко Фому вопити Тебе: Господь мой и Бог мой, слава Тебе» (Стихира Литии).

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен мироносиц

Мк., 69 зач.,Гл.15,43;16,8

Сегодня святая Церковь показывает нам, что может произойти с душой, подверженной влиянию материального мира, и для этого даже делает исключение в ряде евангельских чтений. С первого дня Святой Пасхи и до самого Духова дня читается Евангелие от Иоанна, - сейчас же мы слышим Евангелие от Марка. Почему, что хочет сказать этим наша заботливая мать?

О событии славного Воскресения Господа Иисуса Христа можно было бы прочесть у Матфея, в писании которого мироносицы, узнав от ангела о Его воскресении, «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28, 8-9). Или у Иоанна, где воскресший Христос явился Марии Магдалине; когда же она узнала Его, Иисус сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20,17). Но Церковь благоизволила напомнить нам о трепете и ужасе мироносиц.

Если не учитывать опыта Церкви, то все происходящее являет собой сплошное противоречие. У одного евангелиста мы читаем, что Христос позволяет к Себе прикасаться, у другого - не позволяет. У Матфея мироносицы «со страхом и радостью побежали возвестить ученикам»о Воскресении; у Марка - «никому ничего не сказали, потому что боялись». А всегда ли мы одинаково реагируем на обличения совести? Не стараемся ли иногда в страхе перед общественным мнением скрыть свое истинное, пока еще мало приятное, лицо?

«Со страхом приидоша жены на гроб, ароматы тело Твое помазати тщащияся: и сие не обретшее, недоумевахуся друга ко друзей, не ведуще воскресения. Но предста им ангел, и рече: воскресе Христос, даруя нам велию милость» (Стихира Литии).

Святая Церковь сочла необходимым напомнить именно о страхе. Мы же должны знать, что «в совершенной любви нет страха», и что «боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4,18). Но также должно знать и то, что пробуждение совести предполагает два пути: в покаянии - к Жизни и в самобичевании - к смерти.

Чем же мы оскорбляем нашу совесть? В Евангелии как будто все очевидно: мы узнаем из этой книги о поведении фарисеев, саддукеев, Ирода, Пилата; мы наблюдаем, как порой поступали неразумные ученики Христа. Читая эту великую Книгу, мы даже становимся свидетелями предательства и смерти Иисуса. Но если Христос - это совесть, освящающая путь и, через очищение сердца, приближающая нас к Богу, значит, Петр, Иуда и все остальные евангельские лица отражаются в нас- гордостью, тщеславием, малодушием, сребролюбием… И потому «не обманывайтесь, - напоминает апостол, - ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9-10).

Не случайно поэтому святая Церковь напоминает о страхе, связанном с обличением совести, не забывая, вместе с тем, оставить вехи, на которые можно ориентироваться на путях к спасению, оставить нам надежду. И не случайно именно в эту неделю она напомнила нам о возможности сделать другой выбор.

«Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове закрыв положи: но тридневен воскресл еси Господи, подая мирови велию милость» (Тропарь Праздника).

«Вемы, о благообразный Иосифе тебе яко херувимскую колесницу, Царя Христа на раму своею понесша, и со креста снемша, ублажаем руце твои, и очи божествен-нии: почитаем длани твоя, имиже Солнца Слова и Бога, на гроб нося положил еси. Темже и память твою любовию почитаем» (Стихира на Господи воззвах).

Какхотелосьбы руководствоваться на пути ко спасению советами нашей заботливой матери, ведь она продолжает любить нас даже малоприятных, неустанно напоминая о вечности.

«Иосифа благообразного, ревнителя благочестия, советника и ученика, с мироносицами почтим, и апостолами, зовуще с ними, и верно воспевающе Спасово Воскресение» (4 Песня Канона).

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Ин. 14 зач., Гл. 5,1-15

В первую седмицу по Пасхе святая Церковь через неверие Фомы подтвердила, что Христос «воистину воскрес». В неделю мироносиц - напомнила о страхе, как следствии недостатка любви. И теперь, повествуя о расслабленном, раскрывает перед нами природу нашей душевной немощи.

«Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: Щедрый, слава Христе державе Твоей» (Кондак Праздника).

Ходя по Палестине, Христос чаще всего творил чудеса по субботам. И вновь именно в субботу Он исцеляет расслабленного в Иерусалимском храме. Фарисеи и книжники, упрекая Христа за нарушение субботы, вместе с тем постоянно ожидали от Него чудес (вспомним об исцелении сына капернаумского царедворца). Почему же теперь они в очередной раз соблазнились?

Мы выяснили, что основная причина наших страхов и душевного расслабления - в отсутствии любви. Необходимо также понять, почему все чудеса с исцелениями Христос совершал именно в субботы? Почему, говоря «не нарушить пришел Я, но исполнить», Он все время видимо вступал в противоречие с законом? Не является л и и сама суббота, вернее, отношение к ней, причиной расслабления?

Почему, правильно построив форму внешнего благочестия (посещая храмы, соблюдая посты, читая духовные книги), мы все-таки не всегда чувствуем в себе силы твердо ходить по волнам моря житейского? Не является ли это внешнее следование заповедям одной из причин нашей духовной немощи?

«Всякий пребывающий [во Христе] не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин. 3, 6) - так утверждает а постол любви. А можем ли мы сказать о себе, что не имеем греха? Христос заставлял ходить хромых, видеть слепых, слышать глухих и воскрешал умерших; при этом говорил: «Дела, которые Я творю, и вы сотворите, и больше сих сотворите». Но творим ли мы дела, подобные его делам? Действия Христа призывают задуматься о правильности, истинности поклонения Богу. Ибо мы часто забываем - каких поклонников Господь ищет Себе (Ин. 4, 23). Посему мы обязаны каждое свое действие, каждую молитву, обращенную к Богу, осмысливать, наполнять содержанием. Приходя в церковь, должны составить из себя тело Христово; идя на исповедь - помнить, что нам предстоит затем встреча с Богом в Таинстве Причащения. Какой она будет, эта встреча?.. Любое наше действие должно наполняться желанием прочесть «безвестную и тайную премудрость», которая, по мнению Псалмопевца, дается за любовь к Истине. И в особенности это касается чтения Благой Христовой Вести. Мы не просто обязаны внимать словам и событиям, происшедшим две тысячи лет назад, а должны выяснить для себя - как эти слова и события отражаются в нашей душе, в нашем сердце. Не походим ли мы на евангельского расслабленного и не надеемся ли «на князи, на сыны человеческия» больше, нежели на Бога?

Нет, мы должны идти в церковь не затем только, чтобы научиться жить лишь внешне благочестиво, а для того, чтобы еще больше настроить внимание своего сердца к восприятию Истины, ибо «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Во Христе же мы должны видеть ту величайшую добродетель, которой нам всем недостает, и лишившись которой, мы и окажемся на одре вместе с евангельским расслабленным.

Не внешняя форма, не суббота должна быть основой нашей жизни, ибо «суббота для человека», - а жизнь во Христе. Потому и в Благовестии мы должны видеть не учение и букву, а Христа в Его подвиге общественного служения - нашу душу, освященную любовью. Чтобы в чтении этой Книги мы ощутили настоящую внутреннюю потребность и,читая, преображались изнутри.

Среда 4-й седмицы по Пасхе Преполовение Пятидесятницы

(Ин. 26 зач., Гл. 7,14-30) Учение Иисуса в храме

Мы должны прислушиваться к голосу Церкви не только затем, чтобы убедиться в истинности ее слов, но и чтобы, узнав о существовании Истины, сделать правильный шаг к разрешению проблемы взаимоотношений, возникающей от желания измениться и обожиться.

Божия Матерь узнается в нас чистой и непорочной формой («Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева…», «храм и дверь еси, палата и престол Царев…»), Христос отражен в нашей совести, «которая не ищет воли своей, но воли Пославшего... Отца».

И поэтому, слыша проповедь, произнесенную в Иерусалимском храме, когда «в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?», - слова Его не должны приводить нас в недоумение. Ибо Христос, будучи голосом нашей совести, является одновременно и голосом Божиим, напоминающим: «Мое учение - не Мое, но пославшего Меня». Наоборот, кто прислушивается к этому голосу, «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно...», тот окажется способным наполнить свое благочестие содержанием.

К сожалению, мы, сегодняшние, ничем не отличаемся от тех, к кому были обращены слова Христа: «Не дал ли вам Моисей закон? и никто из вас не поступает по закону». Да, закон велик и богодухновенен. Но если и здесь забудем, «что конец закона - Христос» (Рим.10, 4); если будем «судить по наружности, но не судом праведным», то не вправе будем сказать о себе: «Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня», - наоборот, все силы нашего ума будут направлены на усыпление собственной совести... Но это, как мы уже видели, нам не под силу: «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что не пришел час Его».

Да, содержание часто ускользает от нас, и мы больше доверяем форме, даже не всегда считая для себя необходимым осмысливать ее. Но если «Бог есть любовь», а Христос - венец закона, как же мы должны решать тогда вечную проблему взаимоотношений с Богом и между собой? Так ли, как решали ее Иудеи («за что ищете убить Меня»), или все же как-то по-иному?

Мы еще будем, если благословит Господь, двигаться за Христом по страницам Благовестия и будем размышлять над этим. А пока вопрос об исполнении вечно новой заповеди любви остается открытым...

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Ин. 12 зач., Гл.4,5-42.

Предыдущая среда 4-й седмицы по Пасхе поделила святую Пятидесятницу пополам. Церковь даже особо отметила этот день, назвав его Преполовением Пятидесятницы, и вспоминала о нем целых семь дней, охватив, тем самым, этим событием сразу две седмицы: предыдущую - «о расслабленном» и нынешнюю - «о самаряныне».

Почему, все-таки, Христос, как правило, исцелял именно в субботу? Чтобы нам стали понятны Его действия, Церковь вчера, в очередную субботу, напомнила нам диалог Иисуса с Иудеями. Итак, как поступали Иудеи, дерзающие утверждать, что спасение исходит от них?

«Когда Он говорил, многие уверовал и в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,30-32).

Примерно те же слова услышала и Самарянка, которой Христос сказал: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14).

Эта женщина, не дерзнувшая бы первой начать разговор со знающим закон, хотя и грешила, по-видимому, по слабости человеческой, но внутренне все-таки не утратила способности слышать истину: «господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4,15).

А как же отреагировали Иудеи? Услышав Истину, «Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Ин.8,33).

енщина-самарянка, почувствовав нечто важное для себя, не противоречила Христу, не подчеркивала, что ее родословие ведет свое начало от патриарха Иакова, а только спросила: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова?» - Иудеи же противопоставили словам Христа именно свою принадлежность к семени Авраама.

Если Самарянка, услышав не понятные ей слова: «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе», - сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И когда услышала: «Это Я, Который говорю с тобою», «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин.4, 23-26, 28-30).

Как же поступили Иудеи, ко гда усл ы ша л и: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш»? - «...взяли каменья, чтобы бросить на Него» (Ин.8, 54,59). Вот где отчетливо видна разница между внешним и внутренним благочестием.

Неслучайно именно в Преполовение Пятидесятницы, когда мы уже встретили воскресшего Христа, но еще ожидаем сошествия Святаго Духа, Церковь предоставила нам возможность, сравнивая, определиться в пути. Закон как форма внешнего благочестия помешал почувствовать во Христе Мессию: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8, 37). То есть Христос, видимо нарушая закон, как раз и призывал осмыслить его.

«Едино дело показах вам, и вси уже дивитеся, взываше иудеом Христос. Вы обрезуете и в субботу человека, рече: мене же что оклеветаете прочее, воздвигшаго словом расслабленнаго» (4П.К.).

«Дела сотворих многая, и коего ради дела камением биете мя, иудеом Христос обличая взываше; еда зане человека здрава всего словом сотворих: не судите на лице человецы» (Там же).

Преполовение праздника напоминает также о силе, которая «сделается в нас источником воды, текущей в жизнь вечную». «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами...» (Тропарь праздника).

Взирая на подвиг общественного служения Христа, прежде всего мы должны видеть в Нем Сына Божия, ибо кто «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это [дух] антихриста» (1 Ин. 4, 3). Но, исповедуя Его, не должно забывать (как забыли фарисеи и книжники), что жизнь Церкви, которая формировалась в продолжение двух тысяч лет, настолько глубока по содержанию, что, если мы вдумаемся в каждое ее действие, осмыслим каждый сделанный ею намек, то обязательно преобразимся изнутри.

Не случайно в неделю «о расслабленном» святая Церковь и на наше слабое вопрошание: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Ин. 5,7) - ответила словами божественного Псалмопевца: «Не надейтесь на князи,на сыны человеческия, в нихбо несть спасения» (Пс. 145, 3). И, в то же время, в нынешнюю неделю «о самаряныне» она противопоставила духовному расслаблению, прячущемуся под формой внешнего благочестия, внутреннее сердечное поклонение Богу.

«Верою пришедшее на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившия обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная» (Кондак Праздника).

И все-таки, как премудро Церковь устраивает домостроительство нашего спасения! Если мы будем внимательнее к ее голосу, и вместе с ней будем идти за Христом, то тогда слепота, о которой Церковь также вскоре напомнит нам, нас не поразит.

Неделя 6-я, о слепом

Ин. 34 зач., Гл.9,1-38

Если внимательно следить за подвигом общественного служения Христа, нельзя не заметить, что каждым своим действием Он призывал к выполнению величайшей заповеди - послушанию. Еще в Кане Галилейской, когда Он претворял воду в вино, Матерь Божия, так мало вообще говорившая, «сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5), - понимая, что послушание Ему является началом чуда преображения души.

Говоря Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 27); повелевая расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8); предостерегая Марию Магдалину: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17), - во всех этих случаях Иисус Христос призывал выполнить послушание.

И слепому, после того, как, плюнув на землю, сделав брение и помазав ему глаза, Христос сказал: «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 7), - что предполагало послушание Истине. Той Божественной Истине, которая, в образе Сына Человеческого, проповедовала: «приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6,35), - и подчеркивала Свое божественное происхождение без боязни быть побитой камнями: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш» (Ин. 8,54); «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8, 58); «Я и Отец - одно» (Ин.10, 30).

Когда изверившиеся, ослепленные своими мнимыми знаниями фарисеи выгнали слепорожденного вон, «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9, 35-38).

Очень о многом пытается сказать нам святая Церковь в связи с исцелением слепорожденного. Это и отношение родителей к своим детям, и освящение прочно установившейся системы взаимоотношений ветхозаветной Церкви («некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы»). Но главное, Церковь, указывая этими примерами на причины нашего духовного ослепления, призывает нас, прежде всего, любить Истину.

«Правды солнце мысленное Христе Боже, из утробы света лишенного, Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду, и наши очи душевныя озарившее, сыны дне покажи, да верою вопием Ти: многое Твое и неизреченное, еже на нас благоутробие, Человеколюбче, слава Тебе».

Продолжение следует




Яндекс.Метрика

На главную страницу