Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ЧЕЛОВЕК И ЦЕРКОВЬ

ПУТЬ ДУШИ
(главы из книги)

Протоиерей Владимир МАНИЧЕВ

Сегодня мы продолжаем наш разговор о том, что же может услышать на богослужении человек, который приходит в храм только по воскресным дням, и иллюстрируем это на примере Недель по Пятидесятнице.

Продолжение. Начало в №№ 10-12 за 2006 г.

Вознесение Господне

Лк. 114 зач., Гл. 24, 36-53

«Тако глаголет Господь: будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версех гор, и вознесется превыше холмов, и приидут на ню вси языцы. И пойдут мнози и рекут: приидите взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему» (Ис. 2, 3).

Исполнилось пророчество, которое еще за семьсот лет до рождения Христа произнес великий ветхозаветный пророк Исаия. Явлена гора Господня и дом Божий на вершинах гор... И настали последние дни, когда возвестил нам Господь путь Свой, по которому должны пройти верующие в Него и любящие Его. Ныне «вознесся Господь превыше холмов», сотворив «радость учеником Своим». Ничто не может быть выше этих дней.

До Вознесения Господня люди не имели пути в горнее. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Угоден Богу был Ной, праведны были Авраам, Исаак, Иаков. Непорочны и целомудренны были Иосиф Прекрасный и Моисей, проведший Израиль по дну через Чермное море. Святы были Иисус Навин, остановивший солнце и Даниил, муж духовных желаний, заградивший уста львов, и три отрока, угасившие молитвой печь вавилонскую, и многие великие пророки. Однако никто из них до Христа не мог взойти на Небо и даже не думал о том, возможно ли это для людей, пока, наконец, не прозвучал призыв пророка Исаии: «придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его».

Вслед за Господом на Небеса взошли низведенные из ада души святых праотцев и пророков, апостолы, святители, мученики и исповедники. По стопам Христовым доныне восходят достойные и праведные люди, потому что Он, Который возвел в прежнее достоинство человеческую природу, освободив ее от власти диавола, сказал о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

«Вы же свидетели сему, – говорит Господь в Евангелии от Луки, обращаясь к Своим ближайшим ученикам, а через них – к нам с вами,– и Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыФше… и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24, 48).

Нет сегодня с нами Господа во плоти. Но не оставил Он нас Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами, но, как говорится в кондаке празднику, «никакоже отлучаяся пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и Любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Кондак праздника).

Суббота 6-й седмицы по Пасхе

Ин. 48 зач., Гл.14, 10-21

Молитва во имя Иисуса Обетование Духа Святаго

Мы привыкли к тому, что по субботам святая Церковь сообщает о чем-то особенно важном. В субботы Великого поста она напоминала о тех наших недостатках, что явились причиной смерти Христа в нашем сердце. В субботы святой Пятидесятницы речь шла также о недостатках, но таких, причиной которых является наше неразумие: например, о надежде «на князи и сыны человеческия», то есть на некую внешнюю, не Божью помощь. О чем же сегодня хочет поведать нам наша заботливая Мать?

Представим себе входящим в храм человека, который живет по законам мира сего. Что Церковь может сегодня ему сказать? И как она должна говорить, если предполагает достучаться до его сердца? Для этого обязательно нужно знать, к чему стремится каждый из нас, и почему иной раз возникает необъяснимая потребность посетить храм.

Все люди нуждаются в ощущении мира в душе. Но каждый понимает под этим что-то свое. Для кого-то понятие душевного мира непременно связано с материальным благополучием. И это вполне объяснимо, даже Христос, объясняя ученикам смысл притчи о плевелах на поле, говорил: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин…» (Мф. 13, 44-45).

Но если и есть у таких людей в душе радость, то она очень недолговечна, потому что постоянно омрачается боязнью потерять приобретенное. А мы уже знаем, что «боящийся не совершенен в любви» (1Ин. 4, 18), значит, он не имеет и того истинного мира, к которому призывает Христос. Тогда в чем же выражается истинная природа нашего спокойствия?

Почти в каждом евангельском зачале Христос подчеркивает Свое неземное происхождение, говорит о Своей божественной природе, чтобы и мы, будучи ее носителями, видели в Нем единственный непреходящий источник радости и внутреннего мира: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).

Наше стремление к радости должно отождествляться с Крестом Господним, со смиренным перенесением тягот жизни. Содержание же ее выражается в присутствии в сердце благодати Святаго Духа, которая приобретается в тяжком подвиге самоотречения и желания исполнять заповеди Божии. И тогда, говорит Христос, «не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин. 14, 18).

Пятница 7-й седмицы по Пасхе

Ин. 57 зач., Гл.17, 18-26

Отдание Вознесения

Молитва о Церкви

Когда святая Церковь готовила нас к Великому посту, делая отступления в евангельских чтениях и вновь возвращаясь к событиям уже известным, она подводила нас тогда к родительской Вселенской субботе, к 68-му зачалу от Марка, в котором говорится о страданиях и смерти Христа. Тогда нам необходимо было узнать о том, Кто умирает в нашем сердце, если мы забываем о добродетели.

Вот и сейчас, заканчивая чтение Евангелия от Иоанна, теперь уже накануне Троицкой родительской субботы, приуготовляя наше сердце к сошествию Святаго Духа, святая Церковь хочет сообщить нам что-то очень важное, без чего нельзя будет встретиться с Богом. В этот день мы слышим молитву Самого Первосвященника, обращенную к Отцу, в которой Христос предстает перед нами во всем Своем величии: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир; И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17, 18—20).

Как важно для нас услышать эти слова! Нет с нами Христа во плоти, мы не ходили за Ним по Палестине и не были Ему сомолитвенниками. Но внимаем Христу и тем, кого Он послал «научить все народы», и веруем в Пославшего Его. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино...»

Как же мы, такие разные, не похожие друг на друга, сможем ощутить это единство? Думается, только во Христе, только любя. Ибо только любящее сердце может внимать словам: «Да уверует мир, что Ты послал Меня».

Не напрасно мы ежедневно молимся: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый», – ибо чаем встретиться с Богом. И потому нам так необходимо именно сейчас, в преддверии сошествия Святаго Духа, услышать:

«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Только бы нам оказаться среди тех, кого Господь «предузнал и предопределил [быть] подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29).

«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них».

Суббота 7-й седмицы по Пасхе

Троицкая родительская суббота

Ин. 67 зач., Гл.21, 15-25

Ин. 16 зач., Гл.5, 24-30

Нынешняя суббота является преддверием святой Пятидесятницы. Подходит к концу период очень долгого ожидания Утешителя. Пятьдесят дней святая Церковь не благословляла произносить молитву Святому Духу. И наконец вечером, во время служения праздничного Всенощного бдения, после смиренного запева хора «не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене», вновь зазвучит так долго ожидаемое: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Если бы мы умели понимать язык Церкви, то заметили бы необычность этого субботнего дня.

В среду 6-й седмицы по Пасхе совершалось отдание праздника Пасхи. Этот день одновременно являлся и кануном празднования Вознесения Господня. Не было никакого промежутка между этими двумя великими событиями. Вознесение праздновалось Церковью восемь дней, а на девятый день, в пятницу 7-й седмицы по Пасхе, состоялось отдание этого великого праздника.

Сошествие Святаго Духа на апостолов совершилось на десятый день после Вознесения. И странно, что Церковь, вместо ожидаемых десяти дней, определила только девять, почему-то особо выделив один, субботний, день. Почему же нет промежутка по отдании Пасхи?

В нынешнюю субботу за Божественной литургией после причащения Святых Христовых Таин и восторженного возгласа священника: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», поется тропарь, который звучит в этом месте единожды в год: «Глубиною мудрости, Человеколюбче, вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю...». Тем самым подчеркивается, что сегодня мы должны получить ответ на какой-то важный вопрос, без которого нельзя достойно встретить день сошествия благодати Святаго Духа в наши сердца. Так что же хочет сказать нам святая Церковь?

Шестьдесят седьмое зачало от Иоанна – последнее в ряду его евангельских зачал; с Духова дня мы начнем книгу апостола и евангелиста Матфея. Оно сообщает нам, Кто есть Бог; как по-настоящему можно ощутить Его и чем Он отзывается в нас. Некогда Христос назвал Петра камнем – основанием нашей веры: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И как же, если не любовью, должно откликнуться наше основание на вопрошание Бога: «Любиши ли Мя»? – «Ей, Господи, люблю Тя». Вот что хотела поведать наша заботливая Мать, вот ради чего мы так подолгу терпим лишения и скорби. И это еще не все.

Сегодня, в родительскую Вселенскую субботу, день поминовения усопших, звучат слова, которые рано или поздно коснутся каждого из нас: «Истинно, истинно, – говорит Христос, – наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5, 25). В этот день мы должны прочувствовать «плотскость», мертвенность, земное начало своего естества, невозможность самостоятельно приблизиться к Богу. «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осужденuя» (Ин. 5, 29).

Что же является злом для нас, что имел в виду Христос, когда говорил: «Не дивитесь сему… Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, [так и сужу], и суд Мой праведен» (Ин. 5, 29—30)? Мы уже знаем, что Его суд – это голос нашей совести, который нельзя заставить замолчать. Если она оскорблена, то обязательно осудит и осудит праведно, ибо не ищет «своего», но «воли Пославшего». Когда мы слышим ее голос, должны спросить себя: какое же зло ведет к воскресению осуждения? И выяснится что это – отсутствие любви.

Вот он, день сегодняшний! Потому-то он и особенный, потому и выделен Церковью. И именно в этот день мы обязаны молиться об умерших. Ибо если эта молитва совершается с любовью, то она напоминает о всеобщем воскресении и дает дерзновение надеяться на «воскресение жизни».

Кто-то сказал: «Со смертью последнего родственника зарастает могила». Эти слова не должны относиться к христианину. Если мы вместе с Церковью молимся не только за своих близких, но и «о всех от века усопших православных христианах», то можем надеяться, что и после смерти, даже если не останется никого из знавших нас, Церковь нас не забудет – это еще одна особенность нынешней субботы.

От этой мудрости нашей любящей заботливой Матери в очередной раз охватывает благоговейный трепет. И если мы научимся разуметь «неизреченные глаголы Божии», преподаваемые ею, тогда нам станет понятно и многое другое. Возможно, мы научимся формулировать, облекать в словесную оболочку вопросы, каждодневно выставляемые жизнью, и за разрешением их обращаться к ней. Если же мы с любовью вместе с нею продолжим годовой круг евангельских чтений, то истина, сокрытая в этой Книге, позволит нам прийти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

Праздник святой Пятидесятницы (Троица)

Деян., 3 зач. 2, 1-11.

Святая Церковь, наконец, приблизила нас к событию, призывающему каждого подвести итог своей жизни.

Долго готовила она нас к этому дню: три подготовительных недели перед Великим постом; семь недель Великого поста, семь недель святой Пятидесятницы – более ста дней. А теперь подвела к порогу, у которого мы еще раз должны будем спросить себя: что же все-таки явилось причиной потери рая, посредством чего мы сможем вернуться в Эдем; и как ощутить присутствие Бога в сердце?

Молитвой, которую мы так долго не решались произнести за послушание Церкви, и которая должна была прозвучать как радостный гимн души, она напоминает о величайшей добродетели, помогающей отыскать в своем сердце Бога.

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Все эти вопрошания – «прииди», «вселися, «очисти» – напоминают о наших недостатках и воскрешают в нас чувства и мысли, которые неведомы были нашим прародителям, лишившимся общения с Богом.

В продолжение всего стодневного периода святая Церковь обращала наш взор на еще более долгий и многотрудный путь человечества. Книга Бытия, книга Исход, книги Судей и Пророков – вся история грешного Адама прошла перед нами. Мы многое узнали о достоинствах и недостатках человека, услышали о любви – той самой величайшей добродетели, способной приблизить нас к Богу. Но не многие оказались способными на нее. Единственно, на что нас еще хватает – это побуждение себя к любви и внутреннее несогласие со свойственными человеку пороками. Но что же тогда воскресит в нас Бога?

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1—4). И когда произнес Петр свою замечательную проповедь, после которой слушающие его «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 37—38).

Вся жизнь человека направлена на то, чтобы воспроизвести, воскресить в себе чувство вины по отношению к Богу и вернуться к общению с Ним. Поэтому на протяжении всей человеческой истории всегда появлялись люди, которые неустанно напоминали об истине – «встряхивали» душу грешного немощного человека. С этой целью приходил и Христос «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). И об этом святая Церковь не забыла напомнить. Но хочется произнести еще одно слово, которое, собственно, и воскрешает Бога в нашем сердце.

Мы привыкли к тому, что годовые Господские праздники связаны с духовным восторгом верующего люда, и слово с амвона, произносимое в этот день, должно предполагать Петрову силу, способную потрясти тысячи. Но готовы ли мы произнести это слово, произнести со властью? Мы, конечно, радуемся. И как не радоваться, когда сердца касается благодать Святаго Духа! Но «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 8). Что же делать, когда покинет нас Дух, какие слова смогут вернуть его?

Ни Петр, трижды отрекшийся от Христа, ни Иуда, предавший Его, не произносили этих слов. Но когда они звучат, мы видим совершенно определенную реакцию Христа: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 28), или: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

«Помuлуй меня, Сыне Давидов», «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» – вот эти спасительные слова. Как же они отражаются в нас? – «Прости меня, Господи! Я виноват, я еще не могу быть хорошим, но мне так этого хочется!».

Церковь уже напоминала нам в Прощеное воскресение о тайне богообщения. Но тогда мы были еще не готовы, неопытны, несовершенны, мы не настрадались еще без распятого нами Христа, не выпили всей чаши богооставленности.

Сегодня – иное дело. Мы уже не те, и знаем, чего не хватило Адаму и Еве, когда они услышав голос Божий в раю и убоялись; мы знаем цену слова «прости». И с какой силой поэтому должна зазвучать так долго ожидаемая нами молитва:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Вот – истинная природа богообщения. Вот почему Иоанн Креститель, проповедник истинного богопознания, начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3, 2); вот почему именно в день святой Пятидесятницы Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов – и получите дар Святаго Духа». Не случайно именно в этот день святая Церковь ставит нас на колени и тремя сугубо покаянными молитвами напомнает о живительной силе покаяния. Это и есть главная мысль, с помощью которой наша заботливая Мать стремится напомнить нам об истинной природе нашей радости, истинного общения с Богом.

Необычен день святой Пятидесятницы. Напоминание о слезах не означает, что Церковь хочет лишить нас радости в этот знаменательный день. Но в том-то и секрет, что она, эта радость, рождается в скорби. Именно страдания и скорби, освященные желанием вернуться в Эдем, и являются истинным источником радости в Боге. И все православное благочестие строится именно на этом.




Яндекс.Метрика

На главную страницу