Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ЧЕЛОВЕК И ЦЕРКОВЬ


ПУТЬ ДУШИ (главы из книги)

Протоиерей Владимир МАНИЧЕВ

 В предыдущих номерах «НЕВ», на примере 1-й седмицы Великого поста, мы постарались проиллюстрировать структуру недельного богослужения. А также, следуя по Неделям по святой Пятидесятнице попытались показать, как святая Церковь формирует наше религиозное сознание воскресными службами. В этой связи нельзя было не упомянуть о двух величайших событиях: Вознесении Господнем и Дне Святой Троицы (оба этих праздника входят в число двунадесятых, то есть двенадцати годовых).

Продолжение. Начало в №№ 10-12 за 2006 г. 3–4 за 2007 г.

Теперь же, приступая к описанию оставшихся двунадесятых праздников, следуя годовому церковному кругу, попытаемся показать последовательность, поступенность нашего движения к преображению души и к ее последующей встрече с Богом.

В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что годовой круг евангельских чтений, – замысел Божий о спасении падшего Адама, -начинается в праздников праздник и торжество торжеств – дня Святой Пасхи, – словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем было жизнь, и жизнь была свет человеков…(Ин. 1, 1-4). И в рамках этого огромного небесного круга, Творцом которого является Господь («небесного круга, Верхотворче Господи») и осуществляется домостроительство нашего спасения; начинается и завершается церковный календарный год событиями, которые мы с помощью Божией постарались предложить Вашему вниманию.  

Рождество Богородицы

«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (Тропарь праздника).

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство, неплоды бо мати показуется, девствующия и по рождестве зиждителеве. Из неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшим плотию спасение содевает, Христос человеколюбец, и избавитель душ наших» (Стих. на Господи воззвах).

«Иаковлю Тя доброту, и божественную лествицу, от долу юже виде первее, простертую к высоте, вемы Чистая, низводящую свыше Бога воплощена, и земныя паки возводящую» (Триодь Постная. Неделя о мытаре и фарисее.7 П.К.).

 Не случайно святая Церковь празднует этот великий день 8-го сентября (по старому стилю). Неделю назад мы отмечали церковное Новолетие, начало нового церковного года. Господь и Бог наш создал землю, невидимый и видимый мир в шесть дней. А в седьмой день, как повествует Святое Писание, «почил от дел Своих». Восьмой же день, по учению Церкви является днем ВЕЧНЫМ и БЕСКОНЕЧНЫМ – Небесным Царством, в котором будут пребывать души праведников, наслаждаясь неизреченной сладостью богообщения. Поэтому Рождество Богородицы является началом нашего духовного обновления. «Начало нашего спасения, днесь бысть» (Стихира на литии).

И наша задача непрестанно помнить об этом сладостном вечном дне «идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих лице Господне доброту неизреченную», «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Взирая на образ Божией Матери и усваивая эпитеты, которыми Церковь называет Ее: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру», «Мосте, к небесе приводяй», «Гору и дверь небесную», «Лествица, Еюже сниде Бог и человек взыде», мы понимаем, что Она явилась для нас некоей благодатной почвой, основой воплощения. Она есть то, что принадлежит форме, но чистой и непорочной «Пречистый храм Спасов, благодатный чертог и Дево», единственно в которой может родиться Истина. Ведь и о нас сказал божественный Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3, 16). А Христос: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

«Пречистое Твое рождество, Дево непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно, и рождение Твое Невесто неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (5 П. К.).

Потому и воспевала Церковь в день Христова Рождества:

 «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради; каяждо (всякая) бо от Тебе бывших тварей, благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду; волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву, иже прежде век Боже, помилуй нас» (25 декабря. Минея. Стихира на Господи воззвах).

В.Ильин в своей книге «Запечатанный гроб – Пасха нетления», изданной в 1995 году в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, пишет: «Неизреченным Промыслом Божиим нашелся такой человек, который достиг высочайшей степени тварного совершенства. Им была Приснодева Мария, Богородица. И Слово Божие, Ипостасный Логос, второе Лицо Пресвятой Троицы снизошел к этой вершине тварного совершенства, воспринял от Нее полноту человеческого существа и, не изменив Божества, и не смешавшись с человечеством, соединился в единого истинного Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Это центральное событие не только в истории человечества, но и всего мира, космоса (ибо человек – микрокосмос, в малом виде весь мир), святой апостол Иоанн выражает словами «И Слово стало плотью» (Ин. 1, 14). Божия Матерь, как совершеннейший и святейший человек, явилась не только всечеловеком, то есть выразителем идеальной и совершеннейшей сущности человечества, но и тварности вообще. Приняв же в Себя Слово Божие, Она достигла и предельного обожения, стала Богом по благодати. Это и звучит в словах величания: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…сущую Богородицу Тя величаем». Обоженная до конца и ставшая Богом по благодати, Божия Матерь родила Богочеловека…

Богоподобность Божией Матери, Ее активность в деле спасения есть такое Ее смирение перед Богом, которого не знает и не будет знать человечество. Это смирение – подобно творящему смирению Бога, когда Он захотел добровольно ограничить Себя и Свою волю, поставив возле Себя свободную и потенциально неограниченную тварь. И вот на смирение Божией Матери Бог ответил актом вторичного смирения: ранее создав тварь, Он ныне принимает ее вид и, будучи бесплотен, воплощается в плоть, воспринимает временно-пространные формы, что выражено в литургической формуле: «Безлетное Слово милости ради под летом бывшее» т.е. «безвременное (вечное) Слово из милосердия ставшее во времени».

Это есть творение Нового Адама и с Ним Новой Твари, спасение и обожение ее. И в сим акте добровольно и самостоятельно принимает участие само творение в лице Божией Матери.

Богоподобное смирение Ее перед Богом и самоограничение (истощание) Бога-Слова перед человеком является как тайна Богочеловечества в Лице Господа Иисуса Христа, Спасителя, Своими страданиями обоживающего человека, а с ним и все мироздание» (стр. 9–11).

«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк. 1, 46-47).

И если Она лествица, посредством которой Господь к нам нисходит, а мы восходим к Нему, значит смирение и есть тот «ключ разумения», вооружившись которым мы окажемся на пути спасения.

«Начало нашего спасения, людие, днесь бысть», – напоминает нам в этот день Церковь. «Воспеваю благодать Твою, Владычице, – обращаемся мы к Ней ежедневно, – молю Тя, ум мой облагодати» (7-я утренняя молитва).

Непросто удержаться на гребне добродетелей. Не случайно поэтому святая Церковь определила катавасией канона праздника напоминание о том, с чем нам предстоит встретиться на пути спасения.

«Крест начертав Моисей, прямо жезлом чермное пресече, Израилю пешеходящу: тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем же Христу поим Богу нашему, яко прославися» (катавасия праздника).

А посему помолимся нашей Ходатаице:

«Буди ми, Всенепорочная, живота путь, наставляющий мя к божественным селением: прельстихся бо и к пропастем злобы поползнухся, от нихже мя возведи ходатайством Твоим» (Неделя 2-я Вел. Поста, 1 П. К.).

Воздвижение честного и животворящего Креста

Ин. 60 зач., Гл.19, 6-11, 13-20, 30-35.

«Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19, 6-11).

«Днесь происходит Крест Господень, и вернии приемлют того желанием, и вземлют исцеления души же и тела, и всякия болезни. Сего целуем радостию и страхом; страхом греха ради, яко недостойнии сущее: радостию же спасения ради, еже подает миру на том Пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость» (Стихира на хвалитех).

Празднуя Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, святая Церковь определила в этот день пост и напомнила нам о страданиях и смерти Христа.

С самого рождения, с самых, практически, пелен, начались лишения Иисуса Христа. Только что Он появился на свет, а Ирод уже ищет убить Его. Вступив на подвиг Своего общественного служения, с первых же шагов Он был искушаем дьяволом, встречал непонимание иудеев, книжников, фарисеев. А закончил Свой путь на кресте.

И мы, в желании приблизиться «к божественным селениям», начиная свой путь с купели Крещения, не только облекаемся во Христа, но и готовимся умереть вместе с Ним. А посему, еще только начиная постигать тайны нашего спасения, слышим предостережение апостола: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»(2 Тим. 3, 12-13). Мало того: «Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9). Почему? Потому что только посредством Креста осуществляется наше спасение.

«Сыне, не пренебрегай наказания Господня, – учит нас Церковь, – ниже ослабевай от него обличаемый: егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго, егоже приемлет» (Притч. 3, 11-12).

Путь по лествице спасения сопряжен с перенесением тягот: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

«Путь совершенства и совершенствования – труден и узок, он не обещает власти и требует аскеза, отречения, смирения и, вероятно, страданий» (И. А. Ильин «Аксиома религиозного опыта», гл. «О приятии сердцем»).

Как обрести радость общения с Богом? В чем заключается для нас несение Креста?

Прежде чем разрешить для себя эти насущные вопросы, нужно ответить на главный из них: чем является для нас Царствие Небесное? И если оно принадлежит нашему сердцу – когда мы его теряем? Почему нам, присутствующим в храме Божием, зачастую неведомо ощущение радости, которое мы переживали, некогда впервые соприкоснувшись с божественной Истиной? А между тем Христос напомнил нам, что радость мы испытываем именно от исполнения заповедей. «Добрый рабе, благий и верный, – сказал Христос, – в малом был мне еси верен над большим тебя поставлю, вниди в РАДОСТЬ Господа твоего». И потому, лишь только мы нарушаем закон Христа, преступаем нравственный закон – радость покидает нас. Вот почему важно разобраться, с чем мы должны приступить к истинному источнику утешения.

«Бог есть дух». А «Царствие Небесное не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Рим. 14, 17). Потому, обращаясь именно ко Святому Духу, мы называем Его «Утешителем». В несении креста и приобретается мир, ощущение радости общения с Богом: «возьмите иго мое на себе…и обрящете покой (найдете мир) душам вашим», «Се бо прииде КРЕСТОМ радость всему миру». И если мы не радуемся, если не можем любить, значит, осознанно, вольно или невольно, мы отказываемся от стяжания Святаго Духа, а значит и от несения Креста.

«А кто не берет креста своего и не следует за Господом, не достоин Его».

И потому, все желающие найти источник утешения и обрести истинную радость и обращаются ко Святому Духу: «Господи Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя грешнаго раба твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елико Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота: вольные моя грехи и невольные, ведомые и неведомые, яже от юности, и от науки злы, и яже суть от нагльства и уныня…».

Так обращаемся мы в молитве ко Святому Духу, помня, что «тесен путь и узки врата ведущие в Жизнь и немногие находят их». И потому подробно перечисляем для себя все грехи, лишающие нас благодатной радости Богообщения.

«Аще именем Твоим кляхся, или похулих Е в помышлении моем, или кого укорих, или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся, или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне и презрех его: или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих: или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся: или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся: или развращение помыслих: или объядохся, или опихся: или без ума смеяхся: или лукавое помыслих: или доброту чуждую видев, и тою уязвен бых сердцем: или неподобная глаголах: или греху брата моего посмеяхся: или о молитве нерадих: или ино что содеях лукавое не помню…» (3-я вечерняя молитва).

Этот перечень можно продолжать до бесконечности, «ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 2), а все эти грехи способствуют именно потере радости и сердечного утешения.

Но если мы все же стараемся достойно нести крест своей жизни: без ропота в лишениях, без отчаяния в падениях; не забывая о покаянии; в смирении и кротости выполняем послушания святой Церкви; если всей своей жизнью пытаемся подражать Христу, умирая с Ним для мира (распиная «плоть со страстьми и похотьми»), то сможем восходя таким образом «от силы в силу» приблизиться к чертогу чистоты и света.

«Радуйся, живоносный кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, верных ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, оружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения, миру велия милость» (Стихира на стиховне).

Введение во храм Пресвятой Богородицы

«Се днесь возсия концем весна радостная, просвещающи нашу душу и помышление и ум благодатию, торжеством Богородицы днесь таинственно да учредимся» (7 П. К.).

Итак, мы поставили перед собой задачу – на примере двенадцати годовых церковных праздников проследить непрерывную цепь добродетелей, или степени их, из которых, переходя от одной к другой, восходя с одной степени на другую, христианин вступает, наконец, в духовное небо, в котором становится единым с Богом духом. «Святая Церковь желает сказать нам этим: не бойтесь креста самораспинания и не бегайте крестоношения подвижничества. Смотрите, куда он приводит и воодушевитесь. Есть из-за чего потрудиться»(Святитель Феофан Затворник). Не случайно поэтому Введение во храм Пресвятой Богородицы, Ее вход в Церковь предваряет еще более важное для нас событие – Рождение в нашем сердце Богомладенца Иисуса.

«Дверь славная, помыслы непроходимая, двери отверзши храма Божия» (1 П. К.)

«Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает…» (Тропарь праздника).

Именно в этот день, хотя до события Рождества Христова еще более месяца, Церковь поет:

«Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте, людие, яко прославися» (Катавасия праздника).

Удивительно, что точно в такой же последовательности расположены Недели Великого поста. Вслед за поклонением честному и животворящему Кресту (в Неделю Крестопоклонную) святая Церковь вспоминает подвиги преподобного Иоанна Лествичника, все с тою же целью поощрения и нас к подвигам самоисправления и преуспеяния в добродетелях.

Интересно: святой Иоанн составил душеспасительную книгу, именуемую «Лествица духовная». А как мы называем Ту, введение в храм Которой празднуем?

«Яко дверь спасительную, и гору мысленную, яко лествицу одушевленную, почтим, верни, воистину Деву и Матерь Божию, благословенную руками иереев» (8 П. К.).

«Лествица» у святого Лествичника, – пишет святитель Феофан, – имеет тридцать ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после которых Он вышел на проповедь общественного служения. Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом, она одним концом утверждается на земле, чтобы быть доступной для земнородных, а другим упирается в небо, указывая конечный предел нашего предназначения. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть Ангельское дело и совершаются при помощи Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видел Господа: к Господу приводит и Лествица добродетелей христианских, посредством которых всякий, восходя от силы в силу, достигает в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, – достигает того совершенства, к которому призывает Господь: «будьте убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48)…

Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу, тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро… Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстями и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству… Это и есть главный труд наш. И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится…» (Слова преосвященного Феофана «О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни»).

И разве можем мы восходить по этим ступеням без смирения? А куда оно нас сегодня вводит?

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе божественнее, юже воспевают Ангелы Божии: Сия есть селение небесное» (Кондак).

Рождество Христово

«Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе» (Тропарь праздника).

«Нет человека, иже жив будет и не согрешит...»Многим покажется странным, что сегодня, в день великой вселенской радости, в день рождения Богомладенца Христа, порой приходится вспоминать о тяжелом бремени души каждого из нас, бремени, мешающем нам любить, радоваться и достойно сопереживать эти всерадостные дни обновления падшей человеческой природы. И все-таки именно сегодня мы напомним себе, что «нет человека живущего и не грешащего». Ибо и ныне, как и всегда, в сердцах многих родился Христос; многих, но не во всех. И потому так важно нам осознание своего недостоинства, важно было пройти многотрудный отрезок жизни, именуемый постом, чтобы еще раз напомнить себе о том «семени тли» в нас живущем, и постараться, с помощью Божией, воскресить в себе добродетели, способствующие рождению в нашем сердце Христа Иисуса, Пути – ведущем к вечности, Истины – освящающей наш путь, и Жизни – одухотворяющей наше бытие.

Что же это за добродетели, помогающие рождению Истины? Что это за свет, который «возсиял» сегодня «мирови»? Каким образом «Дева днесь Пресущественнаго рождает»?

«Возсиял еси Христе, от Девы разумное солнце правды: и звезда Тя показа в вертепе вмещающася невместимаго. Волхвы наставил еси на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе».

Возвратившись в Назарет от святой Елисаветы, Святая Дева осталась жить в доме Иосифа. Она обручена была ему как невеста, но брак их не состоялся. Иосиф же заметил, что Мария готовится стать матерью. Это его смутило и он, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее от себя. Но когда он подумал об этом, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся от Нее – от Духа Святаго. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус...». Тогда Иосиф понял, что в жизни обрученной ему Марии произошло великое событие, тайну которого теперь открыл ему Ангел. И он оставил у себя Святую Деву, как нареченную уже Ангелом, жену свою.

Прошло несколько месяцев. Объявлен был декрет римского кесаря Августа о всеобщей переписи населения Палестины. Каждый должен был лично записаться у правительственного чиновника. Иосиф и Мария должны были без промедления явиться в Вифлеем, откуда происходили их предки из рода царя Давида.

Всюду по дорогам двигалось множество людей; все спешили на перепись. Поздно вечером Иосиф и Мария достигли Вифлеема и искали там гостиницу для ночлега. Но все гостиницы были переполнены, и им не нашлось приюта. Тогда Иосиф отыскал возле города пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Пещера была пуста; в ней находились только ясли для корма животных. Наступила ночь. Но Святая Дева не спала, ибо «настало время родить Ей... И родила Сына своего первенца и спеленала Его, и положила Его в яслях». Совершилось величайшее событие в жизни человечества. В эту святую ночь от Девы Марии родился на земле Богочеловек, Спаситель мира Христос…

Здесь мы ненадолго остановимся, чтобы наметить основные условия, необходимые для рождения Христа, – добродетели, способствующие Его рождению в наших сердцах.

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле...» Кем был Август? Язычником, врагом иудеев, чуждым их древней религии. А между тем, иудеи послушно «пошли все записываться; каждый в свой город. Пошел также и Иосиф... записаться с Мариею, обрученною ему женою».

Здесь и следует искать начало рождения Истины. Труд (сделали усилие, «пошли записаться») и послушание (выполнили повеление) – вот необходимые для этого условия. Но, в послушании не только тем, с кем мы солидарны, с кем заодно, но и тем, кто притесняет и гонит нас, послушании во имя любви.

Но что же еще? Мы помним, что Христос родился не в царских палатах, где должно родиться царю, не в душе, обогащенной знаниями, а в яслях для корма животных, в убогой темной пещере – в душе, осознающей духовную нищету. «Блаженны нищие духом; ибо их есть Царствие Небесное».

Но что же дальше? О чем еще не должно забывать? В эту ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о своих житейских делах, или просто дремали, как вдруг небо озарилось светом, и слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос, Господь...».

Не успел Ангел окончить свою речь, как пастухи услышали дивное пение и увидели неисчислимое множество ангелов, летящих по небу, и поющих дивную хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Не замечательно ли, что величайшее событие мира, рождение Богочеловека Иисуса Христа, произошло в таких простых, убогих, и в то же время торжественных условиях; что первая весть о Рождении Предвечного Младенца была возвещена не великим и знатным людям мира сего, а простым, никому не известным пастухам!

Почему? Чтобы напомнить нам, где Христос рождается. Чтобы приготовить нас к всеобщему обновлению, к встрече со Христом с радостью в сердце, а не в страхе перед обличением совести (ведь и Ирод был извещен о рождении Младенца, но «смутился и весь Иерусалим с ним»). Для того, чтобы уста наши, осознавая свое недостоинство, неустанно твердили: «нет человека, иже жив будет и не согрешит. Ты бо один токмо без греха. И слово Твое – Истина». «Истина, которая судит не по славе, ниже по глаголанию обличит. Но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славние земли, и поразит землю словом уст Своих и Духом устен убиет нечестиваго».

Крещение Господне. Богоявление

Мф., 6 зач., Гл., 3,13-17

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

«Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, крещения прося безгрешный, да очистит мир от лести вражия: и крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует. Тому возопим: явлейся, Боже наш, слава Тебе» (Стихира на стиховне).

«Егда явлением Твоим просветил еси всяческая, тогда славное неверия море побеже, и Иордан доле текий возвратися, к небеси возвышая нас: но высотою божественных заповедей Твоих, соблюди, Христе Боже, молитвами Богородицы, и помилуй нас» (Ипакой по 3 П.).

«Делатель и Зиждитель посреде стоя, яко един всех сердца испытует: чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно, всемудре, разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует» (5 П. К.).

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси свет неприступный» (Кондак).

Хотелось бы обратить наше внимание на ключевые мысли, выделенные курсивом.

Что нас «возвышает к небеси»? Какой «плод дарует вечный живот» (жизнь вечную)? Какую «правду надлежит нам исполнить»?

«Исполнить то, что волею Божиею предопределено для нашего спасения. Исполнить правду, что смирением, а не гордостью и самопревозношением, что покорностью воле Божией, а не своеволием и своим искусством, познается Бог, стажается вечное спасение, достигаются чертоги небесные.

Покоряется Иоанн и крестит Иисуса. Смиренно Царь небес преклонил главу Свою под десницу Своего раба, преклонился Творец пред Своим творением», – говорит святитель Иоанн Сан-Францисский в своих «Словах». Крещение Христово – начало нашего просвещения – явление Христа миру, открытие Святой Троицы людям. Но как совершилось сие Божественное таинство? Как совершилось сие соединение? Посредством все Той же «лествицы, Еюже сниде Бог и человек взыде»: «Преславну бо сущу зачатию, непостижен есть образ рождения» (Догматик 7 гласа).

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Лк.,7зач., Гл.2, 22-40

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2, 22--40).

(1 П. К.). «Радуйся Благодатная Богородице Дево…веселися и ты старче праведный».

(8 П. К.).

«О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную житейскими сластьми» (8 П. К.).

«На руках старческих во днешний день яко на колеснице херувимстей, восклонитися благоизволивый, Христе Боже, и нас поющих Тя страстей мучительства призываемый избави, и спаси яко человеколюбец» (Стихира на хвалитех).

«Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну и безславну, не имущую вида. О чудесе! Что еже о нас сие бысть таинство? Како предахомся тлению? Како припрягохомся смерти? Воистину Божиим повелением, якоже есть писано, подающего преставльшимся покой» (Триодь Постная. Суббота мясопустная. Стихира на Господи воззвах).

И, прежде чем мы снова вернемся к благодатным Евангельским событиям, связанным с домостроительством нашего спасения, должны будем вспомнить о других событиях:

Неделя мясопустная,

о Страшном Суде

Мф., 106 зач., Гл. 25, 31-46

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46)

«Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков, пред нестерпимым судилищем: возшумит же юдоль вся страшным скрежетанием плача, вся видящи согрешившия, вечнующим мукам, судом праведным Твоим отпущаемые, и бездельно плачущия, Щедре. Темже Тя молим, Блаже: пощади нас поющих Тя, Едине Многомилостиве» (Неделя мясопустная. Стихира на Господи воззвах).

«Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее, добрая содеявши, в радости радуются, чающее мзду воприяти: согрешивши же трепещут, люте рыдающе, в муку посылаеми, и от избранных разлучаеми. Господи славы, ущедри нас яко Благий, и части сподоби возлюбивших Тя» (Неделя мясопустная. Стихира на Господи воззвах).

«Плачу и рыдаю, егда в чувство приму огнь вечный, тьму кромешную, и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим, и Тебе преблагаго нравом лукавым прогневавшим, от нихже един и первый аз окаянный: но, Судие, милостию Твоею спаси мя, яко благоутробен» (Неделя мясопустная. Стихира на Господи воззвах).

«Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися; доколе унынием слезиши; что не помышляеши вся страшнаго часе смерти; что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова; убо что отвещаеши; или что отречеши; дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее о душе, время наста: тецы, предвари, верою возопий: согреших Господи, согреших Ти: но вем Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Неделя мясопустная. Стихира на стиховне).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

Мф., 17 зач., Гл. 6, 14-21

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывшее Христу, рая жилище паки воспримем» (Неделя сыропустная. Стихира на Господи воззвах).

«Гряди, душе моя страстная, плачи твоя деяния днесь, поминающи первое обнажение во Едеме, имже изгнана еси от сладости, и непрестанныя радости» (1П.К.).

«…Преступив убо (Адам) и смертною облекся плотию, и клятву взем, изгнан бысть рая: и пламенному оружию сего врата повелено бысть хранити. Сей же прямо седя плакаше, коликих благ лишися, за еже не поститися ко времени: из онаго весь род оному равных приобщися, дондеже Создавый нас, наше помиловав естество, погибаемое сатаною, от Девы Святыя рождся и изрядне пожив, путь нам показав, сопротивными оному, рекше, постом и смирением, и победив хитро нас прельстившаго, и паки в древнее состояние приведе. Вся убо сия богоноснии отцы представити хотящее, всею Триодию (всеми текстами Триоди) прежде убо ветхая предлагают (прежде предлагают для чтения книги Ветхого Завета): ихже первое создание (что прежде имел и чего лишился Адам): и от пищи испадение Адамово (его изгнание из рая), егоже ныне память творим (о чем вспоминаем в сию неделю): таже и прочими Моисейскими и пророческими, и вящши Давидскими словесы(а также книгами пророка Моисея и других пророков и в основном псалмами Давида царя), и некая тогда от благодати прилагающе. Таже по чину и яже Новаго Завета (и только тогда события Нового Завета!): ихже первое есть Благовещение (первое из которых Благовещение), смотрением Божиим неизглаголанным во святейчетыредесятнице присно обретаемо (которое промыслом Божиим постоянно празднуется Великим постом): Лазарем же и Цветоносием(воспоминанием воскресшения Лазаря четверодневного и входа Господня в Иерусалим) и Святою Великою седмицею Священным прочитаемым Евангелием (и затем в первые три для Страстной седмицы прочтением всех четырех Евангелий целиком до Страстей Христа), самым же Святым и Спасительным Страстем Христовым по тонку певаемым.... (в Великую же Пятницу чтением двенадцати страстных Евангелий)» (Синаксарь, читаемый по 6-й песни канона Недели сырной).

 

Продолжение следует


Ступеньки

«До колоколов моих сорок три ступеньки, – нарочно пересчитал; а сколько их до Царствия Божьего? То-то бы хотелось узнать, да спросить некого…»
«Записки звонаря», 18… год

– Позвольте узнать, а сколько их у вас?

– Да, ступенек.

– Да, да, именно у вас, читатель. Может, и неосознанно, подспудно, но, когда вы вчитываетесь в эти или другие газетные строки, – я уверена, вы наверняка ищете не только факты, комментарии, но и… весточку. Да, весточку. Маленькую, крохотную, очень близкую вам новость. Я сама ее часто ищу. Ищу два – три слова, одно предложение, – то, что проникнет глубоко в душу, обрадует, согреет, поможет остановиться… Как порой не хватает всего-то ДВУХ слов, какой-то малости. А ведь именно она, эта малость, и может стать ступенькой к новому этапу в жизни или к новому человеку…

В стенах храма

Три ступеньки из смеси мраморной крошки и бетона, что на улице Большевистской, 229, ведут в храм во имя Михаила Архангела. Вас встретят здесь приветливые люди – терпеливо разъяснят то, что непонятно, и обогреют, если замерзли, и выслушают, и дадут передохнуть.

Несмотря на то, что Школа звонарей организована на базе НСМПБИ (Новосибирского Свято-Макариевского Православного богословского института), уроки проходят здесь. Каждое воскресенье в 14.00 начинается практическое занятие по колокольному звону. «Разбор полетов» происходит на месте – «плюсы» и «минусы» своего домашнего задания звонари сразу учатся находить сами. Особенно часто звучит просьба преподавателя о «как минимум двух часах ежедневного звона». Тем более что колокольня храма доступна в любой день, и настоятель игумен Владимир (Соколов) всегда рад помочь всем звонарям и оказать посильную помощь в возрождении звонов. 

Практика занимает примерно час, а потом в классе ребята переходят к изучению теории колокольного звона.
К 16.00 ученики обычно освобождаются. Кто-то спешит на вечернюю службу, некоторые – на пригородную электричку (будущие звонари приезжают со всей области: из Пашино, Бердска, Новолугового, Черепаново, Болотного). А иные торопятся к школьным и студенческим учебникам, ведь возраст слушателей курса составляет от 13 до 60 лет.

Кроме премудростей кампанологии (науки о колокольных звонах) ученики Школы с 2006 учебного года осваивают материал Богословских курсов, на которых преподаются основы православной веры и жизни в ней, необходимые не только звонарю, но и каждому образованному человеку.

Вернуть колокола

Когда–то людей открыто и очень активно заставляли забыть о вере, о Боге. Одним из путей достижения этой цели было физическое устранение, а точнее – уничтожение всего, что относилось к «религиозному культу». Тогда–то и замолчали колокола, исчезли из привычной звуковой атмосферы; о них забыли, они стали чужими, часто раздражающими.

Сегодня перед звонарями и кампанологами стоит задача не только физически вернуть колокола – открыть секреты их изготовления, увеличить количество, улучшить качество, вернуть в каждый храм, научиться ухаживать за ними. Не менее важно вернуть колокольный звон в сердца людей, помочь заново привыкнуть к нему, полюбить. Ведь колокол сопровождал и сопровождает человека всю жизнь: он – неотъемлемая часть ежедневного богослужения, он радуется рождению нового человека, новой семьи, провожает в путь, встречает, печалится о смерти и выражает надежду на воскресение человека. Колокол предупреждает о беде или нашест-
вии врагов, помогает не сбиться с пути и не затеряться в жизни – он зовет в храм, к Богу.

Лариса Дмитриевна Благовещенская – инициатор создания и одна из основателей Школы звонарей – на протяжении многих лет делает очень многое для сохранения и развития колокольного дела, теперь уже в сотрудничестве со своими учениками. Не переставая работать над новыми исследованиями, Лариса Дмитриевна помогает молодым кампанологам в научной деятельности. Не так давно ею написаны две статьи: в соавторстве с Инной Шульц – «Старинные колокола в объединении «Светолитие» (этот материал был послан на Конгресс этнографов и антропологов России) и с Алексеем Талашкиным – «Опыт организации и участия в фестивалях с колокольным звоном».

Последняя публикация была написана после проведения двух фестивалей звонарского искусства в 2003 и 2006 годах и концертной программы с использованием колокольных звонов «Бог простит». Эти мероприятия дали возможность звонарям обменяться опытом, а сторонним людям – послушать звон и, возможно, взглянуть на верующих, на звон по-другому, по-новому.

Для организации служб, связанных с Таинством освящения храмов, часовен, а также других зданий, за помощью обычно обращаются к опытным специалистам в Школу звонарей и к игумену Владимиру (Соколову), чтобы получить его благословение на использование уникальной в своем роде и единственной за Уралом передвижной звонницы, принадлежащей храму во имя Михаила Архангела. Она очень выручает при многих как церковных, так и светских мероприятиях: звонница достаточно легко собирается, разбирается и транспортируется на любые расстояния, она может быть использована даже в крестном ходе, если ее установить на грузовую машину.

Еще одной сферой деятельности Школы звонарей является оказание консультативной помощи по балансировке (продуманному подвесу) колоколов. Выпускники Школы не отказывают в просьбах о помощи и приходам соседних епархий, если это необходимо – выезжают в другую область.

Один раз в год, на Светлой седмице, начинается «звонильная неделя» – время, когда в каждый храм на колокольню может прийти любой человек и попросить позвонить в колокола. И ему обязательно разрешат, потому что в это время все славят Христа, все радуются Его Воскресению. Вот уже два года в Центральном парке на Пасху звонари организуют свободный доступ к колоколам, и звонить в них могут все желающие.

Стараниями специалистов Школы звонарей люди начинают понемногу привыкать к колокольному перезвону, учатся слышать его красоту. И может быть, у кого-то из них он пробудит желание задуматься над тем, что такое православная вера. И впервые переступить порог храма...

***

Ступеньки на звонницу храма во имя Михаила Архангела указали путь в забытый мир колоколов – мир молитвы в звуке…

Для кого–то из ныне учащихся в Школе звонарей она так и останется всего лишь ступенькой, поднявшись на которую он смог физически прикоснуться к колоколу. Но для большинства выпускников, всем сердцем полюбивших колокольный звон, Школа – это надежное основание для движения вперед по своей личной лестнице звонаря – человека, чувствующего душу ближнего, своим искусством способного настроить ее на нужный лад.

Анастасия ДРОЗДОВА
 




Яндекс.Метрика

На главную страницу