12 | Образование, воспитание детей |
ТРУД ДУШИ Недавно я стал свидетелем такого диалога. Приходит утром в детский сад девочка Маша и заявляет: “Меня никак не зовут!” У них, в детсадовской группе, было такое баловство – детишки менялись именами или просто придумывали себе новые, фантазировали. И вот Маша придумала: ее теперь никак не зовут. На что мой четырехлетний сын вдруг серьезно так ответил: “Маша, если у тебя нет имени, нужно, чтобы священник дал тебе имя. Он возьмет имя у ангелов и даст тебе”. Я был поражен таким откровением. Откуда что в детях берется?! А потом вспомнил, откуда. Накануне читал ему главы из учебника “Истоки” для школьников 2-го класса. Читал просто так, для развлечения (в книжке хорошие цветные иллюстрации), особо не надеясь на усвоение. Вернулся домой, открыл главку “Имя”, перечитываю: “...Многие получают имя в церкви. Тогда люди верят, что младенец на всю жизнь получает-ангела хранителя, невидимого покровителя и заступника в жизни. Его имя дается при крещении. Таким именем нужно особенно дорожить”. Казалось бы, о сложных вещах написано. Но это понял и усвоил в своей головке четырехлетний ребенок!
Учебник этот, “Истоки”, подарил нашей редакции его автор – вологжанин Александр Васильевич Камкин. Два года назад мы с ним встречались (см. “Нвидимая летопись” – в №№ 157-158 за 1995 г.), говорили об его уникальном труде “Православная церковь на Севере России”, который, кстати, сейчас издается в Германии на немецком языке. Доктор исторических наук, профессор Вологодского пединститута, он прежде двенадцать лет работал школьным учителем, коренной северянин.
В Москве, где мы встретились, Александр Васильевич как раз представлял серию своих учебников экспертному совету Министерства образования РФ.
– Вот не думал, что снова стану учителем! Сходил в науку, а теперь обратно, в школу, – пошутил он, а потом уже серьезней: – Если даст Бог и доведу свою серию до конца, это будет главным делом всей жизни. Докторская диссертация, мои книги – не так важны рядом с этим учебником для детей.
И вот что он рассказал:
– Идея школьного курса “Истоки” витала давно уже в наших умах. Когда я изучал новые школьные программы, которые время от времени представляют нам в экспертный совет в Вологду наши учителя-практики, то заметил: многие стараются соединить в своих программах разные школьные предметы. И мне стало интересно создать такой необычный, междисциплинарный предмет, который бы учил детей глубокому восприятию времени, природы, культуры, истории... Чтобы детишки в окружающей среде научились видеть то, что неподвластно времени, вечное. Тут как раз приехал представитель московского издательства “TBS”, идея ему понравилась. К январю 96-го года я написал первую книжку, для школьников 2-го класса. Вначале напечатали пробные 15 тысяч, в десяти районах области детям ее выдавали бесплатно. Была “обкатка”. А сейчас уже идет преподавание по ней.
Книжка для 5-го класса тоже готова, поступит в школы к 1 сентябрю нынешнего года. Если хватит ума и терпения у нас, то весь курс охватит со 2-го по 9-й классы. К учебникам прилагаются рабочие тетради -раскраски, кроссворды, пословицы, загадки, готовит их Наталия Владимировна Котельникова. А также видеокассеты – пособие для учителей, с наработанным уже опытом преподавания “Истоков”. Видеокассеты записывали прямо на занятиях, в одной из сельских школ под Вологдой. Там очень духовно одаренные учителя. Предмет-то не совсем обычный...
В первом учебнике несколько тем. Начинается с главки “Родной очаг” - семья, род, имя. Одна учительница замечательно придумала: повесила на доску большой бумажный цветок, дети подходили и срывали с него каждый свой лепесток с надписанным именем. Как все оживились! На обратной стороне лепестка написано, как имя переводится. “Пылкая, пушистая,” -читает одна девчушка, а она, действительно, с шапкой пышных волос, как одуванчик. Мальчик читает: “сильный, высокий,” – а он и вправду самый высокий в классе! А еще на лепестках число – день именин. И тут учитель подводит к главному: что имя имеет первообраз, своего святого, что оно свято.
Тут развитие темы как бы по вертикали, в духовную глубину. А “по горизонтали” – сначала “я”, потом “моя семья”, дом, деревня, город... Дальше – главка “Родные просторы”, лес, поле и нива, река, путь-дорога, море-океан. Здесь свой духовный мир. Как-то я шел со своей внучатой племянницей, 10 лет ей, и решил на ней проверить свои рассказики из книжки. Прочитал рассказ про дорогу к подвигу – что-то ее не впечатлило. Прочитал про дорогу к святости... И вдруг она: “А! Я все поняла. Есть дорога видимая, по которой мы идем, а есть невидимая – на всю жизнь.” Я чуть в обморок не упал. Ребенок-то, оказывается, может философские выводы делать, причем просто и глубоко.
Все в мире духовно взаимоотражается. Скажем, обыкновенную речку можно сопоставить с течением времени. Плачи народные ведь не случайно, как видно из текстов, происходят чаще всего на берегу реки. В книжку мы включили большой рисунок великого водосвятия, освящения природы. Далее главка “Труд земной”, есть там и про технологии, как деревянную избу рубить. Городской ребенок должен знать деревенскую, традиционную эстетику труда. Есть главка и про праздники, в том числе церковные, про ярмарку. На рисунке – над торговыми рядами возвышается купол церкви. “Торгуй, продавай – Бога не забывай”. Раньше у нас в Вологде на Торговой площади стояло четыре храма, торговцам и обвешивать-то было неудобно...
Что наша вселенная не просто набор вещей, а есть в ней единый замысел, смысл, одухотворенность – это надо еще суметь почувствовать. Поэтому я выступил против, чтобы курс наш сделать общеобязательным в школах, ввести его по нашей области “сверху”. Потому что учителя у нас разные, не все понимают. В завершающей главке “Труд души” есть рассказ “Слово”. Там говорится: “Многие люди знают, что первое слово было у Бога...” Как пример живого слова приводится начало молитвы “Отче наш”. И некоторые учителя мне говорили: “Ну, вы уж слишком... развели тут...” Учителей православных у нас мало, и они так робко еще проявляют себя. Вот я пишу про плотников, что Иосиф был плотником и ему помогал в мастерской Сам Христос. Но Христос был не простым плотником, Он открыл людям, что строительство бывает не только внешнее, но и внутреннее, в душе. Все ли учителя это поймут и смогут объяснить детям? Туда же, в “Труд души”, я включил рассказ “Книга”, разумеется, есть там про Библию. Потом – сюжет “Песня”. Попытался объяснить, что песня это такое соединение слов, когда самих слов уже не хватает. Два последних рассказа – “Икона” и “Храм”.
В Российской академии естественных наук, где доводится мне быть членом-корреспондентом, сейчас в помощь учителям этого курса готовится сборник с наработанным уже, обобщенным опытом. Все это делается по научной программе “социокультурные истоки”. Издательство “TBS” издает также дополнительную литературу – произведения Пушкина, Лескова, Достоевского. Эти книжки будут “вращаться” вокруг “Истоков”. Житие св.Димитрия Прилуцкого, как приложение к курсу, уже издано. В этом году выйдет еще житие св.Кирилла Белозерского, оно тоже будет адаптировано для детей. Преподаватели курса давно уже просят такую литературу, ее не хватает.
В нынешнем году будет улучшенное переиздание первой книжки, печатается вторая – “7 чудес России”. Работы очень много. В Вологде и Череповце открыли курсы для преподавателей “Истоков”.
Вот такое короткое интервью удалось мне взять у автора этой замечательной детской серии. Под конец спросил его:
– А как в Министерстве образования, понравился учебник?
Александр Васильевич махнул рукой:
– Я и не хотел туда обращаться, да в издательстве решили попросить одобрения минобраза.
– Получили?
– Получили. “Программа прекрасная, одобряем, и учебник хороший. Но рекомендовать для школ Российской Федерации мы не можем”. Почему? “Потому что учебник ваш конфессионально соориентирован”. Мол, как отнесутся к нему люди иных конфессий, неправославные. А то, что у нас в стране культура православная по преимуществу, что основа самосознания наших людей православная, а не лютеранская, католическая или там сектантская – будто бы и не замечается. Как воспитывать детей-то, без традиционной духовной основы? Если есть в классе 2-3 школьника их иной конфессиональной среды, ну и что? Пусть узнает на уроках о народе, среди которого живет. Так заведено, например, в Германии, где много сейчас турков, в других странах. Пусть Москва наравне с нашей рекомендует исламские, буддийские программы. Кто кому мешает? Выбирать – право родителей и учителя. Был забавный момент. Одна из экспертов с карандашом в руке читала наш учебник и на полях ставила палочки – не лень было считать, сколько раз в книге упоминается о душе и сколько православных куполов на картинках.
После такого “одобрения” к нам подошла одна работница Минобраза: “Зачем вы сюда приехали? Ваше областное управление программу уже рекомендовало. Вот передайте в соседние регионы, пусть она из рук в руки переходит, сами на местах “рекомендуйте”.
– И что же?
– Все правильно, ничего нового тут нет. Программу “Истоки” уже заказали в Ярославской и Архангельской областях, надеюсь, она распространится еще шире по Северу.
– А у вас на вологодчине этот предмет идет как факультатив?
– Нет. Есть три уровня в школьной программе. Федеральный – когда зафиксированы определенные часы для обязательных предметов. Региональный – все то же самое, только школе предлагается выбор из списка обязательных региональных дисциплин. Так вот наш курс включен в этот список. А третий уровень – факультатив – не подходит, это не совсем урок, он не обязателен для детей.
Также поинтересовался я у профессора Камкина, где школьному учителю можно получить эту программу и сами учебники. Сделать это можно через АО “Ворота Севера”, позвонив в Вологду по телефону 72-14-05.
М.Сизов.
red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera
|