46 | Евангельское чтение |
БЕДНОСТЬ И БОГАТСТВО
Сегодняшний евангельский сюжет черезвычайно богат самым разнообразными смыслами. Здесь - повод поразмыслить не только об истинной цели того, что собираем мы на земле, смерти и воздаянии, но и о смысле страданий в мире сем и будущем, о путях, ведущих в Небесное царство и об устройстве этого Небесного царства. Но сегодня мы хотим затронуть лишь одну, хотя и многообразную тему: тему бедности и богатства. Как-то в текучке наших будней, когда одни все окончательнее и бесповоротней погружаются в трясину нищеты, а другие воистину “от жиру бесятся” и не знают, куда девать деньги, - все эти последние годы мы только собирались поговорить на эту тему, пытаясь понять, как же смотрит на это Церковь Православная. Да все как-то не находилось достойного повода... Почитаешь сегодняшних христианских писателей, так обнаружишь, что богатство или бедность - будто бы никакого значения не имеет, ни в бытийном плане, ни в практическом. Чем больше денег, говорят, тем больше добрых дел сможешь совершить. Главное, чтобы человек хороший был, чтоб в Бога верил, в храм ходил, жертвовал нищим, посты соблюдал и пр.
Это, конечно, важно. Но ведь тому же самому в отношении богатства учили и иудейские учителя времен Христа - фарисеи и книжники. Между тем как сердцевина христианского отношения к богатству - в словах Самого Спасителя:
“Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!” (Мк.10,23). Именно отсюда начинает свое богословствование на тему богатства и бедности великий учитель Православной Церкви святитель Иоанн Златоуст. О себе он писал: “Многие осуждают меня, постоянно повторяя, что я нападаю на богачей; но иное дело достаточный, иное - корыстолюбивый... об одном только забочусь, -о преуспеянии слушателей. И богачи - мои дети, и бедные - мои дети; одна и та же утроба произвела тех и других, при одних болезнях рождения родились те и другие...” Как видите, и тысячу лет назад говорить о духовном вреде обладания богатством было тоже как-то не принято: ведь и тогда благополучие храмов зависело от людей состоятельных прежде всего. Тем ценнее для нас указания проповедника, в своем подвиге сумевшем подняться над пристрастиями и зависимостями времени.Чем, скажи мне, превозносишься ты, человек? Благами ли житейскими? Но они тотчас исчезают, как скоро являются. Духовными ли? Но и то есть одно из духовных благ, чтобы не превозноситься. Чем же ты превозносишься? Тем ли, что делаешь добрые дела? Но послушай Христа, Который говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук.17,10). Богатством ли ты превозносишься? Но, скажи мне, почему? Разве ты не слышал, что мы наги вошли в жизнь, наги и отъидем (Иов.1,21)? Или лучше, разве ты не видишь, как другие отходят прежде тебя нагими и лишенными всего?
Кто превозносится тем, что у него чужое? А кто хочет пользоваться чужим для одного собственного наслаждения, тот лишается его и против воли, и часто еще прежде смерти, при смерти же лишается непременно. Но скажите: пока мы живы, мы пользуемся им, как хотим. Нет, - весьма нескоро найдете человека, который бы пользовался имуществом, как он хочет... Тем ли превозносишься, человек, что ты богат? Почему же? Богатство бывает и у разбойников, и у воров, и убийц, и развратников, и прелюбодеев, и у всех людей порочных. Почему же ты превозносишься? Если ты употребляешь его, как должно, то тебе не следует превозноситься, дабы не нарушить заповеди Господней; если же употребляешь не так, как должно, то тебе следует скорее сокрушаться о том, что ты сделался рабом имущества и богатства, которое обладает тобою. Чем же, скажи мне, превозноситься тебе? Тем ли, что имеешь над собою много господ? Тем ли, что у тебя бесчисленное множество забот? Тем ли, что многие льстят тебе? Но это ничто иное, как рабство. И если чем можно гордиться, то скорее бедностью, нежели богатством. Почему? Потому что кто может жить малым, тот гораздо лучше и выше того, кто не может.
Ни богатство, ни бедность не есть добро само по себе, но это зависит от пользующихся. Добрый христианин обнаруживается более в бедности, нежели в богатстве. Почему? Потому что в бедности он становится негорделивее, целомудреннее, честнее, смиреннее, благоразумнее, а в богатстве встречает множество к тому препятствий. Вспомним, что делает богатый, или лучше, злоупотребляющий своим богатством. Он похищает, лихоимствует, притесняет. И откуда происходят преступные привязанности, незаконные связи, волшебства, чародеяния и все другие роды зла, как не от богатства?
***
Ни бедность не рождает печали, ни богатство - удовольствия; но то и другое зависит обыкновенно от нашего рассуждения. Мусорщик скорбит и сетует, что не свободен от своего, повидимому, тягостного и бесчестного занятия; но, если доставишь ему достаток в предметах необходимых, он опять станет скорбеть о том, что не имеет более необходимого; если дашь ему вдвое или втрое, он опять будет скорбеть, что не принадлежит к первым гражданам...
Видишь ли, что сделав даже царем человека низкого и бедного, не избавишь его от скорби, если не исправишь наперед его души, преданной любостяжанию?
***
Доколе, скажи мне, будем мы показывать такую жадность к собранию денег? Что за умоизступление - каждый день увлекаться этою мучительною страстию и никогда не чувствовать сытости, но быть едва ли не хуже и пьяных? Ибо как эти, чем больше пьют вина, тем более распаляют в себе жажду и тем сильнейший разжигают огонь: так и предавшиеся сильной страсти к деньгам, никогда не успокоиваются, но чем более получают, тем более в них поднимается пламень стасти и разгорается печь. Разве мы не видим, что было с жившими прежде нас, как они, завладев, так сказать, всею вселенною, восхищены были отсюда нагие и без всего, с тем только, чтобы там подвергнуться отчету и наказанию за все? Имение нередко разделяют между собою многие, а грехи, сделанные им из-за этого имения, уносит с собою он один, повергается за оные мучительному наказанию и ни вчем не находит утешения.Для чего же, скажи мне,так нерадим о своем спасении и о своей душе думаем как о чужой? Не слышишь ли, как говорит Христос: что даст человек измену за душу свою? И еще: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф.16,26)?
***
Не от богатства зависит удовольствие, и не от бедности скорбь, а от наших помыслов, от того, что душевные очи наши не чисты и ни на чем не останавливаются, не успокоиваются, а стремятся в бесконечность. Как здоровое тело, хотя бы питалось одним хлебом, не подвергается болезням и полнеет; а больное, хотя бы наслаждалось роскошною и разнообразною пищею, тем более слабеет: так обыкновенно бывает и с душою.
***
Любящий богатство всех подозревает и имеет множество обвинителей, завистников, клеветников и злоумышленников. Те, которые обижены им, ненавидят его, потому что потерпели от него зло; те, которые еще ничего не потерпели, вооружаются против него, из опасения потерпеть и из соболезнования к потерпевшим; а наконец, и люди великие и могущественные, часию по негодованию на него из сострадания к низшим, а часию и по зависимости, также становятся его врагами и ненавидят его. И что я говорю о любдях? Против кого сам Бог вооружен, - какая остается тому надежда, какое утешение, какая отрада? Пристрастный к богатству никогда не будет в состоянии пользоваться им; он будет рабом и стражем его, но не господином.
***
Бедные преимуществуют пред богатыми не только в житейских вещах, но и в духовных. Ибо что вводит в царствие Божие, богатство, или бедность? Послушаем, что говорит о сем небесный Владыка. О богатых Он говорит: удобее есть вельбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити (Мф.19,24); а о бедных сказал напротив: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди в след Мене, и иметииии имаши сокровище на небеси (Мф.19,21). Лазарь был беден, и очень беден; а богатый проходил мимо него, когда сей лежал у ворот богатого. Кто же из них взошел в царствие небесное, и обрел покой в недрах Авраамовых? Кто напротив мучился в огне, и не мог испросить ни одной капли воды? Но ты скажешь, что и из бедных многие погибнут, и из богатых многие будут наслаждаться оными неизреченными небесными благами. Напротив, должно знать, что только малое чмсло богатых наследует спасение, а бедных спасается гораздо более. Рассмотри и исследуй тщательнее препятствия к спасению со стороны богатства и пороки бедности, - хотя те и другие собственно зависят не от богатства, ни от бедности, а от тех, которым достались в удел богатство или бедность. Узнаем по крайней мере главные и ближайшие их пороки. Какой порок кажется ближе к бедности? Ложь. Какой свойственнее богатству? Гордость, которая есть мать пороков, от которой диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым. Опять, корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим.6,10). Но кто стал ближе к сему корню, -богатый или бедный? Очевидно, что богатый; ибо чем большим кто окружен богатством, тем большего еще желает. Опять тщеславие окрадывает бесчисленные добродетели. А богатый обитает близ жилища тщеславия. Но почему же ты, скажешь, ничего не говоришь о скорбях и стесненном состоянии бедного? Потому не говорю, что в них равно участвуют и богатый и бедный, и первый еще более последнего, так что несчастия, принадлежащие повидимому одним бедным, общи и бедным и богатым, а несчастия богатого угнетают его одного. Но что ты скажешь на то, возразят еще, что бедный от недостатка необходимых потребностей производит многие злодеяния? То, что никто из бедных, никто не делает столько злодеяний от бедности, сколько производят их богатые, из желания большего богатства и из опасения, чтобы не потерять хранящегося в их кладовых. Не так бедный боится голода, как богатый трепещет, как бы не лишиться своих сокровищ, и мучится от того, что еще не завладел богатствами всего мира.
***
Ты завидуешь, что такой-то богат? Напротив, он достоин сожаления и слез. Но ты говоришь: я достоин слез, а не он. И ты достоин слез, не потому что беден, но потому, что считаешь себя несчастным. Ты достоин слез потому, что считаешь себя несчастным не по бедности, за бедность ты даже преблажен. Итак скажи, почему ты завидуешь богачу? Потому ли, что он подвергает себя большим беспокойствам и тягчайшему рабству; что он связан своим богатством, как бы какой пес бесчисленными цепями? Пришел вечер, настала ночь, но для него и время покоя есть время смятения, неудовольствия, печали и заботы. Сделался шум, - он тотчас вскочил; кого-нибудь ограбили, - он, не лишившись ничего, беспокоится более того, кто лишился. Ибо тот однажды потерял, и поскорбевши перестал беспокоиться; а он озабочен непрестанно, даже когда наступает ночь. Настал день, - богач боится злых доносчиков; настала ночь, -трепещет разбойников, угрожает смерть - он поражается более смерти тем, что его стяжания достанутся другим. Иметь дитя? - хочет быть богаче, и тогда кажется ему, что он беден. Не имееть детей? - больше скорбит. И ты почитаешь блаженным того, которого ничто не может порадовать? И кого обуревают волны, тому завидуешь ты, находящийся в тихой пристани - бедности! Подлинно и это немощь человеческая, что не надлежащим образом пользуются благами, но в счастии роскошествуют. И это здесь. А когда перейдем туда, то послушай, что говорит богач, обладатель бесчисленных благ, - как ты говоришь; а я не назвал бы благами, но вещию безразличною. Итак послушай, что говорит этот обладатель бесчисленных благ и в чем имеет нужду: отче Аврааме, говорит, после Лазаря, да омочитьконец перста своего в воде, и устудить язык мой: яко стражду во пламени сем (Лук.16,24). Пусть выслушают это богатые, или лучше не богатые, а немилосердые: ибо он не за то наказан, что был богат, но за то, что был немилостиив. Потому что богатый и вместе милостивый может получить всякое благо.
***
Некоторые не верят тем надеждам, какие обещаны нам в вечности. Говорят: кто пришел оттуда и возвестил, что там есть? - Правда, из людей никто не приходил: но Бог открыл сие, Который более всех достоин нашей веры. Но ты не видишь, что там? А Бога разве видишь? Однако ужели потому, что не видишь, скажешь, что нет Бога? А если так, то с такою же верою прими и слово о суде. Как же? ты скажешь. А вот как: я буду тебя спрашивать, а ты отвечай мне. Правосуден ли сей Бог, в Которого ты веруешь, и каждому ли воздает по заслугам; или напротив -Он хочет, чтобы злые благоденствовали и веселились, а добрые страдали? Никак, отвечаешь: ибо и человек сего не потерпит. Где же будут наслаждаться благами добродетельно здесь пожившие? Где и злые получат наказание, если не будет воздаяния? Но чтобы ты яснее мог видеть сие из примера, то вот пример богатого и Лазаря: первый наслаждался благами настоящей жизни, а второй предвкушением благ будущих. Ужели ты думаешь, что одно и тоже есть - вечно терпеть мучение, и в короткое время потерпеть голод? Но скажут: для чего же здесь не наказывает Бог? - Для того, чтобы показать Свое долготерпение, и через покаяние доставить нам спасение, чтобы через то не истребить совершенно нашего рода, и чтобы не лишить спасения тех, которые, через перемену порочной жизни на лучшую, могут еще спастись. Если бы Он неукоснительно наказывал каждого за грехи его; то как бы спасся Павел, как бы Петр, сии верховные учители вселенной? Как бы Давид через покаяние получил спасение? Посему -то Он не всех наказывает здесь, но из всех только некоторых, и не всех там; но одного наказывает здесь, а другого там; -чтобы здесь наказывая одних и не наказывая других, через то возбудить от усыпления греховного и самых бесчувситвенных, и заставить их ожидать будущего наказания. Ужели ты не знаешь, что многие наказываются и здесь? А другие хотя и много нагрешили, но умерли, не получив здесь наказания, как например оный богач, живший во дни Лазаря, и многие другие. Так поступает Господь для того, чтобы возбудить веру в тех, кои не верят будущему, но живут беспечно. Ибо Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день (Пс.7,12). Но если мы будем во зло употреблять Его долготерпение, то придет время, когда Он нисколько уже не потерпит, но тотчас накажет.
***
Сребролюбцы, сколько бы ни любили богатства, не знают меры в любви; а мы, сделав что-нибудь малое для Бога, думаем, что уже сделали все. Мы не любим Бога так, как они любят золото, и даже малейшую часть того. Великого осуждения достойны они, что столь неистово пристрастны к золоту; великого осуждения достойны и мы, что не так же пристрастны к Богу, что не воздаем Владыке всех такой же чести, какую они воздают земле; ибо золотой металл есть земля. Посмотрим на их безумие, и сами устыдимся. Ибо что из того, что мы не горим страстию к золоту, если мы и Богу не молимся усердно?
***
Разве ты знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты -гражданин? Ты - путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говори: у меня такой-то и такой-то город. Ни у кого нет города; город горе; а настоящее есть путь. Так мы путешествуем каждый день, пока движется природа. Есть ли такой, который на пути откладывал бы деньги? Есть ли такой, который на пути зарывал бы золото? Когда ты войдешь в гостинницу, то скажи мне, украшаешь ли эту гостинницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь есть гостинница. Мы вошли в нее и оканчиваем настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там. Когда ты войдешь в гостинницу, то что говоришь слуге? - Смотри, куда положить вещи, чтобы не оставить чего-нибудь здесь, чтобы не пропало что-нибудь, ни малое, ни пустое, чтобы все принести нам домой. Так и мы в настоящей жизни будем смотреть на жизнь, как на гостинницу, и ничего не будем оставлять здесь, в гостиннице, но все понесем в отечество. Одно делай: возненавидь деньги и люби свою жизнь. Отвергни имущесто, не говорю -все, но отдели излишнее. Не жалей чужого, не обирай вдовицы, не похищай у сироты, не овладевай их домом. Похищай не землю, а небо: нудится царствие небесное, и нуждницы восхищаются (Мф.11,12).