45 | Евангельское чтение |
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Страстная неделя установлена в память страданий Иисуса Христа, ею заканчивается Великий пост. Все дни Страстной недели называются “Великими”, в народе они называются “Страшными”.
Она начинается от воскресного дня, когда Православная Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. Весь еврейский народ, пришедший в Иерусалим на праздник Пасхи еврейской, встречал в этот день Спасителя как Великого Пророка и Чудотворца. Люди устилали дорогу Христу, въезжающему в город на молодом осле, своими одеждами, приветствовали Спасителя пальмовыми ветками и радостными восклицаниями: “Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Мир на небесах и слава в вышних!”(Мф.21,9) “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: “дом Мой домом молитвы наречется”; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.”(Мф. 21,12-14)
ПРОКЛЯТИЕ СМОКОВНИЦЫ
На следующий день, из Иерусалима Господь возвратился в Вифанию и заночевал там, а утром опять пошел в Иерусалим. По дороге он почувствовал голод и, увидев зеленую смоковницу, подошел к ней и стал искать плодов. Но плодов не оказалось. Тогда Господь сказал смоковнице: “Отныне да не вкушает никто от тебя плода во век!”(Мк.12,14) На следующий день проходя по этой же дороге апостолы увидели, что смоковница засохла на корню. Святые Отцы Церкви объясняют, что для Иисуса смоковница, не приносящая плода, явилась олицетворением еврейского народа, не узнавшего своего Мессию и потому оказавшегося духовно бесплотным.
Учеников поразило, что слово Христа имело власть даже над деревом. Но Господь подтвердил им, как и раньше, свое учение о всемогуществе веры. “Имейте веру Божию, сказал Он, ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: “поднимись и ввергнись в море” и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, - и будет вам.” (Мк. 23-24)
Обличение фарисеев и саддукеев.
Он пришел в храм и учил народ притчами. К нему приступили книжники и фарисеи, заранее сговорившиеся погубить Христа, и, вызвав Его на спор, искали причину, чтобы арестовать Спасителя. “Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал эту власть?” - допрашивали они Его, но не получили ответа, ибо не хотели веровать во Христа.
Тогда Христос рассказал им притчу о злых виноградарях, не отдающих плодов хозяину виноградника, обличая фарисеев в лицемерном служении Богу и предрекая, что отнимется Царство Божие от еврейского народа, не приносящего плода Богу, и дастся другим народам, приносящим плод Его.
Фарисеи в злобе своей пытались заставить Христа высказаться против закона и кесаря, но сделать это им не удалось. В тот же день приступили к Христу саддукеи, отрицающие воскресение мертвых с вопросом: кому из семи братьев по их воскресении достанется их жена, которая переходила от брата к брату после их смерти? На что “Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: “Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?” Бог не есть Бог мертвых, но живых.” ( Мф.29-32) Один законник, искушая Его, спросил: “Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?”, надеясь услышать в ответ о любви к Себе, как к Сыну Бога. Но “Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей:
“Возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.” (Мф. 36-40)Никому не удалось уличить Христа, и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Каждый день в предпраздничные дни Господь приходил в храм на проповедь. Тысячи людей приходили слушать его. А ночи Он проводил в молитве на горе Елеонской.
ВЕЧЕРЯ В ВИФАНИИ. ОМОВЕНИЕ МАРИЕЙ НОГ ГОСПОДУ.
Приближалась Пасха - самый великий иудейский праздник, в котором должно было принимать участие все население. Христос знал о постановлении совета первосвященников умертвить Его. Поэтому Он не ходил открыто между иудеями и уходил ночевать из Иерусалима к своим друзьям в Вифанию.
За два дня до Пасхи Христос был на дружеской трапезе в доме Симона прокаженного. Марфа, как всегда, заботилась об угощении и прислуживала у стола, где возлежали гости. Воскресший Лазарь был одним из приглашенных. Многие из иудеев, узнав что Христос в доме Симона, пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря. Возле дома и на его пороге собралась толпа; люди приходили и уходили, дивясь на воскресшего Лазаря. Многие, видя как воскресший Лазарь ест, пьет, беседует с друзьями, убедившись, что он действительно жив, стали веровать в Иисуса. Вначале не было Марии за трапезой. Когда она наконец появилась, в руках ее был алавастровый сосуд с ароматным миром из чистейшего нарда. Приблизившись к столу возлежащих, она тихо подошла к Иисусу. Отбив у сосуда горлышко, стала лить драгоценную жидкость на голову и ноги Иисуса, а сама плакала... Дом наполнился благоуханием. Мария, склонившись до земли и распустив свои волосы, отирала ими ноги Учителя, как будто готовя Его к погребению. Среди гостей начался шопот и упреки. Им казалось, что она нарушила благочиние вечера. Тогда, ободренный ропотом гостей Иуда Искариот громко сказал: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” Апостол Иоанн говорит, что Иуда сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому что был вор. В это время в сердце его уже засела мысль предать своего Учителя.
Мария была смущена. Иисус же ободрил ее и сказал: “оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда”.(Ио.12,5-7) “Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению”(Мк. 14,8)
Гости разошлись, а Иуда Искариот направился к первосвященникам, чтобы предать Учителя. “Что вы дадите мне, и я вам предам Его” сказал он. Пораженные и обрадованные предательством одного из ближайших учеников Христа, они предложили ему тридцать серебренников. Он взял деньги и с того времени искал удобного случая, чтобы предать Господа.
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
В Пасху по еврейскому обычаю каждой семье нужно было заколоть пасхального агнца, испечь его и в тот же день съесть его всего целиком с различными обрядами в память исхода евреев из Египта и освобождения их от рабства фараонов. Ученики спросили своего Учителя: “Где хочешь есть Пасху? Мы найдем и приготовим.”(Мк.14,12) Тогда Господь послал Петра и Иакова, сказав им: “Пойдете в город и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: “Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам.” (Мк. 14,13-14).
Когда Петр и Иоаков нашли комнату у неизвестного человека, как сказал Господь, и приготовили все, что требовалось по закону, то вечером пришел Христос и возлег и 12 апослов с Ним. Каждый израильтянин обязан был в этот вечер совершить пасхальный обряд, иначе он отлучался от народа Божия. “Пасхою” назывался агнец, который напоминал израильскому народу о благодеянии Божием, бывшем с ними в Египте, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил еврейских первенцев. В то же время агнец служил пророческим прообразом Агнца Божия, т.е. Христа, Который добровольно пойдет на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греху, смерти и дьяволу.
И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственною Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый Завет.
ОМОВЕНИЕ ХРИСТОМ НОГ У АПОСТОЛОВ.
По восточному обычаю нужно было перед трапезой омывать ноги, но слуг не было. Это должен был сделать самый младший из апостолов. Но кто из них младше, а кто старше никто не знал. Начали спорить. Тогда Христос встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, влил воду в умывальницу м Сам начал омывать ноги ученикам и утирать их полотенцем. Апостолы смутились, но покорно и молча снимали свои сандалии. Когда же очередь дошла до апостола Петра, то он, взволнованный смирением Христа, воспротивился и сказал: “Господи. Тебе ли умывать ноги мои”. Иисус же сказал ему в ответ: “Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после”. Петр ответил: “Не умоешь ног моих во век”. Тогда Господь сказал ему: “Если не умою тебя, то не будешь иметь общения со Мною”. И Петр покорился. Когда же омовение кончилось, Христос надел одежду Свою и возлегши опять сказал ученикам: “Знаете ли что Я сделал вам?” 2Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умывал ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам”(Ио.13, 12-15)
ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ.
В горнице царила торжественная тишина, но присутствие будущего предателя Христа Иуды тревожило и смущало всех. О том, что знает предателя Господь, возмутившись духом, сказал прямо: “Истинно, истинно говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня”. Апостолы стали спрашивать: “Не я ли, Господи?” “Не я, ли?” При этом и Иуда, предающий Его, сказал: “Нея ли, Равви?” На это Господь тихо ему ответил: “Да, это ты”. А тот сделал вид, что не расслышал. Другие же апостолы действительно не расслышали этих слов. Иуде следовало скорее уйти, но он не решался уходом выдать себя. В его душе поднялась страшная буря последней борьбы. Полученные от врагов Христа деньги жгли совесть. Прежняя любовь к Учителю волновала сердце. Тогда Петр сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил Христа. И Иоанн понял, что хочет Петр, склонился низко на грудь Спасителя и тихо спросил: “Господи, кто это?” Иисус ответил:, обмакнув кусок хлеба, подам”. И обмакнув кусок подал Иуде Искариоту. После чего вошел в него сатана. Борьба в душе Иуды кончилась. Он мрачно и нагло посмотрел на окружающих, уже взглядом диавола. “Что делаешь, делай скорее”,- сказал ему Иисус и Иуда ушел с Вечери и поспешил в Иерусалим в Синедрион. Апостолы же думали, что Иисус послал Иуду за покупками к празднику или дать что-нибудь нищим.
Для всей земли наступила власть тьмы. И только в Сионской Горнице горел Божественный свет Христов. Вблизи был величественный храм иерусалимский, но он был пуст и обречен на гибель. Там уже не обитал Дух Божий, а здесь, засияло новое солнце Божествнной любви. Сионская Горница стала первым и истинным христианским храмом.
ЕВХАРИСТИЯ.
После ухода Иуды все почувствовали облегчение и радость. Лик Христа сиял лучезарным светом. Ветхозаветная пасхальная Вечеря кончилась. Началась Новая Христова Пасха. Тогда Иисус сказал: “Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем; если Бог прославился в Нем, то и Бог прославил Его в Себе, и вскоре прославит Его”(Ио. 13,31-32). Христос говорил о победе над тьмою, о скором Своем прославлении в смерти и воскресении. В торжественном молчании апостолы внимали словам своего Учиталя. Тогда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое” и взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал: “Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая” (Мк.14,22-24). “Сие творите в Мое воспоминание” (Лк. 22,19). Вкусив хлеба и вина, претворившиеся по благословлению Господню в Его Пречистое Тело и Святую Кровь, апостолы почувствовали полное, неразделимое и радостное свое единство со Христом и друг с другом.
МОЛИТВА ХРИСТА В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ.
По окончании Тайной Вечери Господь пошел на страдания в Гефсиманский сад. Апостолы следовали за Ним и тихо пели псалмы Давида. Войдя в сад, Христос сказал ученикам: “Посидите тут, пока Я пойду помолюсь там”, “Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною”. И, отойдя от них, пал на землю и молился словами: “Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего я хочу, а что Ты”. Возвратившись к апостолам, Он нашел их спящими. Дважды Он будил учеников, но утомленные чрезвычайными впечатлениями дня и уставшие физически, апостолы уже не находили в сесбе сил для духовной борьбы. Христос остался один. Отойдя от спящих апостолов в сторону, Он в третий раз упал на колена и молился, говоря: “Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет”.
Страшный мрак ада отовсюду сдавил страждующее сердце Иисуса. Все грехи человечества, содеянные во всю многовековую историю земли, упали на плечи Христа. И всем этим грехам Господь противопоставил в душе Своей покорность Отцу и послушание Его воле. Но в этот момент он был оставлен не только своими учениками, но и Отцом Своим. И как Совершенный Человек Он испытывал страшные муки духовной борьбы. Тогда “Явился Ему Ангел с небес и укрепил Его”. “И Иисус, находясь в борении, прилежно молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю”.(Лк. 22,43-44) Христос, победивший в душе Своей грехи всего человечества, окончив Свою молитву словами: “Да будет воля Твоя”, готов был идти на заклание. Он пришел к апостолам, которые спали и разбудил их словами: “Вы све еще спите и почиваете? Конечно, пришел час: вот предается Сын Человеческий в руки грешников встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня”(Мк.14, 41-42)
ПРЕАТЕЛЬСКИЙ ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ. ПЛЕНЕНИЕ ИИСУСА.
Апостолы пробудились. В саду замерцали огни и слышался топот приближающейся толпы; затем появились вооруженные люди. Одни из них держали палки и колья, другие - мечи и копья, среди толпы было несколько воинов из стражи храма. Впереди всех шел Иуда. Это он привел отряд для взятия Иисуса Христа. Иуда сделал вид, что не имеет ничего общего с пришедшими, подошел к Христу и предательским поцелум выдал его стражникам. Но Иисус Сам предался в их руки и обратился к народу: “Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и вы не поднимали на меня рук, но теперь - ваше время и власть тьмы” (Лк. 22,53). Тогда воины подошедши возложили руки на Иисуса и связали Его. А апостолы, оставивши Его. в страхе разбежались.
СУД СИНЕДРИОНА. СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР.
И повели Господа в Иерусалим. И привели в дом первосвященника Анны. Первосвященник Анна вышел к Иисуссу и начал предварительный допрос. Апостол Петр пришедший к дому первосвященника с сопровождающей толпой, находясь во дворе, в страхе выдать себя трижды отрекся от Иисуса, как и предсказывал ему Иисус. После предварительного допроса Анна послал Иисуса к верховному первосвященнику Каифе. Во дворце Каифы с раннего утра готовились к заседанию Синедриона. Каифа решил во что бы то ни стало приговорить Иисуса к смерти и,как опасного преступника, выдатьримским властям на казнь. Но для этого нужны были серьезные основания. Срочно искали лжесвидетелей. Когда началось заседание Синедриона ввели Христа. Все члены заседания сразу пришли в великое возбуждение. Какая радость и торжество! Ненавистный Пророк из Галилеи стоял перед ними связанный, униженный и бессильный! Один за другим стали входить лжесвидетели, которые возводили на Иисуса всевозможные обвинения, но для смертного приговора все это было не достаточно. Христос же ничего не отвечал. Тогда Каифа сказал Христу: “Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?” Тогда Христос сказал: “Да это Я; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (Мф.26,64). Все молчали, Первосвященник, резким жестом в гневе разорвал на себе одежду. “На что нам еще свидетелей”, сказал он. “Вы слышали богохульство Его. Как вам кажется?” Все признали Его повинным смерти. Цель Каифы была достигнута. Но Синедрион не имел права казнить преступников. Приговор должен был идти на утверждение Римскому Правителю Понтию Пилату. Когда заседание закончилось, возбужденные смертным приговором члены Синедриона начали издеваться над Иисусом Христом(Мф.26,67). Они подходили к Нему и, закрывая плащем Его лицо, били палками по голове и насмехаясь говорили: “Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?@ Другие плевали ему в лицо и хохотали. Христос молча сносил все оскорбления. Слуги дворца следовали примеру господ; подходили к Спасителюи били Его по щекам.
ЯВЛЕНИЯ ВОСКРЕСШЕГО СПАСИТЕЛЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПО ВОСКРЕСЕНИЮ.
Вначале Христос явился Марие Магдалине, оплакивающей пропажу Господа из гроба. И когда она плакала, наклонившись во гроб, то внезапно увидела двух Ангелов в белых одеждах, сидящих одного у главы, другого у ног, где лежало тело Иисуса. И ангелы говорят ей: “Жена, что ты плачешь?” Она говорит им: “Унесли Господа моего и не знаю где положили Его”.
Сказавши эти слова, она обратилась и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус (Ио. 20,14). Христос стоял вне пещеры, освещенный яркими и радостными лучами уже восшедшего солнца, а Мария заплаканными глазами смотрела на Него из темноты гробницы и свет слепил ее.
Иисус говорит ей: “Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?” Она же, думая, что это садовник, говорит ему: “Господин, если Ты вынес Его, скажи мне, где Ты положил Его, и я возьму Его”. Иисус говорит ей: “Мария”. Тогда Мария узнала Иисуса и обратилась к Нему: “Раввуни” - что значит “Учитель дорогой”... И она сделала движение к Нему... Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” (Ио. 20, 17). И Христос стал невидимым. Другие женщины, бежавшие от гроба, на пути своем так же увидели Христа. “Иисус встретил их и сказал: Радуйтесь”. И они приступивши ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: “Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею и там они увидят Меня” (Мф. 28,10).
Необычайная весть о Воскресении Галилейского Пророка стала быстро распространяться по Иерусалиму.
В тот же день двое учеников Христовых, Лука и Клеопа, шли в селение Эммаус. К ним приблизился Сам Иисус и, беседуя с ними, пошел рядом, но они не узнали Его. Когда же они вошли в дом и сели за стол, чтобы подкрепиться пищею и отдознуть, таинственный Путник, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, как это раньше было на Тайной Вечери. И в этот момент открылись духовные очи у апостолов и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник - это Сам воскресший Господь Иисус Христос. Но тогда Он стал невидимым для них.
Не остааясь больше ни минуты в Эммаусе, апостолы возвратились в Иерусалим. Там они пришли в дом, где все одиннадцать апостолов и друзья их были собраны вместе. И когда они рассказывали о явлении им Господа Иисуса Христа, то Сам Иисус стал посреди них и сказал им: “Мир вам”. Апостолы смутились и испугались подумав, что видят духа, но Христос вторично сказал им: “Мир вам”. Апостолы смутились и испугались подумав, что видят духа, но Христос вторично сказал им: “Мир вам. Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это - Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет как видите у Меня”.
Когда же от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: “Есть ли у вас здесь какая пища?” Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними, а затем сказал: “Вот то, о чем Я вам говорил быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах. Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день”. Этим закончился первый день Воскресения Христова (Лк. 24, 13-46).
Христос воскрес телесно и духовно, но Тело Воскресшего было иное, чем раньше - до Распятия и Смерти. Оно было преображенным и просветвленным, и потому ученики не сразу же узнавали Господа. Они сомневались, думая что видят дух Христа, а не Самого Воскресшего Учителя. Но Господь Иисус Христос дал все неопровержимые свидетельства истинности Своего телесного воскресения. Он сказал им: “Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня... Осяжите и рассмотрите Меня. Это Я Сам”. Он вкушал пред ними пищу, Он просил их коснуться ран от гвоздей на руках и ногах Его и осмотреть Его ребра, пронзенные копием воина. И ученики убедившись уверовали, Что Христос воистину воскрес.