Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ
Календарь - ритм вечности |
Окончание. Начало см. в №№ 6 (54),
7-8 (55-56)
10-11 за 2006 г.
В наши дни существует более 40 действующих календарей,
как светских, так и религиозных. У каждого из них своя
история, но большинство к нам, православным христианам, не
имеет никакого отношения, представляя интерес лишь для
исследователей. Для нас важны, прежде всего, юлианский
календарь и александрийская пасхалия (правила расчета Пасхи
при помощи 19-летнего лунного периода), а также те их
модификации, которые возникли в результате календарных
реформ. К ним относятся григорианские календарь и пасхалия,
и «новоюлианский» календарь.
Часто приходится слышать о том, что юлианский календарь
точнее григорианского, потому, мол, Церковь и не переходит
на новый стиль. Некоторые околоцерковные лица пытаются под
такое мнение подвести научную базу, поступаясь при этом как
истиной, так и здравым смыслом. Они вводят в заблуждение
многих церковных людей, принимающих подобные «научные
обоснования» за единственно правильные.
На самом же деле, у Церкви несколько иное отношение к
точности календаря. Соединенный с богослужебным уставом, он
является организатором внутренней церковной жизни, поэтому
то научное обоснование, которое предлагают ревнители канонов
и догматов не по разуму, оказывается не нужным.
Бесспорно, главные требования, предъявляемые к календарю,
- точность и простота. Эти два аспекта лежат в основе любой
его разработки или улучшения, однако тот, кто осуществляет
эту задачу, сразу же сталкивается с серьезной проблемой: для
соблюдения максимальной точности требуется создать более
сложный по структуре календарь; и наоборот - чем он проще,
тем большую погрешность допускает. Так происходит потому,
что продолжительность одного обращения Земли вокруг Солнца
представляет собой дробную величину, а человек привык
мыслить целыми числами. Отсюда, возникает необходимость
создать такую календарную систему, которая позволяла бы, без
большого ущерба для точности, этими дробями пренебречь.
Одно обращение Земли вокруг Солнца происходит за
промежуток времени, составляющий так называемый солнечный
год. В свою очередь, он подразделяется на сидерический
(звездный),драконический и тропический годы, каждый из
которых имеет свою продолжительность.
Сидерическим годом называется временной отрезок, за
который Солнце, видимым образом двигаясь по небосклону,
возвращается на определенное место среди неподвижных звезд.
Его продолжительность - 365 дней 6 часов 9 минут 9,5 секунд,
то есть 365,25636 средних солнечных суток.
Тропический год - это период между двумя моментами
весеннего равноденствия, продолжительностью в 365 дней 5
часов 48 минут 45,97 секунд (365,2421988 суток). Именно к
этим величинам, в большинстве случаев, человек и старался
приблизиться при построении календарной системы.
Первым опытом такого рода является календарь Древнего
Египта, в котором всегда было 365 дней. За свою простоту он
заплатил точностью, «ошибаясь» каждые четыре года на один
день. Таким образом, дата того же весеннего равноденствия
постепенно сдвигалась и «блуждала» по календарю, переходя с
весны на лето, осень, зиму, пока, совершив за 1460 лет
полный цикл, не возвращалась на свое исходное место.
Римский император Юлий Цезарь, по предложению известного
александрийского астронома Созигена, произвел реформу
египетского календаря, введя в употребление, начиная с
первого января 45 года до Р. Х., новый, получивший название
по его имени, юлианский календарь. Суть реформы заключалась
в устранении ошибки благодаря использованию системы
високосных дней, которые добавлялись каждые четыре года.
В юлианском календаре годовой цикл составляет 365,25
суток, что на 11 минут 12,2 секунд (или на 0,0078 суток)
длиннее тропического года.
Все в тот же «лишний» день погрешность «превращалась» уже
за 128 лет, то есть, по сравнению с египетским, юлианский
календарь стал точнее более чем в 30 раз. Это явилось
достаточным основанием для отказа от дальнейшего усложнения
его структуры и позволило не принимать во внимание
существующую неточность в расчетах продолжительности года -
вероятно, тогда не предполагалось, что новым календарем
будут пользоваться еще в течение многих веков.
Но именно это в конце XVI века привело к появлению новой
системы летоисчисления, так как ктому времени дата весеннего
равноденствия сместилась на 10 дней, а весеннего полнолуния
на 4 дня. Целью реформы, проведенной папой Григорием XIII в
1582 году, стало уточнение дня весеннего полнолуния и
возвращение дня весеннего равноденствия на 21 марта, на
которое он выпадал в годы проведения I Вселенского собора.
Подразумевалось, что впредь дата весеннего равноденствия не
должна сдвигаться с 21 марта. Имевшаяся же разница в 10 дней
была устранена простым изъятием их из календарного счета. То
есть после 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября.
Продолжительность года в григорианском календаре составляет
365,2425 суток, а погрешность в одни сутки «набегает» только
за 3300 лет.
В 1923 году на совещании Православных Церквей в
Константинополе был принятновый календарь, который назвали
«исправленным юлианским», или «новоюлианским». Суть
очередной реформы заключается в том, что в течении девяти
веков число високосных лет сокращается на семь (високосными
являются только те сотые годы, которые при делении на 9 дают
в остатке 2 или 6). При этом годы високосные в григорианском
календаре в «новоюлианском» оказываются простыми. Это
обеспечивает продолжительность года, близкую по величине к
тропическому, составляющему, как было сказано выше,
365,242222 суток. Ошибка в одни сутки в этом случае
накапливается уже за период свыше 40000 лет.
В результате введения новой календарной системы среди
Поместных Церквей произошел раскол. Греческие «старостильники»
отказались принять ее, так как до 2800 года «новоюлианский»
календарь совпадаетс григорианским, который для многих
ассоциируется с попытками расширения влияния
Римо-Католической Церкви.
Итак, почему все-таки в большинстве Православных Церквей
до сих пор используется юлианский календарь, несмотря на то,
что его погрешность в наши дни уже составляет 13 дней?
Он имеет преимущество перед иными календарными системами,
так как использует в своей структуре библейские ориентиры
времени: звезды, солнце и луну, которые Сам Господь создал
«для освещения земли и отделения дня от ночи, и для
знамений, и времен и дней и годов» (Быт. 1, 14). То есть он
включен в космос, что соответствует конечной цели
христианства - преображению человека, а через него и всей
вселенной. В григорианском же календаре из космических
ориентиров осталось только солнце.
Со времен Никейского собора юлианский календарь объединил
в богослужебным единстве различные Поместные Церкви,
несмотря на существующие между ними разногласия. Тогда
святые отцы пришли к соглашению о единовременном
праздновании Пасхи, и это правило сохранялось между Западом
и Востоком даже после разделения Церквей в 1054 году, вплоть
до введения григорианского летоисчисления.
Возможно, астрономы первых веков христианства специально
оставили погрешность в юлианском календаре, чтобы избежать
совпадений в праздновании Пасхи христианской и иудейской.
Правило, озвученное на Вселенском Соборе в Никее, гласит,
что ее следует праздновать после первого весеннего
полнолуния в воскресный день, но не вместе с иудеями и не
раньше их. При введении же григорианского стиля в иные годы
Пасха праздновалась Западной Церковью не только одновременно
с иудейской, но и ранее ее. Попытки оправдать реформу тем,
что Светлое Христово Воскресение должно обязательно
отмечаться весной, не подтверждается ни Священным Писанием,
ни творениями Святых Отцов.
Заканчивая этот обзор, можно отметить, что и реформа 1923
года не привела к ожидаемым результатам. Церкви, которые
перешли на «новоюлианский» календарь - Константинопольского
Патриархата, Болгарская Поместная Церковь и т.д. - отмечают
все непреходящие праздники по новому стилю, а Пасху и
связанные с ней праздники - по александрийской пасхалии, то
есть, по юлианскому календарю. Из-за этого происходит
нарушение установлений Типикона. Например, становится
невозможным совпадением праздника Благовещения с Пасхой в
связи с тем, что в новом календаре он отмечается как
непреходящий 25 марта, а самая ранняя Пасха - 4 апреля.
Показателен также пример с днем памяти святых 40
мучеников Севастийских: согласно Типикону (глава 48, с
Марковыми главами), он может совершаться от вторника Первой
седмицы до понедельника Шестой седмицы Великого Поста. На
это указывают и слова службы: «Страстотерпцы Христовы,
всечестный пост светлший соделасте памятию вашего славного
страдания; четыредесять бо сущее четыредесятницу освещаете»
(Слава на Хвалите). «Лик четверодесятосиянный, воинство все
богособранное, спросия посту страданьми честными, освещающ и
про-свещающ души наша» (Стихира на Господи воззвах). При «новоюлианском»
календаре, вопреки всем предписаниям Устава, память их может
совершаться в Сыропустную или даже Мясопустную седмицы,
поэтому слова этих песнопений теряют смысл.
Алексей ИВАНОВ,
послушник Вознесенского
кафедрального собора
|