Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 
05 марта 2009 г.

Май 2006 года  
Читайте в номере:

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского
Спецвыпуск, посвященный году семьи. Май 2006 год  

Таинство венчания и христианская семья
Беседа со старшеклассниками 


В последние годы многие из молодоженов, вступая в брак, венчаются в церкви. В стремлении к венчанию (в чем люди далекие от церковной жизни склонны видеть только "моду") обнаруживается вполне естественное стремление к прочному, неразрушимому благословенному брачному союзу. Разве молодые люди, вступающие в брак, не знают, в каком кризисном состоянии в настоящее время находится сам институт семьи?! И если жених и невеста через Таинство Крещения уже связаны с Церковью Христовой Православной, то вполне понятно их желание освятить венчанием свой брачный союз.

- Достаточно ли повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась христианская семья?

Венчание - это Богослужение, это церковная молитва о вступающих в брак, это благословение на совместный жизненный путь-подвиг, на чадорождение. Венчание - это освящение брака мужчины и женщины, которые дают твердое обещание перед Церковью Христовой, перед теми, кто молится с ними во время венчания - обет верности Богу и друг другу. Поэтому венчание в церкви можно рассматривать как священный залог, который полного раскрытия может достигнуть в их будущей супружеской жизни.

Если венчающиеся будут всегда помнить об освящении своего супружеского союза, о своих обещаниях при венчании, если будут стараться жить по-христиански и молиться друг за друга, то они имеют надежду получить от Бога награду за свое супружество в жизни будущего века, когда будут навечно вместе с Богом и друг с другом. Такова превеликая и вечная цель христианского супружества.

- Венчаются в церкви те новобрачные, которые крещены. А как быть, если один из них некрещеный, или крещеный в детстве, но не желает венчаться?

Таинство Браковенчания совершается тогда, когда жених и невеста вместе осознают свою принадлежность по Крещению к Церкви Христовой, осознают святость христианского брака и единодушно хотят создать христианскую семью. Это прямой путь освящения семьи, потому что в основу семейной жизни полагается единство религиозно-нравственных воззрений вступающих в брак.

Молодому христианину или девушке-христианке, готовящимся ко вступлению в брак, прежде всего необходимо очень ясно сознавать - как важно единство религиозно-нравственных воззрений супругов, и какие могут возникнуть проблемы, когда одна сторона смотрит на брак как на установление Божие, а другая - как на относительную ценность. 

До вступления в брак разные взгляды жениха и невесты на некоторые проблемы не кажутся очень важными. А впоследствии разница в мировоззрении может отразиться на семье самым прискорбным образом. Это вопросы верности друг другу, деторождения, отношения к абортам, помощи родителям и др. Здесь-то и сказывается единство религиозных и нравственных убеждений, единство семейных традиций, общность взглядов на жизнь, на духовные и материальные ценности жизни. 

Известно выражение "стерпится - слюбится". Но оно взято из прежних времен, когда люди, воспитанные в духе православной церковности, умели и терпеть, и любить до самопожертвования. Нынешнее время оскудело жертвенной любовью и даже само слово "любовь" сейчас чаще выражает эгоизм, самолюбие, нежели подлинное высокое чувство. Недаром святые отцы утверждали, что всякое распутство, всякий разврат происходят не от изобилия, а от недостатка любви. 

- Зачем венчаются те, кто уже давно живет семейной жизнью, имеет детей?

- Когда между мужем и женой наступает осознание абсолютной ценности брака, осознание необходимости помощи Божией в семейной жизни, религиозной заботы о потомстве, о благополучии будущей семейной жизни детей, - тогда в церковь идут венчаться супруги, которым раньше достаточно было только гражданского признания их брака и семьи. А когда они повенчаются, тогда осознают себя мужем и женой не только друг перед другом и перед людьми, но и перед Богом. А это очень много значит!

Самое высокое воззрение на брак содержится в Библии. Супружеский союз святой апостол Павел уподобляет таинственному союзу Христа и Церкви, за которую пострадал Христос. В этом заключается спасительное значение брака. "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5; 22-23). Таинственным "телом" апостол в данном случае называет Церковь Христову как живой организм.

"Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5; 24-25). Указанный отрывок из послания апостола Павла (Еф. 5; 20-33) всегда читается при совершении венчания. Заканчивается это чтение обращением к жене, чтобы она с благоговением относилась к мужу: "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф. 5, 33). "Да боится, то есть да чтит мужа и благоговеет пред ним" (Блаженный Иероним).

Во время венчания совершается молитва о христианских супругах и о всех их потомках:

"О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся!".
"О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей, Господу помолимся!".
Славою и честью Церковь просит Господа увенчать вступающих в брак: "Господи, Боже наш, славою и честью венчай я!" - молится священник, трижды благословляя стоящих в венцах христианских супругов. (Перевод: "Господи, Боже наш, увенчай их славою и честью!"). 

"Конец - делу венец", - гласит пословица, поэтому слово "венец" - может означать и окончание. А конец христианского брака - бесконечен. Следовательно, слова молитвы "Господи, Боже наш, славою и честью венчай я!" выражают прошение, чтобы этот брак имел честь и славу от Самого Господа и печать блаженной вечности. 

В "Катехизисе" Святителя Филарета, митрополита Московского (†1867), дается следующее определение христианского брака: "Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей".

Митрополит Антоний (Блум) писал: "Брак - чудо на земле. В мире, где все и все идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством". (Митрополит Антоний Сурожский. "Таинство любви. Беседа о христианском браке". Спб., 1994, с. 3).

Протоиерей Борис Пивоваров, председатель епархиального Отдела религиозного образования 


Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой "Феодоровская"

По преданию Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию - неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. 

С Феодоровской иконой Божией Матери связано избрание на царство Михаила Феодоровича Романова в 1613 году. Костромское духовенство с Феодоровской иконой вышло встречать московское посольство, шедшее просить молодого Михаила Романова на царство, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где юный Михаил жил с матерью - старицей Марфой. Старица вручила сына покровительству Божией Матери перед Феодоровской Ее иконой. С тех пор Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала особо почитаться императорским Домом Романовых, а все иностранные принцессы, которых брали в жены русские императоры и великие князья, получали после крещения отчество Феодоровна. 

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь. 



Яндекс.Метрика

На главную страницу