20 | Образование, воспитание детей |
ПОРЯДОК ЖИЗНИ “Все должно быть благопристойно и чинно”
(1 Кор.14,41)
После падения Адама в человеке появился стыд – стремление прикрыть запятнанное грехом тело. Стыд – это сознание порочности своего естества. И вместе с лишением человека радости постоянного Богообщения “сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их” (Быт. 3,21).
И пока вера и понятие о грехе сохранялись в людях, до тех пор у них был стыд, и считалось бесстыдством обнажать свое тело или смотреть на чужое обнаженное тело. Так, сыновья Ноя, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, входили в палатку спиной, чтобы накрыть Ноя одеждой (Быт. 9,23).
Как следствие отступления от Бога и утери веры – исчезает и чувство стыда, воцаряется бесстыдство – культ обнаженного тела, вводимый под разными благовидными предлогами.
Христианин не должен поддаваться проповеди бесстыдства, должен беречь от этого и себя, и своих детей. С пробуждением в ребенке сознания, его нужно учить стыдливости. В особенности надо беречь стыдливость девочек и не приучать их ходить в нескромных платьях. Нельзя позволять девочкам купаться без купальных костюмов, а мальчикам без трусиков, и так купаться мальчикам и девочкам вместе.
Целомудренная стыдливость оценивается у Бога как одна из добродетелей человека.
Грехом против целомудрия является одевание девочек или девушек, хотя бы в шутку, в мужские костюмы, и наоборот. Об этом есть категорическое указание в Св.Писании: “На женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий это” (Втор. 22,5).
В будничные дни одежда детей должна быть скромной и простой. Дорогие одежды вообще противоречат духу учения Христа и Его апостолов, запрещавших наряжаться в “многоценные одежды” (1Тим. 2,9).
Одежда, более нарядная чем у других, в будничные дни будет питать у детей тщеславие и гордость. И в другие дни христианские дети не должны выделяться по одежде от других, за исключением только чистоты и опрятности, которые всегда и во всем обязательны.
Как в отношении одежды, так и в отношении вообще всех вещей, надо учить детей бережному обращению к ними.
Св.авва Дорофей учит беречь свою совесть не только по отношению к Богу и к людям, но и к вещам: последние есть Божии дары, и поэтому их надо беречь.
Такое же отношение должно быть у детей и к хлебу, и ко всякой пище. Для этого надо напоминать детям слова Спасителя об остатках хлеба: “Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Ин. 6,12). Поэтому детей надо учить благоговейно относиться к хлебу, никогда не позволять детям играть с хлебом, бросать и оставлять корки, делать из хлеба катышки и т.д.
Вкушение пищи для христианина есть не простое удовлетворение физиологической потребности, как это имеет место у людей, не знающих Бога. Московский старец о.Алексей Мечев так говорил о принятии пищи: “Во время обеда представляйте себе Отца Небесного, отверзающего руку свою, чтобы напитать тебя... И что Иисус обедает с тобою... Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной”. Если сами родители так будут относиться к принятию пищи, то это передастся и детям, скажется на них, их поведении за столом.
Вставать из-за стола позволяйте детям лишь только после молитвы. Следует вспомнить, как в древности во время так называемых “агап”, которые следовали непосредственно за Богослужением, вкушали пищу в притворе храма первые христиане. По свидетельству Климентия Александрийского, агапы не только начинались и кончались молитвословием, но и сопровождались пением псалмов. Разговоры за столом не рекомендовались даже взрослым. Как известно, у иноков трапеза сопровождается и теперь чтением духовной литературы, чаще всего житий святых. Как много принесло бы пользы возобновление этого древнехристианского обычая в быту православной семьи!
Очень важно приучить детей к уступчивости при взаимном общении в играх. Для этого им постоянно надо напоминать заповедь Господа: “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мф. 20,26). В этом отношении большое преимущество имеют многодетные семьи. Здесь старшие дети, естественно, учатся уступать и жертвовать своими интересами ради младших.
В таких семьях старшие дети также должны приучаться помогать младшим и матери при обслуживании младших, таким образом будет естественно преодолеваться эгоизм.
Самое трудное – воспитать одного ребенка правильно. Такая семья – это почти не семья в настоящем, в полном смысле этого слова. Здесь ребенок является всегда центром внимания и все его балуют. От этого велика опасность того, что он вырастет эгоистом с резко выраженным тщеславием и самомнением.
Пусть радуются родители, если Господь даровал им много детей: чем больше детей, тем больше Божьего благословения на семью, тем легче будет правильно воспитать детей в духовном отношении. И здесь не надо бояться материальной нужды: вспомним еще раз наблюдение царя и пророка Давида: “Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба” (Пс. 36,25).
Тщательно следует обучать детей внешней манере держаться. Внешняя собранность помогает и внутренней собранности.
Св. Амвросий Оптинский писал в одном письме: “Внешнее обучение и видимое благоприличие предшествуют душевному благоустроению”.
Дерзость в обращении и развязность в манерах несовместимы со званием христианина. По учению отцов церкви не только толчок или удар, но и всякое грубое или фамильярное слово или прикосновение к другому человеку является дерзостью.
Когда св.Арсений Великий прибыл в Египет, чтобы променять титул “отца Государя и его детей” на звание смиренного отшельника, он получил от старцев замечание за свою манеру сидеть сложа ногу на ногу. Подобная развязность считалась несовместимой с пребыванием в человеке Св.Духа.
Не надо допускать у детей привычки держать руки в карманах, ходить в незастегнутом платье, мальчикам быть в комнатах в шапке. Недопустима также привычка бросать на пол мусор, свистеть, хлопать дверьми, плевать и т.п.
Следует также следить, чтобы дети со всеми всегда были вежливы и к старикам почтительны и внимательны, подавая им стул, помогая одеть верхнее платье, поднимая упавшую вещь и т.д.
При разговоре со старшими дети должны стоять, повернувшись к говорящему лицом и отвечать обстоятельно на вопросы, не ограничиваясь односложными ответами или, что еще хуже, звуками вроде “ага”, “хм” и т.п.
“Всему свое время, и время всякой вещи под небом”, – учит Писание (Еккл. 3,1). Этой истины не следует забывать при распределении времени детей. Детский день должен быть строго распределен, и дети должны быть приучены к соблюдению такого расписания. Особенно точно должно соблюдаться время, когда дети ложатся спать, встают, принимают пищу. Периоды отдыха, игры, прогулки должны следовать в течение дня за временем занятий, детского труда, исполнением домашних обязанностей и поручений родителей. Поэтому поговорка “кончил дело – гуляй смело” должна стать одним из правил.
Надо приучать детей также просить родителей перекрестить их, когда они уходят в школу или ненадолго из дома. Когда родители осеняют крестным знамением детей, то читать следует, по совету старцев, следующую молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти и сохрани силою животворящего Креста Твоего”.
В промежуток времени между принятием пищи нельзя позволять детям что-нибудь кушать. Сладости должны приниматься только после другой пищи. Выдача их вообще и улучшенный стол должны быть приурочены к церковным и семейным праздникам. В эти дни дети должны, по возможности, освобождаться от занятий и труда, и их время посвящается посещению храма и отдыху. Надо стараться приучать детей, по возможности, точно соблюдать заповедь: “Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела свои. А день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему” (Исх. 20,8-10).
В праздничные дни и одежда детей должна быть, по возможности, отличной от обычной повседневной. Нарядная одежда будет празднично настраивать детей и умерять резкость их порывов и движений.
К семейным и большим церковным праздникам следует приурочить выдачу подарков детям. Здесь стоит вспомнить один прекрасный обычай преподнесения взаимных подарков на Рождественской елке и в семейные праздники – виновнику торжества. В изготовлении подарков участвуют все подросшие дети, девочки готовят какие-нибудь вышивки, мальчики – поделки из дерева, картона или бумаги с художественной раскраской и т.д. Такие подарки готовились детьми в дни именин и рождения как родителям, так и соответствующим крестным матерям и отцам.
Насколько важны для детей хорошие навыки, дисциплина, аккуратность, вежливость, собранность и умение держать себя, говорит такой рассказ.
Одному начальнику торговой конторы нужен был молодой человек для выполнения различных поручений. Он поместил об этом объявления в газете. В назначенный час в его приемной собралось несколько десятков молодых людей, желавших поступить на работу.
Англичанин вызывал их к себе по очереди в кабинет, беседовал с ними, и в результате без колебаний остановил свой выбор на одном мальчике.
Присутствующий при этом его друг был удивлен его выбором и спросил: “Почему вы выбрали этого мальчика? Ведь у него не было ни одной рекомендации, в то время как у многих были прекрасные рекомендации от солидных лиц”. “Вы ошибаетесь, мой друг, – ответил англичанин, – у этого мальчика было много ценных и совершенно достоверных рекомендаций, которых не было у других. Я вам их перечислю:
1. Когда этот мальчик вошел в кабинет, то тихо затворил за собою дверь, которую другие или вовсе не закрывали, или делали это со стуком.
2. Хотя мальчик был одет бедно, но платье было на нем чисто, без дыр, ботинки были начищены, и во всей одежде была аккуратность, чего не доставало другим.
3. Волосы у мальчика были подстрижены и причесаны, лицо и руки чистые, ногти на пальцах обрезаны и не имели на концах “траура”, как у многих.
4. Мальчик остался стоять до тех пор, пока я не предложил ему сесть, в то время как некоторые другие садились без приглашения.
5. Когда я уронил со стола бумагу, он тотчас же поднял ее с пола, чего не делали другие.
6. Когда в кабинет вошла женщина, мальчик немедленно встал и предложил ей стул у моего стола.
7. Когда он вошел в комнату, он снял фуражку и все время держал ее в руках, в то время как другие все время клали ее мне на стол.
8. Мальчик сидел на стуле прямо, не развалившись, как другие.
9. Он ясно, точно и достаточно громко отвечал на мои вопросы, глядя мне в лицо и не говоря ничего лишнего.
10. Когда я предложил мальчику дать мне свой адрес, то он написал его хорошим почерком, аккуратно и без ошибок.
Как видите, мой друг, получил я от этого мальчика целых десять совершенно надежных рекомендаций”.
Как было бы хорошо, если бы родители постоянно проверяли своих детей – умеют ли они держаться так, как мальчик, избранный англичанином. А этот рассказ следует прочесть детям и всегда держать его в памяти.
red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera
|