3 | Церковные праздники |
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Рождество – первый двунадесятый праздник в календарном году. Обычно мы чего-то ждем в наступившем новом году – каких-то изменений к лучшему, какого-то события, которое раздвинет горизонты, прояснит смысл нашей жизни на этой земле. И часто бывает так, что проходит год и... ничего не происходит. Но так ли это на самом деле? Может быть в сутолоке дней мы прошли мимо знака Божиего, обращенного лично к нам? Может быть не заметили – занятые другими мыслями? Может быть мы ждали совсем другого, а не того, что по истине, на самом деле, должно открыться нам? 1997 лет назад человечество – изнывающее, гибнущее от грехов – тоже ждало. Митр. Иоанн Шанхайский пишет об этом: “Ждали обещанного Мессию иудеи. Находились в ожидании чего-то, что должно все изменить, язычники. “Или Бог придет на землю, или мир погибнет,” – говорил знаменитый тогдашний римский философ Сенека. По пророчествам иудеи могли ясно видеть, что настало время их исполнения. Заканчивались семьдесят седмин от восстановления Иерусалима, возвещенных архангелом Гавриилом пророку Даниилу, как время прихода Помазанника и прекращения Ветхого Завета. Но при всеобщем томлении духа и ожидании необычайного младенца, с рождением которого настанет “золотой век” на земле, немногими был узнан и приветствован ожидаемый Младенец, когда Он родился... Даже не нашлось места для него в человеческих жилищах.” Так и было. Пресвятая Богородица отправилась с Богомладенцем под сердцем в Вифлеем, но никто из горожан не пустил Святое семейство под свой кров, так что пришлось ей рожать в хлеву, с животными. Исполнилось то, что задолго до пришествия Христова провидел пророк Аввакум: “Господи, разумех дела Твои и ужасохся. Посреде двою животну познан будеши” (Аввак. 3, 1-2). Так и было – первые люди, узнавшие Бога в Младенце, чистые сердцем пастухи и готовые все отдать Истине волхвы, нашли Его среди животных, в хлеву. Ныне эту картинку (Младенец, лежащий на сене рядом с овцой и волом) мы воспринимаем умилительно. Смотрим на рождественские открытки с изображением яслей и умиляемся: вот какая идилия, симпатичные зверюшки, завернутый в пеленки новорожденный младенец... А то, что Младенцу на самом деле холодно в этом неприспособленном для человека хлеву, что Ему жестко на овечьей-то подстилке? Господь сошел в естество человеческое, чтобы спасти людей, а Его даже в дом не пустили. Первые же месяцы явления Господа на землю обнаруживают то, что будет потом повторяться и повторяться... Не признали Господа в Младенце – не признают Его и на Искупительном Кресте. Царь Ирод искал убить Господа, когда Он был во младенчестве, – точно так же римские властители будут преследовать Церковь Христову в пору ее младенчества. И, слава Богу, во все времена будет повторяться то удивительное, светлое событие -принесение даров Спасителю мира. Кем бы мы не были – мудрецами, как волхвы, или простецами, как вифлеемские пастухи, – всем нам есть что принести и положить к ногам Спасителя. “Господь верит в нас, – свидетельствует митр.Антоний Сурожский, -верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда МЫ изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас... Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения... Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем благоговением, любовию и трепетом Воплощение Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле и оно – слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!” Тропарь, глас 1-й: Рождество Твое, Христе Боже наш,/ возсия мирови свет разума,/ в нем бо звездам служащии/ звездою учахуся/ Тебе кланятися, Солнцу Правды,/ и тебе ведети с высоты Востока./ Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3-й: Дева днесь Пресущественнаго раждает/ и земля вертеп Неприступному приносит;/ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездой путешествуют:/ нас бо ради родися/ Отроча Младо, Превечный Бог.