Главная


Памяти Митрополита Варфоломея  


Обновление: 
05 октября 2007 г.

 

 
Владыка Варфоломей

Протоиерей Виталий Бочкарев, Евгений Шабунин

Почему отец Сергий Городцев уехал из Тифлиса

Дополнения к статье Н.В. Андреева

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон (Софийский, + 28 моя 1908 г.). Экзарх Грузии» 27 декабря 1906 года, когда раненый протоиерей Сергий Городцев лежал дома, Владыка Никои посетил отца Сергия. Через полтора года архиепископ Никон был убит террористами

Статья Николая Васильевича Андреева, по мнению редакции, нуждается в определенных дополнениях и уточнениях, основанных на публикациях последних лет и недавно рассекреченных архивных документах.

Исходя из них, можно с большой степенью вероятности предполагать, что одной из причин отъезда протоиерея Сергия Городцева из Тифлиса была его общественно-политическая деятельность и близость к ряду политических деятелей право-монархического толка.

В статье, опубликованной еще в 1981 году протоиерей Борис Пивоваров писал, что отец Сергий Городцев был «председателем Совета миссионерского братства», даже одну из своих статей, напечатанных в Прибавлениях к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» он подписал псевдонимом «Братчик»[1]. В статье К. Павлиашвили имеются следующие сведения о Братстве:

«В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской церкви во имя Святого Архистратига Михаила было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности которого приняли Экзарх и высшее русское духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству... Позднее на базе Братства возникла новая организация — Союз союзников России. Ее основателем был В.М. Пуришкевич. В мае 1905 г. протоиерей священномученик Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Сергий Городцев создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 человек, выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-японской войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника графа Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии»[1].

Таким образом протоиерей Сергий Городцев не только был знаком с русскими монархистами правого толка, но и сам разделял их взгляды. Покушение на отца Сергия так же не было случайным, более того это событие, произошедшее 27 декабря 1906 года, было типичным для Грузии революционной поры. Различные столкновения между грузинскими национальными организациями, многие из которых выступали за выход Грузии из состава Российской империи и возвращение автокефалии Грузинской Православной Церкви, и представителями русских православных право-патриотических объединений происходили неоднократно. Например, 22 октября 1905 года Общество патриотов, созданное по поручению наместника на Кавказе графа Воронцова-Дашкова генералом Грязновым, объединяющее русских верующих, провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая русскую часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновением с грузинским населением города[2].

Александро-Невский собор в Тифлисе

Грузинское духовенство неоднократно требовало, чтобы назначенный в Тифлис императорским указом Грузинский Экзарх архиепископ Никон (Софийский) не приезжал на Кавказ, а когда Владыка Никон прибыл в Тифлис, грузинские священнослужители отказались его встречать, объявив ему бойкот. Хотя архиепископ Никон, будучи весьма доброжелательным архипастырем, проявил истинную заботу о возобновлении преподавания богословских предметов на родном языке в грузинских духовных училищах (ранее таковое было запрещено), разрешил выборность духовенства на приходах Экзархата, приобретал на свои собственные средства книги для миссионерских нужд, оказывал помощь грузинским школам и сумел наладить нормальные отношения с грузинским духовенством, которое вступило с ним в административно-церковные отношения и отменило бойкот, но 28 мая 1908 года произошла трагедия. Перед отъездом в Санкт-Петербург на заседание Святейшего Синода архиепископ Никон зашел в здание Грузино-Имеретинской синодальной конторы, в вестибюле которой по обыкновению было многолюдно, и был убит двумя выстрелами. «Трагическая кончина Владыки Никона еще более противопоставила российское и грузинское духовенство в пределах Грузинского Экзархата: по инициативе патриотического общества российское духовенство подало в декабре 1909 года новому Экзарху архиепископу Иннокентию (Беляеву) прошение, под которым стояло 762 подписи, об отказе от совместной работы с грузинским духовенством»[3].

Владыка Варфоломей отмечал в апреле 1947 года в своем дневнике: «... в 1905 — 1907 г., когда грузинское духовенство стало на революционный путь, у меня естественно образовалось некое обособление от священников-грузин, но и только; когда это революционное движение было пресечено, отношения мои к грузинскому духовенству опять стали нормальными... »[4].

Новая волна нестроений в церковной жизни Грузии поднялась после Февральской революции 1917 года. 12 марта 1917 года в Мцхетском Патриаршем соборе Светицховели был проведен Собор духовенства всей Грузии, на котором была провозглашена автокефалия Грузинской Православной Церкви. Архиепископ Платон (Рождественский) бывший в то время Экзархом заявил, что не может подчиниться решению Мцхетского Собора, и остался в подчинении Святейшего Синода Русской Церкви. 22 марта в здании школы при церкви во имя святого благоверного князя. Александра Невского в Тифлисе (это, как помнят наши читатели, — храм, где протоиерей Сергий Городцев начинал свое священническое служение) прошло заседание Собора русского духовенства и русской паствы Тифлиса. На этом Соборе было принято решение, поддерживающее позицию архиепископа Платона по вопросу автокефалии Грузинской Церкви. Собор принял решение о сохранении в Закавказье Русской Православной Церкви в юрисдикции Святейшего Синода и о создании Исполнительного комитета русского духовенства и паствы под руководством Экзарха Платона, в который вошло 12 духовных лиц и 3 представителя от мирян[5]. С большой степенью вероятности можно предполагать, что протоиерей Сергий Городцев вошел в состав Исполнительного комитета.

10 июля 1917 года в Петрограде на объединенном заседании Временного правительства, ранее признавшего автокефалию Грузинской Православной Церкви, и Синода параллельно с утверждением Временных правил о правовом положении Грузинской Церкви было принято постановление об учреждении для руководства негрузинскими приходами (русскими, греческими, абхазскими) Кавказского Экзархата Русской Православной Церкви.

Практическое осуществление провозглашенной автокефалии Грузинской Православной Церкви произошло в сентябре 1917 года, когда Поместный Собор избрал Католикосом-Патриархом Грузии Кириона III. Об этом событии Владыка Варфоломей пишет в своем Дневнике: «...и в 1917 году, когда епископ Кирион был объявлен Католикосом Грузии, у меня какой-либо озлобленности против грузинского духовенства не было, — я даже однажды был у Католикоса Кириона по личному делу; а когда последовала загадочная кончина Кириона [Католикос-Патриарх Кирион III был убит в с патриаршей резиденции в Марткопском монастыре 27 июня 1918 года. — Ред.], я побывал в Анчисхатском соборе и поклонился останкам усопшего. В 1918 году пришлось мне оставить Тифлис и Грузию, — и больше я там не был; но у меня в душе навсегда остались добрые воспоминания о грузинском духовенстве, о его православии, о его хлебосольстве и простоте во взаимных отношениях».

Эта запись сделана почти через тридцать лет после описываемых событий. Конечно, оценка того или иного явления с течением времени меняется, и в середине 40-х годов Владыка Варфоломей положительно смотрел на сам факт автокефалии Грузинской Церкви, а душевная боль, вызванная печальными событиями с ней связанными притупилась. Пройдя через многие испытания, переосмыслив прошлое, сопоставив его с настоящим, архипастырь готов был многих простить и, может быть, сам просить прощения. Но тогда, летом 1918 года, у него не было возможности остаться в Грузии, где он прослужил больше четверти века.

В 1918 году в Тифлисе не было архиерея, находящегося в юрисдикции Патриарха Тихона, так как после перемещения на другую кафедру митрополита Платона (Рождественского) назначенный Экзархом Кавказского Экзархата митрополит Кирилл (Смирнов) из-за сложной политической обстановки в город прибыть не смог. 26 мая 1918 года Национальным сеймом была провозглашена независимость Грузии. К власти пришло коалиционное правительство, в которое вошли социал-демократы (меньшевики), социалисты-федератисты, национал-демократы и эсеры. Все эти политические партии были весьма оппозиционны по отношению к прежнему строю царской России, естественно они не питали никакой симпатии к Русской Церкви, считая ее оплотом свергнутой монархии.

Вот как, с отсылками на документы Центрального государственного исторического архива Грузии, описывает церковно-общественную обстановку 1918 года К. Павлиашвили: «Правительство признало необходимым проведение радикальных мер как во внутренней, так и во внешней политике. Отсутствие идейной и материальной поддержки России, а так же раздирающая страну политическая анархия и гражданская война привели к тому, что русская паства в Грузии оказалась фактически незащищенной в чужой стране. Духовенство Кавказского Экзархата Русской Православной Церкви считалось поддерживающим белогвардейское движение и проводящим в Грузии пророссийскую политику. Центральным местом собраний русской паствы и духовенства стал русский собор во имя Александра Невского в Тифлисе, что послужило поводом военному министру Грузии Г. Гиоргадзе запретить служение русскому духовенству. Храм был передан грузинскому духовенству, употребление церковно-славянского языка за богослужением запрещено. Численность русского духовенства и паствы значительно сократилась, многие приходы были упразднены, церковное имущество действующих церквей и монастырей было расхищено, участились случаи разбойничьих нападений на церкви и духовенство. Серьезной причиной национального противостояния явилась также тяжба по вопросам церковного имущества»[6].

Русский протоиерей, о котором сложилось устойчивое мнение, что он принадлежал в дореволюционное время к право-монархическим кругам, не имел возможности служить в независимой Грузии, премьер-министром которой был социал-демократ меньшевик Жордания. Летом 1918 года отец Сергий Городцев покидает Тифлис и отправляется в Елизаветполь. Город находился на территории Кавказского Экзархата Русской Православной Церкви, поэтому можно предположить, что переезд отца Сергия осуществился по благословению его епархиального архиерея, так как летом 1918 года митрополит Кирилл, не имевший возможности попасть в Тифлис, находился в Баку и мог контролировать перемещения духовенства внутри Экзархата[7].

Елизаветполь до 1804 года назывался Гянджа, с 1804 по 1918 год — Елизаветполь, с 1918 по 1935 год — снова Гянджа (правда Владыка Варфоломей предпочитал именовать его по-старому, то есть Елизаветполь), с 1935 года город получил название Кировобад, а сейчас в независимом Азербайджане снова называется Гянджа.

С 1868 года Елизаветполь — губернский город, расположенный возле Закавказской железной дороги. Перед революцией в нем проживало около 60 тысяч жителей. Большая часть горожан азербайджанцы, жили в Елизаветполе и армяне, и русские, и грузины, и греки. Церквей православных было 2 (в одной из них кладбищенской Александро-Невской до наших дней совершаются богослужения, ее фотографию мы публикуем), армяно-григорианских 6, мечетей 13. Перед войной в городе насчитывалось 13 учебных заведений, в том числе и мужская гимназия, в которой протоиерей Сергий Городцев стал законоучителем. В анкетах, которые приводятся как приложение к данному комментарию, Владыка указал, что начал трудиться в Елизаветпольской мужской гимназии с 1 сентября 1918 года.

12 октября 1918 года в Перми скончался брат протоиерея Сергия Городцева — Александр Дмитриевич. Сейчас трудно установить, как быстро весть о кончине старшего брата дошла до отца Сергия. Осенью 1918 года Пермь и Кавказ были разделены линиями фронтов и государственными границами, почта времен гражданской войны не могла отличаться аккуратностью и быстротой доставки сообщений. Может быть о смерти брата протоиерей Сергий Городцев узнал уже в Баку в начале 20-х годов.

Редакция сочла возможным и необходимым сообщить более подробные сведения о брате Владыки Варфоломея — Александре Дмитриевиче Городцове[8]. Биографические сведения о нем мы заимствовали главным образом из статьи В.И. Адищева, помещенной в «Православной энциклопедии»[9].

Баку. Александро-Невский Собор

Оперный певец (бас), хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель Александр Дмитриевич Городцов родился 30 октября 1857 года в селе Поздное, Михайловского уезда, Рязанской губернии в семье священника. Как и его братья учился в Скопинском и Рязанском духовных училищах, Рязанской духовной семинарии. В 1883 г. окончил юридический факультет Московского университета. 5 лет служил в Московской судебной палате. Пел в церковных хорах, в том числе в хоре под управлением В.Ф. Комарова, в хоре Синодального училища церковного пения под управлением B.C. Орлова, в хорах русского хорового общества и Московского университета. В 1878 — 1885 годах Александр Дмитриевич обучался сольному пению в частном классе профессора Московской консерватории В.Н. Кашперова.

С 1888 года Александр Дмитриевич Городцов выступал как оперный певец (под псевдонимом Градцов) в составе антреприз А. А. Орлова-Сокольского, И. Я. Сетова и других. В его репертуаре было 62 партии из 42 опер, в том числе роли Сусанина, Мельника, Хованского, Кончака, Гремина.

С 1895 года и до кончины Александр Дмитриевич работал в Перми: являлся руководителем народно-певческого дела в Пермской губернии, числился на службе в Пермском губернском попечительстве о народной трезвости, с 1918 года — в губернском Народном комиссариате просвещения.

В пермский период жизни Александр Дмитриевич организовал и являлся руководителем постоянно действующих летних «Курсов певческой грамоты» — школы для подготовки учителей пения и регентов из числа народных учителей, духовенства и крестьян.

Александр Дмитриевич ГородцовЗа 22 года работы курсов в Перми и Екатеринбурге их окончило около трех тысяч человек. В 10-х годах XX века бывшие курсисты создали на Урале свыше 400 музыкально грамотных хоров, которые пели в храмах, устраивали концерты духовной и светской музыки в заводских поселках и селах.

В пермском училище для слепых Александр Дмитриевич совершенно бесплатно оказывал помощь в организации хора и участвовал в благотворительных концертах. В этом учебном заведении он со своими учениками решил ставить оперу М.И. Глинки «Жизнь за Царя», которая была переработана для постановки без сопровождения оркестра в хоровом и сольном исполнении. Впервые опера была поставлена полностью силами училища для слепых детей в 1911 году к 300-летию царствования династии Романовых. Постановка оперы вызывала огромный интерес как у исполнителей, так и слушателей. Всюду спектакли шли при переполненных залах и повторялись по несколько раз по просьбе не попавших на спектакль. Опера была поставлена в 84 населенных пунктах Пермской губернии.

Для обеспечения регентов и учителей пения нотной литературой и музыкальными инструментами Александр Дмитриевич Городцов собрал библиотеку, в которой насчитывалось более 150 тысяч экземпляров нот, нотных сборников и книг и собрание музыкальных инструментов (около 350 смычковых и клавишных инструментов).

Александром Дмитриевичем было опубликовано свыше 40 работ по вопросам хоровой культуры и музыкального образования. Он составил «Сборник церковных песнопений для народно-певческих хоров» (М., 1903) и 6 выпусков хрестоматии «Народно-певческие хоры» (М., 1907 — 1917), названных академиком Б. В. Асафьевым «своего рода энциклопедией по хоровой литературе». Александр Дмитриевич организовал бесплатный народно-певческий класс в Перми и 20 лет являлся его дирижером.

С 1902 года Александр Дмитриевич Городцов был членом Наблюдательного совета Московского синодального училища церковного пения. В1907 им было создано Пермское певческое общество, Александр Дмитриевич был его председателем, а также членом Пермского церковно-археологического общества, Пермской ученой архивной комиссии и других обществ.

Библиография работ об Александре Дмитриевиче Городцове включает свыше 70 наименований. Имя Городцова носит одна из улиц в Перми. В Пермском государственном педагогическом университете учреждена стипендия имени А.Д. Городцова.

Похоронен Александр Дмитриевич на Егошихинском кладбище Перми. Возможно, во время путешествия из Ульяновска в Новосибирск через Пермь летом 1943 года, Владыке Варфоломею удалось посетить могилу своего старшего брата. По крайней мере нам точно известно из Дневника митрополита Варфоломея, что он освящал Пермскую кладбищенскую церковь и совершал в ней Божественную литургию. Как сказано в Большой Советской Энциклопедии два года Елизаветполь «находился в руках контрреволюционных партий и иностранных интервентов». 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й красной армии. Установление в городе советской власти означало для отца Сергия прекращение его законоучительской деятельности: еще в 1918 году большевистский Совет Народных Комиссаров издал Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», в девятом пункте которого было сказано, что «школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается». Теперь преподавать Закон Божий в Елизаветпольской гимназии протоиерею Сергию Городцеву стало невозможно. В одной из анкет Владыка Варфоломей указал, что служил законоучителем в гимназии до 30 июня, в другой до 1 сентября 1920 года. Разницу в датах возможно объяснить тем, что 30 июня может быть последним днем учебного года в гимназии и фактической датой, до которой протоиерей Сергий Городцев трудился в гимназии; 1 сентября мог быть издан приказ об его увольнении в связи с упразднением штатной единицы законоучителя.

В анкете, заполненной 23 декабря 1948 года, архиепископ Варфоломей пишет, что в 1920 году он был назначен настоятелем Александро-Невского собора города Баку. За год до этого Патриархом Тихоном была учреждена Прикаспийская и Бакинская епархия, правящим архиереем назначен епископ Павел (Вильковский). Примечательно, что Владыка Павел до назначения в Баку с 1917 по 1918 год был епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, то есть носил титул по названию уездного города Михайлова, возле которого в селе Поздное родился Сергий Городцев.

Духовник Новосибирской епархии протоиерей Иоанн Колодий, после окончания Ставропольской Духовной семинарии в 1952 году, служил священником в Михаило-Архангельской церкви города Баку. В его архиве сохранилась дореволюционная открытка с изображением Александро-Невского собора, где с 1920 года настотельствовал протоиерей Сергий Городцев, которую он любезно предоставил редакции. К сожалению собор этот был снесен в 30-е годы, на его месте построена школа.

Как долго отец Сергий служил настоятелем Александро-Невского собора в его анкетах не указано. Следующим местом его служения и, как сообщается на официальном сайте Бакинской епархии, настоятельства стала Михаило-Архангельская церковь города, получившая в народе наименование «Флотской». Военная «Флотская» церковь была построена всеми флотскими чинами морского ведомства на Каспии до 1850 года.

Позднее все подразделения Каспийской военной флотилии были переведены в другую часть Баку — Баилово. Здесь был построен новый двухпрестольный пятиглавый храм, освященный 28 ноября 1871 года. Эта церковь получила название «Морской Портовой», а позже стала именоваться «Баиловским военным собором». Поэтому в середине 70-х годов XIX века Михаило-Архангельская Флотская церковь была передана сухопутному военному ведомству, она стала храмом для солдат Бакинского полка. Но, не смотря на то, что теперь церковь не принадлежала военным морякам, она по-прежнему именовалась среди бакинцев «Флотской». В1892 году в храме была проведена реконструкция, и 1 ноября 1892 года протоиерей Александр Юницкий освятил ее престол в честь Святого Архистратига Божия Михаила.

Когда отец Сергий стал настоятелем этой церкви она уже не была полковой, а являлась обыкновенным приходским храмом. Через 13 лет после того, как протоиерей Сергий Городцев был выслан из Баку, храм был закрыт, и в нем было устроено общежитие. Произошло это в 1936 году.

В 1946 году храм вновь открыли для богослужения и больше он не закрывался. В 1966 году на святках в храме случился пожар. Протоиерей Иоанн Колодий вспоминает, что по делам ремонта ему пришлось поехать в Москву, где он встретился со своим одноклассником по семинарии епископом Гермогеном (Ореховым). Детство и юность Владыки Геромогена прошло в Баку, он прекрасно помнил Флотскую Михаило-Архангельскую церковь и поэтому принял самое деятельное участие в горе прихожан и духовенства храма-погорельца. Владыка сумел организовать встречу отца Иоанна со Святейшим Патриархом Алексием II, который в те годы был архиепископом Таллинским и Эстонским, Управляющим делами Московской Патриархии. С помощью архиепископа Алексия, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, для Бакинской Флотской Михаило-Архангельской церкви был передан старый иконостас одного из закрытых и снесенных московских храмов и строительные материалы.

Через много лет, 25 мая 2001 года во время своего Первосвятительского визита в Азербайджан Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храм Святого Архистратига Божия Михаила, восстановлению которого он способствовал, и совершил в нем молебен.

Митрополиту Варфоломею особым образом покровительствовал святой благоверный князь Александр Невский: священническое служение отца Сергия Городцева началось в Александро-Невской церкви Тифлиса; приходилось ему служить и в Александро-Невском соборе столицы Грузии; в Елизаветполе одна из церквей, сохранившаяся до наших дней, так же — Александро-Невская; в Баку протоиерей Александр Городцев был настоятелем Александро-Невского собора; наконец, когда архиепископ Варфоломей прибыл в Новосибирск — Новониколаевск, то отправившись для получения регистрационной справки в облисиполком, он увидел здание Александро-Невского собора. Через несколько лет после своего прибытия в столицу Сибири Владыка ходатайствовал о возвращении верующим этого храма, но богослужения в нем возобновились через много лет после кончины Владыки — в 1991 году.

Переезд в град, стоящий на брегах Каспия духовно сблизил отца Сергия Городцева с другим великим святым: Баку — город, где свято чтиться память святого апостола Варфоломея. Имя в честь этого святого носил в крещении небесный покровитель отца Сергия Городцева Преподобный Сергий Радонежский. В 1942 году отец Сергий Городцев при пострижении в монашество получит имя в честь святого апостола Варфоломея.

В «Деяниях апостола Андрея» рассказывается, что, посетив разные страны, апостол Варфоломей закончил свою проповедь в Великой Армении, где обратил в христианство сестру армянского царя Вогухи и многих вельмож. По приказу царя Санатрука апостола распяли вниз головой, заживо содрали с него кожу и обезглавили. Мученическая кончина апостола Варфоломея произошла в городе Альбана на берегу Каспия. Относительно местоположения этого города, который в других источниках именуется Альбанополь или Урбанополь, существуют различные мнения. Традиционно этот город отождествляют с городом, существовавшим на территории современного Баку.

Место у подножья Девичьей Башни, где по преданию претерпел мученическую кончину святой апостол Варфоломей, до 1936 года было отмечено часовней, памятная доска на которой сообщала об этом. Азербайджанские археологи в ходе раскопок около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма, который был отождествлен с базиликой, построенной на месте мученической кончины святого апостола[10].

В апреле 2003 года Патриарх Константинопольский Варфоломей посетил Баку и побывал на месте мученической кончины и погребения апостола Варфоломея. Патриарх передал епископу Бакинскому и Прикаспийскому Александру частицу мощей святого апостола Варфоломея. По благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра в нижнем этаже Михаило-Архангельской Флотской церкви, месте служения протоиерея Сергия Городцева, сооружен придел в честь святого апостола Варфоломея.

В августе 1923 года (по данным другой анкеты 5 сентября) протоиерей Сергий Городцев был арестован и административно выслан из Баку в Уфу. Примерно через год его дело было пересмотрено и 5 октября 1924 года он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где он находился по 7 октября 1926 года. С Соловков отец Сергий был направлен в Сибирь, где отбывал ссылку в Остяцком сельсовете, Барабинского округа, Сибирского края (в деревнях Ургуль и Львовка) до 1 января 1930 года. Затем он был в ссылке в городе Богучар, Воронежской области, где находился до октября 1933 года, когда, как пишет он в анкете, «получил право на свободное проживание в СССР.

В начале февраля 1935 года он был назначен священником церкви села Воловниково (Клинского, а потом Высоковского района Московской области), где прослужил до 1940 года. В 1940 году, возможно при обмене паспорта, получил ограничение в правах проживания и был отправлен в населенный пункт Рабочий Поселок, Завидовского района, Калининской области.

Из анкет следует, что во время немецкой оккупации протоиерей Сергий Городцев не служил.

В данном комментарии более подробно освящен кавказский период скитаний Владыки Варфоломея. Детально описать его жизнь в уфимской, сибирской и воронежской ссылках и на Соловках пока не представляется возможным. В ближайших номерах «Сибири православной» мы надеемся подробно рассказать о служении Владыки Варфоломея в Сибири.

Приложение

Редакция сочла необходимым опубликовать две анкеты, заполненные митрополитом Варфоломеем в 40-е годы, отложившиеся в Архивном фонде уполномоченного Совета по делам религий при СМ РСФСР по Новосибирской области.


ДОКУМЕНТ № 1

Анкета служителя религиозного культа, заполненная архиепископом Варфоломеем 2 марта 1946 года

Л. 27

АНКЕТА

служителя религиозного культа Архиепископа Ново-Сибирского и Барнаульского Варфоломея — Городцева Сергея Димитриевича

1. Фамилия, имя, отчество Городцев Сергей Димитриевич

2. Духовный сан Архиепископ

3. Год и место рождения 1866 г. Рязанская губ, Михайлов, у. с. Поздное

4. Находился ли на оккупированной немцами территории, где, с какого по какое время и чем занимался В Калининской обл. Завидов. р-на Рабочий Поселок дом И. И. Филиппова с января 1941 г. по май 1942 на иждивении родств. Немцы сожгли библиотеку и все имущество

5. Судимость (когда, за что, на какой срок) Административные высылки с 1923 по 1934 год.

6. Образование (перечислить все учебные заведения, когда, где) В Скопинском духовном училище (Ряз. губ.) с 1876 пол 1880 г. В Ряз. Дух. Сем. с 1880 по 1886 г. в Спбургской Духовной Академии с 1886 по 1890 год

Л. 27 об.

7. Перечень прежней службы, работы или места жительства

№№ п. п. Место работы, службы, должность Село, город, район, область Дата увольнения увольнения Причина
1. Пом. Инсп. Духовной Семинарии в г. Могилеве 1 октября 1892 г. переведен в Тифлис
2. Священник Приходских церквей в Тифлисе в г. Тифлисе 7 августа 1918 г. пожелании.
3. Законоучитель Мужской гимназии в г Елизаветполе 1 сентября 1920 Закрытие [далее 2 неясных слова]
4. Священ. Прих. церквей в г. Баку в г. Баку 5 сентября 1923 Административная высылка
5. Свящ. прихода В с. Воловникове До 1940 г.  
6. Архиепископ Можайский 1942 Ульяновский 1944 [11] Москва Ульяновск    

8. Адрес Н Сибирск ул. Пушкина, 11

«2» марта 1946 г.

Подпись лица, заполнившего анкету А. Варфоломей Городцев

Примечание: Фамилия, имя, отчество, название населенных пунктов, место работы писать без сокращений. ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 2. Д. 7. Л. 27, 27 об.

На печатном бланке, рукопись, автограф архиепископа Варфоломея.

При публикации курсивом набран рукописный текст, написанный архиепископом Варфоломеем.


ДОКУМЕНТ № 2

Копия анкеты, заполненной архиепископом Варфоломеем 23 декабря 1948 года

Л. 28 копия

АНКЕТА

На Варфоломея Архиепископа Новосибирского и Барнаульского

1.         Фамилия —ГОРОДЦЕВ,

имя (гражданское) Сергей, отчество Дмитриевич

2.         Год рождения 1866 г. 5 июля.

3.         Национальность — русский.

4.         Социальное происхождение — сын протоиерея.

5.         Образование (указать когда и какие духовные и светские учебные заведения окончил, с указанием их местоположения) — Низшее образование в г. Скопине Рязанском с 1876 по 1880 г. (Духовное училище), Среднее образование в г. Рязани — духовная семинария 1880 — 1886 гг., Высшее образование в Санкт-Петербурге — Духовная Академия 1886 — 1890 гг.

6.         Ученая степень и ученое звание — Магистр богословия.

7.         Год архиерейской хиротонии 31 мая 1942 года.

8.         Знание иностранных языков — латинский, греческий, еврейский, немецкий и французский.

Анкета, заполненная архиепископом Варфоломеем в Новосибирске 2 марта 1947 года

9.         Какие имеете награды до архиерейства: все духовные награды до митры включительно; имел ордена Анны 3 степени, Владимира 4 и 3 степени, наперсный крест с украшениями; золотой знак от общества слепых. Вархиерействе: крест на клобуке и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.».

10.       Был ли за границей (где и когда) — летние месяцы 1911, 1912, 1914 годов был командирован в Мариенбад для совершения службы в местной церкви.

11.       Сведения о судимости: Под судом не был; подвергался административной высылке.

12.       Место службы и род занятий с начала самостоятельной жизни и по настоящее время: с1890по1892 г. был помощником Инспектора Могилевской Духовной Семинарии. 13 декабря 1892 года был рукоположен во священника к Александро-Невской церкви гор. Тифлиса, где и прослужил до 20 августа 1918 года; с сентября 1918 года был законоучителем Елизаветпольской мужской гимназии до 30 июня 1920 года; в 1920 году назначен

Л. 29.

Был настоятелем Александро-Невского собора в г. Баку, а потом во Флотской церкви. В августе 1923 года был арестован и отбывал административную высылку в г. Уфе по 5 октября 1924 г., в Услоне по 7 октября 1926 года, в Сибири за Барабинском в Остяцком сельсовете (деревни Ургуль и Львовка) до 1 января 1930 года и в Воронежской области (г. Богучар) до октября 1933 года, когда и получил право на свободное проживание в СССР, в 1935 году вначале февраля получил место священника в с. Воловникове (Клинского, а потом Высоковского района); в 1940 году в декабре получил для житья 39 ст. по положению о паспортах и отправлен был в Калининскую область Завидовский район в дер. Рабочий поселок, где немцы сожгли все мое имущество, а в 1942 г. 17 апреля указом местоблюстителя Митрополита Сергия назначен викарным Епископом Можайским; хиротония была 31 мая 1942 года в г. Ульяновске Митрополитом Сергием, Архиепископами Иоанном, Андреем и Алексием, и тут же был возведен в сан Архиепископа; в ноябре месяце 1942 года назначен был Архиепископом Ульяновским и в июле 1943 назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским, куда и прибыл в половине августа 1943 года.

13.       Подробный личный адрес: г. Новосибирск, ул Пушкина № 11 (во дворе). Дата заполнения анкеты: 23 декабря 1948 г.

Подпись — Городцев Сергей Дмитриевич (Архиепископ Варфоломей).

В е р н о: П. Созоненок [ подпись]

ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 2. Д. 7. Л. 28, 29.

Заверенная машинописная копия, 1 -й экз. Автограф П. Созоненка — уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР.

Вероятно форма анкеты для архиереев была специально разработана в Совете.


1 Пивоваров Борис, священник. Пастырские труды Высокопреосвященнейшего Варфоломея, митрополита Новосибирского и Барнаульского (1866 — 1956) // ЖМП, 1981, №12. С. 18, 23.

1  Павлиашвили К. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви // Православная энциклопедия. Т. XIII. — М., 2006. С. 342.

2 Там же.

3 Там же. С. 344 — 345.

4 Дневник митрополита Варфоломея // Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, статьи, послания. — Новосибирск: Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996, С. 120.

5 Павлиашвили К. Цит соч. С. 346 — 347.

6 Там же. С. 350.

7 Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви:

Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 167—177, 183, 185.

8 О наблюдаемой разности в написании фамилии митрополита Варфоломея («Городцев» и «Городцов») и его родственников см. Сибирь православная. 2006, № 1. С. 5, сноска 1.

9  Городцов Александр Дмитриевич // Православная энциклопедия. Т. XII. — М., 2006. С. 140 — 141.

10 Варфоломей апостол // Там же. Т. VI. — М., 2003. С. 707.

11 Так в тексте, но Владыка ошибся в 1944 году он уже был архиепископом Новосибирским и Барнаульским