На этой странице вы можете
прочитать об архимандрите
Макарии, который в то время был
священником Игорем Николаевичем
Реморовым.
Как некогда, в древние времена,
первые христиане выкупали
мученические акты у римских
властей для назидания и почитания
святых мучеников, так и мы, в
настоящее время, имеем
возможность видеть такие же
мученические акты в архивах
нашего Отечества. Порой нет
никаких больше сведений о
пострадавших за Христа, кроме
скудных упоминаний в разных "Делах"
по поводу "контрреволюционной
деятельности" тех или иных
исповедников и новомучеников
Российских. И порой весьма сложно
увидеть сквозь шелуху
революционной фразеологии,
сквозь стиль и штампы
следственных документов высоту
христианского духа в смирении
исповедующего своего Спасителя.
Так обстоит дело и с предлагаемым
ниже описанием подвига
тамбовских исповедников
православных пастырей и мирян,
пострадавших только за то, что они
искренно желали спасения своим
душам и проповедывали Евангелие
словом и делом.
5 июля 1929 г. в ПП ОГПУ по ЦЧО
сообщалось: "29 июня в с. Сядемка
Заметчинского района к с/с
собралось 400 чел. женщин, которые с
криком и бросаньем камней целый
день лезли в с/с.
Причина: уполномоченный по
хлебозаготовкам Пушкарев для
личной беседы вызвал в с/с местное
духовенство - священников:
Реморова И.Н., Сладкопевцева В.Я.,
диакона Влахоритинова П.И. и
псаломщика Тупикина А.Г. За
отсутствием их, послали к ним
комиссию из крестьян Шилина В.И.,
Силкина В.А., Шабалкина И.Я.,
Васюнина С.И. для отобрания
имущества за невыполнение
хлебозагатовок.
Комиссия с большими скандалами
забрали имущество у семей
духовенства. По дороге к с/с на
крики членов семей собралось 50
женщин, которые подняли крик: а
через 20 мин. их было уже 400 человек.
Они врывались в здание с/с, требуя
возвратить имущество. На
требованияе уйти, полетели
кирпичи, причинив легкое ранение
комсомольцу Шибалкину и члену с/с
Силкину. Активные участники:
середнячка Евдокия Евполкина,
середнячка Лошкарева Акулина
Ивановна, жена кулака-маслобойщика
Широкова А.П., монашка Шилина
Мария Ивановна и др.
Подозреваемая в бросании
кирпичей середнячка Клепкова по
кличке "Конарка". Следствие
не велось. Духовенство и
кулачество участие не принимали.
Имущество разделили: Пушкарев
взял тулуп за 15 р. (а стоит 70 р.),
гитару, скрипку, комод. Якушев -
председатель с/с шубу. Такое
поведение местных советских
работников вызывает резкое
недовольство крестьянства"
[1]. 18-19 января 1930 г.:
"Из приговора. Выездная сессия
Тамбовского окружного суда,
председатель Марченко, народные
заседатели Челушкин и Солдатова.
В с. Сядемка Заметченского района.
Обвинение Сладкопевцева
Василия Яковлевича, 63 года,
священник с. Сядемка; Реморова
Игоря Николоевича, 22 года, сын
священника, священник с. Сядемка с
1927 г., окончил школу 2-й степени, 1924
г. служил счетоводом. Першина Анна
Алексеевна, 55 лет, монашка с
малого возраста, имеет избу в с.Сядемка.
Чубрин Яков Дмитриевич, 44 г., за
невыполнение хлебозаготовок
лишен имущества, бывший
лесопромышленник и владелец
ветряной мельницы. Ламеев Василий
Иванович, 60 лет, член церковного
совета, бедняк. Широкова Анна
Петровна,45 л., имущество изъято,
замужем, имела маслобойку. В с.
Сядемка из 3 тыс. человек 1600
человек неграмотны. Имеется 2
священника, 2 псаломщика, 60
монашек и лишенцев ок.100 человек
[...] все проводимые кампании
проводились не без влияния попов,
задерживались хлебозаготовки, с.
Сядемка отказалось от
коллективизации. Сладкопевцев и
Реморов 29 июня 1929 г., используя
момент, когда у них изъяли
имущество за хлебозаготовки,
возбудили массу населения...
Женщины 400 чел. освободили их
имущество из под ареста. Вечером
совещались с Ремаровым,
Сладкопевцевым и псаломщиком,
хотя они называли это разговорм
на религиозную тему.
В квартире Сладкопевцева
оказалось ряд лозунгов,
написанных гвоздем и углями на
стенах и на полу, угрожающего характера
[2]. Реморов, находясь
в с/с, заявил председателю протест,
что нет свободы слова и печати. В
последнем слове на суде
Сладкопевцев, а в особенности
Реморов, использовали время для
внушения верующим религиозных
предрассудков. Чубрин всячески
возбуждал толпу против Советской
власти, используя религиозные
предрассудки [...] угрожал
председателю с/с [...] угрожал
работникам СККОВ, которым
передали его мельницу [...]
намеревался выбить комсомольцев
за обложение его хлебным налогом.
Першина и Широкова возбуждали
толпу к требованию освободить
попов, Широкова отнесла записку
председателю с/с о неаресте
Сладкопевцева. Ломеев возбуждал
толпу к освобождению попов. Суд
находит, что он может быть
перевоспитан. В настоящее время
есть признаки его исправления под
влиянием его сына, одного из
активных крестьян села.
Сладкопевцева В.Я., Реморова И.Н.,
Чубрина Я.Д расстрелять.
Першина А.А. строгая изоляция 7
лет с конфискацией имущества.
Широкову А.П. строгая изоляция 5
лет без конфискации имущества, т.
к. такового нет. Ломееву 6 мес.
принудительных работ. Широкову и
Першину дополнительная мера
ссылка сроком на 5
лет" [3]. 20 марта
1930 г. последовало определение
Кассационной коллегии по
уголовным делам Верховного Суда
РСФСР (председатель Гаймес, члены
Миничев и Сорокин), где говорилось:
"Ввиду того, что в деяниях
осужденных отсутствуют признаки
контрреволюционной агитации,
Чубрину лишение свободы со
строгой изоляцией 5 лет с ссылкой
в отдаленные места на 5 лет,
Реморову и Сладкопевцеву ссылку в
отдаленные места на 5 лет,
Широкову и Першину лишению
свободы на 2 года, с последствиями
по приговору. Ломееву оставить в
силу избранной судом меру
социальной защиты"
[4].
Таковы документальные сведения
исповедничества новейшего
времени, за которыми стоит
подлинный христианский подвиг
новомученников. Неизвестно как
сложился в дальнейшем их крестный
путь. Мы знаем только, что в 30-е
годы, попавших в лагеря уже не
освобождали, а "накидывали"
срок за сроком, так что многие
просто не выдерживали лагерного
режима и умирали, а иных и
расстреливали. Само нахождение в
этих лагерях было мученичеством.
Да и могло ли быть иначе для этих
людей, которые не поклонились
Ваалу в годину лютых гонений и
смело взошли на свою Голгофу, дабы
спасти безсмертную душу. Здесь
представлены только несколько
разных по своей типологии "Дел",
а сколько было таких "Дел" по
всей Руси и сколько теперь новых
молитвенников на Небе, взывающих
ко Христу: "Господи, спаси и
помилуй верных чад Твоих и
Отечество наше земное"!
Публикацию по материалам
методического кабинета Центра
православной культуры г. Тамбова
подготовили Левин О.Ю., Просветов
Р.Ю.
[1] ЦДНИТО, ф. 855,
оп. 1, д. 19, л. 126.
[2]
Вероятно выдержки из Священного
Писания - прим. сост.
[3] ГАТО, ф. Р-659,
оп. 8, д. 74, л. 9.
[4] Там же,
л. 48.
http://orthodox.tstu.ru/sbornic/ispov.htm
|