ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
(Методические рекомендации)
Подготовка праздника
Проведению праздника предшествует организационная работа:
— подбор музыкального сопровождения и литературного материала (стихов,
рассказов, жизнеописаний, статей для докладов и т.д.);
— изготовление необходимых наглядных пособий и реквизита;
— проведение репетиций;
— подготовка зала (класса).
При подборе литературного материала можно воспользоваться разработками Православной Гимназии, предлагаемыми в настоящем сборнике.
В качестве наглядных пособий и реквизита предлагается использовать «древние» свитки; буквы славянской азбуки, изготовленные из картона; эмблемы праздника; костюмы для композиций и постановок и т.д.
Для оформления зала могут быть подготовлены большие стилизованные «старинные» свитки с древними славянскими письменами (например, словами из «Азбучной молитвы»), плакаты с изображением букв славянской азбуки (см. стр. 16-17 настоящего сборника). Для создания праздничной атмосферы в зал могут быть принесены цветы и разноцветные шары.
В качестве экспозиции предлагается организовать выставки старинных книг, снимков древних рукописей, а также детских поделок и рисунков, посвященных празднику. На стендах могут быть представлены материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников.
Проведение праздника
Праздник в школе может быть организован в форме конференции, концерта, литературно-музыкальной композиции. Каждая из этих форм может быть использована как самостоятельно, так и в их сочетании. В рамках праздника может быть организована экскурсия в отдел редких книг и рукописей крупной научной библиотеки.
Праздник в форме конференции
День славянской письменности и культуры для старшеклассников предлагается провести в форме конференции. Для ее проведения ребята самостоятельно готовят доклады об истории возникновения славянской письменности, о церковнославянской азбуке; рефераты на тему о влиянии церковнославянского языка на русский литературный язык; обзоры о первых русских книгах и выдающихся книжниках, а также сообщения, касающиеся современных вопросов литературоведения и книжного дела, по усмотрению организаторов конференции.
43
Для подготовки докладов и сообщений учащимися могут быть использованы статьи, предлагаемые в третьей части настоящего сборника.
Конференция пройдет интереснее, если в качестве гостей и собеседников на ней будут присутствовать ученые-слависты, студенты, родители.
На конференции можно показать слайды с изображением рукописных и первых печатных книг.
В программу конференции можно включить чтение стихов (см. стр. 49 настоящего сборника), а завершить конференцию — пением (или прослушиванием) гимна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию (см. стр. 50-51).
Праздник-концерт
Праздник начинается вступительным словом ведущего, который рассказывает детям о славянской азбуке и истории ее создания, о просветительском подвиге святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (показывает икону с их изображением), о первых рукописных книгах. Материалы для подготовки вступительного слова предлагаются в настоящем издании.
Слово ведущего заканчивается рассказом об «Азбучной молитве». Эта молитва считается одним из самых первых славянских стихотворений и представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянской азбуки:
аз — Аз есмь свет миру.
буки — Бог есмь прежде всех век.
веди — Ведаю всю тайну в человеце и мысль.
глаголь — Глаголю людем закон Мой. и т.д.
Молитва была составлена болгарскими книжниками для лучшего запоминания азбуки.
Композиция «Азбучная молитва» (см. стр. 24-27) призвана дать детям наглядное представление о первых славянских буквах, на основе которых и возник наш современный русский алфавит.
Для представления этой композиции дети выходят на сцену, держа в руках каждый свою букву (34 буквы), становятся в ряд и, поочередно поднимая изображения букв, произносят соответствующую строку из «Азбучной молитвы».
Стихотворение о старославянском языке завершает первую часть праздничного концерта.
Постановка сценки из жизни святых Кирилла и Мефодия (сценарий см. на стр. 46) является важной содержательной частью программы концерта для детей среднего возраста. Ей должен предшествовать рассказ о том, как созда-
44
валась славянская письменность, когда и кем были написаны первые слова нашего языка.
В постановке участвуют 5 мальчиков, исполняющих роли царя, посла, монахов. Для всех участников сценки заранее готовятся костюмы (корона и мантия для царя, костюм славянского посла — косоворотка с вышивкой, темные одеяния для исполняющих роли Кирилла, Мефодия и их сподвижников).
Завершается праздник пением гимна «Слава вам, братья, славян просветители!»
под аккомпанемент фортепиано (ноты и слова гимна см. стр. 50-51).
45
Сценка
(См. материал к уроку истории, посвященному Дню славянской письменности и культуры, помещенный на стр. 39 настоящего издания)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
-
Св. КИРИЛЛ
-
Св. МЕФОДИЙ
-
КЛИМЕНТ Охридский, ученик святых братьев
-
МИХАИЛ, царь греческий
-
Славянский посол
-
Хор
КЛИМЕНТ
Я, Климент Охридский, ученик святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия,
просветителей славянских, расскажу вам
житие сих великих мужей.
Бог, милостивый и щедрый, желая покаяния
человеческого, во все годы и времена не
перестает творить нам многую милость как
изначально, так и ныне: сначала через
патриархов и отцов, после них через
пророков, а после через апостолов, и
мучеников, и праведных мужей, и учителей,
избирая их от этой многомятежной жизни.
Как сделал и для нашего поколения,
воздвигнув нам таких учителей, которые
просветили народ наш, ибо ум наш омрачен был
слабостью, а еще более — хитростью диавола,
и не хотели мы ходить в свете Божиих
заповедей. Житие же учителей, хоть и кратко
рассказанное, показывает, как все было,
чтобы тот, кто хочет, услышав это, стал
подражать им, принимая бодрость и отметая
леность.
МЕФОДИЙ
Я, Мефодий, и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились во граде Со луни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. И имел он сан военачальника. Был же благоверен и праведен, храня все заповеди Божий. И было нас семеро детей. Я — старший, а самый младший — Константин.
КЛИМЕНТ
Было Константину семь лет, когда увидел он сон.
КИРИЛЛ
Брате мой, видел я сон: стратиг наш, собрав всех девушек града, сказал мне: «Избери себе из них любую в супруги на помощь тебе». Я же, рассмотрев и разглядев всех, увидел одну прекраснее всех, с сияющим ликом. Я ее избрал. Имя же ее было София, то есть мудрость.
МЕФОДИЙ
Однажды вышел Константин в поле на охоту, взяв с собой своего любимого ястреба, и когда пустил его, поднялся ветер, подхватил ястреба и унес. Константин же с того времени впал в уныние и печаль и два дня не ел хлеба.
КЛИМЕНТ
Так Бог, милостивый человеколюбием Своим, не желая, чтобы Константин привык к мирским делам, легко уловил его.
46
Размыслив в душе о суетности жизни этой, Константин покаялся, говоря:
КИРИЛЛ
Такова ли есть эта жизнь, где на место радости приходит печаль? С этого дня вступлю на другой путь, что этого лучше, и в волнении жизни этой своих дней не растрачу.
МЕФОДИЙ
И взялся Константин за учение, уча на память книги святого Григория Богослова. И овладел всей грамматикой, и за иные взялся науки, учился же и геометрии, и диалектике, и всем философским учениям, и риторике, и астрономии, и музыке, и так изучил их все, как ни один из учеников, так как скорость в нем с прилежанием слились, помогая одна другой.
КЛИМЕНТ
И еще больше, чем способность к учению, проявлял он кроткий нрав: с теми беседовал, с кем это было полезно, уклоняясь от тех, кто склонен к кривым путям. И известен стал всем Константин как самый мудрый философ христианский, и называть его стали Константин Философ.
А Мефодий, старший брат его, правил в это время славянским княжеством, как будто предвидя, что пошлет его Бог к славянам как учителя и первого архиепископа, чтобы научился он всем славянским обычаям.
МЕФОДИЙ
Когда же провел я в том княжении много лет и увидел многие беспорядочные волнения этой жизни, сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе и, найдя удобное время, пошел на Олимп, где живут святые отцы, постригся и облекся в черные ризы, и повиновался с покорностью, и исполнял все правила монашеской жизни, отдаваясь чтению книг.
КЛИМЕНТ
И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, послал из Моравии послов к греческому царю Михаилу.
ПОСОЛ
Мы, Божию милостию, здоровы, и вот пришли к нам учители многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде.
МИХАИЛ
Слышишь ли, философе, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата игумена Мефодия.
КИРИЛЛ
Тело мое утомлено и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.
МИХАИЛ
Дед мой Михаил, и отец мой Феофил, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?
КИРИЛЛ
Кто может написать на воде беседу? Как же без букв?
МИХАИЛ
Но если ты захочешь, то может тебе дать их Бог, что открывает стучащим и дает всем, кто просит с верою.
КЛИМЕНТ
И пошли Константин и Мефодий, и с иными помощниками и стали на молитву.
47
КЛИМЕНТ
И явил Бог философу славянское письмо. И сложил Константин письмена, и стал писать слова Евангелия.
КИРИЛЛ
(Чтение Евангелия от Иоанна на церковнославянском языке):
КЛИМЕНТ
И собрали Константин и Мефодий учеников своих, и стали их учить. И перевели они книги Священного Писания и весь церковный чин, и научили их и утрени, и часам, и обедне, и вечери, и повечерию, и тайной молитве.
ПОСОЛ
И не только наш князь Ростислав с моравами получил славянскую грамоту, но и Коцел, князь паннонский, возлюбил славянские буквы и научился им, и дал учеников, чтобы научились. И начало сильно расти в славянских странах учение Божие, и крестились у Мефодия чешский князь Боривой с супругой своей Людмилой.
КЛИМЕНТ
И отверзлись, по пророческому слову, уши глухих, чтобы услышали слова книжные, и ясна стала речь косноязычных. А Константин облекся в святой иноческий образ и стал именоваться Кириллом. И возрадовались славяне, и возблагодарили Бога, что Господь Бог даровал им письмена, чтобы могли они славить Бога на родном своем языке.
ХОР
«СВЯТЫЙ БОЖЕ...» (4раза).
48
Стихи к празднику
Великий день Кирилловой кончины [1] —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощался и с братом, и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...
Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.
И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!
Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам».
Ф.И. Тютчев
11-ОЕ МАЯ [2]
Нас всех, собравшихся на общий праздник снова,
Учило нынче нас евангельское слово
В своей священной простоте:
«Не утаится Град от зрения людского,
Стоя на горней высоте».
Будь это и для нас возвещено не всуе —
Заветом будь оно и нам,
И мы, великий день здесь братски торжествуя,
Поставим наш союз на высоту такую,
Чтоб всем он виден был — всем братским племенам.
Ф.И. Тютчев
49
Слова М.П. Розенгейма
музыка В.И. Главача
50
ГИМН СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛАВЯН
Слава Вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской Святые Отцы!
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза
51
«Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку неподвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет»
М.В. Ломоносов
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!.. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»
И.О. Тургенев
52
[1] Написано в 1869 г. к 1000-летию со дня кончины св. Кирилла.
[2] День памяти святых Кирилла и Мефодия (24 мая по новому стилю). |
|