Главная |
СЛАВА ВАМ, БРАТЬЯ, СЛАВЯН ПРОСВЕТИТЕЛИ!
Рекомендовано отделом дополнительного образования Министерства образования России для использования в системе дополнительного образования детей. С47 Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.— 2-е изд., испр.— Новосибирск, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002.— 70 с.: ил. 24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры. Книга «Слава вам, братья, славян просветители!» — первая попытка создать пособие по проведению в школе особого урока, конференции или праздничного концерта, посвященных святым Кириллу и Мефодию, просветителям славянских народов. В первых двух разделах сборника представлены материалы и методические рекомендации для проведения в школе Дня славянской письменности и культуры. В третьем разделе приведены статьи новосибирских ученых о просветительном подвиге великих славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, истории возникновения нашей письменности, церковнославянского языка, древнерусской книге. Осознавая важность праздника славянской письменности и культуры и выражая надежду на то, что он будет поистине всенародным праздником просвещения, составители сборника адресуют свою книгу прежде всего учащим и учащимся школ, гимназий и лицеев. 18ВМ 5-7674-0022-9 © Православная Гимназия ББК ТТТ 141-80 во имя Преподобного Сергия Радонежского Содержание
Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3.
ПРЕДИСЛОВИЕ Впервые сборник «Слава вам, братья, славян просветители!» вышел в свет в 1996 г. Он представлял собой первую попытку создать учебно-методическое пособие к проведению в школе особого урока, или конференции, или праздничного концерта, посвященных Кириллу и Мефодию, просветителям славянских народов. День их памяти — 24 мая — с 1991 года приобрел в России статус государственного праздника славянской письменности и культуры. В дни славянской письменности и культуры во многих городах проводятся научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы. В газетах и журналах публикуются интересные исторические материалы, посвященные духовному наследию славянских первоучителей. Наши школы и библиотеки, книги и буквы своими первоистоками также восходят к просветительной деятельности святых Кирилла и Мефодия, которые и воздвигли основание величественному зданию славянской культуры. И самое удивительное то, что славяне благодаря им получили свою письменность сразу в тех зрелых и совершенных формах, которые вырабатывались в греческом тексте оригиналов многими столетиями. Теперь, благодаря Дню славянской письменности и культуры, мы можем вспомнить: откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произросло литературное богатство Руси?! «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги, по выражению того же летописца, пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян — Кирилла и Мефодия. Любовь к родному слову, родному языку, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории создания родной письменности, истории языка и истории книги на родном языке. Этим вопросам по преимуществу и посвящаются материалы сборника «Слава вам, братья, славян просветители!». Сборник состоит из трех разделов: 1. Урок в школе в День славянской письменности и культуры. 2. Праздничный концерт в честь славянских просветителей. 3. Материалы к конференции или чтениям, проводимым в День славянской письменности и культуры. Первый раздел сборника открывается главой из учебника Н.Г. Гореловой и Б.И. Пивоварова «Родная история»: «Братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности». Здесь в общедоступной форме предлагаются сведения из древнерусских летописей и древних жизнеописаний Кирилла и Мефодия, свидетельствующие о создании ими славянской азбуки и первых книг для славян. В работе Л.В. Долгушиной «Истоки русской письменности» преподаватель найдет интересный материал, который поможет ознакомить учащихся со славянской азбукой и цифрами в старославянских книгах. 3 Урок С.Ф. Ахмадиевой «Греческий вокруг нас» показывает генетическую связь между греческой письменностью и славянской, а также примеры заимствований из греческого языка, благодаря которым на протяжении столетий обогащался, по словам М.В. Ломоносова, от природы весьма богатый русский язык. Тексты памятников древнерусской письменности — «Азбучные молитвы» и «Сказание о письменах» черноризца Храбра — дают конкретный материал для изучения истории создания славянской письменности и школьного обучения в Древней Руси. Кроме того, тексты «Азбучных молитв» могут быть использованы при проведении праздничного концерта в День славянской письменности и культуры. Заметка «Празднование Дня славянской письменности и культуры в Болгарии» поможет учащимся ознакомиться с истоками нашего праздника 24 мая. Для наиболее любознательных школьников предлагается рубрика «Учимся читать по-славянски». Здесь каждый может попробовать прочитать слова и тексты, которые непременно встречались в книгах наших предков и сто, и триста, и тысячу лет назад. Завершается первый раздел сборника методическими рекомендациями к урокам по теме «Истоки русской письменности». Во втором разделе сборника представлены методические рекомендации по подготовке и проведению в школе праздника в День славянской письменности и культуры, текст сценки из жизни святых Кирилла и Мефодия, стихи, посвященные братьям-просветителям и славянской письменности, кроссворд и гимн Кириллу и Мефодию (с нотами). При проведении открытого урока в честь святых Кирилла и Мефодия, школьной конференции или праздничного концерта можно использовать и материалы первого раздела сборника, в частности, тексты «Азбучных молитв». В третьем разделе представлены три научных статьи, которые также могут оказаться весьма полезными для проведения в школе как открытого урока, так и школьной конференции в праздничные дни славянской письменности и культуры. В статье доктора филологических наук, профессора НГУ К.А. Тимофеева «Великий подвиг братьев-просветителей» раскрывается характер просветительной деятельности первоучителей славянских народов и излагается первоначальная история славянской письменности. В исследовании доктора филологических наук, профессора НГУ Л.Г. Панина «Церковнославянский язык и русская словесность» освещается малоизвестный, но интереснейший вопрос о влиянии церковнославянского языка на русский литературный язык и о взаимодействии церковнославянского и древнерусского народно-литературного языка. Здесь как преподаватель, так и учащийся могут узнать для себя и о том, какое влияние на развитие церковнославянского языка оказал, например, А.С. Пушкин. Завершает сборник статья доктора филологических наук, профессора НГУ Е.И. Дергачевой-Скоп и кандидата филологических наук, заведующего отделом редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН В.Н. Алексеева «Древнерусская книга. Истоки и корни». Здесь содержатся яркие свидетельства о древ- 4 нейших русских книгах, о тех, кто писал и украшал их, свидетельства летописцев о пользе учения книжного и о древнерусских библиотеках. Приводимые тексты первоисточников помогут учителю представить учащимся огромный пласт духовной культуры наших предков, наиболее наглядно воплощенной и отображенной в древнерусской книге. Сборник подготовлен преподавателями Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска. Каждый год 24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Гимназии проводится большой праздник, к которому готовятся и взрослые, и дети. А вечером — традиционный концерт в Большом зале Дома ученых СО РАН. Воспитанники Гимназии читают и поют, представляют зрителям сцены из жизни Кирилла и Мефодия, и каждый концерт становится новым уроком, помогающим нам не забывать о своих духовных истоках, не отрываться от родных культурных корней, ценить родное слово, родную книгу, родную литературу. Этой праздничной радостью через настоящий сборник Православная Гимназия желает поделиться со всеми, кому дорог День славянской письменности и культуры. Составители сборника выражают большую благодарность К.А. Тимофееву, Л.Г. Панину, Е.И. Дергачевой-Скоп и В.Н. Алексееву за научные статьи, которые вошли в этот сборник, и за постоянное участие в торжествах, посвященных святым Кириллу и Мефодию. Осознавая великую важность Дня славянской письменности и культуры, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского выражает надежду, что этот день будет поистине всенародным праздником и, конечно, праздником просвещения в наших школах. Второе издание сборника выходит накануне 24 мая 2002 года, когда Новосибирск готовится стать центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры.
Протоиерей Борис Пивоваров,
«Хвалебная песнь»
БРАТЬЯ КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ - СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Родные буквы и слова С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? И еще одна загадка. Задумывались ли вы, дети, как каждый предмет, каждое событие получили свои наименования? В раннем возрасте дети спрашивают своих родителей, почему звезду назвали звездой, солнце — солнцем, а маму — мамой. И все, говорящие на русском языке, пользуются именно этими словами, когда говорят о звездах, о солнце, о своей маме. На других языках эти слова звучат по-иному, иногда созвучно русским словам, и мы можем догадаться, о чем идет речь, а иногда звучат совсем неузнаваемо. Как возник у каждого народа его родной язык? Узнать это очень трудно. Существуют только различные догадки и предположения. Несколько легче ответить на другой вопрос: как и когда возникла у того или другого народа своя письменность? Что мы знаем о начале славянской письменности Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. Не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как начиналась эта письменность и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря целому ряду исторических источников знают о начале славянской грамоты. Мы не только с точностью до года знаем время появления славянской азбуки, но знаем также и имена творцов славянской письменности, и их жизнеописания. Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город, расположенный на берегу Эгейского моря, называется Фессалоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства зна- 9 ли славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви — Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, — свидетельствует его жизнеописание, — начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами». Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив около двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела — распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента, Сразу же по кончине была написана его икона. Завещание Кирилла Мефодию Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников — архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. 10 «Повесть временных лет» о начале славянской письменности От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — «Повести временных лет» — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их». Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и «уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. «И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своем языке». Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках». Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: «Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все народы!"» То есть пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.
«Житие Константина-Кирилла Философа» Из «Повести временных лет» мы уже знаем, что азбуку славянам дали святые братья Константин-Кирилл и Мефодий. В «Житии Константина-Кирилла Философа» также описывается просьба моравского князя Ростислава прислать учителя, который может изложить христианскую веру на славянском языке. И вот какой интересный разговор приводится между византийским царем Михаилом и Константином. «Философ, — обращается к Константину царь, — знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты». Отвечал Философ: «Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка... Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде». Говорил ему снова царь: «Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим». Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему 11 их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена, и начал писать слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В житии Константина-Кирилла создание им славянской азбуки описывается как великое чудо и откровение Божие. И в самом деле, как для современников святого Кирилла, так и для нас, потомков, создание славянской письменности является чудом. Константин не ограничился созданием алфавита со всеми знаками, необходимыми для произношения славянских слов, но сразу начал переводить самые разнообразные по форме литературные произведения и прежде всего молитвы и отрывки из Библии. В Библии встречаются образцы биографий конкретных лиц и панорамные описания истории народов, образцы самой изысканной поэзии и лаконичные диалоги, образцы проповедей, притчи и заповеди. Каждый жанр имеет свои законы, требует своих литературных форм, особых изобразительных приемов. Кроме Священного Писания Константин, а потом и Мефодий, переводили богослужебные книги, в которых должны отображаться особенности произнесения текста нараспев или пения. Греческий литературный язык имел к этому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который бы передавал все литературные тонкости греческих оригиналов, словарное богатство, разнообразие стилей, — это воистину задача не для одного человека и не на одно столетие. А «Повесть временных лет» свидетельствует: «Мефодий же посадил двух попов, хороших скорописцев, и перевел все книги полностью с греческого на славянский в шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября...» Какую азбуку создал Константин? И вот тут кроется еще одна загадка. ВIX веке у славян появились сразу две азбуки. Одна получила название глаголицы, а другая — кириллицы. Они очень отличаются друг от друга. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «Аз» и «Буки». Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века. Кириллическое письмо или кириллица Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, старательно, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии — страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, 12 что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, о писце Иване — переписчике и переводчике. После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древне-болгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить с болгарского на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси. Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, — «Остромирово Евангелие» — 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в Российской Национальной библиотеке. Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и стал называться — «гражданский». В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: (ять),(и), (ижицу) и (фиту). А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием — просветителями славян. Почитание Кирилла и Мефодия Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1986 года и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности «славянских стран учителям... Божественных писаний, источник богопознания нам источивших». Это слова из церковных песнопений в день памяти святых Кирилла и Мефодия. Н.Г. Горелова Протоиерей Борис Пивоваров 13 Славянская азбука и греческий алфавит Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
алфавит: альфа + вита Алфавит гораздо старше азбуки. ВIX веке, одиннадцать веков назад, азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. Да, наших букв, к которым мы так привыкли, которые называются кириллицей — их не было. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Фессалоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. А просил князь Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их. И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Как же они создали азбуку? Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка: греческую букву («альфа») — для нашего звука [а], греческую букву(«вита») — для нашего звука [в] и так далее.
Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита.
Сравните сами некоторые греческие и славянские буквы:
14 Сходство греческого алфавита и славянской азбуки можно заметить в написании многих привычных нам слов, например: грамматика (ГРАММАTIKA), практика (ПPAKTIKA), диалог Но не так уж просто было приспособить греческий алфавит для славянского языка, ведь у нас есть такие звуки, которых в греческом языке нет. Например, у греков нет звука [б]. Пришлось для него придумывать новую букву. Так появилась всем нам с детства знакомая буква Б. Точно так же придуманы были и буквы Ш, Ж, Ч, Щ, Ь, Ъ, Ы. Составив азбуку, братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и другие книги. С тех пор появились на Руси книги на родном языке. Церковнославянская азбука приводится на стр. 16-17, О церковнославянских цифрах Если славянские буквы похожи на те, которыми мы и сейчас пользуемся, то цифры представляют собой нечто совершенно непохожее на привычные нам арабские цифры. Посмотрите:
Принцип простой: над буквой сверху ставится специальный значок: «титло»-
, и буква превращается в цифру. Кстати говоря, этот способ — записывать числа с помощью букв — тоже
пришел к нам от греков. Поэтому буква
пропущена и число 2 обозначено буквой ! (Ведь у греков, как мы уже говорили, буквы
не было). Греки для обозначения цифр ставили возле буквы штрих:
а'-1. Славянское счисление
15 16 17
|