Тема 6
Притча о мытаре и
фарисее.
«Два
человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став, молился сам в себе
так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители,
обидчики, прелюбодеи, или как этот
мытарь: пощусь два раза в неделю,
даю десятую часть от всего, что
приобретаю. Мытарь же, стоя вдали,
не смел даже поднять глаз на небо;
но, ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне,
грешнику!». Евангелие от Луки,
глава 18, стихи 10-13.
Примечание. Эту притчу
Иисус Христос сказал, обращаясь к
тем людям, которые были уверены в
своей праведности и уничижали
других. И завершил притчу Иисус
Христос словами: «Сказываю вам,
что сей (то есть мытарь) пошел
оправданным в дом свой более,
нежели тот: ибо всякий,
возвышающий себя, унижен будет, а
унижающий себя возвысится». По-церковнославянски
этот стих звучит так: «Всяк
вознося йся, смирится: смиряяй же
себе, вознесется».
Мытарь — это славянское слово,
означающее сборщика налогов.
Мытарей окружали презрением в те
времена. Фарисей — ревнитель
точного исполнения предписаний
религиозных законов. Внешнее
исполнение предписаний нередко
приводило к лицемерию, которое
обличал Христос.
Пересказ притчи о
мытаре и фарисее
Тем, кто считал себя праведником
и унижал других людей, Иисус
Христос однажды рассказал такую
притчу:
Два человека вошли в храм
помолиться. Один из них был
фарисей — строгий ревнитель
закона, а другой — мытарь, то есть
сборщик налогов. Фарисей стал
говорить про себя:
— Благодарю Тебя, Боже, что я не
такой, как прочие люди —
грабители, обидчики, прелюбодеи,
или как этот мытарь. Я пощусь два
раза в неделю и отдаю десятую
часть от всего дохода моего.
А сборщик налогов стоял в
стороне и не осмеливался даже
глаз поднять к небу. Он только бил
себя в грудь и говорил:
— Боже, будь милостив ко мне,
грешнику!
Говорю вам, — закончил притчу
Иисус Христос, — что мытарь более
оправдан пред Богом, чем фарисей,
потому что всякий сам возвышающий
себя, будет унижен, а смиряющий
себя — возвышен.
Разве мы не говорим: «Я не такой,
как прочие люди»? Или: «Я не такой,
как тот человек»? Всего несколько
слов Евангелия к вскрывают
ситуацию, которая может быть
отнесена ко всякому времени, к
самым различным обстоятельствам
нашей жизни. В этой притче
излагается непривычный для
современности взгляд на
достоинство человека. Что часто
лежит в основе наших поступков?
Самопревозношение,
самоутверждение, чувство
собственного достоинства. В чем
же достоинство человека?
В замечательной книге С. С.
Аверинцева «Поэтика
ранневизантийской литературы» («Наука»,
М., 1977) этой теме посвящена целая
глава, которая так и называется: «Унижение
и достоинство человека».
Евангелие провозглашает
абсолютные ценности. «Абсолютная
ценность требует абсолютной
заинтересованности», — пишет С. С.
Аверинцев. И тогда становится
более понятен путь христианской
жизни: человек, сотворенный по
образу Божию, призван к
абсолютному совершенству. Но грех
затмил образ Божий, и нет другого
пути для грешника, как только
правильно думать о себе (пример
этому — мытарь кающийся). Если мы
не принимаем этот путь, то
неизбежно нас ждет бахвальство,
гордыня, презрение к другим. И
тогда становится понятной боль
поэта Бориса Пастернака, когда от
имени Гамлета он восклицает: «Всё
тонет в фарисействе».
Страшно, когда фарисейство
объявляется нормой, а смирение —
унижением человека. Мы привыкли
слышать: «Человек — это звучит
гордо!» «Гордимся своими успехами!»
Но если о человеке скажут: «Какой
гордец!» — тогда сразу спадет вся
привлекательность этого слова.
Протоиерей Александр Шмеман в
своих «Воскресных беседах» писал:
«Притча Христа (о мытаре и фарисее)
ножом врезается в самую страшную
опухоль современного мира, в
опухоль фарисейской гордыни. Ибо,
пока эта опухоль будет расти, в
мире будут царить ненависть,
страх и кровь. И так оно и есть
сейчас. Только вернувшись к этой
забытой, презираемой,
отбрасываемой силе — к смирению,
можно очистить мир. Ибо смирение
— это признание другого, это
уважение к другому и это умение
мужественно признать себя
несовершенным, раскаяться и тем
самым встать на путь исправления.
От бахвальства, лжи и тьмы
фарисейства — к свету и
целостности подлинной
человечности: к правде, к смирению
и к любви. Вот призыв этой притчи
Христовой, вот зов, первый зов
великопостной весны...»
Пост в церковных книгах
называется «весна духовная». За
три недели до начала Великого
Поста, ведущего к светлому
празднику Пасхи, в храме читается
притча о мытаре и фарисее — как
самое первое напоминание Церкви о
грядущем Посте.
Дорогой друг! Не случалось ли
тебе осудить другого человека,
перечисляя свои достоинства?
Следующая тема >>>
|