Тема 7
ДОБРОЕ СЕМЯ
Для православных христиан
Евангелие является самой
драгоценной книгой. В алтаре оно
кладётся на престоле, то есть на
самом святом месте. Перед чтением
Евангелия церковный хор поет
славословие Богу: «Слава Тебе,
Господи, слава Тебе!» Во время
чтения Евангелия все молящиеся в
храме в знак почтения и внимания
всегда склоняют свои головы.
Накануне Воскресного дня на
вечернем богослужении всегда
читается повествование о
Воскресении Иисуса Христа. И во
время службы Евангелие выносится
из алтаря и полагается в середине
храма на особой подставке —
аналое. Молящиеся подходят,
крестятся и целуют Евангелие. На
обложке Евангелия обычно
изображается Воскресение
Христово. Старинные
богослужебные Евангелия на Руси
украшались серебром и
драгоценными камнями. Их вес
иногда достигал полутора пудов. К
этой Книге всегда было особое
отношение.
Самые древние Евангелия на Руси
— это Остромирово Евангелие (1057
год) и Архангельское Евангелие (1092
год). Эти Книги — великие Святыни
Руси. Древние рукописные
Евангелия являются вершиной
книжного искусства Древней Руси.
В домах православных христиан
Евангелие хранится также в особом,
святом месте, обычно под иконами.
После чтения этой Книги верующие
в знак благоговения целуют её.
Евангелие — Книга жизни. Другое
название этой Книги — Слово Божие.
Притча о сеятеле и
семени
«Слушайте:
вот, вышел сеятель сеять; и, когда
сеял, случилось, что иное упало
при дороге, и налетели птицы и
поклевали то. Иное упало на
каменистое место, где немного
было земли, и скоро взошло, потому
что земля была неглубока; когда же
взошло солнце, увяло и, как не
имело корня, засохло. Иное упало в
терние, и терние выросло, и
заглушило семя, и оно не дало
плода. И иное упало на добрую
землю и дало плод, который взошел
и вырос, и принесло иное тридцать,
иное шестьдесят, и иное сто. И
сказал им: кто имеет уши слышать,
да слышит! Когда же остался Иисус
без народа, окружающие Его, вместе
с двенадцатью, спросили Его о
притче. И сказал им: вам дано знать
тайны Царствия Божия, а тем
внешним всё бывает в притчах; так
что они своими глазами смотрят, и
не видят; своими ушами слышат и не
разумеют, да не обратятся, и
прощены будут им грехи. И говорит
им: не понимаете этой притчи? Как
же вам уразуметь все притчи?
Сеятель слово сеет. Посеянное при
дороге означает тех, в которых
сеется слово, но к которым, когда
услышат, тотчас приходит сатана и
похищает слово, посеянное в
сердцах их. Подобным образом и
посеянное на каменистом месте
означает тех, которые, когда
услышат слово, тотчас с радостью
принимают его, но не имеют в себе
корня и непостоянны; потом, когда
настанет скорбь или гонение за
слово, тотчас соблазняются.
Посеянное в тернии означает
слышащих слово, но в которых
заботы века сего, обольщение
богатством и другие пожелания,
входя в них, заглушают слово, и оно
бывает без плода. А посеянное на
доброй земле означает тех,
которые слушают слово и принимают,
и приносят плод, один в тридцать,
другой в шестьдесят, иной во сто
крат». Евангелие от Марка, глава 4,
стихи 3—20. '
Пересказ притчи о
сеятеле и семени
Однажды Иисус Христос сказал
такую притчу:
Вышел сеятель в поле и стал
сеять семена. Одно зерно упало при
дороге, и налетевшие птицы
поклевали его. Другое упало на
каменистую почву и быстро взошло,
но засохло без влаги. Третье было
заглушено сорняками. А иное упало
на добрую землю и принесло
большой урожай. Имеющий уши
слышать, да слышит!
А когда Иисус Христос остался
без народа, тогда ученики и другие
окружающие Его люди спросили Его
о значении притчи.
Семя есть слово Божие, — сказал
Спаситель. — Семя, взошедшее у
дороги, где могут проходить все и
вытаптывать его, — это сказано о
тех, которые слышат слово, но не
воспринимают его глубоко. Семя на
камне — это о тех, которые с
радостью принимают слово, едва
услышав. Но нет в них корня, они
непостоянны; когда наступает
гонение за слово, они
соблазняются и отрекаются. Семя
среди сорняков — это- сказано про
тех, которые слушают слово, но
заботы житейские и обольщение
богатством, как сорняки, все
заглушают.
Семя, упавшее на добрую землю, —
это о тех сказано, которые,
услышав слово, хранят его в добром
и чистом сердце и в терпении
приносят великий плод.
Эту
притчу истолковал Сам Иисус
Христос. Она занимает особое
место в Евангелии, потому что
раскрывает один из основных
законов духовной жизни человека
— закон духовного роста. Не все
посеянное дает плод. Это известно
всякому.
Семя — это слово. А почва — душа
человека... Один слушает, да не
слышит. Душа иного похожа на
каменистую почву. У другого
усилились в душе сорняки. Если
дать им волю, они заглушат все
доброе. А как земледелец, бросив
доброе семя в землю, оберегает
пашню от затаптывания, от
сорняков! Человеку нужны
постоянно бодрствующий глаз и
великое терпение, чтобы
произрастить много добрых плодов.
Имеющий уши, да слышит!
Дорогой друг! То, что мы видим,
слышим в жизни, — это тоже сеяние
в нас различных семян. С каким
полем можешь ты сравнить свое
сердце?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иисус Христос начинал учить
людей притчами. И мы
познакомились с некоторыми из них.
Исчерпывают ли они евангельское
учение? Конечно же, не исчерпывают.
В Евангелии содержатся также
повествования о Рождестве, о
Крещении Иисуса Христа, Нагорная
проповедь, в которой излагаются
Его Заповеди. В Евангелии
содержатся описания чудес,
совершенных Иисусом Христом,
повествования о последних днях
Его земной жизни, о распятии,
крестной смерти и Воскресении.
В Евангелии можно прочитать
повествование о том, как 12-летний
Отрок Иисус отстал от Матери в
Иерусалиме, как его близкие
родственники и жители родного
города не хотели верить в Его
Божественное достоинство, как Он
бывал в гостях у друзей, у
фарисеев, у мытарей. Евангелие
рассказывает нам, как Он
удивлялся, как чувствовал
сострадание к несчастью других
людей, как плакал. Его не боялись
дети, свободно подходили к Нему, и
Он останавливал учеников, когда
те хотели отогнать детей, якобы
мешающих Христу.
Он беседовал со всеми людьми,
Ему нравились полевые цветы. Он
наблюдал, как жители Палестины
засевали свои поля, как пастухи
гнали стада овец, как рыбаки
добывали себе пропитание тяжким
трудом. Ему были знакомы
палестинские дороги. Он видел
множество нищих, больных,
прокаженных. Для Него не было
мелочей, и Он замечал все события
и обстоятельства жизни
окружающих людей и мог сделать их
значительными. Его притчи взяты
не из книг, а из окружающей жизни.
Эта жизнь, может быть, во многом
не похожа на нашу жизнь. Но,
несмотря на разницу во времени и в
нравах, люди из Евангелия не так
уж и отличаются от нас. У них были
похожие проблемы, у них были
похожие на наши духовные запросы
и потребности. Поэтому Евангелие
— Благая Весть — может стать
близкой и радостной для каждого
из нас.
В Евангелии записано, что Иисус
Христос, являясь Своим друзьям и
ученикам после Воскресения,
прежде всего говорил им: «Радуйтесь!»
Дорогой друг! Пусть эта встреча
с Евангелием будет для тебя тоже
новой радостью!
Православная Гимназия во имя
Преподобного Сергия Радонежского
Евангелие в нашей жизни
протоиерей Борис Пивоваров
Новосибирск, Академгородок 1995 г.
ББК Э37-22 П32
|