"Православная культура России" на страницах школьных
учебников |
В настоящее время все
большее количество школ России вводят предмет «Православная культура России». Необходимость этого еще продолжает обсуждаться, но без всяких обсуждений ясно,
что духовно-нравственное состояние всего российского общества вызывает все нарастающую тревогу. «Из каких соображений мы должны исходить, вводя этот
предмет? Из аксиомы – будущее любой страны определяется за школьной партой. Наше будущее весьма печально, потому что сегодня в школе практически
отсутствует духовно-нравственное воспитание. У нас должно хватить мужества спросить себя: кто придет завтра на заводы, поля, в школы,
больницы, в армию, научные лаборатории: пьяницы, наркоманы, преступники? Не ответив на этот вопрос, решать все другие вопросы образования бессмысленно.
Потому что бессмысленно учить будущих преступников»
Поэтому от ненужных дискуссий надо переходить к активным действиям
по закреплению в школах предмета «Православная культура России», который должен не только транслировать
сумму определенных знаний, но и восстанавливать историческую справедливость по отношению к Русской Православной церкви,
ее ценностям и тому нравственному пласту, на котором держалось фундаментальное понятие Святая Русь. «В народных исторических песнях, дошедших до нас с
16 в., привычным началом были слова «То было во каменной Москве, на Святой Руси». В словах о Святой Руси живет высокий духовно-нравственный
идеал русского народа. Наши предки понимали, что реальная жизнь во все времена далека от святости. В ней много греха. Русь не потому Святая,
что все в ней было свято, а потому, что она стремилась к святости» [4,стр. 68].
Откуда все мы вышли? Не из этой ли Святой Руси, ведь не было у нас другой Родины. Если простроить
каждому свое генеалогическое дерево, хотя бы на три поколения назад, каждый скажет, а вот моя бабушка (прабабушка) … И расскажет из истории своей семьи о
событиях, которые тесно связаны с временами, когда православная вера в людях жила и не была гонима. Что касается лично моей
истории семьи, то примеров множество. Вот два из них. Дедушка мой, Фадеев Николай Дмитриевич, ветеран Великой Отечественной войны, не садился за стол без
молитвы. Когда мы, его родные внуки, юные пионеры, решили заняться его «воспитанием» и объяснить ему заблуждения насчет Бога, то он нам ответил просто
и строго: «Без молитвы вкушают пищу только собаки». Посмотрел он с улыбкой на нас и добавил: «Ну еще обезьяны, от которых произошел
Дарвин». А бабушка мужа, Червонных Евдокия Сергеевна, не пустила в дом свою некрещеную невестку, когда сын приехал со своей молодой
женой из города к родителям в село. Два дня молодожены спали в амбаре, пока моя будущая свекровь не покрестилась.
Если посмотреть, что рождение наших бабушек и дедушек приходится на конец 19 начало 20 вв., то они
получали еще то, дореволюционное, воспитание при открытых и не разрушенных храмах, когда нравственные устои семьи были заложены исторически текущей и
передающейся из поколения в поколение православной верой. Люди, рожденные в тот период, взяли на свои плечи все тяготы послереволюционного периода и сражались
на полях Великой Отечественной войны.
Когда начинали строительство памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», то были
перезахоронены тысячи останков погибших воинов на знаменитой высоте Мамаев курган. «Оказалось, что солдаты в бой с иконками и ладанками шли. В одежде у
многих зашиты были они. В Бога они верили» [10, стр. 6].
Духовно-нравственный запас, оставленный нам нашими предками и сохраняемый нашими семьями,
практически исчерпан. Разумеется, теоретически рассуждая, можно заняться поиском новых духовных оснований современной нравственности, но 70-тилетний
эксперимент, проводимый в нашей стране, обернулся катастрофой величайшей в мире страны и личной катастрофой десятков миллионов людей. Но заниматься
экспериментом можно было, имея огромный запас духовной прочности, оставленной нам нашими предками, когда Русь была святая. За счет чего мы будем
экспериментировать теперь?
На смену тому поколению россиян приходят уже новые, воспитанные в атеистической (учителя, родители) и
уже демократической России (дети). Ругать подрастающее поколение, тема не новая, тем более, что вина детей в их необразованности
лежит на тех, кто их образовывал, то есть на нас с вами. И страшно то, что мы начинаем привыкать к растленной нравственности, как к обычному явлению. «Это
уже социальная болезнь. Но к болезням нельзя привыкать. Ее необходимо побеждать. Иначе она губительна. Такой болезнью стало общенациональное привыкание к греху.
И особенно опасна эпидемия греха, которую мы наблюдаем в нашем обществе» [3, стр. 47].
Только есть еще в наших детях историческая память, прорастает она, не исчезает. Пусть негромко, пусть
эхом, возможно, они и сами не скажут, откуда это в них живет. Но если жива совесть, то жива и душа. «Совесть – чувство духа человеческого, тонкое,
светлое, различающее добро от зла» [7, с. 51]. Интересно, что на вопрос: «Есть ли в КВН цензура?» Команда Новосибирского Государственного университета ответила, что «табу
существует на неактуальные темы. Пошлость Масляков тоже не пропустит. Шутить на тему религии сами не хотим. Как говорится, от
греха подальше» [11,стр.18]. Вот она главная наша задача, задача всей российской школы, научить детей быть подальше от греха, предотвратить
эпидемию греха. Как это сделать? Надо выработать в детях духовно-нравственный иммунитет, позволяющий им быть невосприимчивым к злу. Основой подлинной
духовности и нравственности является религия. Нравственность вне ее духовных корней, фундаментальных ценностей так же невозможна, как плоды вне дерева.
Нерелигиозных нравственных систем просто не существует. Попытка Нового времени выстроить нерелигиозную, светскую этику и мораль завершилась крахом.
Современную Россию раздирают идеологические расколы по все линиям. Какие ценности провозглашены
демократическим государством? что является нравственным эталоном? За лозунгами «права человека» и «свобода личности» можно читать вседозволенность и
безнаказанность, «ибо сегодня европейский либерализм, так называемая идеология «прав человека» направлена прежде всего против
христианских ценностей, христианского учения о человеке и семье, христианской морали: однополые браки, эвтаназия, тотальная секуляризация бытия человека,
размывание национальных чувств. Поэтому для нас проблема традиций – это еще и проблема базовых ценностей. Без уважения к традициям и святыням не может быть
национального самосознания» [12, стр.7].
Столь длительное вступлениеговорит только об одном, что необходимо активно и повсеместно вводить в школах учебные курсы «Православная
культура России». Далее хочется, опираясь на семилетний опыт работы в данном направлении в МОУ СОШ № 3 «Пеликан» г.Бердска,
изложить свое видение на место этого предмета среди других учебных дисциплин.
Изучение любой учебной дисциплины предполагает накопление определенного количества знаний, их
применения на практике, соприкосновение с другими областями изучаемого, так называемая область межпредметных связей. Для меня предмет «Православная культура России» не просто является межпредметным, а сквозь предметным, если можно использовать такой термин. Образно я представляю его себе как невидимую, но прочную
нить духовно-нравственного ожерелья, а драгоценные камни, которые нанизываются на нее – этоучебные предметы, изучаемые
школьниками ежедневно с первого класса. Необходимо «наполнить православным смыслом уже сложившийся научный и категориальный строй педагогики как теории,
как науки» [17, c.27]. Если предметы преподавать как осмысленные сквозь призму православного миросозерцания, они из однотонно – бесцветных
засияют разноцветной радугой.
Таким образом, курс основ православной культуры – это стержень, фундамент всей системы обучения и воспитания. Разве
возможно вне православия истинное понимание нашей истории, литературы, биологии, искусства, других предметов? Значит, мы сами закрыли величайшие
сокровища и для себя, и для своих детей и считаем, что так и должно быть. Но не надо обманываться, «…а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому
лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». (Мф. 18,6).
В настоящее время одержание школьных учебников предоставляет огромный материал для органичного и системного включения ценностей православной
культуры в урок. Просто необходимо не проходить мимо, а умело использовать любую возможность, чтобы приобщать детей к духовно-нравственным идеалам,
ценностям, нормам православной культуры; воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу, культуре; содействовать сохранению духовного,
психического и телесного здоровья ребенка.
При подготовки современного урока педагогу необходимо запланировать реализовать три цели: образовательную,
развивающую и воспитательную. Если рассматривать воспитательную цель урока как духовно-нравственную, то без знаний и
навыков в области православной культуры ее не реализуешь. «Я вообще убежден, что специальные уроки Закона Божия не нужны. Если преподавать
русскую историю, русскую литературу, а также краеведение корректно, то возникнет более чем достаточно поводов поговорить о Православии, его истории и
о православном понимании человека» [5, стр.51].
Возьмем в руки учебник для первого класса «Русская азбука» (авторы:
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов), листая его страницы посмотрим на предлагаемый материал с точки зрения православной культуры. Работая
с детьми с 1 по 9(11) классы в рамках лаборатории непрерывного образования [8, с.260-264][9, с.160-164][15, с. 389-392], я могу взять для обзора и другие учебники, но мой
выбор, именно первый класс и «Русская азбука», сделан не случайно. Страницы первого учебника и первый учитель – это стартовая ступенька для каждого
ребенка. И практически все дальнейшее обучение зависит от того, что будет посеяно, на чем будет духовно возрастать воспитанник.
Откроем форзац учебника, и мы видим необыкновенно яркие большие, украшенные растительным орнаментом буквы А и Б, а рядом их старые названия «азъ»
и «буки». Необходимо заострить внимание детей на них, на их нарядное оформление, немного рассказать о рукописных книгах, в дальнейшем эта тема будет иметь
продолжение. Можно задать детям вопрос: «Почему художник так украсил буквы»? Выслушав ответы, подвести детей к тому, что люди очень любят свою азбуку и нам с вами
предстоит изучить ее и полюбить на всю жизнь.
Соединив название двух букв записать на доске: АЗБУКА = АЗЪ + БУКИ. Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки.
В ходе этого и последующих уроков хорошо использовать пословицы:
Сперва аз да буки, а потом другие науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Аз, буки и веди страшат, что медведи.
Аз да буки избавляют от муки.
Короткий, но очень поучительный рассказ Л. Толстого «Детские очки», также найдет свое место в одном из первых уроков.
Говорит мальчик деду: «Купи мне, дедушка, очки, - я хочу по-твоему книги читать». – «Хорошо, - отвечал дед, - я куплю тебе очки, только детские», - и купил мальчику
азбуку [13, стр.10].
Следом за форзацем, на второй странице учебника, помещен графический рисунок памятника святым Кириллу и Мефодию. Вот эту страницу действительно нельзя равнодушно пролистнуть, не задерживая внимание детей. Логическим переходом от форзаца к столь важной странице 2, могут послужить следующие вопросы к детям: «Откуда взялись наши буквы? Когда они появились? Ведь было время, когда их не было. Кто придумал наши буквы?» Вот краткая информация для учителя, которая поможет ему ответить на эти вопросы в начале учебного года и в конце, когда будут изучаться темы:
«Славянская азбука», [14, стр. 210 – 211];
«Первоучители словенские», [14, стр.214 – 215];
«Первый букварь», [14, стр.216 – 217].
России известны имена отцов славянской письменности – двух Святых Равноапостольных просветителей братьев Кирилла и Мефодия. Жизнь и просветительские труды святых Кирилла и Мефодия, а также деятельность их учеников – это целая эпоха в славянской истории. Кирилл и Мефодий жили в 9 веке, когда славяне начали принимать христианскую веру. Чтобы славяне могли слушать и читать Евангелие на родном для себя языке, чтобы их дети могли учиться в школах, чтобы славянские народы имели библиотеки, Кирилл и Мефодий в 863 году создали славянскую азбуку и стали перелагать на церковнославянский язык богослужебные книги.
30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР день 24 мая был объявлен Праздником славянской письменности и культуры. А начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В 1992 году в Москве на Славянской площади (бывшая Ногина), после торжественного богослужения в соборе Московского Кремля, 24 мая был открыт памятник святым Кириллу и Мефодию (скульптор В.М.Клыков). Неугасимая лампада, встроенная в пьедестал, была зажжена от священного огня, который в ночь Воскресения Христова возгорается у гроба Господнего в Иерусалиме.
Более подробную информацию любой учитель сейчас может найти в школьных, городских, церковно - приходских библиотека, на многочисленных православных сайтах в Интернете, в книжных магазинах.
Листаем «Русскую азбуку» дальше, страница 5. Ребенок смотрит в окно, а за окном: луга в цветах, лента голубой реки, парящие в воздухе ласточки и бабочки, светлые березовые рощи, дремучие леса, на небе одновременно луна и солнце, тучи, дождь, радуга. А на горизонте возвышается православный храм с золотыми куполами. Смотрим мы вместе с ребенком вдаль, а дальше храма уже только небо.
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
(И.С.Никитин. «Русь»)
Белый свет – именно таким ёмким выражением называем мы окружающий мир. Белый свет – вся наша земля и все люди, перед которыми нужно жить по правде и совести: «Без правды жить – с бела света бежать». А кто создал весь этот белый свет, всю эту красоту земную и нас с вами? Вот главный вопрос, на который все никак не решатся на страницах учебников дать однозначный ответ их авторы. По свидетельству выдающегося ученого М.В.Ломоносова, «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный. Вторая книга – Священное Писание».
Далее страницы «Русской азбуки» знакомят детей с русскими народными сказками. Сказки – это необъятное пространство для духовно – нравственного воспитания обучающихся. Всех героев сказок художник изобразил в русских народных костюмах. Народный костюм, конечно, дополнительная тема для учителя и совсем необязательная для изучения, но если педагог по собственной инициативе раскроет для себя эту историческую страничку, то этот материал, несомненно, обогатит его самого и сделает более содержательными его уроки.
Так, например, «первое упоминание о сарафане или сарфанце относится к 1376 году. Создатель никоновской летописи так называет длинную распашную
(то есть расстегивающуюся) мужскую одежду, до начала 17 века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало
предмет мужского костюма. Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai
(одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. Женской одеждой сарафан становится только в 17 веке.
Сарафаны шили из самых разнообразных тканей, особенно дорогими были праздничные сарафаны. их старались всячески украсить галунами, лентами,
кружевами и бахромой. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления
праздничного костюма затрачивались немалые деньги. А свадебные сарафаны для дочерей начинали шить практически со дня их рождения. Носить сарафаны
после революции 1917 года перестали не из-за дороговизны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объявили
пережитком прошлого, как и православную веру» [2, стр.78].
Итак, русские народные сказки. «Многие сказки составлены нарочито для детей. Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто-нибудь был бы в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» [9, стр.340].
Содержание сказок дает большую возможность для работы по воспитанию таких черт характера, которые происходят от христианских добродетелей, а именно: доброту, честность, мужество, смирение, скромность, послушание, любовь к ближнему. В современных детях очень слабо развит навык послушания, эгоизм и самолюбие – преобладают и управляют волей ребенка. Тогда как навык послушания вырабатывается через послушание взрослым, в первую очередь, в семье и школе. Эти послушания бытовые, учебные и трудовые.
Как ответить ребенку на вопрос, почему надо слушаться взрослых? Не надо искать ничего нового, ответ на этот вопрос давно дан. Надо просто знакомить детей с Заповедями Божиими. Десять пальцев на руках, десять заповедей дано, чтобы десять правил были всегда у каждого перед глазами, стоит взглянуть на свои руки. Пятая заповедь гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши не земли» (Исход 20,12). Вот и ответ, почему надо уважать и слушаться взрослых.
Почему в сказке «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» [14, стр. 26] Иванушка превратился в козленочка? Не послушался своей старшей сестры, не почтил, нарушил Божью заповедь. Не этот ли смысл изначально был заложен в сказку русской народной педагогикой. Замечательны по своему нравственному духу и такие сказки как «Лиса и журавль» [14, стр. 35], «Заюшкина избушка» [14, стр. 47]. Что тут скажешь? Только одно: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).
«Репка» [14, стр. 9]. Кроме отработки стандартных задач урока, которые рекомендуются методическими разработками для учителя, можно рассмотреть еще вопросы: «Где труд, там и радость. Где любовь да совет, там и горя нет». В настоящее время трудовое воспитание никак не упоминается и не пропагандируется, люди труда не в почете, только вырастут ли из ленивых детей трудолюбивые взрослые? Тема труда имеет место и на других страницах учебника. Например [14, стр. 113], «Кто кем работает»
Дети! Надобно трудиться:
Бог нас создал для труда.
Лишь от праздности родится
Часто горе и нужда.
(Я.Грот)
В ручеек я снег сгребала –
таять снегу помогала.
У крыльца сколола лед –
лето к нам скорей придет.
Я трудилась не напрасно
и запомню навсегда:
хлеб вкуснее не от масла,
хлеб вкуснее от труда!
(И.Демьянов)
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.
Нет у него ни начальника…, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою». (Книга Притчей Соломоновых, 6, 6-8)
Интересно рассуждают дети, когда им приходится отвечать на вопрос: «Что случилось, если бы никто не пришел к деду на помощь тянуть репку?»
Кроме сказок в учебнике есть материал для знакомства детей с православной иконой. «Икона (греч. «образ») – живописное изображение Святой Троицы,
Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными
канонами и освященное по церковному чину» [6, стр. 69].
Рождество Христово, 7 января – государственный праздник. Как хорошо, что можно о нем поговорить с детьми. Разворот учебника [14, стр. 198-199]
показывает нам события той удивительной ночи. На рисунке, конечно же, не икона, но по характеру передаваемого смысла, напоминающим икону
«Рождество Господа Иисуса Христа», мы видим в пещере ясли с младенцем, Богородицу, Ангелов, пастухов и волхвов, пришедших с дарами, а
в вышине сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда. Необходимо рассказать школьникам о главном: для чего в мир пришел Сын Божий.
Не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении является в мир Создатель и Владыка неба и земли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа господствующих. Этим показывается нам величие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщеславия и роскоши.
Удостаиваются первыми услышать благовестие Ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые Вифлеемские пастыри, а после них мудрые персидские волхвы. «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог» (Кондак празднику Рождества Христова, церковное песнопение, содержащее краткое описание праздника).
На странице 158 изображены древнерусские воины и воины времен Петра первого, а над их головами развеваются знамена и хоругви (священные знамена церкви) с изображением Божией Матери. В данном случае речь идет о Казанской иконе Божией Матери - одной из величайших святынь Православия, имеющей особую благодать помогать в победе над врагом и сохранении Российской Державы, покровительствовать христианским бракам, исцелять различные недуги. Икона была чудесным образом обретена в 1579 году в Казани, при этом от нее совершались различные исцеления. С Казанской иконой Божией Матери связаны многие судьбоносные события в истории России – от освобождения Москвы от поляков в 4 ноября 1612 году до защиты города на Неве в годы Великой Отечественной войны. В современной России 4 ноября – государственный праздник, который совпадает с празднованием Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
Иконы с изображением Георгия Победоносца помещены на страницах 158 и 212. Святой великомученик Георгий издавна почитался в русском народе: изображение одного из его чудес – поражение змея, жившего в озере близ Ливанских гор, - является гербом Москвы. Он почитается и как покровитель православного воинства, и как небесный помощник земледельцам.
Продолжая листать учебник, доходим до страницы 162. Удивительное по своему содержанию изображение. Свод неба очерчен большой дугой, которая разделяет два мира: горний и дольний. В левом верхнем углу на колеснице мчится по дуге Илия пророк, в правом верхнем угле Ангел смотрит на Божью Матерь, а она с Богомладенцем на руках, склонив к нему голову, смотрит на землю, страну нашу Российскую, Заступница наша усердная.
Можно приготовить к этому уроку и показать детям икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Название иконе дано по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Этим указано на то, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Изображение земли занимает центральную часть страницы. На переднем плане -каравай хлеба с солью на белом расшитом полотенце, как бы преподносится смотрящему невидимыми руками. Слева - спелые колосья хлеба и серп, а справа тропинка, которая ведет в храм, изображенный на заднем плане.
Илия, пророк – один из величайших пророков Ветхого завета. Жил в Палестине, в 9 веке до Р.Х. Был пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. Он обличал уклонение правителей и народа в язычество; по его молитве совершались великие чудеса. За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице; так его изображает и церковная иконописная традиция.
В своей книге «Родное слово» К.Д.Ушинский в рассказе «Хлеб» [16, стр. 130] пишет, «что хлебные зёрна созревают на полях, в колосьях хлебных растений. Поля обрабатываются крестьянами. Крестьяне пашут поле и сеют хлеб; но Бог его растит. Бог посылает лето, дождь, тепло и ясное солнце». После этого рассказа приведены пословицы:
Нива – Божья ладонь: всех кормит;
Хлеб наш насущный даждь нам днесь!
Если раньше смысл последнего изречения был ясен всем, и не надо было объяснять откуда взято оно, т.к. все это знали как «Отче наш», то современным школьникам надо объяснить что и откуда. «Хлеб наш насущный», - это слова из молитвы Господней, которую Иисус Христос произнес ученикам, попросившим Его научить их молиться. Иисус отвечал им: так молитесь: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь» (Лк.11,3).
О молитве первоклассники будут читать на стр.216 в рассказе «Первый букварь». Здесь можно расширить эту тему и рассказать о значении молитвы, о том кому молятся и за кого. Можно привести примеры пословиц: свет в храме от свечи, а в душе от молитвы; молитва – жизнь души.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов…
И вновь тогда из райской сени
Хранитель – ангел твой сойдет
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесет.
(И.Никитин)
Страницы учебника «Русская азбука» дадут возможность познакомить обучающихся с государственным флагом России [14, стр. 82, 88, 114, 158], исчезнувшим и вновь появившимся над Россией, историческим триколором. Белый - значит святой, чистый, светлый, открытый. Ризы священников в Господские православные праздники (то есть посвященные Господу Иисусу Христу) тоже белые. Красный – это не только цвет, но и знак красоты. Это цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресения, главного праздника. А вот цвет голубой как бы уводит от земли и напоминает о небесном, неземном мире.
Кроме этого есть возможность рассказать детям об Андреевском флаге [14, стр. 158, 194]. Андреевский флаг является главным корабельным кормовым флагом Российского Флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Этот крест и дал имя флагу.
Апостол Андрей был братом Апостола Петра. И царь Петр I считал его также своим небесным покровителем. Андрей был первым, кто был призван к себе Христом. Из-за этого он был назван Первозванным. Апостол Андрей является покровителем земель, заселенных славянами. На Киевских горах он водрузил крест, предвещая этим, что земля та получит веру Христову от церкви Византийской, которую он основал. По преданию он прошел и дальше, на север, и был на том месте, где в настоящее время находится Новгород. Апостольский путь Андрея Первозванного завершился в Греции, в городе Патры, где он был в 62 году распят на кресте. Крест этот имел особую форму – буквы «Х», и называется поэтому Андреевским.
Став царем Петр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693-1695 г.г. второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии». С 1692 по 1712 г.г. Петр I нарисовал еще восемь проектов флага. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».
В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском флоте до ноября 1917 года.
17 января 1992 года, Российское Правительство приняло резолюцию относительно возвращения Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. 15 февраля 1992 года Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.
Что касается изображений храмов, то учитель с детьми, изучая «Русскую азбуку», встретят их десять раз: и величественные храмы Московского Кремля, и простые деревенские храмы. Если задать вопрос школьникам, они с радостью расскажут, кто из них в каком храме был или видел со стороны. Храм – «Небо на земле» - особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеосвящение.
Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св.Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.). В городе Бердске два храма: Сретенский храм, освящен в честь двунадесятого праздника Сретения Господня, 15 февраля, и Преображенский, освящен в честь двунадесятого праздника Преображения Господня, 19 августа.
Интересна и трогательна история Сретенского храма. Эта история и есть тот самый краеведческий материал, который дает возможность почувствовать близость тех исторических событий, о которых рассказывают страницы учебников.
В начале прошлого века Сретенский храм г. Бердска еще стоял во всей своей красе и величии. Он был уникальный, входил в десятку лучших церквей России. Сотни прихожан приходили сюда.
После 1917 года изменения, происходящие по всей стране, коснулись и нашего города. Повсеместно закрывались и разрушались Святые храмы. Сретенскую церковь г. Бердска закрыли в 1939 году, а потом ее поглотили воды Обского водохранилища, на дне которого остался и старый город.
Богослужения в городе возобновились ровно через 50 лет, в 1989 году. Сначала во временном здании, жилом доме на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. С 1 октября 1989 года настоятелем Сретенского прихода г. Бердска стал священник Василий Бирюков. Затем купили дом по улице Лазо, 18, который переоборудовали под Сретенский храм, первое богослужение в котором было совершено в престольный праздник Сретения Господня 15 февраля 1990 г.
7 июля 1992 года на праздник Рождества Иоанна Предтечи Владыкой Тихоном, Епископом Новосибирским и Барнаульским было совершено сведение закладного камня и места для строительства нового храма, ныне это Преображенский кафедральный собор.
В старину Бердск был селом, а вокруг него было много деревень. Чем же село отличается от города? «В селе и деревне много крестьянских дворов. В селе дворов больше и есть церковь; в деревне дворов меньше и церкви нет. Жители деревни ходят в церковь в ближайшее село» [16, стр. 189]. Иллюстрации села и деревни в «Русской азбуке» можно найти на страницах 79 и 81.
Большим подспорьем для учителей в плане исторического и краеведческого материала могут послужить две книги.
1. Протоиерей Валентин Бирюков. На земле мы только учимся жить. Непридуманные рассказы. – М.: Даниловский благовестник, 2005.-136 с.
Почти 30 лет служит священником протоиерей Валентин Бирюков, в настоящее время в городе Бердске в Сретенском храме. Он ребенком пережил раскулачивание. Фронтовик, защитник Ленинграда, награжден боевыми орденами и медалями, он знает цену труда с малых лет. Труда земного и труда духовного. Его рассказы учат многому и не оставляют никого равнодушными: «Всё-всё пережитое для души пригодилось – и опыт жизни в ссылке, и преодоление бедствий войны и блокады».
2. Ложок. Из истории Искитимского каторжного лагеря. Составитель иерей Игорь Затолокин. Искитим, 2007, - 95 с.
Жестоким был ХХ век в России. Попытка свершения социальных преобразований, сопряженная с отказом от христианских ценностей, привела к братоубийственной гражданской войне и страшным репрессиям. Жертвами их стали многие миллионы наших соотечественников.
Данная книга рассказывает об истории лишь одного из многочисленных сибирских лагерей – Искитимского штрафного лагеря в п. Ложок. Новосибирская епархия совместно с администрацией Искитимского района и г. Искитима приняли решение о возведении на месте этого страшного лагеря возле Святого Ключа храма – памятника в честь Святых Новомученников Российских и мемориал Памяти.
В заключении я хочу сказать, что страницы школьных учебников дают большое поле деятельности в плане духовно – нравственного воспитания наших современных детей. Только обзор учебника первого класса «Русская речь» дает нам такой богатый материал. Важно его увидеть и донести до детей, не искажая православной линии. Конечно, тут на первое место выходит личность учителя. Именно школьные учителя должны воспитывать в детях любовь к своей стране, русской истории, творческую радость труда.
Как готовить таких педагогов, которые всей душой желают работать в направлении распространения православных ценностей, проведении уроков православной культуры? Здесь не надо искать каких-то особых условий и организаций, т.к. уже годами существует многоуровневая, непрерывная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Нужно только актуализировать работу в данном направлении.
Выбрав базовую школу, где есть положительный опыт работы в данном направлении, городской Центр развития образования совместно с НИПКиПРО дают возможность для овладения опытом работы всем заинтересованным педагогам города Бердска, аналогично – любого населенного пункта области.
Библиографический список
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II. –М.: Российское библейское общество, 1995 г. – 1376 с.
2. Валькова, Т. Про шушуны, москали да Саяны. Из истории русского сарафана. / Т. Валькова // Славянка, православный женский журнал. – 2007. – май-июнь. – С. 78-80.
3. Духовно-нравственное воспитание. // Научно – просветительский журнал. – 2008, - № 1. – С. 48 – 50.
4. Камкин, А.В. Слово и образ Отечества./ А.В. Камкин // Духовные истоки воспитания. – 2002. – Альманах № 1. – С. 59 - 71.
5. Кураев, А. Школьное Богословие. / Диакон Андрей Кураев. - С-Пб.: «СВЕТЛОЯР», 2000. – 372 с.
6. Молотков, С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина. / С.Е. Молотков. -С-Пб.: «САТИСЪ», 2001. – 326 с.
7. Мороз, А., Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия / Священник А. Мороз, педагог Т.А.Берсенева. – учебное пособие для среднего школьного возраста. / С.-Пб.: «САТИС», 2004. – 220 с.
8. Образовательная выставка: ресурс развития системы образования. Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 марта 2001 г. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2001 г. – 310 с.
9. Проблемы психолого-педагогического обеспечения образовательных программ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1998. – 234 с.
10. Российская газета. 13 марта 2008 г. № 54 (4611).
11. Российская газета. 20 марта. №60 (4617).
12. Российская газета. 27 марта 2008.№66 (4623).
13. Родная словесность /Составитель Т.В. Тарасова/ - М.: Возрождение, 2006. – 336 с. : с илл.
14. Русская азбука: учеб. для 1 кл. /[В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с. : с илл.
15. Турченко, В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания / В.Н. Турченко: Монография. – Барнаул; Новосибирск: «АзБука», - 2004, - 496 с.
16. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. /К.Д. Ушинский, -М.: Лествица, 2000. - 496 с.
17. Шестун, Е. Православная педагогика. / Священник Евгений Шестун. - Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.
Учитель высшей категории Н.Н. Голикова
|