8 | Образование, воспитание детей |
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Вслед за уже имеющимися методическими источниками мы рекомендуем учителю начать учебный год в 5-м и 6-м классах с Библейской истории, положив, таким образом, в основу работы величайшие ценности христианства, ориентирующие душу ребенка на безусловную ответственность за все случаи проявления своей воли и бережное отношение ко всему тварному миру. Самому учителю нужно помнить, что текст Священного Писания нельзя ставить в один ряд с мифологией и сказками, из которых первая являются языческими представлениями о происхождении богов, мира и человека, а вторые – плодом творческой народной фантазии, нарочито создаваемые как выдуманные занимательные истории с тем или иным нравственным контекстом. Библейский текст охватывает собою всю историю тварного мира от его создания до последнего момента существования и содержит в себе сведения о Божественном плане творения Вселенной и человека, о причинах, приведших к нарушению отношений человека с Богом и их последствиях, о Божественном плане спасения человечества через искупительную жертву Второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Сына Божия, Иисуса Христа, включая и все события человеческой истории, прямым образом связанные с воплощением Сына Божия (повествования об этих событиях, заключена в книгах Ветхого завета); а также историю Воплощения Сына Божия, выхода Его на проповедь Царства Божия, искупительной крестной жертвы, Погребения и Воскресения, создания Церкви Божией, главой которой является Христос, писания Апостолов, Самим Искупителем поставленного на дело проповеди покаяния, прощения грехов во спасение души человека от первородного греха и смерти духовной (эти события составляют содержание Нового завета). Таким образом, Библия – это книга главным предметом которой является не история человеческой цивилизации, а отношения человека с Богом, Домостроительство Божие. Книга эта содержит сведения о прочих ходивших в истории земли событиях в строгом соответствии с действительностью, что сегодня подтверждают данные астрофизики, физики, геологии, биологии, ботаники, генетики, археологии и истории. Самый короткий путь для учителя, желающего почерпнуть сведения о достоверности библейских событий – внимательно прочесть Четвертое издание книги Закон Божий прот. Серафима Слободского, обратив внимание на приложения, составленные на основании новейших данных современной науки. Наиболее академичные из учителей, быть может, ознакомятся с научной информацией подобного рода по иным источникам. В работе над трактовкой сюжетов Ветхого завета мы находим наиболее удобным пользоваться работой прот. Б.Пушкаря “Священная библейская история. Ветхий завет” (журнал Литературная учеба, 1992, №№1-6), а также книгой преп. Нила Мироточивого “Посмертные поучения” (Коломна, 1992 год). Православному учителю, конечно же, необходимо будет познакомиться с Толкованиями на книгу Бытия, а также с книгой проф. А.П.Покухина “Священная библейская история Ветхого завета”, трудами свят. Иоанна Златоустого. При работе со священной историей Нового Завета, кроме уже упомянутого 4-го издания книги Закона Божия прот. Серафима Слободского, мы рекомендуем обратиться к Толкованиям из Евангелия блаж. Феофилакта Болгарского. Следует постараться ознакомиться с работой прот. Бориса Перикаря “Священная библейская история “Новый Завет”, которая распространена среди белого духовенства и ксерокопированным способом, а также имеется в библиотеках Духовных училищ, семинарий и академий. Для ознакомления с православным учением о нравственности, о методах и способах исправления и совершенствования души в заповедях мы рекомендуем педагогам следующие источники: 1. Нил Сорский. Устав скитской жизни. Книга эта, написанная одним из выдающихся русских святых ХVI века, заключает отжатый опыт “Добролюбия” – учение о помыслах, о градации помыслов от безгреховных состояний до страсти и кратчайшие способы борьбы с ними; 2. Невидимая брань – классическая книга о страстях и добродетелях; 3. Сочинения свят. Феофана Затворника (еп. Вышенского) о гражданском служении христианина, о постепенности воспитания христианских добродетелей тем ценнее для учителя, что сам святитель имел обширный педагогический опыт. 4. Андрей Кураев. В остальном предлагаем учителю возможность избирать литературу в соответствии со своими наклонностями и благословением духовника. Одна из важнейших методических рекомендаций, на наш взгляд, состоит в том, что учитель должен с плохой степенью ответственности изучить специальную литературу по данному вопросу и с первых же шагов отсечь всякую самодеятельность в толковании текста Священного Писания. Наилучшим будет тот вариант работы, когда учитель тщательно консультируется со священником ближайшего Православного храма, покажет ему подготовленные конспекты, даже попросит пастыря церкви проэкзаменовать себя в вопросах нравственно-догматического толкования текста. История толкования Ветхого завета насчитывает около 2,: тысяч лет, со времени появления пророческих школ у древних евреев, толкованиям Нового завета столько лет, сколько христианству, и было бы странно думать, что можно не считаться с этим опытом поколений тысяч и тысяч учителей Церкви. Наилучшим доводом в пользу тщательного отбора информации и материала к урокам по Библии служат курьезнейшие случаи из школьной практики, показывающие, сколь тонки духовные ассоциации детей в 5-м классе, и как невежественно грубы представления взрослых о главных духовных категориях. Так, в одной из сельских школ учитель, не зная, как повернуть к практике жизни историю грехопадения прародителей, спросила воспитанников: “Дети, что было положительного и отрицательного в изгнании Адама и Евы из рая?” Дети изумленно ответили: “Что же могло быть положительного в том, что их выгнал Бог из рая? Были в раю, а теперь ...” Но учитель, не желая сдаваться, закончил так: “Нет, дети, было положительное значение: до грехопадения они были голые, а теперь оделись...” К сожалению, эта история не анекдот, ее засвидетельствовали два методиста Сыктывкарского республиканского института усовершенствования учителей. Педагог должен помнить, что самочинное толкование текста Священного Писания может быть несоответствующим опыту Православной Церкви, если учитель принадлежит к Православной конфессии, и, следовательно, может вызвать сопротивление у верующих детей. Еще более ответственно к урокам по Библии следует подходить в планах, где есть представители нескольких христианских конфессий. Мы не считаем возможным для учителя изменять убеждениям своей конфессии, но подавлять свободу вероисповедания в детях, которые осознанно исповедуют несоответственное педагогу учение, также не считаем возможным. Учитель должен прямо ответить детям, к какой конфессии он принадлежит. При возникающих конфессиональных разногласиях следует либо прямо и честно ответить детям о своей неосведомленности в догматических вопросах (если учитель действительно невежественен в них) и предложить детям обсудить имеющиеся вопросы дома с родителями или духовными наставниками, или же, в случае удовлетворительной духовной грамотности, четко разграничить оттенки значений и смыслов конфессиональных разногласий: “Православие учит так-то, а протестантизм в этом случае учит так-то, в то время как католические учителя видят это следующим образом. Я принадлежу к Православной конфессии и согласен со своей Церковью, ты же можешь считать иначе, хотя я с тобой и не согласен”. Дети часто бывают хорошими и увлекательными проповедниками своей веры, часто не осознавая, добро они несут или зло, поэтому следует учить детей уважать свободу воли и веросповедания друг в друге, но все же препятствовать тем сектантским учениям, которые искажают нравственный смысл Библейского учения, учат мечтательности, развивают фантазирование на духовные темы, соединяют восточный оккультизм с христианским учением. По согласовании с директором школы и осведомленностью с конфессиональным составом класса можно пригласить на уроки по Библии священника или учителя Закона Божия из ближайшей воскресной школы, чтобы дети могли получить ответы на интересующие их вопросы. При наличии значительного числа представителей какой-либо иной конфессии следует обеспокоится, не желают ли и эти дети встретиться с учителем своей веры и предоставить им эту возможность. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы подобные встречи происходили только по доброй воле детей, при согласии на то их родителей. Если ребенок одной конфессии желает послушать учителя другого вероисповедания, необходимо, чтобы он поставил в известность об этом своих родителей. Ни в коем случае не принуждайте детей посещать такие встречи. Если вы наблюдаете большой набор на учащихся со стороны проповедников малых для России конфессий на детей, не устоявшихся в выборе веры, более полезно прекратить такие занятия. Если ребенок православных родителей не крещен или просто хочет пойти на занятие к иеговистам, учителю следует поставить об этом в известность родителей. Наши рекомендации рассчитаны прежде всего на православных педагогов, остальные категории учителей могут следовать им в соответствии с движениями своей совести и воли, однако мы призываем и их к соблюдению исторической достоверности во избежание вопиющих искажений смысла библейского повествования. Последнее, на что мы можем обратить серьезное внимание учителей, это: дети уже, как правило, знакомы со всеми сюжетами Ветхого и Нового завета, которые помещены в учебниках. Нужно учитывая, что это знакомство произошло по разным источникам и несло какую-то особую нравственную нагрузку (или же не несло ее), которая может не совпадать с тем, что вы будете нести детям. Как правило, из серьезных источников это книги Закона Божия или Детская Библия; из весьма рационалистичных, мало духовных, а иногда и недостоверных – фильмы и мультфильмы. Вы иногда столкнетесь с тем, что дети знают какие-то выдуманные детали, разговоры, подробности, которых нет а библейском тексте – это следствие, как правило, просмотра теле– и видеопередач. Детям необходимо объяснить, что текст Библии неизменяем, что нельзя додумывать или придумывать того, чего в нем нет. Ребенок должен понимать разницу между выдумкой художника и настоящим текстом. К фильму надо относиться как к легкомысленной (а иногда и вредной) выдумке, которая пересказывает Библию как нереальный и сказочный текст. Обращаться к подобному материалу на уроках мы настоятельно не рекомендуем. Учитель не имеет права потерять духовно-нравственное значение Библейского текста, не может снижать внутреннее содержание урока в пользу внешней привлекательности, не имеет права на профанацию ее исключительно высокого смысла. Мы нарочито избегаем в наших уроках какой-либо развлекательности, но напоминаем, что учитель, конечно же, может расширить тем или иным способом арсенал своих средств. Мы же ограничиваемся доской, мелом и тряпкой. Предлагаем вниманию учителя следующий цикл уроков: 5 класс. 1. Что такое Библия? – 1 час. 2. Сотворение мира невидимого – 1 час. 3. Сотворение мира видимого – 1 час. 4. Сотворение человека. Предназначение Адама и Евы. Каков был духовный и телесный облик первых людей? – 1 час. 5. Грехопадение. ____________ искупителя. – 1 час. 6. Каин и Авель. Почему грешники не любят праведных. Что такое зависть. Сифиты и каиниты: “Сыны Божии” и “Дочери человеческие”. – 1 час. 7. Ной. Великий потоп. Где находится Ноев ковчег? – 1 час. 8. Сеим, Хам, Уафет. Преступление Хама. Три ветви человечества – 1 час. 9. Вавилонское столпотворение. Благословение Божие на национальное многообразие. – 1 час. 10. Повторение пройденного материала. – 1 час. 6 класс. 1. Что такое духовная смерть и почему людям был нужен Искупитель? Ожидание пришествия Иисуса Христа. – 1 час. 2. Дева Мария. Праведные Захария и Елизавета – родители Иоанна Крестителя. Благовещение. Рождество Иоанна Предтечи. – 1 час. 3. Рождество Христово. Поклонение пастухов. Поклонение волхвов. Симеон Богоприимец. – 1 час. 4. Почему для спасения человечества Бог добровольно распялся на кресте? – 1 час. 5. Что такое притчи и почему Иисус Христос говорил притчами? Понятие образа, символа. Притча о сеятеле. – 1 час. 6. Притча о милосердном самарянине. Христианские добродетели милосердия, сострадания. – 1 час. 7. Притча о блудном сыне, что такое покаяние? Таинство покаяния. Грех отчаяния. Любовь Божия к людям. – 1 час. 8. Притча о мытаре и фарисее. О грехе гордости и главной христианской добродетели – смирении. – 1 час. 9. Обобщающий урок. Закрепление материала. – 1 час. Мы понимаем, что такое количество уроков может вызвать недоумение. Оговоримся: прежде всего, мы определили круг тем, которые необходимо затронуть при работе с материалом. Он может быть уложен в меньшее количество часов. Мы имели случаи в практике, когда один из пятых классов проходил все шесть дней творения за один час, в то время как параллельному классу понадобилось на восприятие этой же темы 3 часа. Мы можем напомнить учителю, что он имеет право заменять по выбору 30% тем, включенных в программу. Учитывая не самый удачный материал по поэзии, современной и зарубежной литературе в учебниках 5-6 классов, мы рекомендуем выбирать из имеющихся произведений упомянутых разделов по одному наиболее подходящему и увеличить количество уроков по Библии за счет невостребованных произведений. Итак, подготовившись самым тщательным образом, получив заранее все необходимые консультации у духовенства, приступим к вводному уроку “что такое Библия?” 1. Вводный урок. “Что такое Библия?” Чтобы говорить о Библии, у учителя должна быть в руках сама Библия. Сегодня редко найдется ребенок, который бы не видел Библии и не знал, что это за книга. Дарим возможность детям самим как можно больше говорить на уроке. Покажем им Библию и спросим, что это за книга. За ответами на этих уроках тщательно следим, все непонятное выясняем, уточняем. Возможный вариант хода урока: Ответы детей: “Это – Библия”, “это книга про Бога”, “это что-то про Бога”, “Я видел такую книгу у бабушки”, “а я видел ее в церкви,” “Что-то про веру”, “а у меня есть Детская Библия”... На том, что это книга, говорящая о Боге, необходимо заострить внимание детей. Учитель: Все согласны с тем, что это книга о Боге? (Утвердительные ответы) Скажите, а по внешнему виду этой книги можно догадаться, что это не приключения, не сказки, а книга о самом главном – о том, кто нас сотворил? (Дети сразу отмечают, что на книге стоит крест, такой же, как на церкви). А на каких-то других книгах ставится крест? Кто-нибудь, возможно, скажет, что на книгах молитв, или новом завете. Необходимо поставить акцент на этом – лучше всего принести на урок Библию, на обложке которой вообще нет слова “Библия”, а вытеснен только крест. Значит, одного знака креста нам достаточно, чтобы понять, что это книга о Боге? Что же такое крест? Почему на Библии поставлен крест? * * * Мы вообще советуем учителю методом постановки наводящих вопросов регулярно в течении работы с библейскими сюжетами выяснять уровень осведомленности учеников, чтобы не останавливаться примером на знакомом им материале, одновременно такой метод дает простор творчеству самого учителя – вопросы можно усложнять, углублять, вы увидите, каков духовно-нравственный потенциал ваших учеников, возможно, вы увидите их с совсем неожиданной для вас стороны. Скорее же всего, будете потрясены их серьезностью и утонченностью понимания духовных начал. Вы увидите еще почти не замутненное грехом ясное озеро их душ: о, сколь много можно именно сейчас в них засеять, как легко взрастить древо духовного понимания жизни, сделать им надежную прививку от зла мира! Учитель! Возможно, тебе единожды в течение школьной жизни этих детей удастся выполнить главное предназначение своего ремесла – научить их видеть Добро и Зло, и возбудить желать двигаться в сторону делания добра, в сторону Бога. Бойся упустить эту возможность, учитель! Если ты не разожжешь в них эту искру любви к Истине, то уже через два года, в седьмом классе, можешь увидеть пустые глаза, глаза физических потребителей, глаза растления и полного равнодушия к жизни. Как сможешь ты доказать им потом, что Достоевский действительно гениален в своих поисках правды, что вообще человеку для жизни нужны не только вещи, но и книги, культура внутренней жизни? Вот именно сейчас, в 5-м классе ты можешь надежно защитить в них высокие идеалы. Ты можешь доказать им, что даже если все окружающие их люди забудут о добре, они все равно будут правы, потому что Бог принимает кающихся грешников и праведников. Бог, который каждое мгновение их личной жизни неусыпно наблюдает за ними и внимает каждому движению их сердца. Да, на этих уроках, учитель, ты столкнешься не с умом и памятью своих учеников, не со смекалкой и догадливостью, – ты почувствуешь их души. Дай Бог тебе, учитель, этих поистине животворящих мгновений! * * * Итак, вы выслушиваете все, что дети скажут вам о Кресте Господнем, и должны будете свести воедино их знания. Совершенно необходимо, чтобы с ваших слов отложилось в них следующее: люди не захотели выполнять волю Божию, послушались диавола и стали смертными, они рассорились с Богом. И даже после смерти не могли соединиться с Богом. Но Бог очень сильно любит людей, которых Он сотворил. И Он послал на землю Своего Сына, Иисуса Христа, Который вместо всех нас принял ужасные муки за наши грехи. Люди Его, невинного, безгрешного, казнили самой позорной и мучительной казнью, – распяли Его на кресте. Они думали, что убили Иисуса Христа, они не верили, что это Бог. Но пролив свою кровь, сойдя душой в ад к умершим людям, Бог вывел оттуда к Богу множество людей. Он зовется Искупителем, Спасителем (можно предварительно задать вопрос, какими именами еще называют Иисуса Христа), потому что Он спас нас от вечной вражды с Богом -Отцом, выкупил нас – чем? Своими страданиями. Как понять это искупление? Попробуйте объяснить это детям следующим образом: Когда мы не слушаемся родителей, они нас наказывают. Но вдруг мы заболели – нам плохо, больно, мы капризничаем, плачем, просим какой-нибудь особенной еды или игрушек, – родители, вместо того, чтобы наказать нас, делают что? – Дети отвечает, что желают, балуют, прощают. – Почему же в болезни нам больше разрешается, чем обычно? – Потому что мы страдаем. Это так понятно. Теперь должно быть понятно нам и то, что Бог-Отец послал сына своего пострадать за людей. Иисус Христос вытерпел невыносимые муки на кресте, он совершил подвиг, который никто, кроме Бога, не мог совершить. Может ли Бог отказать своему сыну, Иисусу Христу, в том, что тот попросит? Нет, конечно, нет. А просит у Бога-Отца Бог-Сын прощения для нас за наши грехи. И за ужасные мучения, которые претерпел Иисус Христос, Бог Отец дарует нам прощение, прощает нас ради Сына Своего. Значит крест спас всех нас – всех людей, и каждого из тех, кто сидит сейчас в классе – меня, тебя, твоего соседа по парте. Об этом спасении нашем, о нашем мире с Богом, о том, как произошел наш разрыв с Творцом, и еще о многом написано в этой удивительной, единственной книге. Поэтому и слова Библия не нужно, чтобы понять, что написано в книге, на которой стоит крест. Да, но почему Библия называется “Библией”? Мы объясняем детям, что слово “Библия” значит “много маленьких книжечек”. Теперь открываем тетрадь и записываем тему цикла уроков -Библия, и тут же, чуть ниже, пишем расшифровку названия. Но почему одну большую книгу назвали “книжечками”? Открываем содержание Библии и показываем детям эту страницу. Посмотрите, действительно, сколько разных названий? Почему много книг? Библия писалась не сразу. Как вы думаете, кто автор Библии? Дети отвечают по-разному: “Бог”, “пророк Моисей”, “люди”, “не знаем” и т.д. Обобщая их ответы, скажем: Библию написали люди, но что писать – это указал им Бог, Библия написана Духом святым, руководившим рукою писца. Спросим детей, как они думают, всякий ли человек мог написать Библию? – Они отвечают, что, наверное, нет. А какими должен быть такой человек? “Праведный”, “святым”, “необыкновенным”. Да, но что такое “святой”? “Очень хороший”, “добрый”, “справедливый”. Да, то есть тот, кто исполняет волю Божию? Да, именно так. В древности таких людей, которые больше всего на свете, больше жизни своей любили Бога, звали пророками. А как думают дети: было ли время, когда Библии не было? – “Да, было”. Когда? “Когда писать люди не умели”. А о Боге они что-то знали? “Да”. Почему ты так думаешь? Наверное, потому, что Библия рассказывает, например, о первых людях, о сотворении земли. Значит, когда еще не было письменности, люди друг другу рассказывали то, что знали о Боге? “Да”. Да, и такое устное знание называлось “Предание”, т.е. то, что передается от старших к младшим. А вот книги уже назывались Писанием. Поэтому ты можешь услышать, что Библию называют “Священным Писанием”. Запишем на доске и в тетради, например, такой текст (учитель может выбирать свой): “Знание о Боге, люди передавали сначала устно, эти знания называются Священным Преданием, а потом стали записывать, так появилось Священное Писание – Библия. Библию писали люди, исполнявшие волю Божию – пророки.” Наконец, спросили у детей, на какие две большие части делиться Библия? Наверняка, кто-то из них знает, что на Ветхий и Новый завет; кто-то может ответить, что на историю до Иисуса Христа и на то, что было при Иисусе Христе. Мы должны объяснить им, что слово “Ветхий” означает “старый”, а слово “завет” – “договор”. Вопрос: договор между кем и кем? “Между людьми и Богом? О чем же этот договор? Вот об этом мы и будем говорить. Старый завет заключается в том, что Бог обещал людям послать искупителя. А Новый в том, что Искупитель пришел и спас людей, и те, кто верит в него и исполняет Волю Божию (подчеркнем интонационно), тот будет после земной жизни жить одной жизнью с Богом. Конечно, содержание вводного занятия может быть ближе к учебнику. Мы же попытались охватить круг тем, которые могут быть подняты самими детьми. В конце урока необходимо повторить основное понятие: значения слова “Библия”, значение креста, от чего Христос искупал и спас людей, как назывались люди, писавшие Библию, на какие две главные части делится Библия. Домашним заданием может быть чтение темы “Сотворение мира” по Детской Библии или по учебнику. Урок второй. Сотворение мира невидимого. Зададим детям вопрос: А зачем вообще Бог сотворил мир? Ангелов, людей, планеты? – Дети часто повторяют ответы, читанные в Детских библиях и совершенно неудовлетворительные: “Потому что Богу было скучно одному”. Как же так, Бог Всемогущий, Великий, Ему ничего ни от кого не нужно, как он может скучать? Он живет великой любовью в своих трех лицах. Пресвятая Троица находится всегда в непередаваемой радости, блаженстве бытия. Нет, не от скуки и одиночества творит Бог мир, а от любви, чтобы были еще существа, которые могли бы познавать Бога и жить с ним одной жизнью. Бог – Творец, неужели, вечно зная, что Он может сотворить мир, Он мог бы не сотворить его? Вот, например, мы с вами очень любим лепить или рисовать, неужели мы удержимся при виде пластилина, глины или красок от того, чтобы не порисовать или полепить? Тем более Бог, который знал, что может сотворить всех нас, и нас с вами, сидящих в классе, не мог не сотворить нас. Все, выделенное жирным шрифтом, фиксируется на доске и в тетради. Прежде мира видимого, т.е. материальной Вселенной; Бог сотворил мир Ангелов. Вопросы детям: “что вы знаете об Ангелах, кто это такие, какой они имеют вид, как они участвуют в нашей жизни, видимы ли они обыкновенным зрением”. Если дети не могут ответить на первый вопрос, конечно, отпадает и вся последующая цепочка. Но скорее всего, что учитель услышит в ответ следующее: это служители Бога, они появляются людям в человеческом виде, иногда с крыльями, но обычно невидимы; они помогают людям или наказывают их, ангелы есть и добрые и злые. Учитель продолжает объяснение новой темы, обобщая и корректируя ответы детей: Ангелы – это служебные духи, у них нет тела. Слово Ангел означает “вестник”, т.к. люди видели в ангелах существ, посланных к ним Богом. Ангелы часто изображаются с крыльями. На самом деле у них нет ни крыльев, ни глаз, ни рук, ни ног, но они появлялись в зримом человеческом облике для того, чтобы быть более понятным людям и не пугать их. А крылатыми их называют потому, что они, как птицы, быстро исполняют волю Божию. Бог сотворил бесчисленное множество Ангелов и разделил их на девять чинов. Самые сильные и могущественные среди них Серафимы и Херувимы, а самые младшие и многочисленные – ангелы, они-то в огромном множестве постоянно помогают людям, оберегают их, избавляют из беды. Ангелы живут удивительной жизнью. Они не могут жить без Бога, постоянно стремятся к Нему, Бог наделяет их знанием и любовью. Ангелы очень щедры духом и не могут единолично пользоваться мудростью Божией и поэтому стремятся тут же поделиться ею с равными себе и младшими. Может быть, поэтому мы так любили щедрых, открытых, искренних людей, они сохраняют эти высшие духовные качества. Ангелы не только очень любят друг друга, но они еще беспрекословно послушны: младшие всегда слушаются старших, и никогда они между собой не ссорятся. Почему Бог сотворил так, что среди Ангелов и людей есть старшие и младшие, начальники и подчиненные? Почему есть взрослые и дети? Почему есть учителя и ученики? Почему и среди людей младшие должны слушаться старших? Потому, что нет ничего прекраснее, как знать что-либо и уметь что-либо и передавать свои знания тем, у кого их нет. Нет ничего прекраснее любви учителя к ученику и ученика к учителю. Старшие учат младших с любовью, младшие набираются знаний и могут стать совершеннее своих учителей – как это хорошо! Бог дал одним людям большие способности, другим меньшие (так же, как и Ангелам), это для того, чтобы мы постоянно чувствовали, как мы нужны друг другу, чтобы мы любили друг друга именно за то, что мы разные. Все хорошие добрые качества, которые есть у нас, в совершенстве есть у Бога. Бог пожелал, чтобы мы все жили одной жизнью с Ним и наделил нас каждого понемногу Своими благими качествами, чтобы мы могли развивать их, познавать мир и Бога и жить в той Радости, которой живет Бог. Вот родители растят вас, своих детей: они кормят, поят вас, когда мы были совсем маленькие, то они носили нас на руках, одевали нас, без их помощи мы ничего не можем. Они постоянно учат нас всему тому, что знают сами, дети – самое дорогое, что есть у наших родителей; и родители – самое дорогое, что есть у детей. Бог дал нам старших: – родителей, учеников, братьев и сестер, начальников, – для того, чтобы они учили нас тому, что знают и могут сами, чтобы они показывали нам, как необходимо правильно поступать, чтобы всем нам, таким разным, было хорошо. Вот почему все старшие переживают, когда младшие их не слушаются: они боятся, что младшие совершат ошибку. Вот, например, мама просит, чтобы мы сначала сделали уроки, а потом играли. Если мы не слушаемся, значит, завтра можем получить двойку за не сделанное домашнее задание. Мама знает это и беспокоится, если видит, что мы не слушаемся. Один из возможных поворотов урока: попросите детей привести примеры, когда они страдали из-за своего непослушания. Вывод этих примеров ясен: Бог сотворил ангелов и людей с тем, чтобы старшие среди них управляли младшими, и если младшие не слушаются, то нарушают волю Божию и могут попасть в беду. Среди ангелов никогда не случается, чтобы младшие сказали старшим, что они не будут выполнять их волю. Однако до сих пор мы говорили о добрых ангелах, а есть и другие, злые ангелы, как их зовут, кто среди них главный. Возможные ответы: злых ангелов зовут бесами, дьяволами, главный среди них Сатана, дьявол. Но как появились эти злые ангелы? Бог всех ангелов сотворил добрыми, как же появилось зло? И что такое зло? И у Ангелов и у людей есть одно очень важное свойство – свобода воли, выбора. Бог не может никого из нас заставить что-либо делать против нашей воли. И если мы не хотим исполнять добрую волю, делать добрые дела, то никто не может нас изменить. Вот почему мы должны всегда помнить, что надо учиться совершать добрые поступки, учиться любить добро, потому что по собственной воле мы можем привыкнуть делать плохо – например, привыкаем не слушаться родителей, дерзить им, привыкаем лениться, а дурной навык искоренить очень и очень трудно – нашей воле он уже нравится, мы по доброй воле можем выбрать зло. Так и все ангелы абсолютно свободны. И вот старший ангел – Денница (“сын зари”) вдруг захотел иметь все благо, всю любовь Божию, всю радость, которую Бог давал всем ангелам, только для себя одного. До сих пор он, как все ангелы, был как бы прозрачный сосуд – любовь и свет Божий входили в него и через него переливались в других, младших, ангелов. Но он закрылся – и стал темным, непрозрачным. Мог ли Господь проникать в него? - – Нет, не мог, как свет не проникает сквозь твердые тела – дерево, металл, растения. Денница стал эгоистом – что значит это слово? Возможные ответы: любить самого себя, всего хотеть для себя, считать себя выше всех. Да, он стал любить себя больше всех, и даже больше Бога, и он возомнил себя Богом. Скажите, мог ли он сравниться с Богом? Если нет, то почему? Возможные ответы: Бог его сотворил, как мог он равняться Богу. Да, Денницу сотворил Бог, а разве может творение равняться со своим Творцом? Нет, конечно, нет. В этом и слабость зла, оно ничего не значит перед Богом. Но давайте попробуем словами сказать, что есть зло? Учитель должен помочь детям подойти к следующему определению: зло -есть нарушение воли, воли Божией, нежелание исполнять благую волю, зло есть самолюбование, самовлюбленность, самолюбие и эгоизм. Как называется такая любовь к себе и презрение ко всем другим? Учителю нужно обязательно добиться того, чтобы дети сами сказали ему это слово – гордость. Итак, главное зло, от которого происходят все беды и пророки -гордость, гордость и есть главный грех. К сожалению, Денница успел и многих других ангелов заразить своей гордостью, они стали любить самих себя и стали ненавидеть Бога. Более того злые ангелы задумали восстать на Бога. Остальные добрые ангелы же могли понять, что же произошло, почему главный ангел ведет себя так странно и что же теперь делать. Но вот один из старших ангелов – архангел Михаил – воскликнул: “Кто может сравниться с Богом?” То есть, может ли Денница быть лучше Бога, может ли он сравняться с Богом? В этот момент все ангелы добра навсегда утвердились – стали совершенными – в добре, а Господь низринул всех злых, гордых, самолюбивых ангелов в ад. Ад – место, где нет любви и силы Божией, где души злых ангелов пребывают в тоске и злобе. Так появилось в мире зло. Скажите, а есть ли смысл у зла? Далее учитель вместе с детьми, путем сравнения действия зла должен убедительно доказать, что зло лишено всякого смысла и что оно только разрушает все то, что создано благой волей Творца или человека. Например: каков смысл у зла зависти? Какие последствия: ссора, клевета, обман, месть. Человек думает, что если он погубит того, кому завидует, то сам сможет стать на его место. Но разве добрые качества можно приобрести злом, не исправляясь?1) Разрушив чужие добрые дела завистник разве добьется цели? Где здесь смысл? Его нет. Итак, на доске и в тетрадях появляются в конце урока следующие записи: Бог создал всех ангелов добрыми, но главный ангел Денница не захотел исполнять волю Божию, залюбовался самим собой и пожелал иметь все блага только для себя. Он соблазнил множество других ангелов, но все они были отвержены Богом и низвержены в ад. Ад – место, где нет спасающей силы Божией. Все добрые ангелы навсегда утвердились в добре. Зло – невыполнение воли Божией. Бог не сворил зла, и поэтому оно не имеет смысла, зло всегда разрушительно. Эта тема, кстати, будет основой в разговоре об убийстве Каином Авеля. Домашним заданием к следующему уроку будет просмотр конспекта в тетради; возможно, рисунки ангелов, но учитель должен порекомендовать детям посмотреть, как изображаются ангелы на иконах, в книгах Закона Божия. Не ре5комендуем притягивать внимание детей к образу Денницы. Гораздо более полезно сосредоточить внимание на нравственной природе зла, на зависимость нашего внутреннего устроения от нашей воли, на главнейшем из зол – эгоизме. Важно не только на уроках по Библии, но и вообще на любом уроке по литературе напоминать детям на примерах их школьной жизни, на примерах литературных произведений, что никто не может заставить нас делать зло, пока мы сами, своей волей не захотим совершить зло, что важно учиться направлять свою волю к добру, понуждать себя к добру, помнить, что злом является и просто лень к доброму, внимательному, услужливому поступку. Урок третий. Сотворение мира видимого – статья в газете “Вера” №№ 118-119, 1994 год. стр.6. В течение первых нескольких минут урока повторяем тему предыдущего урока и закрепляем основные понятия уроков № 1 и № 2. По крайней мере, следует стремиться к тому, чтобы дети могли кратко и четко ответить на следующие вопросы: 1. Что такое Библия? – Священное Писание. 2. Что значит слово Завет? – Договор между Богом и людьми. 3. В чем смысл Ветхого Завета? – Обещание Бога послать людям Искупителя. 4. В чем смысл Нового Завета? – Искупитель – Иисус Христос пришел на землю, пострадал за грехи людей и оставил нам свое учение – как людям жить, чтобы помириться с Богом. 5. Кто такие ангелы? – Духи, у них нет тела. 6. Что значит слово “ангел”? – “Вестник”, они посылаются Богом для служения людям. 7. Каков первый и главный грех? – Гордость. 8. Что такое гордость? – Любовь к себе. 9. Как звали первого возгордившегося Ангела? – Денница. 10. Сотворил ли Бог зло? – Нет. 11. Что есть зло? – Это сопротивление воле Божией. 12. Имеет ли зло какой-нибудь смысл? – Нет, зло – это разрушение самого себя и всего вокруг. 13. Может ли зло соперничать с добром? – Нет, потому что зло принадлежит творению, твари, а творение не может равняться создателю. 14. Значит, если человек захочет стать злым, то может стать подобным дьяволу? – Да, поэтому надо учиться воспитывать в себе добрую волю. 15. Свободна ли воля людей в выборе добра и зла? – Да. Повторение пройденного материала по уроку номер 3. Проведите опрос у доски: Дети выходят к доске и делают рисунок дней творения, повторяя рису6нок, сделанный в тетради, и поясняют его. Таким образом, вы можете 6 учеников вызвать поочередно к доске, или же, разделив доску на части, дать им одновременно сделать рисунки, а потом пояснить им. По нашим наблюдениям, такая форма опроса очень активизирует детей. Следует обратить внимание на то, чтобы дети четко могли объяснить события первого и второго этапов творения, и чтобы они не затруднялись в употреблении таких словосочетаний, как “первобытное вещество”, “лучевая энергия”, “образование планет, звезд, галактик”, “формирование солнечной системы”, “процесс образования гор и материков”. Детям очень нравится рисовать шесть дней творения, поэтому можно устроить конкурс рисунков. Тема шестидневка, как и тема о появлении зла во вселенной чрезвычайно обогащают словарный и понятийный запас учащихся, поэтому вы можете в качестве зачетных заданий устраивать 10-15 минутные самостоятельные работы в конце урока по вариантам. Например, один вариант отвечает на цикл вопросов о шестодневе, второй – о грехопадении, третий – о сотворении мира невидимого, четвертый – о каинитах и сифитах, пятый -о потопе, шестой – о Вавилонском столпотворении. Можно провести 2-3 таких коротких самостоятельных работ. Урок четвертый: Сотворение человека. Предназначение Адама и Евы. Итак, в шестой этап Бог сотворил животных, населяющих сушу, и человека. Бог творит тело человека из земли. Конечно, не из глины или песка, а из тех же самых элементов (частичек), из которых состоят растения, камни, дерево, воздух, вода. И еще Сам Бог дает человеку бессмертную душу. Мы должны запомнить, что Библия учит нас, что человек не есть часть Бога, а целиком и полностью творение Божие. Но что же в нас образ и подобие Божие? (Вопрос этот учитель может обратить к классу, если по предыдущим урокам стало понятно, что в классе есть дети, читавшие Детскую библию или книги Закона Божия). -Ответы могут быть разные: внешний облик человека, бессмертная душа... Мы же должны акцентировать внимание детей на главном отличительном свойстве человеческой души, которое действительно богоподобно, – это свобода воли, абсолютная, полная свобода воли, выбора. Что это значит? Вполне свободен во вселенной Бог, Ему никто не может ни в чем ограничить, Господь Сам принимает все решения. Бог сотворил ангелов и людей – существ, способных познавать Самого Бога, и вот Бог пожелал, чтобы эти существа были такими свободными, как Он. Это значит, что Господь никак не принуждает нашу волю. Он нас наставляет, поучает, показывает нам наши ошибки, помогает нам, но насильно ничего с нами не делает. Как вы думаете, если наша воля свободна, можем мы с вами захотеть стать злодеями? – Да, можем. – Можем и навсегда сделаться врагами Божиими. Кто первый по своей собственной воле не захотел слушаться Бога? – Денница. – Господь сверг его с небес в ад, он потерял всю свою славу главного ангела, казалось бы, он должен был понять, что не может соперничать с Богом и что без Бога ему и всем соблазненным им ангелам очень плохо – то есть, Бог показал Деннице, как плохо самочинствовать. Но разве Денница исправился? – Нет. – И это урок всем нам. Если мы не будем понуждать себя делать добрые, хорошие дела, то со временем перестанем различать добро и зло. Вот, например, пьяницы – у них всегда нет денег, они больны, часто избиты, на них рваная одежда. Казалось бы, им самим должно быть понятно, как плохо они живут. Почему же им так трудно исправиться? Потому что они уже привыкли делать зло -дурманить себя вином, – и им кажется это самым большим блаженством. Многие из них сознательно не хотят лечиться от пьянства и исправляться.1) Мы можем привыкнуть лениться, и тогда станем плохими учениками, будем огорчать родителей, а в конце концов, когда станем взрослыми, нам будет лень трудиться, и мы можем стать бомжами, т.е. людьми, которые не трудятся, выпрашивают деньги на хлеб, им негде жить... Мы можем привыкнуть считать себя лучше всех и выше всех (как называется этот грех? – Ответ: гордость), и потом во всех случаях ставить себя на первое место. Бог гордых смиряет, и, как правило, люди очень гордые на самом деле все делают хуже других людей, и всем это видно. Итак, наша воля свободна. Поэтому человек должен помнить о своей великой ответственности за то, как он проживет свою жизнь. Учителю следует привести какой-нибудь другой пример, если в классе есть дети, чьи родители страдают от пьянства и это известно среди детей, так как дети могут начать смеяться над своими одноклассниками, и, таким образом, будет нарушен мир и любовь в классе. Напоминаем об особенной деликатности, с которой учитель должен вести себя в подобных ситуациях. Теперь мы должны узнать, зачем Бог сотворил человека? Есть такое мнение, что Бог сотворил человека, чтобы люди заняли на небесах место отпавших ангелов. Да, конечно, Бог сотворил человека для общения с Собой. Бог хотел, чтобы человек жил с ним одной жизнью. Вспомним, как велики были способности человека по сотворении – он дал имена всем животным, т.е. определил их суть. Тело его было послушно духу и не подчинялось никаким силам природы, он был хозяином и над акулами, и над львами, и над слонами, и над орлами. Он был хозяин своей планеты, должен был любить ее и наблюдать за порядком на ней. Но вот Господь говорит: “нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему” (Биб.1,18). И тогда “навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку”. Так Господь творит жену Еву для Адама, чтобы она была ему помощницей. А в чем Ева должна была помогать Адаму? Мы предлагаем учителю обратиться к мальчикам класса с вопросом: Какие обязанности у женщины? К сожалению, наш небольшой опыт показывает нам пока только один вариант ответов: убирать, готовить; ходить в магазин, шить, растить детей, печь пироги и в подобном духе. Мы зададим мальчикам следующий вопрос: но аведь в раю ни плиток, ни кухни, ни магазинов, ни одежды не было, чем же там должна была заниматься Ева и в чем помогать Адаму? Только один раз мы услышали действительно блестящий ответ. Он принадлежал мальчику, который вдумчиво читал Библию и любил беседовать со своей бабушкой о прочитанном: “Ева в раю помогала Адаму служить Богу!” Во всех остальных случаях в классе просто воцарялось молчание. Да, главное назначение жизни Адама – каким оно было? – Познавать Бога, любить Бога, стремиться к Нему, исполнять Его волю. Но не было никого, с кем бы вместе он мог делиться своей радостью общения с Богом или своими затруднениями, кто был бы равен Адаму, ведь Бог безмерен и безграничен, и хотя Он любит человека гораздо больше, чем может нас любить самая нежная мать, тем не менее “всякая тварь трепещет своего Творца”, т.е. мы не можем быть равны с Богом. Итак, Ева была создана как вдохновительница Адама на все доброе, на подвиги во имя Бога. Адаму Бог дал твердую волю и мощный разум для этого, а Ева всегда внутри себя должна была носить образец, идеал Адама и помогать ему достигать намеченной цели. Она должна была стать как бы сердцем Адама. Не случайно английская поговорка говорит: “Мать дома – что сердце на месте”. То есть женщина в обществе – его сердце, душа, идеал. Поэтому женщина прежде всего – воспитательница. Она воспитывает детей и всех окружающих людей, наставляет их в добре и исполнении заповедей. Далее учителю необходимо обращаться непосредственно к девочкам класса, постараться ярко и живо донести до них высокие идеалы женственности в простой форме. Девочки должны уже сейчас следить за собой, за своим поведением, помнить, что мальчики всегда обращают внимание на то, как мы себя ведем, что мы себе позволяем. Если девочка воспитанная, аккуратная, вежливая, скромная, дисциплинированная, то рядом с ней подтягиваются даже озорники. А если девочка всегда крикливая, сплетница, любит подраться и дразниться, ругается, то мальчики начинают думать, что и им все позволено. Таков закон: девочка – нравственный идеал. Она должна учить мальчиков быть послушными, трудолюбивыми, не грубиянами и не забияками, любить своих родителей, сестер и братьев. Давайте проверим так ли то, что мы с вами узнали. Скажите, пожалуйста, кто дома тщательнее всего следит за нашим поведением? – Конечно, мамы, бабушки, сестренки. Чучкалова Е.А.
К ИЗУЧЕНИЮ БИБЛИИ В 5-6 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera
|