10 

   Образование, воспитание детей


ЧЕТВЕРТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

С 21 по 28 января в Москве проходили очередные Рождественские образовательные чтения – крупнейший на сегодня форум, организуемый Церковью совместно с государственными органами управления образованием. На Чтениях закладываются основы новых подходов в образовании, происходит обмен бесценным опытом православной педагогики, по крохам нарабатываемым в самых разных уголках нашей страны и за ее пределами. Наши корреспонденты побывали на Чтениях и в ближайших номерах мы опубликуем ряд материалов, привезенных ими.

Уже при регистрации участников Чтений в Отделе образования Патриархии, когда нам отказали в пропусках на патриаршее богослужение в Успенском соборе Кремля (“идут только батюшки”), стало ясно – народу по сравнению с прошлым годом прибыло. И точно. Открытие Чтений проходило в Парламентском центре, зале на две тысячи мест, и, как говорится, яблоку негде было упасть.

Показательно, кстати, то, в каких помещениях проходили заседания Чтений: после Парламентского центра все перебрались в более скромный зал бывшего Института марксизма-ленинизма (а еще раньше – Коминтерна), затем разъехались по городу на заседания секций – кто в монастырь, кто в гимназию или школу, кто в библиотеку, кто в исследовательский институт. Наконец, завершились Чтения в стенах Московской Духовной Академии – встречей с профессорско-преподавательским составом и экскурсией по удивительному лаврскому музею. Как бы случайно, словно вешками были отмечены сегодняшние задачи социального служения Церкви, вышедшей из “культурной резервации” (слова Патриарха): формирование христианской государственности через постепенное воцерковление власти и интеллигенции; осмысление уроков и ошибок прошлого, выработка православных подходов ко всем сторонам жизни общества и человека, от школьного образования до экологии и спорта.

Но вернемся в Парламентский центр. Уйма фото- и тележурналистов, занявшая первые ряды, вначале удивила. Потом стало ясно, что они уже где-то пронюхали об остром докладе, с которым собирался выступить Александр Солженицын, и были тут как тут. Но сенсации не получилось, хотя некоторые газеты и попытались потом высосать ее из пальца, изобразив обмен мнениями между писателем и Патриархом как скандал.

В своем вступительном слове Святейший заметил, что задача православного образования трудна еще и потому, что нет традиции. В Российской Империи так и не успела сформироваться система православного образования для мирян, так как считалось, что все образование в стране с государственной Православной Церковью не может быть неправославным. Но весь XIX век интеллигенция отходила от Церкви, и отпала от нее – а ведь именно она учила подрастающее поколение. Мы не хотим,– поlчеркнул Святейший, – чтобы Церковь как и раньше стала государственной: есть уже отрицательный опыт, да и давать нравственную оценку всему, в том числе власти, Церковь может только если она не будет госучреждением. При этом, однако, у государства и церкви есть общие задачи, в том числе и образование.

С анализа исторических причин “сокрушительного исторического поражения русского народа” начал свое выступление А.Солженицын. “В жестоком кризисе России, в котором виноваты все, нельзя не видеть и вины Русской Православной Церкви”,– сказал он. Низшей точкой ее падения писатель назвал февраль-март 1917 года, когда Синод и иерархи вместо того, чтобы преградить путь к развалу страны, сами включились в политические игры. С той поры пошло возрождение нашей Церкви, но оно все время отставало от требований времени.

Правильно ли, что Церковь уклонялась от “мира сего”, став в конце концов внесоциальной? – задавался вопросом Александр Исаевич, и отвечал на это отрицательно. Правильно ли, что священникам запрещено участие в органах власти, особенно на местах? Нужно ли допускать телеоператоров снимать во время богослужений в храмах госчиновников со свечками? Вообще, насколько можно Церкви держаться за руку с правительством, не теряя при этом доверия у людей? Всякое стояние в чем-то подразумевает развитие во времени: так почему же церковь не обновляет формы, язык богослужения? Таковы лишь некоторые проблемы, поставленные писателем, на которые он попробовал найти ответы.

Действительно, это вопросы, находящиеся, как говорится, “на острие пера”, но не все из них – вопросы безответные. На многие из них Церковь отвечала, и не раз. И в ответном слове Алексий II повторил их. Новым, возможно, было то, что по отношению к участию священников в политике не прозвучало жесткости: возможно участие в политике в будущем, когда изменится конфронтационная ситуация и в парламенте, и в обществе. Болезненная тема – церковь и телевидение. Да, телевизионщики почему-то любят направлять объективы на государственных мужей в храме, но из-за этого лишать миллионы унижаемых, оторванных от родного языка и культуры русских в ближнем зарубежье – несправедливо. Богослужение, пусть и на экране – это ниточка, связывающая нас. Что же касается социального служения церкви, то Патриарх заметил, что всякий раз, бывая в епархиях, он говорит клиру: “Идите к людям, не ждите, когда к вам придут”. Но в самом деле, что поделать, если, по-видимому, не все согласны это слышать, да и не все способны общаться с “улицей”.

Какое отношение вся эта диcкусcия имела к основной теме Чтений – православному образованию? Прямое. Ибо и главный смысл Чтений видится прежде всего в наведении мостов, попытке услышать, понять друг друга людям разных поколений, разного опыта и духовного уровня, с самыми разными воззрениями в политике, но объединенных в главном – желании работать на будущее нашего отечества.

Чтобы составить представление о том, что же обсуждалось на пленарных заседаниях и по секциям, перечислим некоторые из тем Чтений. “Православное осмысление мира и воцерковление жизни как путь выхода из тупика обесчеловечения”, “Основные начала православной педагогики”, “Наука и научное мировоззрение в свете веры”, “Взаимодействие Церкви и государства в области образования: организационные, правовые, экономические аспекты”, “Православное осмысление истории России и вопросы, возникающие в связи с ее преподаванием”...

Закончить этот отчет хотелось бы просто, без пафоса, приведя ответ вице-президента Российской Академии образования Н.Д.Никандрова на сакраментальный для многих преподавателей и администраторов системы образования вопрос: законно ли само существование религии в средней школе? Законно. Конституция в этом отношении дает нам право свободного выбора. Более того, я не исключаю молитву в классах школы детей тех родителей, которые сделали свой свободный выбор. Подобное есть в законодательствах многих светских стран, где церковь, как и у нас, отделена от государства.

М.С.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera


Яндекс.Метрика

На главную страницу