ПРАЗДНИК
РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА - СЕРЬЕЗНЫЙ ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
|
Иеромонах Петр
(Еремеев)
Есть два христианских праздника, которые
почитают даже люди маловерующие или почти неверующие. Рождество Христово и
Пасха. Во многом это связано с внутренним содержанием самих праздников,
максимально отражающих основную тему Божественного Откровения. Любовь Творца к
людям. Любовь Божия всепроникающа, и это чувствует каждая человеческая душа,
каждое творение. Именно поэтому счастливы мы, что Господь пришел и все совершил
для нас! Нам уже ничего не страшно, нет у нас тоски. Смерть уже преодолена,
Воскресение сияет от Гроба, и Оно же предвкушается Рождественским Вертепом.
Даже вол и осел своей животной душой чувствуют и радуются Творцу своему и
Избавителю всех людей (из
чинопоследования праздника Рождества Христова).
Но есть еще одна особенность Рождества и
Пасхи, по которой мы, взрослые люди, отложив все житейские заботы и волнения,
весь день посвящаем детям. Да, именно Рождество и Пасха в нашем восприятии
праздники детские, и в их праздновании
как будто исполняется сила слов Христовых: если не будете как дети, не войдете
в Царство Небесное (Мф. 18, 3). И внутренний смысл, и внешняя обстановка
праздников, все доступно и радостно для детского сознания. Вспомним, к примеру,
трогательный рассказ о Рождестве.
Тихая ночь над полями палестинскими,
уединенный вертеп, ясли, домашние животные... В яслях лежит Младенец, а над Ним
склонилась кроткая, любящая Мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой
материнского счастья. Три великолепных мудреца, идущих за звездою к убогому
вертепу с дарами, и вдали, на поле, пастухи посреди своего стада, внимающие
радостной вести ангела и таинственному хору Сил Небесных. Потом злодей Ирод,
преследующий невинного Богомладенца; избиение младенцев в Вифлееме; потом
путешествие Святого Семейства в Египет. Никогда не стареющая История! Сколько
во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка! Именно поэтому
даже в душе взрослого человека воскресает целый мир, воскресает все давно
прошедшее детство с его обстановкой, со всеми его радостями, возвращается в
душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед
праздником.
Эти радостные чувства, драгоценнейший дар
Божий, посылаемый среди мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо
вспомнили то время, когда были детьми, следовательно, были ближе к Богу и
непосредственнее, чем когда-либо, принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость,
любовь и все, чем дорог для человека мир Божий. И это чувство, серьезнейший
повод задуматься о наших детях, об их судьбах.
Мы должны понимать, что не только в
елочных украшениях праздник. Господь пришел на землю вовсе не для выходных дней и Рождественских каникул,
не для деревенских примет и народных поверий, красивых колядок и прочих
атрибутов, а для того, чтобы мы все изменились своим умом, своей душой, всем
своим существом. Чтобы мы, несмотря на всеобщее ожесточение, сами стали бы добрыми,
отзывчивыми и любящими людьми. Это так важно для наших детей. Ребенок видит,
ребенок переживает то, что вокруг него совершается. Мы все замечали, как
младенцы бывают любопытны, а ведь это есть знак того, что они хотят все узнать,
а значит, и могут понимать. Ведь в детской памяти, как на мягком воске, все
отпечатывается.
Ребенок должен видеть дружбу, мир и
радость родителей. Если ребенок видит, что родители друг друга любят, что они
друг в друге находят радость, что они изнутри этой радости его обнимают тоже
радостью, он может расцветать. Детей надо окружать только добрыми, светлыми
примерами, словами и действиями. Надо стараться приучать детей к трудолюбивой,
простой, воздержанной жизни, удерживать их от роскоши и наклонности к роскошной
жизни, заботиться о том, чтобы они не заражались духом упрямства и непослушания
родителям, духом лености, гордости, самолюбия. Также одна из самых важных задач
воспитания. Это научить ребенка обладанию самим собой, чтобы он не сдавался на
каждое побуждение, на каждый свой порыв. А для этого родители сами должны быть
таковыми, потому что ребенок этого выдумать не может. А когда он видит, что
родители таковы, то он, естественно, будет им подражать.
Но чтобы подавать такой пример детям, сами
родители должны искать пример для подражания. Тогда-то их взор должен быть
обращен к Богомладенцу, к примеру, жизни Его Святых Родителей, и в первую
очередь, к примеру, их веры Богу. К сожалению, в наш век человеческой
озлобленности, вражды и откровенного экстремизма, многие люди приходят в храмы
не по глубокому убеждению веры, а лишь ища быстрого утешения, мира и радости.
Есть даже такая поговорка: когда тревога, тогда и до Бога. Но мы должны
понимать, что человеческий фактор везде и всюду играет свою, далеко не
положительную роль. И в храмах мы можем столкнуться с людскими поступками,
являющимися проявлениями поврежденной грехом человеческой природы. Поэтому так
важно для нас глубокое чувство веры Господу. И здесь есть чему поучиться у
детей. Обратите внимание на детей, идущих по улице с родителями. Разве ребенок
с недоверием расспрашивает родителей, куда и зачем они его ведут? Никогда! Нет
больше того доверия, которое испытывают дети к своим родителям. Именно поэтому
Спаситель сказал: будьте, как дети. Такое доверие к Богу мы должны воспитывать
в себе и в своих чадах. И этому должна помогать сознательная церковная жизнь.
Пусть же каждый из нас, в преддверие
Рождества Христова, вспомнит свои детские годы, время, когда мы так радостно и
открыто смотрели на окружающий нас мир, трепетным сердцем прикасались к тайне
мироздания. И пусть в этот праздник еще живее возродится в нас детское чувство,
просветленное радостью, укрепленное верой и согретое любовью. Обратимся всем
сердцем к уединенному вертепу, к Младенцу, лежащему в яслях,. младенчески
приникнем к ним и младенческим взором и сердцем, младенческими устами воскликнем
к Младенцу Христу, как некогда восклицал к Богу младенец Самуил: вот я,
Господи! (1 Цар. 3, 4).
С Рождеством Христовым, дорогие братья и
сестры!
|