Главная

Православное воспитание

 

 

 

Православное воспитание

 Духовно-нравственное воспитание: системный подход
Педагогическое сопровождение семьи
в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Потаповская О.М.
Научный сотрудник лаборатории семейного воспитания
Государственного НИИ семьи и воспитания
Российской академии образования

Предоставлено: Фонд духовной культуры и образования "Новая Русь"


Обоснование необходимости социально-педагогической и духовной поддержки современной российской семьи

Как посмотришь на нашу молодежь,
то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена!
Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,
приготовляющих самую печальную будущность.
Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.

2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
- нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.

6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи
- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах,
- в учебном плане школ отсутствуют предметы "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности",
- до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства" [1].

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством
1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,
2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь -
жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.
Это установление Господа о совершенстве.
Долгом в семье является бескорыстная любовь.
Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица
Александра Феодоровна

Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия "семья" различные источники:
- совокупность близких родственников, живущих вместе [2];
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].

Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности.

То, что понятие "семья" имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, "есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении" [4].

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан "таинством любви", в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке [5]. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1Фес. 5, 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:
- "Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак - это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только "друг с другом", но и "во Христе"" [6].
- "В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности" [7].

Духовному возрастанию муже и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".

И.А. Ильин называет семью "первичным лоном человеческой культуры" [8]. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" [9]. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";
- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";
- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";
- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем понятия,
приучая к христианским правилам жизни,
возгревая любовь к Церкви Божией
и всем порядкам церковным...

Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:
1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том "чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях" [10].

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":
- природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
- истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,
- неподдельное сочувствие всему страдающему,
- действенная любовь к ближним,
- блаженная сила совестного акта,
- мужество национального героя,
- творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,
– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и помогает" [11].

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:
- религиозные воспоминания детства,
- влияние природы,
влияние художественной литературы,
- встречи с действительно религиозными людьми,
- посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
- чтение религиозной литературы [12].

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются
1) современное секуляризованное социо-культурное окружение,
2) скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,
3) отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности,
4) отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
5) духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что "системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи" [13].

Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.

IV. Направление кадровое обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального уровня В рамках этого направления деятельности в регионах, имеющих определенные ресурсы (человеческие, культурно-исторические, экономические) осуществляется разработка Подпрограмм содействия семейному духовно-нравственному воспитанию в рамках Региональных комплексных программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России.

VI. Экономическое направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению православной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в региональных системах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.

В рамках комплексного решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов России Фондом духовной культуры и образования "Новая Русь" разработан проект Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания в регионе. Доработка, принятие и реализация регионами Подпрограммы будет способствовать решению одной из задач Комплексной региональной программы: включения духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания региона.

Цель и задачи духовно-нравственного педагогического сопровождения семьи

Всякие иноземные дорогие затеи
должны уступить предлагаемому способу
первенство по дешевизне, разумности
и благотворности прочного подготовления
детей к жизни и служению общественному.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Целью Подпрограммы является создание и развитие региональной системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи в вопросах семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания

Достижение цели Подпрограммы (по аналогии с Комплексной региональной программой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи) предполагает решение системы задач организационно-управленческого, информационно-просветительского и содержательного характера.

I. Организационно-управленческий блок задач
1. Нормативно-правовое.
2. Финансово-экономическое.
3. Организационное обеспечение развития региональной системы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
4. Управление Подпрограммой.

Главным органом, обеспечивающим решение задач этого блока в регионе, становится Региональный координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Совет координирует действия по решению проблем духовно-нравственного семейного воспитания органами законодательной и исполнительной власти, учреждений системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, общественных объединений и организаций.

II. Информационно-просветительский блок задач
1. Ознакомление населения региона с содержание Подпрограммы поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.
2. Организация системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей.
3. Планирование и реализация мер по духовно-нравственному медико-педагогическому и культурологическому просвещению и дополнительной подготовке, переподготовке, повышению квалификации специалистов образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты региона.

III. Содержательный блок задач
1. Научно-методическое обеспечение Подпрограммы содействия семейному духовно-нравственному воспитанию.
2. Разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом современных проблем и особенностей регионального развития.
3. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание.

Система мероприятий по реализации Региональной подпрограммы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания

1. Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению в регионе Подпрограммы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального правительства, документов департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках подпрограммы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители .

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию определяются официальным региональным статусом Подпрограммы, опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

Особая роль в организационном и управленческом обеспечении Подпрограммы принадлежит Региональному координационному совету по духовно-нравственному воспитанию. При Совете создается рабочая группа, инициирующая активность региональных органов управления здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты по включению в реализацию Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление в регионе цикла просветительных мероприятий:
- создание рубрик, "Духовно-нравственные традиции" в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием Подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания;
- подготовка видео-сюжетов "Традиции воспитания" для показа на местном ТВ;
- выпуск и распространение через детские поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
- издание листка для семейного чтения "Традиции семейного воспитания";
- открытие сети родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных" с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической просветительской деятельности региональных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей: молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации Подпрограммы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями специалистов региона, Подпрограмма предусматривает:
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона;
- разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
- подготовку и проведение в регионе семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе), деятелей культуры и здравоохранения.

6. Научно-методическое обеспечение реализации Подпрограммы

В задачу научного обеспечения Подпрограммы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне региона существующих программ медико-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Отметим, что наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко В.С.).

А также комплекс оздоровительных и педагогических программ "Семейный лад" (разработчик - Региональная общественная организация "Семейный клуб родительского опыта "Рождество"(г. Москва).

Для обеспечения научно-методической поддержки Подпрограммы возможно создание на уровне конкретных регионов творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на базе экспериментальных площадок региона.

7. Разработка содержания и осуществление региональных мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Как уже отмечалось, реализация Подпрограммы предполагает три этапа в работе с семьей в регионе:
1. просветительский,
2. этап организации совместной деятельности семей,
3. этап совместного воцерковления семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:
- совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;
- введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях курса "Духовно-нравственные основы семьи", "Основы нравственности", "Основы православной культуры" с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей;
- издание и распространение в регионе серии книг "Семейное духовно-нравственное воспитание", куда войдут адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей; семейные молитвословы и сборники житий святых, небесных покровителей семейной жизни; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, созданию благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта; книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей и религией.

На первом этапе реализации Подпрограммы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла "Семейное духовно-нравственное воспитание";
- создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах, при храмах;
- распространение лучшего опыта семейного воспитания в региональных средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях.

Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует региональные службы на:
- создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства;
- формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;
- подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях;
- проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Этап совместного воцерковления семей предполагает:
- организацию систематического духовного окормления родителей, воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями.
- создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений;
- содействие стремлению создания семейных церковных общин и развитию приходской жизни на благо служения ближним, обществу, Отечеству.

Немалую роль в осуществлении обозначенных мероприятий на всех этапах реализации программы духовно-нравственной поддержки семейного воспитания в регионе может и должна сыграть Церковь. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и Подпрограмма сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания изначально ориентированы на взаимодействие в реализации намеченной системы мер государства, семьи и Церкви. Необходимость активизации Церкви в поддержке семьи постоянно подчеркивает в своих выступлениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по-христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле..." [14].

Оценка эффективности Региональной подпрограммы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания

Осуществление Подпрограммы сопровождения духовно-нравственного семейного воспитания предполагает:
- снижение остроты проявлений кризиса семьи в регионе, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания,
- активизация духовно и культурного, педагогического сознания родителей и специалистов по работе с семьей,
- создание в регионе активно действующей, работоспособной системы государственной поддержки семейного духовно-нравственного воспитания.

Библиография

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.

2. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. - М.: 2001. - 96 С.

3. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С.

4. В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. - М.: 2001. - 304 С.

5. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: 1991. - 446 С.

6. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: 2000. - 541 С.

7. Государыня императрица Александра Феодоровна Романова Слова добрые. Дневниковые записи 1908-1915 годов. - М.: 1998. - 29 С.

8. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.

9. Иларион (Алфеев), иеромонах Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - М.: 1996. - 288 С.

10. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241

11. Калинина Г.В. Православной маме: в ожидании первенца. - М.: 2001. - 256 С.

12. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: 1994. - 560 С.

13. Костенко Т. Если ваш ребенок заболел. Советы православного врача-педиатра //Свет Православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 1999, Вып. 47. - 62 С.

14. Кроха: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. - Н. Новгород: 1996. - 423 С.

15. Куломзина С.С. Семья - малая Церковь: записки православной матери и бабушки. - М.: 1997. - 46 С.

16. Лавренова Г.В., Лавренов Ю.В, Новиков А.Н, священник Сергий Филимонов Практическая энциклопедия молодой православной мамы: первый год жизни вашего ребенка

17. Михайлов Ю.П. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. - СПб.: 2000. - 84 С.

18. Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юноши. - СПб: 1999. - 63 С.

19. Наш православный дом. - М.: 2000. - 320 С.

20. О воспитании детей в духе целомудрия и чистоты. - М.: 2000. - 64 С.

21. Оздоровительная программа "К здоровой семье через детский сад". Сборник рабочих документов. - СПб.: 2000. - 99 С.

22. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127 С.

23. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. - СПб.: 1999. - В 2х тт.

24. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.

25. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 С.

26. Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 С.

27. Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 С.

28. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998. - 279 С.

29. Разумихина Г.П. Мир семьи, или будь, пожалуйста, счастлив! /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 г. редакции/. - М.: 1999. - 96 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 7)

30. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. - СПб.: 2001. - 190 С.

31. Рождение и воспитание здорового ребенка: Методические рекомендации для обучения родителей и будущих родителей основам основам медико-педагогических знаний. - СПб.: 2000. - 171 С.

32. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995. - 63 С.

33. Священник Александр Ильяшенко Как найти семейное счастье. - М.: 2001. - 192 С. (Серия "За советом к батюшке")

34. Священник Анатолий Гармаев Обрести себя //Свет Православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 1999, Вып. 49. - 287 С.

35. Священник Анатолий Гармаев От зачатия до рождения. //Свет православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской обители: 2000. - 109 С.

36. Священник Анатолий Гармаев Пути и ошибки новоначальных: Размышления в паломническом рейсе. - Волгоград, 2001

37. Священник Алексий Грачев Когда болеют дети. - М.: 1998. - 88 С.

38. Священник Дионисий Тацис Поучения старцев. - М.: 1997. - 110 С.

39. Священник Сергий Николаев Детские секреты семьи. Крестины. - М.: 1997. - 32 С. (Серия "За советом к батюшке")

40. Священник Сергий Николаев Детское счастье. - М.: 2000. - 96 С. (Серия "За советом к батюшке")

41. Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Пособие для учителей и учащихся. -М.: 2001. - 205 С.

42. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. - СПб.: 1998. - 175 С.

43. Старец Паисий Святогорец Мысли о семье христианской. - М., 2001. - 63 С.

44. Флоренская Т.А. Мир дома твоего /Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" в новой, 1997 года редакции/. - М.: 1999. - 128 С. (Библиотека журнала "Воспитание школьников". Вып. 6)

45. Что необходимо знать каждой матери. - М.: 2000. - 80 С.

46. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви. - М.\: 1997. - 480 С.

47. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. - М.: 1997. - 127 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)

48. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть II. Семья в русской литературе. - М.: 1999. - 126 С. (Библиотека журнала "воспитание школьников". Вып. 8)

49. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001

Примечания.

1. Цитата приводится по материалам Службы коммуникации ОВЦС МП ^

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка ^

3. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: 1999, Т. 2 Это определение дословно повторяется в целом ряде словарей (энциклопедическом, философском и др.). ^

4. По определению архиеп. Филарета Гумилевского; цитируется по Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. - М.: 1997, С.98 ^

5. Профессор, протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - М.: 1998, С. 14 ^

6. Протоиерей Иоанн Мейендорф, цитата приводится по кн. Иларион (Алфеев), иеромонах Указ. соч., С. 169 ^

7. Иларион (Алфеев), иеромонах Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - М: 1996, С. 169 ^

8. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199 ^

9. Ильин И.А. Указ. соч., С. 214 ^

10. Ильин И.А. Указ. соч., С. 207 ^

11. Ильин И.А. Указ. Соч., С. 207 ^

12. Протоиерей Сергий Четвериков "Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей". - М.: 1996, С. 20 ^

13. Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001, С.6 ^

14. Из выступления на юбилейном заседании Епархиального собрания города Москвы 15 декабря 2000 года ^




Потаповская О.М.
Педагогическое сопровождение семьи
в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
М.: Издательство "Планета 2000", 2002