ОБ ОТНОШЕНИИ К
НАГЛЫМ И БЕСЦЕРЕМОННЫМ ЛЮДЯМ.
|
— Как вести себя по
отношению к явно наглым и
бесцеремонным людям? Можно ли их
пресекать? Ведь добрых слов они
просто не понимают...
— Дело в том, что смирение и
кротость по опыту всей жизни
Православной Церкви обладают
такой силой, которая достигает до
глубины души даже самого
разнузданного хама. А чем
возможно проникнуть? Что это за
сила такая, которая начинает
действовать в смирении и кротости?
Авва Дорофей говорит: “Смирением
человек стяжевает благодать
Божию”. Святые отцы подтверждают,
что ничем другим благодать Божию
стяжать нельзя, кроме как
смирением, отложением своей воли
пред жизненными событиями, т.е.
Промыслом Божиим, ради Бога.
Человек, имеющий смирение,
привлекает к себе такую благодать,
которой он может достичь глубины
души даже разъяренного человека.
Таких случаев и фактов в Церкви
встречалось очень много.
Более того, даже в нецерковных
кругах мы знаем такие моменты.
Совершенно раздраженный или
обиженный муж идет к своей
супруге. А жена любящая, сердечная,
внимательная, несмотря на эту его
совершенную раздраженность,
начинает спокойно разговаривать
с ним. Глядишь — через минуту куда
и девалась вся его злоба. А через
пять минут он уже совершенно
успокоился. И мужья, любящие своих
жен, знают, что таким образом
укрощается гнев жены.
Конечно, бывают исключения.
Притчи Соломоновы много говорят о
злой жене. Бывает такая жена,
которую даже большой любовью и
великодушием не растеплить и не
растопить. Нередко встречаются и
такие мужья. Но это уже, наверное,
крайности.
Любовь преображает, она обладает
этой удивительной силой. Кроме
того, смирение не запрещает
строгости, потому что смирением
обретается любовь. А любовь в
определенных случаях непременно
должна быть строга, потому что без
строгости порою невозможно
отучить человека от греха,
которому он имеет навык. Но чтобы
строгость не уязвила, она должна
быть от любви, ибо любовь не
уязвляет, любовь не входит в
отношения с самолюбием, она идет
мимо него и проникает в самую душу
человека, потому что она любит
душу, а не воинствует с самолюбием.
Осуждающий взгляд не ведает в
человеке души, вообще не знает,
есть ли душа в человеке или нет. Он
знает, что в человеке есть масса
всего, что можно осудить. И
буквально в одно мгновение
вылавливает в человеке то или
иное, против чего ему теперь нужно
вооружиться.
Это проявление падшей натуры
человека, это гордость, дерзость,
выливающаяся в осуждение. Так
поступать нельзя, это грех, и грех
тяжкий, который полностью
выбрасывает человека из общения с
Богом, церковного общения,
единства с ближними.
Нужно всегда помнить: когда мы
выпадаем из церковного общения,
это значит, что мы выпадаем из
единства, единодушия с людьми
церковными. Я уже не вместе с ними,
хотя они остались с Богом. По этой
причине я не с Богом! Поэтому
нельзя так говорить: “Я
поссорился с кем-то, но пребываю с
Богом”. Если человек потерял
ближнего, то он непременно
потерял и Бога, потому что он не
единодушен теперь с ближним, ибо
ближний остался с Богом, а он
потерял его. Значит, он и не с ним,
и не с Богом. Если сердце будет это
чувствовать, то есть надежда у
человека обрести нрав церковный,
нрав Христов.
Священник Анатолий Гармаев
|