Из опроса детей,
находящихся в учреждениях
временного содержания:
45,3% подвергались
оскорблениям со стороны
взрослых дома, у 35,9% опрошенных
родители лишены родительских
прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют
спиртные напитки, у 36% родители
пьют запоями, у 45% родители пьют
почти каждый день, 37,9% имели
знакомых, ранее судимых. 41%
подростков с трудом учились в
школе, 38,2% часто прогуливали
уроки, 32,2% часто не выполняли
домашних заданий, 14,35% мешали
учителю и одноклассникам на
уроке, 12% задирали, дразнили,
дрались с одноклассниками. 58,2% —
мальчики.
(По данным
исследования Общественного
института развития школы, Санкт-Петербург)
Понятие детской и
подростковой безнадзорности
Под детской безнадзорностью
понимается «отсутствие или
недостаточность контроля за
поведением и занятиями детей и
подростков, воспитательного
влияния на них со стороны
родителей или заменяющих их лиц.
Безнадзорность выражается в
отчуждении самих детей от семьи,
детского коллектива и
одновременно — в безразличии
родителей, воспитателей к детям».
Федеральный закон
РФ «Об основах профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» к категории
безнадзорных относит таких
детей, «контроль за поведением
которых отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей
или законных представителей
либо должностных лиц».
Таким образом, к
категории безнадзорных
относятся дети,
жизнедеятельность которых
нарушена в результате
сложившихся обстоятельств и
которые не могут преодолеть
данные обстоятельства сами или с
помощью родителей. Ряд
исследователей относят таких
детей к «группе риска»:
1) дети с
проблемами в развитии, не
имеющие резко выраженной
клинико-паталогической
характеристики;
2) дети, оставшиеся
без попечения родителей в силу
разных, не имеющих юридической
силы обстоятельств;
3) дети из
неблагополучных, асоциальных
семей;
4) дети из семей,
нуждающихся в социально-экономической
и социально-психологической
помощи и поддержке;
5) дети с
проявлениями социальной и
психолого-педагогической
дезадаптации.
Среди безнадзорных
есть дети и подростки из
материально обеспеченных,
благополучных семей. Н. Н.
Верцинская относит таких детей к
категории «избыточно-комфортного
типа». Они имеют в семье все, что
нужно, но при этом у них нет
никаких обязанностей перед
родными и близкими. Такой
ребенок живет одним днем, без
собственной цели и перспектив,
стремится к развлечениям, легко
попадает под чужое влияние, чаще
отрицательное.
Причины детской и
подростковой безнадзорности
Исследования,
проводимые в стране, позволяют
выделить ряд причин,
способствующих росту
безнадзорности, среди которых:
–
рост числа асоциальных семей;
–
безработные родители;
–
беженцы и вынужденные
переселенцы;
–
нестабильные браки (разводы);
–
низкий уровень благосостояния
семьи;
–
негативный опыт отношений с
родителями;
–
неготовность школы оказывать
социально-педагогическую
поддержку и сопровождение
учащихся, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
–
наличие у части учащихся
негативного учебного опыта.
В исследованиях,
проведенных учеными
Общественного института
развития школы (Санкт-Петербург)
в 2001 году, причины,
способствующие росту
беспризорности и безнадзорности,
классифицированы следующим
образом:
– социально-экономические
причины (сложное
материальное положение,
безработные родители,
многодетная семья, отсутствие
жилья, малообеспеченная семья и
др.);
– социально-педагогические
причины (невнимание
родителей и школы к проблемам
ребенка, нежелание школы
заниматься проблемными детьми,
частые конфликтные ситуации в
семье и школе и др.);
– психолого-педагогические
причины (разный уровень
доступа к образованию,
негативная установка ребенка на
учебу, негативный опыт отношений
в классном коллективе и др.).
Какими бы
причинами ни было обусловлено
попадание ребенка в категорию
безнадзорных, суть заключается в
том, что он попадает в трудную
жизненую ситуацию,
объективно нарушающую его
жизнедеятельность (сиротство;
болезнь; малообеспеченность;
отсутствие определенного места
жительства; конфликты в семье и
школе; жестокое обращение в
семье; одиночество и др.), которую
он не может преодолеть
самостоятельно или с помощью
семьи.
Проблемы детской
и подростковой безнадзорности
Экономические и
идеологические кризисы вызвали
резкий рост числа детей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, детей, привлекаемых, в
силу безнадзорности,
активизировавшимися
криминальными структурами к
алкоголю, наркотикам, преступной
деятельности. Это привело
государство к необходимости
защиты и поддержки таких
проблемных детей, активно
притягиваемых антиправовым
полем экономического и
идеологического кризиса.
Успешность
социально-педагогической
поддержки ребенка, подростка,
попавшего в трудную жизненную
ситуацию, объективно связана с
необходимостью решения
социальных проблем, возникающих
в ходе идущих в стране социально-экономических
преобразований.
В научной
литературе эти проблемы
классифицируются следующим
образом:
–
проблемы свободы выбора и
социального творчества —
трудности на пути реализации
ребенком его интересов и
потребностей, установления
социального статуса и др.;
–
проблемы социальной адаптации и
дезадаптации — трудности
усвоения и приспособления к
существующим нормам социальной
жизни, трудности в разрушении
тех норм, которые являются
социально опасными, несут в себе
угрозу для жизни и здоровья
ребенка;
–
проблемы социальной интеграции
или дезинтеграции — трудности
воссоединения или разъединения
потребностей, интересов и
возможностей ребенка, его семьи
с возможностями, потребностями и
интересами других людей,
трудности в расширении
социальных связей и др.
Эффективное
решение данных проблем возможно
только в рамках формирующейся
государственной социальной
политики. Однако, по мнению М. С.
Мартыновой, к настоящему времени
проблемы ребенка не
рассматриваются государством и
обществом целостно. Негативную
роль в решении перечисленных
проблем играет ведомственная
разобщенность.
Сегодня можно
говорить о том, что система
социального воспитания
несовершеннолетних в новых
социально-экономических
условиях находится на этапе
становления. Общественные
институты, институт семьи, школы
пока не стали партнерами, не
определили свою «социально-педагогическую
нишу», свою роль в социальном
воспитании, которую М. А.
Галагузова определяет как «педагогически
ориентированную и
целесообразную систему помощи в
образовании и воспитании детей,
нуждающихся в ней в период их
включения в социальную жизнь».
Организационно
система социально-педагогического
сопровождения является
ведомственной и подчиняется
муниципальному органу
управления образованием. Однако
в целом задача реализации и
защиты прав детей имеет
вневедомственный характер,
ответственность за ее успешное
решение несут все
государственные и муниципальные
структуры. Важным фактором
является открытость системы
социально-педагогической
поддержки безнадзорного ребенка,
которая означает работу
различных типов и видов
учреждений по специальным
программам, что уменьшает любого
рода изоляцию ребенка от
привычной для него среды.
Необходимо создание действенных
механизмов ранней диагностики
проблем детства, в том числе и
безнадзорности, что обеспечит
ориентацию на предупреждение
факторов риска, конфликтов и
кризисных ситуаций, а также на
сохранение и укрепление
благоприятных для развития
ребенка условий.
Роль семьи в
социальном воспитании
Исследования,
проводимые отечественными
учеными, позволяют определить
модель родительской семьи, где
дети встают на путь асоциального
поведения:
–
нестабильный брак или родители в
разводе;
–
деструктивные взаимные
отношения между членами семьи,
–
низкий уровень благосостояния;
–
наличие в семье безработных;
–
наличие в семье членов с
асоциальным поведением;
–
частые социальные контакты
членов семьи с носителями
асоциальных форм поведения.
Исследования
показывают негативные тенденции
роста числа таких семей. Вместе с
тем попытка переноса центра
тяжести воспитания в семью
показала неготовность последней
на данном этапе развития
общества к выполнению
воспитательных функций. Однако
бесспорным является то, что
семья может и должна взять на
себя главную ответственность за
воспитание своих детей. Но это
станет возможным при наличии
государственной социальной
политики, которая бы
способствовала включению семьи
в близкий круг посредничества (семья,
школа) в процессе социализации
ребенка. Опыт многих семей
показывает, что там, где родители
— первые учителя, воспитатели,
которые всегда рядом со своими
детьми, понимают и любят их,
совместно ищут выход из сложных
жизненных ситуаций, —ребенок
никогда не станет безнадзорным.
Роль школы в
социальном воспитании
Школа как
социальная среда может
провоцировать различное
поведение ребенка. Факторами
формирования социального
поведения, прежде всего,
являются система отношений,
школьный уклад. Поэтому очень
важно, чтобы в школе были созданы
условия, обеспечивающие
нормальное развитие ученика, в
том числе соблюдение его прав,
доступ к качественному
образованию и др.
Среди причин, по
которым дети и подростки
покидают школу, можно выделить
следующие:
–
неподготовленность школы к
работе с «проблемными» детьми;
–
«скрытый отсев»;
–
формирование у части учащихся
отрицательного опыта учебы;
–
проблемы со здоровьем;
–
физическое и моральное насилие
учителей;
–
плохое поведение;
–
неуспеваемость;
–
отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ
перечисленных причин позволяет
говорить о необходимости
реализации в школе как мер общей
профилактики, создающей условия
для активного вовлечения
учеников в школьную жизнь,
предупреждения потери интереса
к учебе, неуспеваемости, так и
специальной профилактики по
выявлению нуждающихся в особом
педагогическом внимании,
индивидуальной работе.
Исследования
показывают, что в новых условиях
воспитывающая, социально-педагогическая
миссия школы не должна
ликвидироваться, а, напротив,
должна значительно усиливаться.
В ситуации кризиса детства,
социальной неустроенности
значительной части населения,
семейного неблагополучия,
усилившейся агрессивности
социальной среды все более остро
встает вопрос о необходимости
социально-педагогической
поддержки детей и подростков,
социально-педагогического
сопровождения ребенка,
находящегося в трудной
жизненной ситуации.
Ребенок приходит в
нее семилетним и покидает ее уже
во многом сформировавшейся
личностью в 17–18 лет. Здесь он не
только учится, он проживает в
школе тот период, в котором
интенсивно происходит
становление его личности. Между
тем традиционную школу считают
учебным заведением, полагая, что
ребенка или подростка в ее
стенах прежде всего учат,
насыщают знаниями, а он учится,
приобретает знания и умения,
необходимые для будущей жизни. В
последние 10-15 лет в связи с
перестройкой и сменой
идеологических ориентиров
воспитательная, формирующая
личность роль школы значительно
ослабла.
Вместе с тем
следует учитывать и то, что нормы
и правила, которые
устанавливаются взрослыми в
школе и дома, не осознанные
ребенком, не ставшие
потребностью (просто так удобно
взрослым), вызывают у него
естественное стремление уйти из-под
опеки и влияния взрослых. А это
влечет за собой чувство
одиночества, неприкаянность,
желание заявить о себе. Как итог
— уход ребенка из-под влияния
взрослых, на улицу, побеги,
появление химической
зависимости.
*
* *
1. Астапов
В. М. Педагогу о психическом
здоровье учащихся. М., 1991.
2. Дети улицы.
Образование и социальная
адаптация безнадзорных детей.
Интеллект-Центр, 2001.
3. Конюхов Н. И.
Словарь-справочник
практического психолога.
Воронеж, 1996.
4. Ларионов А. В.
Наркомания. Мифы. Смысл. Причины.
Терапия. Екатеринбург, 1997.
5. Маленкова Л. И.
Воспитание в современной школе.
М.: Ноосфера, 1999.
6. Мартынова М. С.
Социальная работа с детьми
группы риска. М.: Социальный
проект, 2004.
7. Олиференко Л. Я.,
Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.
Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска. М.:
Академия, 2002.
8. Российская
педагогическая энциклопедия. Т. 1.
Ст. «Безнадзорность детская».
9. Олиференко Л. Я.,
Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.
Критерии и показатели отнесения
детей к категории нуждающихся в
государственной помощи и
поддержке. Методические
рекомендации. М., 2002. С. 27.
10. Верцинская Н. Н.
Трудный ребенок. Минск: Народная
Асвета, 1989.