Главная

Православное воспитание

 

 

 

Православное воспитание

Епископ Ириней Екатеринбургский
О воспитании с самого раннего возраста

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, уже пустившее глубокие корни, пальмовое дерево. Безпрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Эту повесть можно применить к воспитанию в следующем смысле: безсильны родители над взрослыми детьми, если не начали воспитания их с юных лет, так как чему детство обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того и в дряхлой старости не оставляет. Поэтому Премудрый учит: «есть у тебя дети? учи их и с юности нагибай шею их».

Немногие родители ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых родителей дети оказываются с совсем нежелательным характером. Одну из главных причин сего нужно видеть в самих родителях. Многие родители бывают или вообще безпечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются несмысленною любовию к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно. Полезным нахожу объяснить вам, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.

Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, что никогда природа человеческая не развивается такбыстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Телесный рост идет уже быстро и сильно, а еще быстрее — душевное развитие. Ребенок начинает говорить, у него образуются определенные понятия, он учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, он получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так, как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, — то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте.

Но кто же не знает, как многие родители безответно погрешают в этом! Они как будто совсем не знают, что ребенка можно и должно воспитывать с самого раннего возраста. Некоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» в сущности — упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, дорогие родители, теперь уже слишком поздно; деревцо стало слишком велико.

Другие родители не меньше ошибаются, исходя из ложных, усвоенных в некоторых слоях общества, понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей, едва ли могут быть устранены, потому, что они служат с одной стороны оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой — к прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, — говорят такие родители, — и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Такими и подобными суждениями извиняются детские проступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский илиюношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой проступок только потому, что его совершает ребенок? Когда в доме начинается пожар, заметивший его не говорит: «ах, это только огонек показался», а изо всех сил взывает о помощи. Неужели же спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает пылать огонь страстей, угрожающий им временной и вечной погибелью?...

«С годами и ум прийдет» — говорят также неумные родители: дитя станет рассуждать и само поймет, что хорошо, а что дурно». Увы, какое пагубное заблуждение! Рассудок — обоюдоострый меч: его можно направить или на доброе или на злое. И притом, познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще желать делать добро и иметь навык к его совершению. К такому-то навыку с самого раннего детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное разумом добро совершать силою воли. Без надлежащего, с детства начинающегося воспитания, разум — очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и заключениях сидит много людей с большим умом; почему же они там?...

Не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного доброго воспитания, мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу.

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также свое нерадение в их воспитании, беззаботные родители с недовольством могут сказать: «нельзя же требовать и ожидать каких-то добродетелей в детском возрасте!» Но почему же? Разве не говорится в Евангелии, что в детском и отроческом возрасте Господь Иисус Христос преуспевал в премудрости и возрастал в любви у Бога и у людей? Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: «пускайте детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное», и еще: «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих», т.е. соблазнит на грех, — то следует ли отсюда, что для детей невозможны добродетели? Нет. Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте безкорыстнее и чище, и Он хочет, чтобы она обитала во всех детских сердцах. Поэтому говорю и я: горе тем родителям, которые не заботятся о насаждении в душах своих детей добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного возраста. Они ответят за это пред Богом.

Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны оставлять без внимания никаких проявлений зла. И самый маленький ребенок уже имеет свои недостатки и пороки — печальное наследство греха прародителей, сначала безсознательные, потом сознательные. Так, например, если маленький ребенок знает, что криком и плачем своим он можетдостигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит жалаемого. И чем чаще это бывает, тем капризнее он делается. То же бывает и со всеми пороками человека, которые в его дальнейшей жизни обнаруживаются во всей своей силе: их зародыши были уже в самом раннем возрасте.

Так о Домициане, одном из самых жесточайших гонителей христиан, читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать мух, потом животных. Значит, жестокость была в нем с детства. Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности ребенка, и что найдете в нем нехорошего, вырывайте добрым воспитанием. Садовник своевременно обрезывает на дереве дикие побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей — с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад — сердца своих детей — от бурьяна и плевел греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как-бы заростет пороками, тогда им уже не совладать с этими плевелами.

«Ты жалуешься, говорит св. Иоанн Златоуст, на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать и терние, еще не сильно вкоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!»

Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в ребенке зло, но и приучать его измлада к добру. К каким добродетелям следует приучать детей, о том речь моя будет в дальнейших проповедях.

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «каков в колыбельке, таков и в могилку».

Помните же родители, слова Премудрого: «если есть у тебя дети, учи их, и с юности нагибай шею их». Не забывайте и сих мудрых слов: «Чему тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость уже не оставляет».