Главная


 


 

 

 

ПОЗНАВАЯ МИР ЧЕРЕЗ ИГРУ

     17 мая в Сыктывкаре состоялась презентация книги «Читайка», недавно вышедшей в Москве десятитысячным тиражом. Автор – писатель и педагог Тамара Ломбина. Это ее учебное пособие для дошколят разработано на исконно русских православных корнях и довольно необычно. В презентации участвовали как учителя светских школ, так и преподаватели сыктывкарской православной гимназии во главе с ее директором о.Пафнутием Жуковым. После представления книги, а также в целом учебной православной программы по обучению и воспитанию детей от трех до семи, был концерт духовной музыки. Ребятишки из детского садика, обучающиеся там по методике Тамары Ломбиной, продемонстрировали и свои прекрасные артистические данные, и свое умение читать.

     Тамара Ломбина, помимо писательства, заведует лабораторией развития творческого мышления Республиканского центра дополнительного образования. Как человек верующий ведет и большую просветительскую работу. Она – заместитель председателя Коми регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, а также член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов. По методике Ломбиной дети учатся читать с трехлетнего возраста, у них формируются творческое воображение, фантазия, воля и характер, так необходимые для нашего непростого времени. «...Из книг для детей никогда ничего подобного не встречал, – пишет о «Читайке» академик М.А.Ворфоломеев, – книга уникальна. Можно, оказывается, научить ребенка стать талантливым, просто играя с ним».

     В центре дополнительного образования при Министерстве образования вот уже год дети проучились по «Читайке», родители на второй год их с удовольствием отдают на «Грамотейку». Не нужно рекламы, родители сами узнают, приходят, говорят: «Вот тут у вас, играя, обучают чтению, мы тоже хотим научиться читать».

     А теперь слово самой Тамаре Николаевне.

     – Все говорят, что мы живем во времена сложные, во времена последние. Как человек православный я не оспариваю этого, но как мать, как писатель, как человек, который осмысливает, что происходит вокруг, я думаю, что надо не плакать над последними временами, а каждому, кому Господь дал какой талант, надо взяться и сделать какое-то конкретное дело. И, может быть, не пришлось бы смотреть на ужасы по телевизору, если бы каждый приложил свои усилия для возрождения России.

     Сейчас очень много дано свобод педагогам, директорам школ, и в итоге от этой свободы творчества пострадали во многом дети. Та свобода, которая, боюсь, будет дана и дальше, может привести к тому, что и по-прежнему будут сокращаться часы русского языка и литературы. Дети и так-то выходят из школы, плохо зная русский язык и классическую литературу, а сокращение часов на эти предметы ни к чему хорошему привести не может.

     Но зато все много говорят о педагогических новациях. Все стремятся быть новаторами, и я попыталась сама взлететь над педагогигой, взлететь над психологией педагогики, поразмыслить и понять, что же это такое – педагогика будущего, чем же она должна отличаться от педагоги прошлого. Еще совсем недавно XXI век нам грезился за семи ветрами, за семи морями, но вот мы уже вступаем в новый век. Какой же должна стать педагогика будущего? Чтоб понять это, мне пришлось довольно долго повозиться с литературой, довольно много провести времени в библиотеках. Оказывается, педагогика будущего – это не то, когда учитель, как в черный ящик, пытается как можно больше затолкать в ребенка знаний, когда процесс обучения похож на бег за морковкой: решение типичных задач, контроль над знаниями ребенка по тестам. Это совершенно не русская традиция. Внедрение тестов – совершенно неприемлемая манера контролировать знания. Самые талантливые, самые нужные будущему времени люди отсеиваются на этом пути.

     Сейчас, например, в некоторых регионах пытаются внедрить вольфдорскую педагогику. Да и у нас, в городе, проводится такая работа. Она основана на постоянном общении учителя и ученика, когда ученик живет рядом со своим учителем, когда он формируется в ауре его ума, его личности. Учитель вроде бы ничему ученика не обучает, ученик просто сосуществует с ним и при этом набирается ума-разума и превращается в личность. В какой-то момент мне это тоже показалось интересным. Но поскольку я все-таки профессиональный педагог и не только наблюдаю со стороны за процессами обучения, но изучаю их и изнутри, я вдруг поняла, что я бы ни одну, ни вторую свою дочь ни за что бы не отдала в такую школу. Потому что выпускников этой школы нужно поселить на необитаемом острове, где охранялось бы информационное и эфирное пространство, чтобы они не увидели ни одного жуткого фильма, который показывают у нас в самое семейное время. Потому что, когда они выходят из закрытых школ вольфдорской педагогики, воспитанные нежнейшими, тончайшими существами, они получают такой стресс, что просто сходят с ума.

     Нужно смотреть нормальными глазами на мир. Что можно сделать в этом реальном мире, чтобы ребенок действительно вырос творческой личностью, чтобы у него было достаточно знаний, чтобы он был конкурентоспособен в нашем жестком мире как совершенная личность? Совершенная личность, как я считаю, это человек, которому не скучно с самим собой. Потому что он так наполнен, его личность столь гармонична, что его трудно сломать. Самое страшное испытание, как мне кажется, – это испытание одиночеством. Человеку, которому не скучно с самим собой, это испытание не страшно.

     Как-то на соборных чтениях я услышала заявление Бехтеревой, что на ребенке до семи лет почивает Божия благодать. Все, наверное, знают, это ученый с мировым именем, которая занимается изучением мозга, православный, верующий человек. Все считают ребенка гениальным до семи лет. Я причину этой гениальности объясняю тем, что у ребенка до семи лет левое полушарие работает как правое. Правое полушарие, интуитивное, как я уже говорила, лучше работает у людей гениальных. А у ребенка два таких полушария, то есть он гений вдвойне. Поэтому в этом возрасте ему все под силу: он может изучить бесконечное количество языков, он может понять и изучить то, чего не может понять и изучить взрослый человек. В итоге я написала две книги, в которых попыталась реализовать мое представление о педагоге будущего. Первая книга называется «Читайка» по имени волшебницы, которая помогает ребенку читать. Вторая «Грамотейка». В этих книгах я пытаюсь новым, невербальным, непривычным способом научить ребенка читать. Я учу детей читать не от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу, а наоборот, процесс обучения чтению идет от общего к частному, от рассказа к предложению, от предложения к слову и только потом к букве.

     Первая книга «Читайка», которая вышла сейчас в свет, пугающе большая – в ней 470 страниц большого формата. Но она предназначена скорее для взрослого, который помогает ребенку учиться. Это моя методология в помощь ребенку, поступающему в школу. В ней нет ни одного упражнения, ни одного задания. В книге просто каскад игр. Ребенок, играя, развивает пальцы, подвижность, музыкальный слух. Все это происходит на основе русских народных сказок и игр, пословиц, на основе той живой родниковой речи, которая не сравнима с тем синтетическим языком, на котором мы все сейчас разговариваем.

     Есть такая игра типа ладушек. Развивая ручку ребенка, мы развиваем умственные его способности, потому что рука, как сказал Кант, это выведенный наружу мозг ребенка. В книге предусмотрены игры на логику, игры, которые запускают левое логическое полушарие, – именно игры типа «хорошо-плохо», когда ребенок пытается в ветвях одного дерева найти хорошую, добрую фею и злую ведьму. Игра «Данетка», например, через которую мы учим ребенка вначале разгадывать загадки, потом учим самим придумывать загадки, сравнивать свою загадку с русской народной загадкой, формируя в ребенке таким образом способность сравнения абстрактного и конкретного миров, перехода от конкретного мира к каким-то абстракциям. И только к середине книги мы подготавливаем ребенка к тому, чтобы он, наконец, приступил к главному священнодействию – обучению чтению.

     Дети трех, трех с половиной лет через полгода обучения по моей методике уже легко читают, и читают словами. Я думаю, что найдутся оппоненты моей методике, которые скажут: а нужно ли детей учить читать в таком раннем возрасте? Если ребенка учить чтению таким образом, каким сейчас учат в школе, то, конечно, не нужно. А если он играл-играл, а потом вдруг играя научился читать, в этом я не вижу никакого вреда. Это не значит, что ему сразу же надо дать читать «Войну и мир». Если вы ему дадите соответствующие его возрасту сказки из двух-трех предложений или какие-то поучительные истории и если он будет защищен к тому времени умением ориентироваться в нашем мире, это не только не нарушит психику ребенка, а, наоборот, будет только ему на пользу. Я думаю, что такое обучение чтению не помешает общему развитию, если очень разумно, очень дозированно вводить игры. А игра – это самое органичное познание мира для ребенка.

     А то он приходит в школу, ему показывают на какие-то палки с хвостиком, говорят: одна конфета плюс еще одна конфета, а он никак не может понять, какое отношение вот этот острый кол имеет к конфете. Ребенок еще не умеет абстрактно мыслить, а в школе даже не думают, что ребенку невозможно соотнести конфету с этой вот цифрой. В начале нужно перекинуть мостик от конкретного мышления к логическому, нужно научить ребенка видеть за этой цифрой и конфету, и лошадь, и так далее.

     Ну вот, например, первая буква «я». Мне кто-то сказал, а чего это вдруг у вас начинается изучение алфавита с буквы «я» – это не по-православному, в православии не принято выпячивать себя. Я говорю: «Извините, а старая азбука у нас православная?» – «Да». – «А что означало «аз»? – «Действительно, «я». Беру букву «я», наклеиваю на зеркало, ребенок смотрит в зеркало, и у него эта буква «я» сливается с ним, он понимает, что собственное изображение он легко может заменить этой буковкой «я». А вот как ребенку можно объяснить какой-нибудь согласный звук – допустим, звук «эм». Я предлагаю детям помычать: «Ребята, давайте приготовимся, сейчас мы все будем с вами мычать, как мычит теленок Миша. Ну, готовимся, сейчас, как только я скажу, мы все вместе замычим». Дети с удовольствием начинают мычать. «Ребята, вы слышите звук «эм» – ваше мычание и есть тот звук, который прячется за звукобуквой «эм».

     Ребенок уже самим Богом создан талантливым и гениальным, нам необходимо просто очень бережно раскрыть его талантливость и гениальность.

     В наше время, наверное, нужно не прятать голову, как страус под крыло, и не пытаться спрятать и ребенка от мира, а нужно, чтобы ребенок жил в этом мире и рос добрым, сочувствующим, чтобы он не пасовал перед трудностями, умел преодолевать препятствия и находить выход из безвыходных ситуаций. Всему этому учит моя методика воспитания гармоничной и сильной личности.

Записал Е.СУВОРОВ