Все ближе и
ближе праздник Рождества
Христова. Вы уже, наверное,
выбрали пьесу для рождественской
школьной или семейной постановки;
дети уже учат песни, колядки и
стихи к елке. Организаторам же
праздника надо продумать еще и ту
его часть, в которой смогут
активно поучаствовать все, и
подготовить к утреннику игры.
Сегодня мы
предлагаем вам подборку игр (их
без труда можно провести в
помещении). Игры помогут сделать
детский праздник веселым,
непринужденным и наполнить
ребячий досуг содержательной
деятельностью.
Метелица
Начнем с
сюжетной малоподвижной игры “Метелица”.
Это своеобразная игра-сценка для
детей дошкольного возраста. До
праздника ее еще можно разучить с
ребятами.
По считалке
выбираются Метелица, Морозец и
Тучка. А остальные ребята –
кто Снежинки, кто Кустики.
Все, кроме Метелицы, становятся в
круг, а Метелица входит в него и
задумчиво останавливается.
К ней подходит
Морозец и спрашивает:
– Метелица,
красавица,
Ты что
невесела?
Метелица
отвечает:
– Погода мне
не нравится –
Морозна и
светла.
Морозец:
– А ты взмахни-ка
ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.
Метелица,
повеселев, отвечает:
– Ну что ж,
всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –
В это время из
круга выходит Тучка.
– А вон и Тучка
стелется!..
И Тучка нежно,
как будто издали ей говорит:
– Иду к тебе,
Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!
Тут выбегают
Снежинки, а Кустики выравниваются
в цепочку и стоят пока на месте.
Морозец, Тучка,
Снежинки берутся за руки и быстро
кружатся вокруг Метелицы, которая
в это время пляшет под русскую
народную мелодию.
Все поют:
– Как пошла,
пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!
Потом Снежинки
растягиваются в шеренгу, берутся
за руки и идут к Кустикам,
приговаривая:
– Посмотрите,
кустики!
Кустики!
Возвращаются (пятятся)
назад, говоря:
– В самом деле
кустики,
Кустики!
Опять идут
стеной:
– Тут их
раньше не было,
Не было!
Снова пятятся:
– Право слово,
не было,
Не было!
Снежинки
останавливаются. Теперь Кустики
идут на них, приговаривая:
– Мы густые
кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!
Теперь снова
начинают двигаться Снежинки:
– Вы зачем
посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?
Тут Морозец,
Метелица, Тучка и Кустики берутся
за руки и кольцом окружают
Снежинок, говоря:
– Чтоб
Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!
Кто первым
выскользнет из круга, тот –
Метелица в новой игре!
Чего
на елке не бывает?
Чтобы провести
эту игру, ведущий заранее должен
выучить приведенные ниже
нехитрые стишки и обратиться с
ними к играющим. Задача такая:
когда услышишь название елочной
игрушки, надо поднять вверх руку и
сказать: “Да!” Когда же называют
что-то, чего на елке не бывает,
надо сдержаться и промолчать. А
это не всегда легко: кто-нибудь
обязательно ошибается, вызывая
общий смех. Ведущий читает, не
давая играющим особенно
задумываться:
Вот и
праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..
Успей
передать
Играющие
встают в круг. Под музыку они
передают из рук в руки небольшую
игрушку (например, пластмассовую
Снегурочку). Как только музыка
обрывается, передавать игрушку
прекращают. Тот, у кого в руках
окажется Снегурочка, выбывает из
игры. После этого игра
продолжается. Музыку обрывать
надо часто и внезапно, но через
разные промежутки времени.
Побеждает тот, кто останется
последним.
Можно внести в
игру такое изменение.
Всякий раз,
когда музыка прекращается, тот, у
кого в руках окажется игрушка, а
также тот, кто ему ее передал,
делают шаг вперед, ставят игрушку
перед собою на пол, становятся
возле нее спиной друг к другу и по
знаку руководителя бегут каждый в
свою сторону. Обегают круг и
стараются успеть схватить
игрушку. Тот, кто успел, встает на
свое место, неуспевший выбывает
из игры. Этим вариантом
пользуются, когда в игре
участвует немного детей.
Что
изменилось?
Это игра,
развивающая зрительную память.
Водящим по очереди предлагается
такое задание: в течение минуты
рассмотреть игрушки, висящие на
одной или двух ветках елки, и
запомнить их. После этого тем, кто
будет угадывать: “Что изменилось?”,
надо выйти из комнаты. В это время
несколько игрушек (три-четыре)
перевесят: какие-то можно убрать,
какие-то добавить. Войдя в комнату,
надо рассмотреть свои ветви и
сказать, что изменилось. В
зависимости от возраста детей
задания можно или усложнять, или
упрощать.
Чем
число известно?
На бумажных
карточках заранее написаны цифры.
Карточки лежат у водящего в
небольшом мешочке или разложены
на столе (цифрой вниз), как
экзаменационные билеты. Игроки по
очереди вытягивают карточки и
поскорее стараются сообразить,
чем какое число известно: в каком
устойчивом словосочетании,
библейском изречении, пословице,
загадке оно упоминается.
Например,
вытянув карточку с цифрой “3”,
можно вспомнить о трех волхвах,
принесших новорожденному
Спасителю свои дары, вспомнить о
троекратном пении петуха и
отречении апостола Петра, а потом
о троекратном вопрошании его
Спасителем: “Симоне Ионин, любиши
ли Мя?” – и троекратном
утвердительном ответе апостола.
Достав
листочек с цифрой “4”, можно
вспомнить о четырех евангелистах,
о четырех многодневных постах в
течение года.
А посмотрев на
карточку с цифрой “7”, сказать о
Семи Днях творения, о семи
таинствах Церкви, семи днях
недели, семи цветах радуги.
Стоит, впрочем,
заранее подумать, какие числа
лучше исключить из заданий,
поскольку быстро придумать к ним
ответ может оказаться слишком уж
трудным делом.
Отгадай
пословицу
В отсутствие
водящего задумывают какую-нибудь
пословицу. Слова этой пословицы
раздаются по одному всем играющим.
(Если всем не хватит, одно слово
могут представлять двое ребят.)
Играющие рассаживаются по
порядку слов.
Водящий
возвращается и начинает задавать
вопросы. В ответах, которые будут
давать играющие, должно
содержаться слово из загаданной
пословицы – в той же форме, в
какой оно стоит там (в том же
падеже, числе и т.д.); предлоги,
союзы и частицы отдельно не
называются, только со значащими
словами.
Бывает, что
водящий отгадывает пословицу
быстро, после первого же или
второго ответа. Но бывает иначе:
все ответы получены, а пословица
так и осталась неотгаданной.
Тогда водящего вновь отправляют
из комнаты и задумывают новую
пословицу: ему придется
отгадывать еще раз. Ну а если
пословица отгадана, следующим
водить будет тот, после чьего
ответа это случилось (видно, он
плохо замаскировал свое слово).
Примечание.
Ответ может состоять из
нескольких фраз (но не более,
допустим, трех), поскольку часто
бывает, что в одной фразе слово
просто невозможно спрятать.
Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И.
Далем)
Дети садятся
играть. Один из них ставит на стол
корзинку и говорит соседу:
– Вот тебе
кузовок, клади в него что есть на ок,
обмолвишься – отдашь залог.
Дети по
очереди говорят слова в рифму на ок:
“Я положу в кузовок клубок; а я –
платок; я – замок, сучок, коробок,
сапожок, башмачок, чулок, утюжок,
пирожок, колобок...” Тот, кто не
может назвать слова или ошибается,
кладет к корзинку залог –
небольшой предмет (платочек,
конфетку, колечко или что-то еще).
По окончании
разыгрываются залоги: вынимая их
из накрытой платком корзинки,
дети назначают каждому залогу
выкуп – загадать загадку,
прочитать стихотворение, спеть
песенку.
Почта
Дети выбирают
по жребию почтальона, ставят его в
середине комнаты, а сами садятся
вокруг, называясь именами разных
городов. Почтальон подходит к
кому-нибудь из играющих и
спрашивает:
– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали
оттуда рыбы, рябины, раков, рису.
Словом,
следует произнести названия
нескольких товаров, начинающиеся
с той же буквы, что и название
города, в который посылается
письмо. Почтальон должен, не
перепутав, повторить письмо,
подойдя к Риму, то есть к
играющему, назвавшемуся именем
этого города.
– Хорошо, –
отвечает Рим, – теперь отправьте,
пожалуйста, письмо в Берлин, я
посылаю туда заказ на булки,
баклажаны, банты и бусы.
Все это
говорится быстро, иначе платится
фант; почтальона штрафуют, когда
он перепутает послание. Остановки
и обдумывание не допускаются.
Веселые
художники
В игре
участвуют две команды по 9 человек
в каждой. К доске или большому
планшету, расположенному перед
детьми, прикалывают картинку с
изображением нарядной
рождественской елки. Картинка
разделена на 9 клеток, клетки
пронумерованы. На доске под
картинкой перед началом игры надо
начертить два квадрата (или
закрепить на планшетах два
ватманских листа) и каждый
разделить линиями на 9 клеток (как
на картинке сверху), и в том же
порядке клетки пронумеровать.
По сигналу
первые номера бегут к доске и в
клетках своих квадратов под
номером 1 срисовывают ту часть
картинки, которая помещена в
клетке с таким же номером на
образце. Затем бегут вторые
номера и в клетках с номером 2
срисовывают то, что на образце
помещено в этой же клетке; и так
один за другим, пока все клетки не
будут заполнены, а рисунок
завершен.
Зрители
коллективно определяют
победителя с учетом того, какая
команда раньше закончила и чей
рисунок получится более
аккуратным, похожим.
Для ребят
постарше можно внести такое
изменение: рисуют не подряд в
одной клетке за другой, а в разных
местах квадрата, в тех клетках,
которые называет ведущий (сначала,
допустим, в пятой, потом в первой,
девятой и т.д.).
Игры
подобрала Ольга ПОТАПОВСКАЯ
|