103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23, подъезд 11
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы, представители родительской и научно-педагогической
общественности России, выражаем крайнюю обеспокоенность
результатами реформ, осуществляемыми Министерством
образования и науки РФ.
При внимательном анализе содержания
проектов новых
Государственных образовательных стандартов общего и
начального образования (проекта РАО и проекта института
«Эврика») становится очевидным, что по
существу в этих документах закрепляются псевдонаучные
теории и ложные мировоззренческие установки, которые по
оценкам научной общественности фактически явились
причиной тотального разрушения всей системы российского
образования.
В
Концепции новых Государственных образовательных
стандартов общего образования
образовательный стандарт рассматривается как
«общественный договор».
Договор,
по определению, предполагает
обоюдное согласие сторон (учащихся в
лице родителей и государства в лице Министерства
образования) по
поводу всех аспектов образовательного процесса. Однако
реальность последних лет свидетельствует, что чиновники
Министерства образования не учитывали и игнорировали
мнения и требования родителей при осуществлении реформ и
инноваций в школе.
В обоих проектах стандарта за основу выбран широко внедряемый
сегодня так называемый
рыночный подход
к образованию. По своей сути данный подход, когда
образование, являясь товаром, услугой, покупается и
продается на рынке образовательных услуг, производит
тонкую мировоззренческую подмену: не экономика - для
человека (через развитие всех сфер духовной
культуры общества и, прежде всего,
образования),
а человек (и, следовательно, образование) - для экономики. Из социального многомерного пространства
образование переходит в узко рыночную, одномерную
плоскость, в которой все человеческие проявления
рассматриваются вне каких-либо нравственных ориентиров и
духовных ценностей. Сегодняшний мировой кризис ярко
продемонстрировал, а выдающиеся российские ученые давно
обосновали ложность современной модели экономического
развития, ориентированной исключительно на «прибыль
любой ценой», а не на реальные интересы личности и
социума. И в среде западных исследователей существует
целая традиция самой жесткой критики именно
коммерциализации или «рыночного подхода в образовании»,
являющегося следствием растущего патологичного состояния
общества. Рыночный подход прямо противоречит
«личностному подходу», развитию индивидуальности
ребенка, обеспечению «свободного выбора» и пр. О какой
индивидуальности можно говорить, когда все диктуется
спросом на рынке? И о каком выборе, когда нам
навязываются «псевдоценности» и унифицирующие «мировые»
стандарты, зачастую самые низкие? Лицемерием после этого
выглядят декларации о «вариативной» педагогике. По сути,
образованию
вменяется цель готовить отнюдь не «свободную и
ответственную личность», а узко мыслящего и духовно
неразвитого специалиста-прагматика, человека-функцию,
легко поддающегося любым манипуляциям.
В проектах стандарта отсутствует само понятие «воспитание»,
которое всегда было системообразующей категорией
российской педагогической науки и практики и
предполагало готовить всесторонне развитого,
фундаментально подготовленного и укорененного в
национальной культурной традиции человека-творца и
человека-гражданина. Воспитательная функция школы в
данных проектах стандарта сведена лишь к «воспитанию
социальных и личностных компетенций у учащихся;
диагностике уровня развития социальной компетентности
учащихся». К глубокому сожалению, в проектах стандартов
отсутствуют концептуальные положения, на каких предметах
и каким образом следует осуществлять патриотическое и
гражданское воспитание, формирование системы семейных
ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей
социального поведения, знания своей национальной
культуры. Декларирование обобщенных общечеловеческих
понятий не является воспитанием. Более того, из-за
сложившегося положения, в котором находятся остатки
системы воспитания, да и само подрастающее поколение,
практическая реализация данных проектов стандартов может
нанести непоправимый вред, привести к усилению
многочисленных кризисных явлений в обучении и
воспитании, спровоцировать рост нестабильности в
многоконфессиональном и полиэтничном обществе.
Духовно-нравственная культура, как область образования, не
нашла своего самостоятельного предметного отражения и
развития в обоих проектах Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования и
Базисном учебном плане начальной и основной
общеобразовательной школы. Тем самым
исключено
государственное
финансирование предмета «духовно-нравственная культура»
как части базисного учебного плана, определяющей
перечень обязательных учебных предметов преподавания.
Ключевые принципы воспитания и образования подрастающего
поколения, которые соответствуют лучшим традициям
религиозных конфессий России, никак не отражены в
проектах государственных образовательных стандартов. В
представленных проектах стандартов нарушены
конституционные права учащихся, когда исключено
государственное финансирование преподавания «Основ
духовно-нравственной культуры» для православных учащихся
в виде предмета «Основы православной культуры»,
«Исламская культура» - для мусульман, «Культура
иудаизма» и «Культура буддизма» - для учащихся
соответствующих вероисповеданий, либо «Основы этики и
нравственности» - для учащихся вне религии.
Представленные для обсуждения проекты государственного
стандарта общего образования не отвечают целям и задачам
его разработки, не соответствуют высокому статусу
государственного документа, устанавливающего
основополагающие принципы образования и воспитания,
будущих граждан России.
Ситуация, сложившаяся вокруг разработки и обсуждения проектов
стандартов, наглядно демонстрирует статус стандарта
образования как документа высокого государственного
уровня и необходимость возвращения его обсуждения и
принятия высшим государственным органом Государственной
Думой. Недопустимо, чтобы основополагающий документ
воспитания и образования будущего поколения России
принимался в тишине чиновничьих кабинетов, кулуарно и
чиновниками с сомнительными мировоззренческими
позициями.
В
российских традициях целью образования было воспитать
Человека - многогранную, творческую личность, развившую
свою индивидуальность, свой природный потенциал; а с
другой стороны - чувствующую себя частью общества,
глубоко нравственную, укорененную в тысячелетней
истории, культуре и государственности и ответственную
за судьбу своей Родины-России. Эти традиции практически
полностью утрачены в результате образовательных реформ.
На основе сказанного выше просим Вас:
1. возвратить процедуру утверждения Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования
Государственной Думой РФ, как выражающей мнение
большинства населения России, а не жалкой группкой
неизвестных чиновников,
2. дать соответствующие поручения Министерству образования и
науки РФ о включении предмета «Духовно-нравственная
культура» в обязательную часть Базисного учебного плана
в объёме двух часов в неделю и отразить в Базисном
учебном плане в его части «Внеучебная деятельность»
духовно-нравственную деятельность в качестве
самостоятельного направления.
Мы надеемся, на положительное решение поставленных
вопросов.
№ |
ФИО |
АДРЕС |
ПОДПИСЬ |
1.
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
Ответ просим направить по адресу: 630132,
г.Новосибирск, ул.Советская, 91
НРО ООД «Всероссийское родительское
собрание»