Комментарии к проекту Федерального государственного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
(подготовленному рабочей группой Института проблем
образовательной политики «Эврика»)
I. Общие положения и принципы Стандарта
1. Ложная основная цель Стандарта. Как утверждается,
его основная цель - «способствовать становлению социально
ответственной личности, способной к адекватному выбору цели
и действию в условиях стремительно изменяющегося мира,
человека, сознающего образование как универсальную ценность
и готового к его продолжению в течение всей жизни».
Не будем спрашивать у авторов, что они в данном случае
понимают под «универсальной ценностью» и как вообще трактуют
термин «универсальный» - это завело бы нас слишком далеко в
изучение «компетентностей» самих разработчиков. Но одно
обращает на себя внимание:
снова постулируется
«адаптационный» подход: главная цель
личности - как можно быстрее приспосабливаться к
«стремительно изменяющемуся миру».
Как нам уже приходилось писать, в таком подходе утверждается
некий социальный
фатализм - все процессы, идущие в обществе,
якобы, неотвратимы и неизбежны, а значит, их бессмысленно
как-то оценивать (не оцениваем же мы законы природы!) и тем
более бессмысленно им противостоять. Разрушается ли культура
и мораль, стирается ли национальное своеобразие, растет ли
пропасть между богатыми и бедными - все это, якобы, «законы
стремительно изменяющегося мира» и личности остается только
смириться и приспособиться, «адекватно выбирая» каждый раз
«новые цели».
Не имея возможности на этом подробно останавливаться, скажем
лишь, что, во-первых, этот фатализм ни на чем не основан (в
«компетентности» авторов, судя по всему, не попала банальная
истина о том, что социально-исторические законы никем не
доказаны, и что свободная воля человека играет
первоочередную роль в тех или иных социальных процессах). И,
во-вторых, - то, что эту формируемую ими личность с «гибким
хребтом» уж никак не назовешь социально ответственной.
Ответственная личность прежде всего будет именно оценивать
все идущие процессы с точки зрения действительно
универсальных духовно-нравственных ценностей, и, оценив, -
будет активно противодействовать процессам разрушительным,
а не адаптироваться к ним. Но, разумеется, такая личность
«неудобна» и не нужна для действительных (а не
декларируемых) целей современных образовательных реформ.
2. Базирование на неверных представлениях о личности
ребенка и отвержение проверенных веками методов образования.
Утверждается, что существующий сегодня Стандарт требует
пересмотра, так как «основан на следующих принципиальных
позициях: жесткая установка на формирование традиционной для
школы индустриальной эпохи триады «знания - умения -
навыки»,.. сохранение классно-урочной системы» и что он
«...строится на предположении, будто высокого качества
образования можно добиться посредством детальной
регламентации содержания деятельности ученика и педагога.
Однако правильность такого подхода не подтверждается
результатами, в частности, результатами ЕГЭ».
Вместо этого в новом Стандарте акцент делается на
«открытости», «самостоятельности», «инициативности» и пр.
Это отражено и в п. 4.4.
«Реализация ООП начальной ступени общего образования
осуществляется в следующих видах деятельности младшего
школьника: учебное сотрудничество
(коллективно-распределенная учебная деятельность, в том
числе коллективная дискуссия, групповая работа) ;
индивидуальная учебная деятельность; игровая деятельность;
творческая и проектная деятельность; исследовательская
деятельность и т.д. «Эти виды учебной деятельности
получают приоритетное развитие по сравнению с традиционной:
восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе,
выполнение проверочных работ и т. п.»
Но, во-первых, вся реальная самостоятельность заключена в
20-30% вариативной части. Обязательная часть точно так же
детально регламентирована, вместе с ее требуемыми
результатами - в том же «Перечне предметных умений». Так
что данные заявления - всего лишь реклама.
Во-вторых, ЕГЭ никаким образом не связан с «традиционной
триадой» и принадлежит как раз к «реформистским инновациям»,
и именно он и показывает их неуспешность.
В-третьих, классно-урочная система не может быть ни
отменена, ни заменена «творческой», «игровой» или
«спортивной» деятельностью или еще каким-либо образом
ущемлена без крайне негативных последствий. Никакие
декларации о «меняющемся мире» не отменят
природы человека,
сформированных миллионами лет когнитивных, психологических
механизмов усвоения знаний. И истинное развитие
(интеллектуальное, моральное, эстетическое - любое!)
строится на сочетании творчества и необходимой «рутины» -
то есть скрупулезного изучения материала, в том числе именно
через рассказ учителя; повторения и закрепления материала,
упражнений и пр.
Более того - именно «рутине» принадлежит ведущая роль:
творчество,
самостоятельность возможны лишь на основе большого и хорошо
усвоенного «багажа» знаний, что блестяще
обосновывал еще С.И. Гессен, выдающийся российский педагог.
В-четвертых, во всем Стандарте прослеживается представление
о личности ребенка, ее особенностях и возможностях,
навеянное печально известным «развивающим обучением». Это
проявляется, например, в утверждении, что учащийся начальной
школы будет вести исследовательскую деятельность, в том, что
он способен «воспринимать, осознавать и контролировать свое
физиологическое и психологическое состояние» «строить
математические модели реальной ситуации, процесса» (МГ-4),
или понимать и использовать «язык изобразительного искусства
и дизайна... различение и использование стилей и жанров» и
т.д. Многие ли из
взрослых на все это способны?
И если, ставя ребенку подобные неподъемные задачи, еще и
лишить его фундаментальных знаний, отведя огромную часть
учебного процесса на игры, спорт и обучение «коммуникациям»
- то мы получим «на выходе» невротика, придавленного грузом
требований и чувствующего себя обязанным постоянно
самоутверждаться; мало знающего, но поверхностно
«нахватанного» и не способного глубоко вникнуть ни в один
вопрос. С печальными живыми примерами подобных
образовательных инноваций авторы этих комментариев уже
сталкивались сами.
II
Что же касается конкретных аспектов Стандарта, - здесь
замечаний столько, что для их перечисления потребовалась бы,
по меньшей мере, целая книга. Поэтому остановимся также на
некоторых ключевых моментах.
1. Совершенно
безграмотный «новояз», которым обычно
пользуются представители шоу-бизнеса и на который то и дело
скатываются составители проекта. Сами принятые сейчас
термины «ключевые компетентности», «грамотности» и пр.
противоречат всему строю русского языка, как и утвердившиеся
в «новоязе» обороты речи. Вот лишь несколько подобных
примеров: «...успешность и самореализацию учащихся в
образовательных видах деятельности также сохранение и
поддержку (!) индивидуальности каждого ребенка»;
«результаты образования
- присвоенные (!) ключевые компетентности»;
«способствовать воспитанию ... гуманизации отношений с
другими людьми и природой» (что означает гуманизация
отношений с природой?) и пр. Подобное небрежение языковыми
нормами не случайно и четко демонстрирует не просто
поверхностность, но и псевдонаучность данного
образовательного проекта.
2. Изобилие общих
фраз, особенно в основных целях, - не подтвержденных
никакими конкретными образовательными механизмами.
«ООП начального общего образования нацелена на:
• сохранение и укрепление физического психического
здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их
эмоционального благополучия,
• овладение основами грамотности в различных ее
проявлениях (учебном, языковом, математическом,
естественно-научном, гражданском, технологическом),
• формирование ключевых компетентностей учащегося в
решении задач и проблем информационно-коммуникационной,
эстетико-технологической, учебной (образовательной) и
компетентности взаимодействия, развитие ребенка как субъекта
отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее
успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах
деятельности также сохранение и поддержку индивидуальности
каждого ребенка.
Достижение этих целей предполагает: побуждение и поддержку
детских инициатив во всех видах деятельности, обучение
навыкам общения и сотрудничества, поддержание
оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение
опыта самостоятельного выбора, формирование учебной
самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с
расширением границы возможностей обучающихся, в том числе за
счет использования инструментов работы с информацией и
доступа в контролируемое, но открытое информационное
пространство)» и т.д.
Не будем останавливаться ни на обычной для этого документа
безграмотности (что в чем формируется - «компетентности» в
«компетентностях»? Что такое «инструменты работы с
информацией»? Почему эстетическую «компетентность» соединили
с технологической? и т.д.), ни на очевидной хаотичности и
бессистемности целей и задач.
Зафиксируем лишь одно:
многие из этих целей - с
которыми вполне можно согласиться - общеизвестны,
для них не надо было создавать Стандарт.
Талантливый учитель и так «формирует самостоятельность»,
«поддерживает оптимистическую самооценку» учащихся и т.д.
Значит, надо предполагать, что Стандарт вводит
новые механизмы
для реализации этих целей? Какие именно? Ответа нет.
Точнее, ответ очевиден: все эти благие цели введены
формально, лишь для того чтобы «успокоить критиков».
Тот же вопрос можно отнести к «основным характеристикам
личности, достигаемым на протяжении младшего школьного
возраста». Среди них указываются, например, «...выносливость
и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность,
требующую значительного умственного напряжения и длительной
сосредоточенности; эмоциональность, впечатлительность,
отзывчивость и уравновешенность)» и т.д.
Для формирования этих черт не нужны подобные (и даже гораздо
более качественные) «стандарты», так как, во-первых, методы
воспитания давным-давно разработаны и, во-вторых, их
применение полностью зависит от самого учителя - его
образовательного, духовно-нравственного и культурного
уровня, от его педагогического таланта.
3. Крайне
сомнительный подход к формулировке «умений» и оценке
результатов.
Здесь можно было бы предъявлять претензии практически к
каждому пункту - что, на наш взгляд, и надо делать
комиссии независимых экспертов. Это большая и отдельная
задача, поэтому приведем лишь несколько примеров.
1) «Математическая грамотность:
МГ-3 - умение абстрагироваться (отделять существенные
признаки рассматриваемых объектов от несущественных и
выявлять характер отношений; выявлять математический смысл в
жизненных ситуациях или при их описании в текстовых задачах;
умение искать и выявлять закономерности, аналогии; вести
математические рассуждения.
МГ-4 - умение моделировать (строить математические модели
реальной ситуации, процесса, объекта или модели по их
описанию в виде текста, рисунка, видеозаписи или иного
информационного объекта; строить модели в форме
математического объекта, алгоритма нахождения ответа
(решение по вопросам); рассматривать ситуации, охватывающие
случаи нескольких процессов, каждый из которых меняет
какую-либо величину с постоянной скоростью (задачи на
движение, работу) и другие традиционные случаи; находить
необходимый результат моделирования, сопоставлять его с
реальностью».
Краткие комментарии:
а) Абстрагирование - это общенаучный и общелогический, а не
математический метод. Авторы («эксперты»!) этого не знают?
б) Что означает «выявлять математический смысл в жизненных
ситуациях»? Или «вести математические рассуждения»?
Возможно, авторы предполагали что-то простое и понятное, но
не смогли это вразумительно сформулировать? Как по таким
рекомендациям работать учителю?
в) Строить
математические модели реальной ситуации - это уровень
выпускника института, а не школьника начальных классов.
2) «Социально-гражданская грамотность (ГТ) - способности к
эмпатии, способности, дающие возможность функционировать в
обществе, критически мыслить, действовать обдуманно».
Сразу же возникает вопрос, с каких пор эмпатии, способность
критически мыслить и пр. перешли в разряд
социально-гражданских «умений»? Но спишем это на уровень «недокомпетентностей»
разработчиков, посмотрим дальше:
«Основные группы умений ГГ-1 - формирование личной и
гражданской позиции- точки зрения, влияющей на выбор своего
пути, дела, построение собственных перспектив и определяющей
отношение человека к событиям, происходящим в его
непосредственном окружении, в стране и мире, его участие в
жизни социума и во взаимодействии с другими людьми (уметь
формировать, формулировать, сохранять и проводить свою
установку, сохранять независимость, не поддаваться
вредному воздействию и влиянию)». «ГГ-4 - принятие ценностей
мира и человека признание инакомыслия, осознание границ
своей свободы и прав другого человека, существования разных
религиозны конфессий в России, умение договариваться, умение
формировать, формулировать, сохранять свою установку,
сохранять независимость, не поддаваться вредному
воздействию и влиянию».
Опять повторим - для
кого выдвинуты эти требования? Для школьника
младших классов? И даже если бы где-то подобрались
гениальные школьники, способные все это понять и претворить
в жизнь, - как они будут совмещать эти идеальные установки с
нашей реальностью, перманентным кризисом в стране и засильем
масс-культуры, которая в лице СМИ ориентирует аудиторию
отнюдь не на гражданскую позицию, а на зарабатывание денег
и трату их в сомнительных развлечениях? Как может школьник
«не поддаваться вредному воздействию и влиянию», если ему
поддается большинство взрослых, если вся система направлена
на манипулирование? Нельзя иначе оценить эти декларации, как
неприкрытое лицемерие.
3). «Духовно-нравственная грамотность (Д-НГ). Основные
группы умений:
Д-НГ-1 - воспроизведение и интерпретация в современных
реалиях эпизодов из канонических и светских текстов, имеющих
актуальный духовно-нравственный смысл,
Д-НГ-2- самостоятельное устное описание избранных объектов
материальной культуры или мест памяти, имеющих для
представителей разных культур особую духовно-нравственную
ценность,
Д-НГ-3- активное участие в «шефстве» над каким-либо памятным
местом, объектом истории или культуры, объектом природы,
представляющим общую ценность и требующим особой заботы,
Д-НГ-4- активное участие в поисковой и лекционной работе
школьного музея,
Д-НГ-5 - способность к самостоятельным рассуждениям о
символах, олицетворяющим духовно-нравственные ценности
многонационального российского народа, народов России, их
традиционно религий,
Д-НГ-6- инициативная организация поздравлений с
традиционными (в том числе религиозными) праздниками своих
инокультурных одноклассников и участие в их совместном
проведении,
Д-НГ-7- оказание посильной помощи нуждающимся в ней людям,
животным и растениям (например, устройство скворечников,
зимняя подкормка птиц, полив пришкольного цветника в
летнее время),
Д-НГ-8 - включенность в непосредственное общение с людьми,
оказывающими на детей глубоко позитивное
духовно-нравственное влияние»
Комментарии. Конечно, то, что вообще поднята данная
тема - уже позитивно, как и многие предлагаемые здесь
мероприятия. Но разработчикам, видимо, совсем сложно было
держаться на этой «духовно-нравственной высоте», поэтому
данный раздел вызывает еще больше недоумений, чем прочие.
Прежде всего, читатель данного Стандарта здесь окончательно
становится в тупик в попытке понять, что же, в терминологии
разработчиков, означает «умение»?
Непосредственное общение с хорошими людьми - это «умение»?
Полив цветника - тоже особое «умение», настолько сложное,
что его надо выносить в Стандарт и специально «формировать»?
Или поздравление одноклассников с религиозными праздниками?
(Кстати, а с днями рождения их не надо поздравлять - или это
к нравственности отношения не имеет?) А при чем здесь
участие в работе музея? Само по себе это хорошее дело, но
ведь школьники могут делать множество полезных и хороших
дел, например, помогать маме по хозяйству и переходить улицу
на зеленый свет - может быть, все это стоило включить в
Стандарт и обозвать «умениями»?
А те пункты, где разработчики попытались «поумствовать»,
вообще настораживают, как пункт «воспроизведение и
интерпретация в современных реалиях эпизодов из канонических
и светских текстов, имеющих актуальный духовно-нравственный
смысл». Во-первых, что означает «воспроизводство в
современных реалиях» - пересказ, например, евангельского
текста на новый лад, типа оперы "Jesus Crist - Superstar"?
Наверное, все же, нет, но что тогда? Во-вторых,
интерпретация
классических
духовных текстов - вещь весьма и весьма
серьезная. Ею занимались с успехом лишь выдающиеся мыслители
всех времен - а наши разработчики, ничтоже сумняшеся,
предлагают массово обучать этому школьников младших классов?
В общем, этот раздел оставляет впечатление, что
разработчики первый раз в жизни сами соприкоснулись с
этическими проблемами - как в теории, так и на практике, -
и поспешно «нахватавшись» отрывков из разных источников,
слепили нечто настолько неудобоваримое, что даже не
попытались отредактировать, заранее сознавая свою
неспособность к этому.
Мы привели лишь некоторые примеры безграмотных и опасных
«ляпов» данного текста, претендующего на статус Стандарта
начального общего образования. Любой читатель может
продлить их список, читая текст Стандарта; мы же на этом
остановимся и сделаем общее резюме:
то, с чем можно в этом тексте согласиться - давно известно, а все
«инновации» лишь показывают предельную «некомпетентность»
разработчиков, угрожающую разрушить «до основания» и так уже
весьма пошатнувшееся здание российского образования.
Каланчина И.Н. к.ф.н. АГАУ, Барнаул
Фотиева И.В., д.ф.н. АГУ, Барнаул
|