НОВОСИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АССОЦИАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ" 

"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". 
(Мк.10,14)


Главная


Ассоциация православных родителей

Цели ассоциации 

Правление 

Устав 

Вопрос-ответ 

Отзывы 

Контакты


Обновление: 
10 мая 2009 г.

 

 

Родительское ополчение

 

Любимов Л. Проектирование новой России должно опираться на проектирование нового гражданина России

На прошлой неделе в «Учительской газете» были опубликованы два проекта федерального государственного стандарта общего образования для начальной школы. Один из них подготовлен коллективом Российской академии образования под руководством академика Александра Кузнецова и члена-корреспондента Александра Кондакова, второй - коллективом Института проблем образовательной политики «Эврика».

Сторонники «эвриканского» проекта задали некие линии оценивания того ФГОС, который им представляется единственно целесообразным для нашего общего образования. В частности, говорилось и писалось, что «знание - не главное», главное - научить ребенка жить в этом мире. Это типично русская инверсия, далекая от смыслов ФГОС. Знание - это рефлексивный процесс, оно по определению феноменологично, одна из его результирующих сторон - как раз умение жить. В «эвриканском» проекте есть даже эпатажная максима в духе Фонвизина: «Оценивается только то, что ребенок умеет делать»(!). Ну чем не фонвизинская мамаша: «Все то не важно, что ты не знаешь». Инверсивность - метод архаичного (манихейского) сознания, с которым ФГОС не построишь. Непрофессионализм «эвриканства» был для меня очевиден и раньше. Прежде всего, в нем не было (и нет) понимания прямой связи образования и конституционного вектора исторического развития России. А такое понимание необходимо для радикального пересмотра самой парадигмы российской школы.

Школа, несомненно, должна давать знания, но не способом «загрузки» памяти ребенка учителем, а способом научения ребенка «самозагрузке», а затем и «перезагрузке» (даже иногда забыванию). Не передача знания, а обучение навигации в знании и способов поиска конструирования тех его элементов, которые нужны для решения стоящей сейчас перед ребенком задачи. Не передача знания, а формирование в ребенке большого числа свойств, востребованных обществом и экономикой, на создание которых направлен исторический вектор России. Проектирование новой России должно опираться на проектирование нового гражданина России. В этом целевая установка ФГОС, отраженная в проекте РАО.

«Эвриканцы» оказались суперлибералами, считающими, что основная образовательная программа должна формироваться самим образовательным учреждением. Это не просто эпатажный, но и нелепый принцип абсолютизации свободы (школы) прямо-таки в стиле бакунинских утопий. Сотни (тысячи) примеров такой нерегулируемости показывают, что «свободный» директор (исключения не в счет, ими всю нацию не обучишь), создавая элективы для профильного обучения, озаботился тем, чтобы «наклепать» элективы для «дружков», чтобы облагодетельствовать их прибавкой к зарплате. Тысячи школ сейчас быстро перестраиваются, чтобы натаскивать детей к ЕГЭ, а не давать детям общее образование. «Эвриканцы» плохо знакомы с российской «прикладной аксиологией». Им, вероятно, кажется, что отмена выборов губернаторов - это этатистская блажь наших властей. Вообще любая руководящая роль государства в образовании вызывает у них неприятие в духе Немцова - Каспарова. Принятая в любой стране содержательная рамка ФГОС для них - неприемлемый этатизм. Даже упоминание в проекте РАО слова «патриотизм» вызывает у «эвриканцев» немедленное осуждение. Идея «эвриканского» школьного продукта - гражданин мира, космополит.

К требованию «воли» для учителя и директора «эвриканцы» добавляют еще один принцип: «Результат деятельности школы должен иметь исключительно общественную оценку». «Профессионализм» «эвриканцев» не позволяет им знать, что в экономической теории образование определяется как «доверительный товар» ( trust commodity ), который непрозрачен для покупателя, т.е. покупатель покупает его «на веру». Из каждых 100 наших школ едва ли в одной есть реальный управляющий совет, который по «нарисованной» для них функции утопичен, как народнические артели. Эти советы - институт, который наша образовательная и гражданская культура пока не приняли (а может быть и никогда не примут).

Еще один принцип - прямая связь между оплатой учителя и качеством его работы. В одном из регионов руководитель «эвриканцев» так и предложил - платить больше тем, у кого постоянная положительная динамика оценок у учеников. Прекрасный стимул для «рисования» положительной динамики.

Словом, непрофессионализм «эвриканцев» виден везде, где они оригинальны, т.е. сами по себе. Но последние 6 месяцев они время зря не теряли, и, будучи людьми адаптивными, реагировали на критику делами - «перетаскивая» в свой проект идею за идеей из проекта РАО. Так что теперь часть «эвриканского» проекта и проекта РАО как бы совпадают. Подумалось: как хорошо было бы семьдесят лет назад из двух подходов в генетике (Вавилова и Лысенко) за годик перетащить все от Николая Ивановича к Лысенко, лишь бы Николай Иванович остался жив, и дело бы его жило. Вспомнилось об этом в связи с вопросом главного редактора «Учительской газеты» о том, какой из двух проектов ФГОС будет принят. Но ведь проект РАО уже был принят в декабре 2008 года в полном соответствии с нормативными процедурами. Почему же понадобилось снова возвращаться к обсуждению проекта ФГОС?

Лев Любимов,
заместитель научного руководителя
Государственного университета - Высшей школы экономики
Источник:
http://www.kreml.org/opinions/208575645?mode=print