32 | Церковные праздники |
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ В воскресный день Первой Седмицы Великого поста Церковь празднует Торжество Православия. Этот праздник установлен по случаю восстановления православного почитания икон после продолжительного гонения на них в VIII и IХ веках. В это время на Ближнем Востоке возникла та новая религия, которая позже получила название мусульманской. Возможностей для роста у нее было немного. Ведь вокруг были земли, населенные христианами. Но неожиданно для самих магометан множество христиан вдруг легко стало оставлять свою веру. Это были еретики-монофизиты. Христос – истинный Бог и истинный человек, учит нас Святая Матерь Церковь. С тем, что Христос – Бог, монофизиты охотно соглашались. Но человек!? Нет, эта мысль была им не по душе. Им казалось, что считая Христа еще и человеком, мы умаляем Его величие. Они думали, что человеческое в Нем было полностью поглощено Божественным. И что из этого вышло? Нашествие магометан вывело на чистую воду тот факт, что монофизиты давно уже отреклись от Христа. “Перестав” быть человеком, Христос вслед за этим перестал для них быть и Богом. Удивляться здесь нечему. Ведь если Бог не жертвовал Собой, сойдя на землю, не был всерьез искушаем в пустыне, не страдал на кресте, то в чем же тогда был смысл христианства? Ведь все принципы, которые монофизиты считали основными, содержались в иудаизме и магометанстве. Православные с горечью смотрели на этих вконец запутавшихся людей. Но вскоре выяснилось, что и верным чадам Церкви угрожает большая опасность. Миллионы еретиков по-прежнему оставались гражданами Византийской Империи. И опасение, что все эти массы народа перейдут на сторону мусульман, привело вождей Византийской империи, этого столпа православия, к мыслям о поиске компромисса с монофизитами. Первой жертвой компромисса решено было избрать иконы. “Бог не может являться людям через тварные вещи”,– вослед за монофизитами заявили иконоборцы. Они словно забыли о том, что Он явился людям посредством именно плотского тела, что тело Его было тем первым Образом, которое открыло дорогу иконописи. Уничтожить иконы значило отречься, не на словах, а на деле, от Христа. И отнюдь не ради эстетической значимости икон православные готовы были идти на смерть, лишь бы не отдать образов на поругание. Началось иконоборчество с того, что император Лев Исавр в 726-м году объявил иконы идолами. Указ встретил сопротивление, и император решил схитрить, запретил прикасаться к образам, целовать их, дабы не осквернять. Такое вот противоречие: вчера еще идолы, а сегодня что-то уже настолько священное, что и прикоснуться нельзя. Противоречие, естественно, сохранялось недолго. В 730-м году, после заточения патриарха Германа и верных православию епископов, Лев Исавр предпринял открытые гонения. Начались они с очень символичного акта. Император велел снять изображение Христа с того креста, что со времен Константина Великого стоял над воротами императорского дворца, и предать его огню. После этого иконы начали истребляться по всей стране. Православных, вставших на защиту веры, пытали, морили голодом, влачили по улицам, и отправляли в изгнание. Особое озлобление вызвали у Льва и сменявших его властителей монахи. В 754-м году власти приняли решение разрушить или обратить в казармы все константинопольские монастыри. Первой победы православным удалось добиться в 787-м году, когда Седьмой Вселенский Собор вновь восстановил иконопочитание. Но после краткого периода мира к власти вновь пришли иконоборцы и гонения возобновились с новой силой. Закончились они только в 842 году, при следующих обстоятельствах. Смертельно заболел император– иконоборец Феофил. Голод, землетрясения, нашествия врагов не смогли его вразумить. Но приближение собственной смерти, страх перед Господом, наконец, прояснили его разум. Прикованный к постели император с радостью наблюдал, как рушится его скверное дело. Собственная жена возложила на него образ Богоматери, а один из ближайших помощников, стоящих у постели, снял с груди иконку с частицей святых мощей и поднес ее к губам царя. Вчера еще эта иконка могла стоить помощнику жизни. Но верный слуга, он не за страх, а за совесть служил своему господину. Благодаря любви близких Государь скончался примиренный со Христом. По велению царицы были возвращены все изгнанники и освобождены узники, пострадавшие за иконопочитание. В том же 842-м году был созван Второй Никейский Собор, признанный святым и Вселенским. Этот Собор подтвердил определения Семи Вселенских Соборов, восстановил иконопочитание и постановил в честь этого ежегодно совершать празднование Торжества Православия.