31 | Церковные праздники |
УСТАВ О ПОСТЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2 марта – начало Великого поста Устав о посте, который зависит от богослужебного цикла праздников и постов, находится в церковном Типиконе, главным образом в главах 32 и 33, и повторяется в соответствующих местах богослужебных книг: в Минее и Триоди. Когда указан день постный, то соблюдается строгий пост: мясо, яйца, продукты животного происхождения, рыба, вино и растительное масло не употребляются. В том случае, если под указанием на день постный отмечено разрешение на вино и елей, то пост ослабляется ради праздника или всенощного бдения, чтобы разрешить вкушение этой пищи. Если отмечено разрешение на рыбу, вино и елей – можно употреблять в пищу все указанные продукты. В целом, постными днями для православных христиан являются все среды и пятницы в течении всего года (за исключением “сплошных”, т.е. непостных периодов), четыре уставных поста: Великий, Рождественский (Филиппов), Апостольский (Петров) и Успенский, и несколько особых дней: Воздвижение Креста (27 сентября нов. ст.) и Усекновение честной главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября нов. ст.), в которые, несмотря на то, что дни праздничные, соблюдается пост (с разрешением на вино и елей) в связи с характером празднуемых событий. Наряду с этим существуют некоторые местные особенности в разрешении на вино и елей, и иногда на рыбу. Так, в частности, во время празднования престольных или храмовых праздников в приходах и монастырях, как правило, разрешается рыба, а когда память святому празднуется с великим славословием или полиелеем, разрешается вино и елей. В Русской Церкви на праздники наиболее известных русских святых, таких как преп. Сергий Радонежский или преп. Серафим Саровский и чудотворных икон Божией Матери, таких как Казанская и Владимирская, вино и елей, конечно, разрешаются (кроме периода Великого Поста), хотя на это нет указания в нашем календаре, потому что Типикон предоставляет в таких случаях руководствоваться местной практикой, отмечая только общеупотребительные посты и разрешения. Принцип Типикона в ослаблении поста прост: чем больше трудов в прославлении святого или праздника, дольше служба, больше поклонов и молитв, тем большее утешение позволяется в пище. Для людей, привыкших к православному посту, разрешение на елей в еде или жареное блюдо, вместе с небольшим количеством вина, действительно является одновременно и утешением, и источником физических сил.. Хотя большинство православных христиан, очевидно, знакомы с уставом о посте во время Великого и Успенского постов (вино и елей разрешаются только по субботам и воскресеньям, за исключением нескольких праздников и всенощных бдений), многие недостаточно хорошо знают точный постовой устав, регулирующий менее суровые Рождественский и Апостольский посты. В связи с этим, мы приведем правило из 33 главы Типикона: “Подобает ведати: яко в пост святых Апостол и Христова Рождества, во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, среду и пяток ни елеа вкушаем, ни вина... В субботы же и недели ядим рыбы. Аще случится святый во вторник или в четверток, имеяй славословие, ядим рыбу. Аще в понедельник, подобне, аще среда и пяток, разрешаем на елей и вино точию... Аще ли святый, имеяй бдение, в среду или пяток, разрешаем на елей, и вино, и рыбу. Аще ли случится память святого, егоже есть храм, в среду или пяток, творим подобне. От 20-го же числа (декабря ст. ст.), даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы”. В эти два поста воздержание для мирян предписывается такое же, как и во многих православных монастырях, когда понедельник в течение всего года хранится как постный день в честь бесплотных сил – Ангелов. Правило поста, без сомнения, не должно быть вроде смирительной рубашки для верующих или источником фарисейской гордости для тех, кто придерживается буквы церковного закона. Скорей это мерило, образец, по которому каждый должен сверять свою практику и к которому всегда необходимо стремиться в соответствии со своими силами и обстоятельствами. Всякий раз, когда из-за болезни или другой причины это правило оказывается чрезмерным, то надо приложить к себе духовное врачевание самоукорения и постараться с большей полнотой войти в дух и дисциплину поста, который приносит великую пользу тем, кто искренне стремится ему следовать.