19 | Церковные праздники |
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ До этого дня, из всех людей на Земле, одна только Пресвятая Богородица знала Имя своего Сына. Архангел Гавриил явился Пренепорочной Матери в день Благовещенья и возвестил ей: “не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему Имя: Иисус”. Иисус значит Спаситель. В день Обрезания Господня, эта величайшая из тайн открылась миру. “Иисусе Сладчайший спаси мя, Ииссусе Сладчайший Христе, Иисусе Сладчайший долготерпеливе, души моея язвы исцели и услади сердце мое многомилостливе, молюся Иисусе Спасе мой, да величаю Тя, спасаемый” – обращаемся мы ныне к Спасителю. В каждом человеческом имени есть то теплое и дорогое, что отличает его от номера или обращения, вроде “гражданин”. И вот это теплое и родное открывается нам теперь в Господе. Эту истину родства мы и постигаем через Имя Его. Назвать человека по имени – значит выделить его из многих других людей, пусть на мгновение, но уделить ему место в своей душе. А ведь это очень важный шаг к любви. Этот навстречу Господу мы и совершаем в день Его Обрезания. Что значил этот обряд для иудеев. Он был установлен по ветхозаветному закону для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. По толкованию святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Тем самым была подтверждена Господом святость Ветхого Завета. Кроме того, Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. Тем самым было подтверждено Спасителем заключение с людьми Нового Завета. Для нас христиан, обрезание отнюдь не отменено. Просто теперь Господь требует от сынов своих обрезания не плотского, а нерукотворного обрезания сердца. Обрезание Ветхого Завета стало прообразом таинства Крещения. Тропарь, глас 1-й: На престоле огнезрачнем/ в вышних седяй со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,/ слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 3-й: Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует,/ дает спасение днесь миру./ Радуется же в Вышних и Создателев иерарх,/ и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. В этот же день Святая Церковь поминает замечательного подвижника Божия святого Василия Великого.