Ключевые положения концепции
духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи

(Подготовлено на основании трудов Амфилохия (Радовича) Митрополита Черногорсокго и Приморского)

Мошкова И.Н., канд. психологических наук,
директор воскресной школы
при храме иконы Божией Матери
"Живоносный источник" в Царицыно


По учению Православной Церкви, человек есть высшее творение Божие, созданное по "образу и подобию" Самого Творца. В Священном Писании говорится, что, создав человека из "праха" земного. Господь затем вдохнул в него дыхание Своей Вечной Жизни, и стал человек тогда "душою живою" (Быт., . Вместе с этим, человек обрел подлинно человеческое бытие, отличное от животных, хотя и сохранил в своей природе некоторые черты и признаки, роднящие его с животным миром.

В силу специфики своего происхождения, человек содержит в своей сущности противоречие: с одной стороны, он является существом "богоподобным", а, с другой, -существом "тварным".

Как богоподобное существо, человек "разумен, словесен и духовен". В этой троичности состоит красота "образа Божия", сокрытого в человеческой душе. Но это "богообразие" человек призван не просто хранить, но и совершенствовать "верой, подвигом и свободой". Подвиг добровольного совершенствования своей изначальной природы, совершаемый человеком по вере, и есть осуществление заданного Богом "подобия", приводящего человека к становлению личности. Отсюда становится ясным, что человек не создан статичным существом, ограниченным некой предопределенностью, обусловленной его тварной природой: он создан для высшего и большего, он призван перерасти самого себя и стать богоподобной личностью. При сотворении он получает не просто бытие, но и неисчерпаемые возможности совершенствования этого бытия, вплоть до уподобления Самому Богу Троице. Уподобление Богу, "обожение" человека, преображение его в "богочеловека" является, по учению Церкви, подлинной целью и смыслом человеческой жизни на земле.

Согласно представлениям Святых Отцов Церкви, человек по своему устроению и назначению - существо не самодостаточное, а открытое, нуждающееся в союзе с "Другим", которому он может себя отдавать. Для ощущения полноты своей жизни человеку нужны три условия, с одной стороны, ему нужен Бог, которого он должен возлюбить как Отца преданной сыновней любовью, с другой, - ему нужен иной человек, который может стать для него другом, единомышленником и помощником, а, с третьей стороны, - ему необходимо единение с природой, с тварным Божиим миром, который он должен научиться хранить и возделывать так, чтобы он соответствовал первоначальному творческому замыслу Божию. Иными словами, человек живет подлинно человеческой жизнью, когда он, как "священник", посвящает себя Богу, когда он, как "пророк", в общении с людьми стремится к истинным и глубоким взаимоотношениям, заповеданным ему Творцом и Создателем, и когда он, как "царь", способен мудро управлять тварным миром, данным ему Господом для деятельного попечения. Царственное, священническое и пророческое достоинство, таким образом, характеризуют предназначение человека, определенное Богом.

Грехопадение прародителей - Адама и Евы - разрушило естественные связи человека с Богом, другими людьми и природой. Оставив Бога, человек ощутил свою ужасающую незащищенность, обездоленность и духовную нищету. Лишившись духовного единения с другими людьми, - человек начал страдать от одиночества, непонятости и беспомощности. Утратив живительную связь с природой, человек стал не творческим "делателем", а "хищником-потребителем" ее благ и ресурсов. Вся жизнь человека вследствие греха извратилась. Послушав дьявола-искусителя, человек потерял Рай, свою божественную свободу и оказался в плену у греха, зла и смерти, а вместе с этим растратил свой творческий потенциал созидателя и поверг тварный мир в состояние разлада и взаимной вражды.

Церковь учит, что обретение отношений "богосыновства", соборной связи с другими людьми и позиции "делателя" и "созидателя" в отношении тварного мира спасает человека от нравственной деградации, вызванной его греховной поврежденностью. Бездуховность, неверие, самоутверждение и стремление к самодостаточности, поиск личного удовольствия в ущерб своему ближнему и во вред окружающему миру, напротив, - лишают его перспективы достойного существования.

Православное христианство связано с исповеданием Иисуса Христа как Бога, воплотившегося в человеческий облик, и пришедшего в мир ради спасения человечества от греховной язвы эгоизма и себялюбия, Христос Спаситель есть Бог и человек в одном лице. Он приходит в мир для того, чтобы просветить падшие души светом Премудрости Божией и показать людям истинную красоту их бытия и подлинного человеческого достоинства. Через Христа Бог-Отец являет людям свою Тайну о предназначении человека и указывает тот спасительный путь, по которому можно достичь полноты бытия {Царствия Небесного). Христос Спаситель, воплотившийся Сын Божий, вновь открывает человеку возможность усыновления Небесному Отцу, обретения в ближнем своего духовного брата и единомышленника, а в окружающем мире - места своего творческого служения, ради приведения его в соответствие с замыслом Божиим.

По учению Церкви, смысл образования и воспитания человека зависят от смысла человеческой жизни и ее главных целей. В обозначенном контексте, образование перестает быть просто приобретением знаний в одной или нескольких областях, но обретает совершенно новый глубокий духовный смысл. С точки зрения Православия, образование - значит обновление, возрождение образа Божия в человеке, его раскрытие и развитие. Трагический факт человеческой истории - грехопадение прародителей - затмевает "образ Божий" в человеке, уродует человеческий лик и разрушает изначальные для человека взаимосвязи и отношения. Вместо жажды божественной Любви, стремления к совершенству и достижению полноты жизни, в душу человека вторгается злоба и ненависть, стремление к разрушению и смерти. В связи с этим, взгляд на образование через призму грехопадения, придает ему сотериологический характер, делает его не только образованием, но, одновременно, спасением от греха, зла и смерти. Отсюда следует, что цель образования - это не только просвещение и наполнение человека истиной, красотой и добром, но, прежде всего, освобождение человека от несовершенства и тем - от зла, помрачающего его.

Православная Церковь учит, что освободиться от греховных повреждений личности человек сам не может: ему нужен для этого Спаситель - Иисус Христос, подающий благодатную помощь всем верующим в Него. Благодать Святого Духа - есть творческая, обновляющая и животворящая Божественная Сила, способная уничтожить все греховные язвы в душе человека и восстановить в ней "сияние образа Божия". Вместе с верой во Христа Спасителя, человек может вновь обрести первозданную полноту своего "благо-бытия", простирающегося в вечность. Воплощение Сьша-Божия в человеческое естество показывает, что божественное и человеческое начала могут соединиться в единой личности, что человек может стать "Домом Божиим", "местом" неизреченного богоявления и раскрытия "образа Божия". По утверждению Святых Отцов Церкви, с приходом Христа в мир "исполнилась великого благочестия Тайна": Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом. Возможности "обожения", святости человек может достичь только по милости и благодати Божией, только при том условии, что душа его будет "питаться" Богом, божественными совершенствами Христа Спасителя как Хлебом Жизни. Человек должен алкать и жаждать соединения со Христом, он должен дышать с Ним одним общим Святым Духом, он должен принять с благодарностью Его кровь, кровь Нового Завета, пролитую на Кресте ради спасения людей. Отсюда следует, что понятие "вос-питание" Церковь трактует как "питание" души человека Божеством, Божественной жизнью Иисуса Христа, совершенствами Его Божественной Личности, добровольно принимаемыми как спасительный пример для подражания и следования. Таким образом, вос-питание - есть процесс "обожения" человека ("обогочеловечивания"), длящийся всю жизнь, а Воспитатель, Учитель и Наставник - Сам Господь Иисус Христос, ревнующий о нашем спасении,

По учению Православной Церкви, человек становится тем, чем он должен стать, только при условии троичного синергизма (единства, согласия): с Богом, с ближним и природой. В этом единении раскрывается Тайна Святой Троицы, основанная на самоотверженной Божественной Любви, заповеданная человеку в момент его творения. Суть этой Тайны заключена в том, чтобы человек научился жить в Другом как в себе, умел находить в Нем позитивную и безусловную полноту своего существования. Это означает, что человек существо, обладающее исключительным динамизмом, существо деятельное, способное объединяться, сотрудничать и взаимодействовать, чувствовать в Другом свое продолжение, цель своего бытия. Через Христа Спасителя человек способен ощутить свое единство с Богом Троицей и со всем миром, т.е. космический характер своего бытия. Бог свободно дарит себя человеку и творению; человек свободно принимает Божественное дарение, врастая в него и возрастая им, овладевая окружающим творением и собственной тварностью. Вместе с этим, человек ощущает себя частью Божества (причастником Царствия Небесного) и частью единого Божьего мира (членом Церкви). Союз между Творцом и тварью, заключаемый через веру человека во Христа, объединяет все творение во времени и пространстве и становится залогом его нерушимой общности, простирающейся в Вечность.

Церковность человеческого бытия (экклезиальность) показывает, что православное образование и воспитание должны строиться на единстве человеческих усилий и просвещающей благодати Божией. Человек воспитывается не только своим трудом и своими усилиями (хотя без них и нет воспитания), но и посредством позитивного воспитывающего влияния со стороны других людей, вступивших в христианское общение друг с другом и окружающим миром при спасительном, обновляющем воздействии благодати Святого Духа.

Образование и воспитание человека, поучению Церкви, должны быть основаны на свободном, добровольном синергизме. Без возможности свободного сотрудничества и взаимной согласованности усилий воспитанника и воспитателя, усилий воспитателя и действия благодати Божией образование и воспитание ничем не отличались бы от других механических процессов в природе или дрессировки животных. Замысел Божий о человеке состоит в том, что человек должен быть Ему добровольным "соработником", способным к подвигу любви к ближнему. Совершение этого подвига требует добровольного "крестоношения", труда и усилий, направленных на установление отношений общности и духовного родства с другими людьми.

Согласно представлениям Православной Церкви, образование и воспитание человека относятся к числу особо ответственных видов деятельности и общения людей друг с другом, которые следует воспринимать как своеобразные виды служения любви и сострадания ближним. Причем характерно, что данное служение всегда совершает старший и более опытный человек по отношению младшему и менее опытному. Пример подобного служения своим ученикам преподал Сам Христос, когда, идя на Тайную Вечерю, Он умыл им ноги.

Этим примером всякий христианский педагог, воспитатель и родитель призывается на подвиг самоотверженной любви: он должен увидеть в своем ученике, воспитаннике и ребенке страдающего и нуждающегося в помощи человека, ради которого он готов пойти на "крест" терпеливого и милосердного служения ближнему. Педагогическое служение, направленное на духовно-нравственное воспитание ребенка, совершается постепенно, проходя несколько этапов.

1 .Взрослый должен подойти к ребенку как друг, с любовью, имея заведомо доброе расположение к нему. Он должен уметь отделять внешние проявления несовершенства характера и поведения своего ученика и воспитанника от внутренней сущности его личности, содержащей образ Божий, и проявлять к нему необходимую снисходительность. Педагог или родитель должны верить, что образ Божий со временем может засиять в душе ребенка новым и ярким светом, если ему оказать необходимую духовную помощь и поддержку.

2. Взрослый должен установить с воспитанником спокойные, ровные и окрашенные в сочувственные тона отношения, проявлять готовность подставить собственное плечо и дать ему полезный совет в трудную минуту. Действия педагога и родителя должны укреплять уверенность ребенка в своих силах и формировать у него надежду на позитивные и благие перемены в жизни. Внимательное и чуткое отношение взрослого к ребенку позволяет ему увидеть собственные недостатки и грехи без душевного надлома и обиды на жизнь.

3. Первые удачные шаги воспитанника по жизни, совершенные при содействии старшего друга, обычно рождают у ребенка чувства признательности и благодарности. В ответ на проявленную к нему любовь "младший" дарит "старшему" свое доверие, готовность со вниманием слушать и исполнять то, что он ему рекомендует сделать. В этот период ребенок буквально привязывается к своему старшему другу, стремясь удержать возникшие контакты и отношения. Однако, духовно зрелый воспитатель никогда не должен пользоваться бурными проявлениями ответной благодарной любви и симпатии со стороны ребенка. Он должен преобразовать человеческую благодарность в благодарение Богу, сотворившему его руками чудо пробуждения образа Божия в душе воспитанника, и открыть ребенку подлинный Источник его настоящего блага - Спасителя Христа.

4. С этого момента общение взрослого и ребенка может приобрести характер духовно-ориентированного диалога, в котором педагог или родитель наставляет и направляет жизненный поиск ребенка, а он, в свою очередь, вопрошает взрослого и активно использует новое знание в собственном поведении. Период духовно-ориентированного диалога может длиться достаточно долго, столько времени, сколько нужно воспитаннику для того, чтобы вооружиться новыми знаниями и новой христианской позицией. Созидание и утверждение новой позиции в душе ребенка должно происходить при молитвенной помощи и поддержке со стороны взрослого, при которой Сам Господь Иисус Христос незримо соединяет человеческие души в одно единое духовное целое. В этот период ребенок успешно воцерковляется и приступает к участию в Церковных Таинствах, благодаря которым его душа и сокрытый в ней образ Божий "питаются" целительной благодатью Святого Духа, посылаемой в мир Иисусом Христом.

5. Личное обращение воспитанника ко Христу преобразует изнутри его душу, приводит к росту и развитию образа Божия. Благодаря этому духовному пробуждению души ребенка, формируется его решимость следовать за Христом, стремясь уподобиться Ему в добродетелях. Воспитанник должен не только захотеть новой жизни, но и постараться преодолеть привычную для него лень, расслабленность, поверхностность, безответственность и самолюбие. Он должен решиться на тяжкий нравственный труд, связанный с преображением своего внутреннего и внешнего облика, в соответствии с Заповедями Божиими. Предпринятые личные духовно-нравственные усилия по преодолению грехов, постоянное понуждение себя к стремлению к Истине, Красоте и Добру, проповеданных Христом, в итоге и приводят ребенка к самостоятельному пред стоянию перед Богом.

По учению Православной Церкви, человек должен оказаться способным понять, что жизнь в Боге и с Богом есть единственный естественный и нормальный способ его существования. Человек становится добродетельным и приобретает подлинную христианскую нравственность только в результате добровольного уподобления Христу и исполнения Заповедей Божиих. Через постижение внутреннего смысла Заповедей человек становится, по мнению Святых Отцов Церкви, истинно просветленным существом, способным к общению с Богом и знанию Его сокровенных Тайн, способным к правильному, благословенному и благоговейному отношению ко всему творению. Нарушая Заповеди, человек, напротив, утрачивает Божественный Свет и Истину, становится духовно слепым и умирает, погружаясь во тьму. Таким образом, православное образование и воспитание должны приводить человека в особое состояние "духовной просветленности" и обращенности ко Христу Спасителю, как Истинному Свету, просвещающему мир.