Свт. Григорий Назианзин. Слово на Святую Пасху
|
...Скажу еще более: принесем в жертву Богу самих себя, лучше
же, будем ежедневно приносить и всякое движение. Всё примем
ради Слова, в страданиях будем подражать Страданию, кровию почтим
Кровь, охотно взойдем на крест. Вожделенны гвозди, хотя и очень
болезненны. Ибо страдать со Христом и за Христа и вожделеннее,
нежели наслаждаться с другими.
Если ты Симон Киринейский, то возьми крест и последуй.
Если
ты распят со Христом, как разбойник; то, как благопризнательный,
познай Бога. Если Он и <к беззаконным был причтен> (Мк.15,28)
за тебя и за твой грех; то будь ты ради Него исполнителем закона.
И распинаемый поклонись Распятому за тебя, извлеки пользу даже
из порочной своей жизни, купи смертию спасение, войди со Иисусом
в рай, чтобы узнать, откуда ты ниспал, созерцай тамошние красоты,
а ропотника оставь с его хулами умереть вне. Если ты Иосиф
Аримафейский, проси тела у распинающего; очищение мира пусть будет
твоим очищением. Если ты Никодим - <тот, кто почтил Бога ночью>,
положи Его во гроб с благовонными мастями. Если ты одна или другая
из Марий или Саломия, или Иоанна, плачь рано, старайся первая
увидеть отъятый камень, а может быть и Ангелов, и самого Иисуса;
скажи что-нибудь, слушай гласа; и если услышишь: не прикасайся
<ко> Мне (Ин.20,17), стань вдали, почти Слово, но не оскорбляйся.
Он знает, кому явиться прежде других.
Обнови воскресение. Еве,
которая пала первая, помоги первой приветствовать Христа
и возвестить ученикам. Будь Петром и Иоанном, спеши ко гробу, <беги> то скорее, то <вместе с другими> (Ин.20,4), <участвуя
в хорошем соревновании>. Если превзошли тебя скоростью, то препобеди
тщанием, не приникнув только во гроб, но взойдя внутрь. Если
как Фома не будешь вместе с собранными учениками, которым является
Христос, не будь <неверующим> после того, как увидишь. А если
не веришь, поверь <рассказывающим>. Если же и им не веришь, уверься
язвами <от гвоздей>. Если <Он> снисходит во ад, нисходи с Ним и ты,
познай и тамошние Христовы тайны: <какой замысел> и какая причина
двоякого снисхождения? всех ли без изъятия спасает, явившись там,
или одних верующих? Если восходит на небо, восходи с Ним и ты, будь
в числе сопровождающих или <встречающих> Его Ангелов, вели
<подняться> вратам (Пс.23,7), сделаться выше, чтобы приять
Возвысившегося страданием, недоумевающим по причине тела и знаков
страданий, без которых снисшел, и с которым восходит и потому
вопрошающим: "Кто есть сей Царь славы?" - ответствуй: "Господь
крепок и силен - силен как во всём, что всегда творил и творит, так
и в нынешней брани и победе за человечество." И на двукратный вопрос
дай двукратный ответ.
Если будут дивиться, говоря, как
в лицедейственном представлении у Исаии: "Кто сей пришедый
от Эдома и от земных? И отчего у Бескровного и Бестелесного
<одеяние красное>, как у виноделателя, истоптавшего полное точило
(Ис.63,1-3)? - ты укажи на <красоту> одежды пострадавшего тела,
украшенного страданием и просветленного Божеством, которое
всего любезнее и прекраснее.
|