СОБОР ВО ИМЯ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО
630007, Новосибирск, Советская, 1а
тел. (3832)238349 факс (3832) 238349, Алтарь
23-54-40, бухг. 23-83-49.
Настоятель: протоиерей
Александр Новопашин,
благочинный церквей Северного
округа
При
соборе с 1992 действует Братство
святого Александра Невского,
объединяющее молодых людей -
прихожан собора. Основными
задачами братства являются:
участие в миссионерской и
просветительской деятельности,
возрождение русских воинских
традиций, участие в
антисектантской деятельности.
Проводятся регулярные совместные
мероприятия с НВИ МВД РФ.
Организуются народные гуляния.
Членами Братства был создан
православный военно-патриотический
муниципальный клуб «Сигнал».
Работает православный летний
военно-спортивный лагерь для
молодёжи. Опыт работы
Православного военно-спортивного
лагеря был признан лучшим в
России на Первом Всеуральском
съезде православной молодежи в
городе Екатеринбурге, 2001 г.
При приходе существует самый
крупный в Новосибирской епархии
летний детский православный
лагерь во имя преп. Серафима
Саровского, в селе Завьялове. В
течение трех сезонов в Серафимо-Завьяловском
детском лагере отдыхают дети из
разных приходов епархии, дети-сироты
из детских домов.
Духовенством собора и членами
Братства ведется духовно-просветительская
работа в негосударственных и
государственных средних и высших
учебных заведениях,
осуществляется издательская
деятельность. Поддерживается
интернет-сайт собора с
антисектантской и миссионерской
информацией.
Собор является основной
базой Миссионерского отдела
Новосибирской епархии.
Священнослужители и прихожане
собора организуют работу Корабля-Церкви
Андрей Первозванный, поезда «За
духовное возрождение России» с
Вагоном-Церковью, проводят
общегородские крестные ходы.
Важной сферой деятельности
Александро-Невского братства и
Миссионерского отдела является
работа информационно-консультационного
центра по вопросам сектантства.
Клирики и прихожане собора
активно участвуют в
благотворительной деятельности.
При соборе действует
Православное сестричество во имя
святых Жен-Мироносиц. Члены
Сестричества трудятся в
Областной больнице г.
Новосибирска. Работа ведется по
трем основным направлениям:
профилактика абортов среди
населения города и оказание
материальной и духовной
поддержки беременным женщинам,
отказавшимся сделать аборт, а
также молодым матерям,
оказавшимся в затруднительном
положении; непосредственно уход
за больными и катехизация на
территории Областной Больницы;
информационно-просветительская
работа и участие в работе
конференций. На конец года
Центром опекается более 50 семей.
Одиннадцать лет при соборе
действует Церковно-приходская
школа.
ешение о строительстве храма во
имя святого благоверного князя
Александра Невского было принято
на собрании жителей поселка
Новониколаевского, проходившем 10
октября 1895 года. Тогда первые
поселенцы -«отцы-основатели» -
приняли решение именовать новый
поселок строителей
железнодорожного моста через Обь
поселком Александровским. Это
наименование нигде в документах,
за исключением газеты «Томский
справочный листок», не
упоминается, и просуществовало
оно недолго.
Сооружение храма задумывалось
как возведение памятника царю
Александру III - миротворцу, а
потому Царствующий Дом счел своим
долгом внести существенную лепту
в его строительство. Начался сбор
пожертвований на храм. Уже 2 марта
1896 года Указом Его Императорского
Величества под храм было выделено
2400 кв. сажен земли. 4 апреля 1896 года
Его Императорское Величество
Государь Император Николай
Александрович лично пожертвовал
на строительство церкви
Александра Невского значительную
сумму.
Собор Алекандра Невского.
Начало XX в. Из фондов
Государственного архива
Новосибирской области
Архитектор Николай Соловьев
выполнил проект, воссоздающий в
своих пропорциях храм Ликующей
Божьей Матери в Галерной гавани
Санкт-Петербурга. Начальником
строительства по специальному
приказу Министерства путей
сообщения был назначен инженер-путеец
Николай Михайлович Тихомиров.
Инженер Н.М. Тихомиров,
руководитель строительства
собора. Из личного архива автора
15 мая 1897 года в поселке
Новониколаевском в связи с
закладкой собора Александра
Невского состоялся торжественный
молебен. На нем присутствовали
томский губернатор, начальник
Алтайского горного округа,
инженеры Н.П. Ме-женинов, Н.М.
Тихомиров, В.А. Линк, руководившие
строительством собора, многие
жители поселка.
В архитектурном решении
использовались мотивы
византийского храмового
зодчества. Ленточный фундамент
храма был выполнен из
естественного бутового камня.
Первоначально предполагалось
выложить стены рядами светлого и
темного кирпича поочередно, но
эта затея оказалась чрезвычайно
зат-ратной, поэтому был
приобретен красный кирпич. Грунт
был закрыт металлическими
плитами. Пол собора вымостили
привезенной из Голландии
керамической плиткой. Внешние
стены были оштукатурены и
побелены, роспись внутри храма
выполнили иконописцы первой в
Сибири томской живописной
мастерской Иосифа Панкрышева.
Строительство каменного храма
требовало значительных денежных
средств. Определенную часть суммы
составили добровольные
пожертвования, а также вклады,
сделанные Николаем II (11 тысяч
рублей), купцами первой гильдии
Баевыми, и средства фонда им.
Императора Александра III, из
которого финансировалось
строительство церквей и школ по
линии Транссибирской железной
дороги.
29 декабря 1899 года Преосвящен-нейший
Макарий, епископ Томский и
Барнаульский, произвел освящение
главного престола собора
Александра Невского. Храм, одно из
первых каменных строений и
красивейшее здание
Новониколаевска, на
продолжительное время стал
средоточием духовной жизни
города.
Храм имел три престола: главный,
во имя святого благоверного князя
Александра Невского, и два
боковых: во имя святителя и
чудотворца Николая и святого
великомученика Георгия
Победоносца. Боковые, как сказано
в клировой ведомости о церкви за
1901 год, «за неустройством
надлежащего отопления еще не
освящены».
Новый храм выделялся из общего
числа близлежащих церквей
богатой утварью. Украшением храма
были иконы Божьей Матери «Иверская»
и великомученика Пантелеймона
Целителя, написанные на Афоне и
подаренные храму Государем
Императором Николаем II, а также
облачения, шитые из «покрова
весьма ценной золотой парчи,
оставшейся после погребения
почившего наследника цесаревича
Великого князя Георгия
Александровича», и образ Георгия
Победоносца, пожалованный
вдовствующей императрицей Марией
Федоровной в память об умершем
наследнике Великом князе Георгии
Александровиче Романове.
Клировая ведомость указывает,
что церковь имела достаточную
утварь: восемь священнических
облачений, семь стихарей, в том
числе один из золотой парчи, три
серебряных потира с приборами
весом от 1 до 5 фунтов, три напрес-тольных
Евангелия, в том числе одно - в
серебряном окладе, три серебряных
напрестольных креста. (ГАНО. Ф. Д-159.
Оп. 1. Д. 113-а). Иконостас собора был
застрахован в Синодальном
страховом обществе на сумму 35
тысяч рублей. Для размещения
штата церковнослужителей были
построены три деревянных дома.
Первым настоятелем храма стал
переведенный к строящейся церкви
из причта Богоявленской церкви
села Боготол 35-летний священник
Николай Антонович Завадовский.
Завидовский Николай Антонович
родился в 1848 году в семье
священника, окончил Томскую
духовную семинарию и 2 мая 1871 года
был рукоположен в иерея.
Поочередно служил в храмах Нарыма,
Убинска, с. Усть-Сергиевского, г.
Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года
указом Томской консистории
переведен к Александра-Невской
церкви г. Новониколаевска. В 1902
году получил назначение на
должность благочинного 8-го
округа. 30 августа 1904 года был
возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909
года награжден орденом святой
Анны III степени, 12 февраля 1910 года
назначен благочинным церквей г.
Новониколаевска.
В 1900 году, в возрасте 43 лет, от
кровоизлияния в мозг неожиданно
скончался Николай Михайлович
Тихомиров. Его похоронили в
ограде построенной им церкви,
установив на могиле мраморную
плиту с надписью, сделанной
золотом: «Здесь покоится прах
строителя храма сего, Тихомирова
Николая Михайловича».
Священнослужители Александро-Невской
церкви занимались
просветительской деятельностью.
В 1900 году в соборе по воскресеньям
в вечернее, а иногда и в утреннее
время проводились чтения. Всего
за год было проведено 12 чтений, на
которых присутствовало около 800
человек. С лекциями выступали
священник Николай Завадовский,
диакон Михаил Чистосердов и
псаломщик Павел Смолин.
Вид на собор, сосновую рощу и
реку Обь. Начало XX в. Фото из
личного архива протоиерея
Виталия Бочкарева
На территории прихода
Александро-Невской церкви
размещались следующие учебные
заведения: реальное училище имени
Дома Романовых, женская гимназия,
учительская семинария, городское
четырехклассное училище и 10 школ (одна
из них церковно-приходская).
В феврале 1910 года Александро-Невский
храм стал центром благочиния
новониколаевских церквей.
В 1911 году церковь насчитывала 4442
прихожанина, 28 из которых были
раскольники.
В приходе Александро-Невской
церкви существовало и два
приписных храма: Воскресенский
кладбищенский и в честь Покрова
Божией Матери. В 1913 году эти храмы
были выделены в самостоятельные
приходы.
В 1915 году храм св. Александра
Невского получает статус собора.
В первые послереволюционные
годы приходская деятельность
продолжается. 25 июня 1918 года на
общем собрании прихожан под
председательством отца
настоятеля протоиерея Николая
Никольского обсуждался вопрос об
открытии при храме Сестричного
общества, а 28 июня
Преосвященнейший Анатолий,
епископ Томский, благословил это
начинание. Старшей сестрой
избрали Марию Васильевну
Востокову, казначеем - священника
Иоанна Россова. Вскоре были
изданы правила, в которых
излагались главные задачи
общества: оказание помощи
престарелым и больным.
С 1923 по 1938 год собор принадлежал
раскольникам-«обновленцам». В нем
с 1923 по 1934 год находилась кафедра
«митрополита всея Сибири» Петра
Блинова, а с 1934 по 1938 год -«архиепископа»
Александра Введенского (тезки
организатора и идейного
вдохновителя обновленческого
раскола). В 1938 году по
постановлению облисполкома храм
был закрыт. Вначале срубили крест,
дважды пытались взорвать сам храм,
но разрушили лишь звонницу.
Позднее собор Александра
Невского признали памятником
культуры местного значения. В его
техническом паспорте была
сделана запись: «Собор как
памятник культовой архитектуры
значимости не имеет. Ценен прежде
всего тем, что является первым
каменным зданием в городе».
Городские власти предоставляли
здание церкви для размещения
сначала проектного института,
затем - воинской части. В июне 1957
года решением Новосибирского
горисполкома здание было
передано во владение Западно-Сибирской
студии кинохроники. За время этой
«нецелевой» эксплуатации
внутреннее пространство собора
неоднократно подвергалось
перепланировке: на огромных
швеллерах были устроены
перекрытия, на этажах - комнаты.
Мрачное зрелище являл собой
внешний вид храма: купол без
креста, выкрашенный зеленой
краской, которая от времени
местами облезла; грязные, давно не
мытые окна, деревянный забор
вокруг храма.
В 1971 году при прокладке
кабельных линий в Центральном
районе рабочие натолкнулись на
склеп с останками Н.М. Тихомирова.
Его прах был перезахоронен на
Заельцовском кладбище. Скромный
гранитный памятник стоит на
полузабытой могиле одного из
основателей нашего города.
В апреле 1984 года студия
кинохроники покинула помещение
собора. Здание перешло в ведение
управления культуры
Новосибирского облисполкома,
предполагавшего переоборудовать
его под концертный зал для
камерного хора. Уже был
разработан проект реставрации и
переоборудования, предполагавший
установку оргбна, сооружение
дополнительного подземного яруса
для размещения гардероба, буфета,
туалета. На протяжении нескольких
лет из-за отсутствия необходимых
денежных средств работы по
реконструкции помещения не
велись. Наконец в 1988 году
филармония заключила договор с
кооперативом «Эхо» на проведение
реставрационных работ, которые
вскоре были приостановлены
благодаря вмешательству
общественности города
Новосибирска.
Начало работ по
переоборудованию храма вызвало
волну протеста. На проходившей в
декабре 1988 года научно-общественной
конференции «Христианство в
истории и культуре России» было
принято решение добиться
передачи храма в ведение Русской
Православной Церкви. 8 февраля 1989
года газета «Вечерний
Новосибирск» опубликовала статью
Александра Плитченко «Дорога к
храму» с призывом спасти памятник
истории, культуры и архитектуры
города. Объединенный пленум
творческих союзов города
поставил вопрос о пересмотре
решения о передаче здания собора
филармонии и возвращении его
Церкви.
В Новосибирский облисполком, в
Совет по делам религий при Совете
Министров СССР пошли письма: «Совет
клуба научных контактов при Доме
ученых СО АН СССР счел, что здание
бывшего собора Александра
Невского должно быть передано
Новосибирской епархии». Клуб
организовал сбор подписей в
поддержку этой инициативы. К
письму прилагались листы с
подписями работников
Вычислительного центра,
Центрального конструкторского
бюро, Новосибирского
государственного университета,
Ботанического сада, Дома ученых,
жителей Академгородка, обращения
верующих: «Сколько наших деток
погибло в Афганистане. Мы, матери
погибших детей, просим вернуть
нам церковь, чтоб свечка горела и
лампадка за них. Все мы перед
Богом. С низким поклоном Дарья». В
городе возникали инициативные
группы по сбору подписей в пользу
передачи храма Церкви. В
Советском районе было собрано 700
подписей жителей. Одна из
активисток писала: «Считаю, что
передача Храма в любые другие
руки, любые организации, кроме
церкви, является кощунством по
отношению к верующим, к истории
нашего города».
В канун празднования 1000-летия
Крещения Руси к председателю
Новосибирского облисполкома
Владимиру Анатольевичу Бокову «с
сердечной просьбой рассмотреть
вопрос о передаче храма
Александра Невского верующим»
обратился митрополит
Новосибирский и Барнаульский
Гедеон.
Осенью 1989 года глава Русской
Православной старообрядческой
церкви Митрополит Московский и
всея Руси Алимпий обратился в
Новосибирский облисполком с
ходатайством о передаче здания
старообрядческой общине
Новосибирска:
«Уважаемый Владимир
Анатольевич! В настоящее время
нахожусь в городе Новосибирске и
хотел бы Вас приветствовать и
высказать большую просьбу -речь
идет о Храме Александра Невского.
К Вам уже обращались мои верующие
с просьбой передать его Русской
Православной Старообрядческой
Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас,
поддержите их, пойдите навстречу,
именно в ЭТОМ будет проявлен, на
мой взгляд, новый подход в
государственно-Церковных
отношениях и справедливость к
Старообрядцам. С искренним
уважением
Высокопреосвященнейший Алимпий
Митрополит Московский и всея Руси.
22 сентября 1989 года» (ГАНО. Ф. Р-1418.
Оп. 1. Д. 289. Л. 39).
На рассмотрение в Городской
совет поступил пакет документов с
предложением организовать на
базе храма музей истории
православия и атеизма в Сибири.
План предполагал восстановление
собора по проекту 1897 года,
оборудование внутренних
помещений традиционными для
начала века системами отопления,
освещения и вентиляции,
сигнализации и связи, определение
набора сменяемых экспозиционных
установок без нарушения
интерьера, витрин для выставок
редких книг, живописных
произведений, ритуальных
предметов. Авторы этой идеи
предполагали организовать курс
лекционных программ, установить
для музея правила и режим работы
на правах самостоятельного
филиала Новосибирской картинной
галереи.
Ситуация в обществе оставалась
напряженной. Городская газета
продолжала публиковать письма
жителей Новосибирска о
необходимости пересмотра решения
городских властей. 9 июля 1989 года в
Нарымском сквере инициативная
группа организовала митинг. Его
участники приняли резолюцию
активизировать борьбу за
передачу собора Церкви и
применить новые формы протеста:
голодовки, пикетирование для
привлечения внимания общесоюзных
средств массовой информации. Было
принято обращение к депутатам
Новосибирского горсовета:
«Уважаемые товарищи депутаты!
Десятая сессия Новосибирского
городского Совета народных
депутатов вопреки ожиданиям
общественности горда так и не
решила судьбу собора Александра
Невского. Стало очевидным, что
областное и городское
руководство категорически против
передачи собора Православной
Церкви, а проводимые опросы
общественного мнения -лишь
отвлекающий маневр. Затягивание
решения проблемы, навязывание
альтернатив использования собора
-все говорит о стремлении
аппарата измотать общественность
в дискуссиях и решить вопрос по-своему.
Проблема собора А. Невского давно
уже приобрела политический
характер. Отказ возвращения храма
его истинному хозяину -Русской
Православной Церкви — это
нежелание развития
демократических начал в нашем
городе, боязнь победы
общественного мнения, в конечном
счете - нежелание перемен.
Собор А. Невского — это не
только культовое сооружение, это
русская святыня! Возвращение его
Церкви - это не идеологическая
уступка, как утверждают некоторые
функционеры, а один из путей
духовного возрождения нашего
общества.
Уважаемые товарищи! Вспомните
год закрытия собора -1937, год
разгула беззакония. Почему оке
сейчас, во времена пробуждения
демократии, времена создания
правового государства, наши
руководители под благовидными
предлогами пытаются закрепить
произвол? Неужели вы допустите,
чтобы это сделали вашими руками?
Уважаемые депутаты, голосуя за
возвращение храма Александра
Невского Русской Православной
Церкви, вы не только восстановите
историческую справедливость, но и
создадите в городе прецедент
победы общественного мнения,
заложите основу демократического
подхода к решению общегородских
проблем!
Ответственные за митинг:
Степанова А.Д., Чернецкий В.С. и 271
подписавшийся участник митинга. (ГАНО.
Ф.Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 85).
25 августа 1989 года Новосибирский
городской совет, «учитывая
общественное мнение жителей
города, предложения общественных
организаций, а также просьбу
Новосибирского епархиального
управления», принял решение о
передаче собора Александра
Невского Новосибирской епархии.
Сразу после возвращения собора
началось его восстановление. Была
вновь отстроена колокольня,
перекрыты купола храма, обновлены
и восстановлены пришедшие в
негодность фрагменты внешних
стен, восстановлена внутренняя
планировка и заново
отштукатурены внутренние стены.
6 мая 1990 года Преосвященнейший
Тихон, епископ Новосибирский и
Барнаульский, освятил колокола
для возрожденной звонницы, а 15 мая
1991 года Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II
во время своего визита в
Новосибирск совершил полное
освящение собора.
В 2002 году рядом с собором было
завершено возведение
крестильного храма и
административно-хозяйственного
комплекса по проекту известного
новосибирского архитектора А.Г.
Скоробогатько. Неоценимую помощь
в строительстве оказало
руководство Западно-Сибирской
железной дороги.
В 2002 году завершена роспись стен
собора. Ее автор - художник П.А.
Милованов.
Сейчас при храме действуют:
воскресная детская школа, военно-патриотический
муниципальный клуб «Сигнал»,
военно-спортивный лагерь для
молодежи, летний детский
православный лагерь отдыха в селе
Завьялове, информационно-консультационный
центр по вопросам сектантства,
православное сестричество в
честь Святых жен-мироносиц,
Миссионерский центр. Ежегодно по
территории Новосибирской области
совершают поездки поезд «За
духовное возрождение России» и
корабль-церковь «Св. Андрей
Первозванный». В 2001 году
руководство железной дороги
подарило Миссионерскому отделу
Новосибирской епархии вагон-церковь
во имя свт. Николая.
СВЯТЫНИ
1. Икона св. Александра Невского (с
частицей мощей).
2. Икона преп. Амвросия
Оптинского (с частицей мощей).
3. Икона прав. Симеона
Верхотурского (с частицей мощей).
4. Икона прав. Феодора Томского (с
частицей мощей).
5. Ковчег с частицами мощей
многих святых (в алтаре).
6. Ковчег с мощами Киево-Печерских
святых.
7. Чтимая икона Божией Матери «Иверская».
8. Частица мощей преп. Стефана
Пиперского Сербского (в алтаре).
9. Икона св. апостола Андрея
Первозванного (с частицей мощей).
Шабунин Евгений Александрович
ХРАМЫ НОВОСИБИРСКА
Исторический путеводитель
|