Виталий Бочкарев
"По
характеру человек прямой, свои мысли и желания
высказывает прямо, не дипломатничает"
В 1999 году исполнилось 75 лет со
дня учреждения Новосибирской
епархии. С 1943 по 1956 год епархией
управлял выдающийся иерарх -
митрополит Варфоломей (Городцев).
Владыка Варфоломей (в миру Сергей
Дмитриевич Городцев) родился 5
июля 1866 года в Рязанской губернии,
в семье священника. После
окончания Рязанской Духовной
семинарии и Санкт-Петербургской
Духовной академии он трудился на
должности помощника инспектора
Могилевской Духовной семинарии, а
в 1892 году получил назначение в
Тифлис, где был рукоположен во
диакона и затем во священника. В
этом городе отец Сергий Городцев
прослужил 26 лет: труд на ниве
просвещения, миссионерская
деятельность, служение в разных
храмах города, храмостроительство - вот далеко
не полный перечень деяний
священника, а затем протоиерея
Сергия Городцева.
Революционные потрясения
заставили отца Сергия покинуть
Тифлис, с 1918 года он служил в Баку.
Здесь в 1923 году он был арестован и
выслан в Уфу, после пересмотра
дела в 1924 году направлен в
Соловецкий лагерь. В это время в
бывшей обители преподобных
Зосимы и Савватия находилось в
узах множество архиереев,
священников, монахов. После
Соловков до начала 1931 года отцу
Сергию пришлось побывать в ссылке
в Барабинском округе Западно-Сибирского
края. В 1931 году он был определен на
жительство в город Богучары
Воронежской области, затем служил
в Клинском районе Московской
области.
В 1942 году был пострижен в
монашество с наречением имени
Варфоломей и хиротонисан во
епископа Можайского. В самый день
хиротонии в награду за почти
полувековую пастырскую
деятельность новопоставленный
епископ Варфоломей был возведен в
сан архиепископа. 26 июля 1943 года
он был назначен на Новосибирскую
кафедру, где прослужил до самой
своей кончины - 1 июня 1956 года.
Светлая память о митрополите
Варфоломее хранится многими
православными сибиряками.
В 1943 году после известной
встречи Патриаршего
Местоблюстителя митрополита
Сергия (Страгородского) и
Председателя СНК СССР И. В.
Сталина положение Церкви в
государстве было облегчено. Для
связи между государственными и
церковными структурами был
создан Совет по делам Русской
Православной Церкви при СНК СССР.
В областях и краях этот совет имел
своих уполномоченных.
Характеристика на архиепископа
Варфоломея, посланная в Совет в
марте 1949 года, - один из недавно
рассекреченных документов
архивного фонда Совета по делам
религий, как назывался этот
государственный орган позднее,
предлагается читателям "Журнала
Московской Патриархии".
Апостол Павел среди качеств,
необходимых епископу, называл и
"доброе свидетельство от
внешних" (1 Тим. 3, 7). Примером
такого доброго свидетельства и
является данный документ. В нем
даже отрицательные с точки зрения
его автора стороны деятельности
Владыки Варфоломея являются
подтверждением непреклонной веры
святителя.
Публикацию и комментарии к ней
подготовил протоиерей Виталий
Бочкарев. Текст документа
приводится без сокращений, с
небольшими исправлениями.
Государственный архив
Новосибирской области. Ф. Р-1418. Оп.
1. Д. 32. Л. 30-36. Машинопись, 2-й
экземпляр.
Cекретно
Характеристика
на архиепископа
Новосибирского и Барнаульского
Варфоломея (Городцева Сергея
Дмитриевича)
Архиепископ Варфоломей родился в
июле 1866 года в селе Позднее бывшей
Рязанской губернии в семье
протоиерея, окончил в 1880 году
духовное училище, в 1886 году -
духовную семинарию (в Рязани) и в
1890 году - духовную академию (в
Петербурге), ученое звание -
магистр богословия, знает
латинский, греческий, еврейский,
немецкий и французский языки,
посвящен в священнический сан в
декабре 1892 года, возведен в сан
архиепископа в 1942 году. Десять лет
- с 1923 по 1933 год он отбывал
административную высылку в
городе Уфе, на Соловках, в
Новосибирской области и в городе
Богучары Воронежской области.
В июле 1943 года архиепископ
Варфоломей был назначен
управляющим Новосибирской и
Барнаульской епархией, прибыл в
Новосибирск в августе 1943 года.
Архиепископ Варфоломей -
фанатично религиозный человек, с
глубоко консервативными
взглядами, большой приверженец
русской старины, благожелательно
относится ко всему русскому и
отрицательно - к немцам и вообще к
инаковерцам, особенно к баптистам
и католикам, ревностный служитель
Православной Церкви, стремящийся
всеми силами и средствами
расширить влияние Церкви,
упрочить ее положение, уберечь
духовенство и верующих от всякого
прогрессивного влияния извне. В
этих вопросах он неутомим,
несмотря на свой возраст.
В своих отношениях к советской
власти архиепископ Варфоломей
старается быть лойяльным1,
но иногда в частых (должно быть,
"частных". - Прим. авт.) и
служебных разговорах и в
проповедях высказывает
реакционные мысли.
Например, в своих проповедях 23
марта 1947 года в Успенской церкви и
6 апреля того же года в
Вознесенской церкви города
Новосибирска архиепископ заявил,
что наше отечество раскололось на
две части - на верующих и
безбожников, что только безумные
люди могут говорить, что Бога нет.
Он в этих проповедях призывал
верующих не уклоняться в сторону
безбожия и верить апостолам и
проповедникам христианства, так
как неверие - зло и с ним нужно
бороться, и тогда неверующие
будут посрамлены, всякий верующий
должен уклоняться от мирского
учения и его влияния. Он призывал
верующих привлекать в церковь
неверующих, особенно молодежь,
отвлечь ее от мирского влияния.
В своем послании к верующим и
духовенству по поводу Поместного
Собора 1945 года архиепископ
Варфоломей писал: "...и когда мы
сами будем твердо и непоколебимо
хранить догматы Святой Церкви
нашей, то и наши пасомые будут
таковыми же и вера святая будет
сиять на нашей земле и все
неправославно мыслящие и
отступники от веры будут
постыжены" (подчеркнутое из
послания было изъято по
согласованию с Обллито).
Факты арестов и высылок
священнослужителей в прошлом
архиепископ расценивает не как
привлечение отдельных
священнослужителей за
антисоветскую деятельность, а как
общую политику, проводимую тогда
Советской властью и направленную
на ущемление и преследование
всего духовенства с целью полной
ликвидации Церкви2.
В своих проповедях 1944 - 1947 годов
неоднократно обращался с
призывами к верующим родителям,
чтобы они заставляли детей
посещать церковь, учить молитвы,
изучать Закон Божий и сами
приводили своих детей в церковь
для совершения обрядов крещения.
Такого рода призывы
архиепископа среди некоторой
небольшой части верующих вызвали
недовольство. Это недовольство
было высказано в анонимке,
полученной мною в апреле 1947 года и
в личной беседе отдельных
верующих со мной.
По этому поводу я в апреле 1947
года беседовал с архиепископом,
который заявил мне, что он
действительно не раз обращался к
верующим, чтобы родители вели
своих детей в церковь, учили их
молитвам и Закону Божию, вообще
влияли на детей так, чтобы они
были верующими гражданами. Делал
это, как он объяснил, следуя
примеру Господа, Который призывал
христиан не препятствовать
приходу к нему детей, и как
пастырь и наставник. Поэтому от
такого рода призывов к верующим
он не может отказаться по своему
внутреннему христианскому
убеждению и так как это есть его
пасторская3
обязанность.
После этой беседы архиепископ
Варфоломей с такого характера
призывами к верующим обращался
значительно реже,
преимущественно во время
школьных каникул, а после
получения указаний Священного
Синода по этому поводу от 25
августа 1948 года - прекратил их.
Несмотря на свой преклонный
возраст (ему скоро исполняется 83
года) и незавидное здоровье,
архиепископ Варфоломей часто
выезжает в подчиненные ему
благочиния и приходы, очень часто
сам совершает церковные службы в
Вознесенской церкви (обязательно
во все большие и малые церковные
праздники и в воскресные дни), а
если сам не служит, то все равно
посещает церковь - будь-то
утренняя или вечерняя служба,
церковь не посещает в редких
случаях, только когда чувствует
себя серьезно больным или слишком
утомленным.
Он много читает церковных книг,
богословских трудов и книг по
истории России, много пишет:
статьи на богословские темы,
статьи в "Журнал Московской
Патриархии" и в сборники,
издаваемые Патриархией, написал
много акафистов, службу
митрополиту Тобольскому Иоанну,
разрешенную Патриархом к службе в
церквах, находящихся в Сибири и на
Дальнем Востоке, и два больших
послания к духовенству и верующим
приходов епархии.
За время своего архиерейства в
городе Новосибирске (5,5 лет)
архиепископ Варфоломей ни разу не
брал себе отпуск для отдыха и
лечения. Он считает, что как
духовный наставник он не будет
угоден Богу и не заслужит
почетного места при загробной
жизни, если не будет все время
ревностно служить и отдавать свои
силы на служение Богу и оставит
духовенство и верующих вверенной
епархии без своего руководства и
наставничества.
В течение 1944 - 1948 годов
архиепископ совершил более 30
поездок, в том числе 6-7 поездок в
Москву и одну дальнюю поездку в
города Хабаровск и Владивосток
(1948 год), остальные - в подчиненные
ему благочиния и приходы, посетил
во время этих поездок свыше 20
приходов, причем некоторые из них
(в городах Бийске, Красноярске,
Барнауле, Иркутске и других) по 2-3
раза.
Поездками в приходы и
благочиния им преследовались
цели упрочения и поднятия
авторитета Церкви и духовенства
путем непосредственного влияния
на верующих и непосредственного
общения с ними, личного
ознакомления с положением
приходов и благочиний и
устранения всех недостатков,
которые, так или иначе,
сказываются на авторитете Церкви
и духовенства. Всякое ходатайство
об открытии церкви или
молитвенного дома архиепископ
Варфоломей поддерживает без
всякого разбора вплоть до
анонимных ходатайств. Были случаи,
когда он бывшим служителям культа
поручал помочь создание группы
верующих и оформление
ходатайства (город Лебедевка,
город Татарск и другие) или
пытался то же самое сделать через
священника действующей
Вознесенской церкви, которого
намеривался направить по вызову
верующих для совершения треб (город
Бердск).
В феврале 1946 года, накануне дня
выборов в Верховный Совет СССР,
духовенство Вознесенской церкви
города Новосибирска в разговорах
между собой и настоятелем подняло
вопрос о необходимости несколько
сократить церковную службу в день
выборов, чтобы дать духовенству и
верующим проголосовать раньше4.
Узнав об этом, архиепископ
Варфоломей строго и
категорически запретил вести
какие бы то ни было разговоры в
церкви о выборах, и только уступив
совету Вольяникова5,
с большим сопротивлением
согласился отменить раннюю
обедню 10 февраля.
Архиепископ Варфоломей среди
верующих пользуется значительным
авторитетом, оказывает на них
большое влияние, к его проповедям
и словам верующие относятся с
большим доверием и вниманием.
Абсолютное большинство верующих
характеризуют архиепископа
Варфоломея как человека
подвижнической жизни, скромного,
с безупречным поведением,
доступного, прекрасно знающего
церковное богослужение во всех
деталях, ревностного служителя
Православной Церкви.
Действительно, архиепископ
Варфоломей ведет скромный образ
жизни, строго соблюдает
монашеский обет, в частности в
отношении пищи, совершенно не ест
мясного, питается только овощами
и рыбой, а во время поста - только
овощами, разрешает себе выпить
немного красного вина только в
большие церковные праздники,
хорошо на память знает порядок
церковных служб и нередко,
присутствуя в церкви,
подсказывает, поправляет того или
иного священнослужителя, весьма
требователен к себе и к
духовенству, когда речь идет о
соблюдении обрядности,
канонических правил, порядка
церковной службы и христианской
морали.
В качестве примеров,
характеризующих отношение
верующих к архиепископу, его
авторитетности среди них можно
привести факт проводов его в
Москву в июне 1948 года6,
когда много верующих - до 250
человек - пришли на вокзал
проводить его, многие верующие
были с цветами, часть старушек
плакали, так как в связи с
поездкой среди верующих
распространились слухи, что
архиепископ больше не вернется в
Новосибирск.
Или другой случай: когда во
время пасхальной службы в 1946 году
у архиепископа произошел
сердечный припадок и его унесли
на квартиру, то около его дома
собралась значительная толпа
верующих, долго ожидавших
сведений о его состоянии.
Верующие разошлись лишь только
после того, как им разъяснили, что
врачами приняты меры и
архиепископу стало лучше.
Духовенство церквей области
относится к архиепископу
Варфоломею с уважением, как к
человеку преклонного возраста,
богословски образованному
руководителю и наставнику,
имеющему большой опыт духовной
службы, скромному в быту.
Однако значительная часть
духовенства церквей города
Новосибирска, преимущественно из
лиц, ранее примыкавших к
обновленчеству, недолюбливает
его за консерватизм, за его
жесткие требования не постригать
волосы, усы и бороду, не носить
костюмов, пальто и т. д., а ходить
везде только в одежде
священнослужителей - "нашей
исконной одежде", как говорит
архиепископ.
Недолюбливают его за то, что он
часто проводит весьма
продолжительные утомительные
церковные службы, получившие
название у духовенства и части
верующих "монастырских служб".
Некоторые из числа духовенства
пытались повлиять на
архиепископа в сторону
сокращения продолжительности
служб ссылками на утомительность
их для верующих и духовенства и на
то, что остается мало времени для
совершения религиозных треб, но
архиепископ Варфоломей остался
непреклонен, заявив, что
пропускать что-либо из церковных
книг нельзя, в противном случае
будет нарушен порядок службы, и
что книги существуют для того,
чтобы читать все написанное в них.
Многие праздничные и воскресные
церковные службы действительно
проводились с раннего утра до 2,5
часов, до 3 часов и даже до 3,5 часов,
а с 5 часов - вечерняя служба.
Анонимка, полученная
архиепископом Варфоломеем в июле
1947 года и написанная кем-то из
священнослужителей,
характеризует отрицательное
отношение к нему этой части
духовенства. В анонимке
критиковались некоторые действия
архиепископа и его отношение к
духовенству. В ней указывалось,
что архиепископ стоит далеко от
священнослужителей, требует
почестей и зачастую ненужного
внешнего проявления почитания в
тот момент, когда
священнослужители до крайности
утомлены, что архиепископ не
интересуется жизнью духовенства,
их бытом, нуждами, заставляет до
утомления служить в церкви, не
принимает мер к улучшению
бытового, материального
положения духовенства, не
помогает в снижении налогов.
Настоятель Удинцев7
мне лично заявил во время беседы,
что, хотя анонимку писал не он, но
с содержанием ее он вполне
согласен.
Подозреваемый в авторстве
анонимки псаломщик Огнев был тут
же уволен, а настоятель Удинцев
переведен настоятелем меньшего
прихода Успенской церкви. Сделано
это было архиепископом
Варфоломеем под влиянием своего
секретаря Вольяникова, благодаря
его настояниям.
Действительно, архиепископ
Варфоломей любит всякое
проявление к нему почитания,
любит, чтобы его встречали при
входе в церковь и на вокзале при
возвращении из командировок,
оказывая ему почести. И когда при
возвращении из командировки (в 3-х
случаях) духовенство и члены
церковного совета не вышли
встретить его на вокзале, он
сильно расстроился, обиделся, был
очень возмущен и дал строгую
нотацию каждому в отдельности
священнослужителю8.
С духовенством архиепископ мало
общается, но в вопросе налогов он
всегда настойчиво поддерживает
жалобы духовенства.
Эта же часть духовенства,
недолюбливая секретаря
архиепископа и благочинного
Вольяникова (ныне епископ Никандр),
недовольна тем, что архиепископ
дал ему большие права, оказывает
ему много послаблений и находится
под большим влиянием Вольяникова.
Духовенство считает, что
фактически руководит епархией
Вольяников. Это мнение имеет под
собой почву, так как Вольяников
пользуется большим доверием у
архиепископа, который
прислушивается к мнению
Вольяникова, иногда
предоставляет ему право
распоряжаться от своего имени.
С проповедями архиепископ
Варфоломей обращается к верующим
часто (почти каждый раз, когда он
совершает церковную службу).
Основное содержание его
проповедей - религиозные темы,
связанные с определенным
церковным праздником или другим
событием церковной жизни.
На основе того или иного
материала из Ветхого и Нового
Завета, Евангелия или события из
истории христианской Церкви
вообще и православной в частности
архиепископ в своих проповедях
старается убедить верующих в
правильности православия,
упрочить их религиозность,
расширить круг верующих.
В ряде проповедей архиепископ
наряду с религиозными темами
обращался к верующим с
патриотическими призывами:
самоотверженно трудиться на
благо Родины, честно выполнять
свои государственные обязанности
и обязательства, в 1943-1945 годах (до
распоряжения Патриарха) призывал
жертвовать на оборону страны, в
фонд помощи инвалидам
Отечественной войны и семьям
погибших на фронте.
Много раз архиепископ
Варфоломей обращался к верующим и
обращается сейчас с проповедями,
направленными против инаковерия,
чаще всего против баптистов и
католиков.
В заключение необходимо
отметить, что архиепископ
Варфоломей по характеру человек
прямой, свои мысли и желания
высказывает прямо, не
дипломатничает. Таким его
характеризует духовенство и это
подтверждается моими
наблюдениями в процессе бесед с
ним.
Уполномоченный Совета
по делам
Русской Православной Церкви
при Новосибирском
облисполкоме
СОЗОНЕНОК
№ 119. 2 экз.
19/III-1949
Примечания:
1
Так в тексте.
2
Созоненок не указывает на то,
когда и где высказывал Владыка
Варфоломей столь смелые и опасные
для того времени мысли. В своей
правоте Владыка мог убедиться и
после прибытия на Новосибирскую
кафедру, где в 1937 году были
арестованы и расстреляны и его
предшественник архиепископ
Сергий (Васильков), и несколько
десятков священников и мирян, и
лично, когда сам находился в
лагере. Впрочем, знали об этом
многие, но очень немногие
говорили.
3
Ошибка, должно быть - "пастырская".
4
А собственно, зачем голосовать
всем как можно раньше? Можно и
после службы. А затем, чтобы
городское или районное
начальство могло отрапортовать,
что 99,99% избирателей к 10 или 12
часам проголосовали и "отдали
свои голоса за нерушимый блок
коммунистов и беспартийных".
5
Вольяников Николай Федотович -
архимандрит Никандр (1909-1956).
Окончил юридический факультет
Иркутского государственного
университета. В январе 1944
архиепископом Варфоломеем
рукоположен во священника, стал
его секретарем. В феврале
пострижен в монашество. Вскоре
возведен в сан архимандрита. 27
февраля 1949 года хиротонисан во
епископа Бийского, викария
Новосибирской епархии. С 31 июля 1952
года и до кончины - епископ Омский
и Тюменский.
6
Владыка отправлялся на Совещание
глав и представителей Поместных
Православных Церквей. Слезы
старушек были небезосновательны,
их сердца чувствовали, что
внешнее изменение церковно-государственных
отношений не означает внутренней
перемены в них. Например,
отправлявшийся на то же Совещание
будущий преемник митрополита
Варфоломея митрополит Харбинский
и Манчжурский Нестор (Анисимов)
был арестован.
7
Удинцев Евгений, протоиерей.
Родился около 1886 года, окончил
Духовную семинарию и Демидовский
юридический лицей в 1913 году. С 1914
года священник. В 1919 году -
священник Вознесенской церкви
Томска. С 1922 года - активный
обновленец. Был членом
обновленческого Высшего
Сибирского церковного управления.
Служил до 1937 года. С 1937 по 1943 год
работал в светских организациях.
С 1945 вернулся на церковную службу.
Был настоятелем Вознесенского
кафедрального собора и Успенской
церкви Новосибирска.
8
Такая оценка уполномоченным этих
действий Владыки Варфоломея не
совсем верна, так как выше
Созоненок отмечал скромность
архиепископа Варфоломея. Скорее
всего, желание Владыки
относительно многолюдных встреч
и проводов объясняется
миссионерскими целями: таким
образом напомнить людям, иногда
живущим в таких городах, где
долгие годы не видели не только
живого архиерея, но и священника,
о существовании Церкви.
Библиография трудов
архиепископа Варфоломея (Городцева)
Каков должен быть характер
современно-церковной проповеди //
Православное обозрение. 1891.
Сентябрь.
Четыре проповеди // Могилевские
Епархиальные ведомости. 1891. № 10-11,
№ 12-13, № 18-19; 1892. № 18.
Мысли о посте // Могилевские
Епархиальные ведомости. 1892. № 8-9.
Несколько слов о дневнике отца
Иоанна Кронштадтского //
Могилевские Епархиальные
ведомости. 1892. № 25.
Несколько проповедей за 1893-1900 гг.
// Духовный вестник Грузинского
Экзархата.
Мысли о самоубийстве // Радость
христианина. Кн. III. 1895.
Мысли пастыря о некоторых
изречениях святого Апостола
Павла, относящихся к пастырскому
служению. Тифлис, 1903. Вып. II и III.
Пастырь-проповедник по
святителю Иоанну Златоусту.
Тифлис, 1903.
Как надо понимать возглас
священника на утрени: "Слава
Тебе, показавшему нам свет".
Тифлис, 1930.
Акафисты:
Святому Апостолу Варфоломею.
Баку, 1917.
Святому первомученику
архидиакону Стефану (рукопись).
Святителю Филиппу, митрополиту
Московскому (рукопись).
Книга Иова (Опыт библейско-психологического
обозрения содержания книги).
Магистерская диссертация (машинопись,
562 с.).
Воплотившееся Слово Отчее -
Единый Воссоздатель падшего
человеческого естества (Новый
Адам) (машинопись, 75 с.).
Речь при наречении во епископа
Можайского (рукопись).
О богословствовании Святейшего
Патриарха Сергия (рукопись).
Слово в полугодичный день
поминовения Святейшего Патриарха
Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 25-30.
Статья в день памяти со дня
кончины Святейшего Патриарха
Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 27-28.
Пастырское послание // ЖМП. 1946. №
5. С. 56-61.
Памяти Патриарха Сергия //
Патриарх Сергий и его духовное
наследство. МП. 1947. С. 206.
Служба Святителю Иоанну
Тобольскому. Новосибирск, 1947.
Размышления о созидании в себе
внутреннего человека (рукопись).
Объяснение чуда исцеления
Гадаринских бесноватых (рукопись).
Сибирские святители:
Святитель Иннокентий, первый
Иркутский епископ // ЖМП. 1948. № 2. С.
31-39.
Святитель Софроний, епископ
Иркутский // ЖМП. 1948. № 3. С. 26-30.
Святитель Иоанн (Максимович),
митрополит Тобольский и всея
Сибири // ЖМП. 1948. № 3. С. 30-33.
Новогоднее пастырское послание
// ЖМП. 1948. № 1. С. 70-72.
Некролог профессора Григория
Петровича Георгиевского // ЖМП. 1948.
№ 4. С. 48-50.
О пастыреводительном характере
творений святителя Димитрия,
митрополита Ростовского // ЖМП. 1949.
№ 1. С. 54-58.
Первый шаг к миру // ЖМП. 1950. № 9. С.
6-7.
О пастырском благовествовании //
ЖМП. 1950. № 6. С. 25-28.
О пастырском служении по
святому Апостолу Павлу // ЖМП. 1950.
№ 1. С. 43-50; № 4. С. 54-59; № 5. С. 54-60.
Воскресение и прославление
воплотившегося Слова // ЖМП. 1952. №
4. С. 35-39.
Искупительное значение
страданий и крестной смерти
Господа Иисуса Христа // ЖМП. 1952. №
3. С. 51-61.
Подвиг земной жизни Спасителя //
ЖМП. 1952. № 2. С. 41-44.
Воплощение Сына Божия в плане
домостроительства нашего
спасения // ЖМП. 1952. № 1. С. 51-53.
Журнал
Московской Патриархии, 1999, №6
http://212.188.13.168/izdat/JMp/99/6-99/16.htm
|