Главная


Памяти Митрополита Варфоломея  


Обновление: 
12 января 2011 г.

 

 
Владыка Варфоломей

Виталий Бочкарев

"По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает"

В 1999 году исполнилось 75 лет со дня учреждения Новосибирской епархии. С 1943 по 1956 год епархией управлял выдающийся иерарх - митрополит Варфоломей (Городцев). Владыка Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев) родился 5 июля 1866 года в Рязанской губернии, в семье священника. После окончания Рязанской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии он трудился на должности помощника инспектора Могилевской Духовной семинарии, а в 1892 году получил назначение в Тифлис, где был рукоположен во диакона и затем во священника. В этом городе отец Сергий Городцев прослужил 26 лет: труд на ниве просвещения, миссионерская деятельность, служение в разных храмах города, храмостроительство - вот далеко не полный перечень деяний священника, а затем протоиерея Сергия Городцева.

Революционные потрясения заставили отца Сергия покинуть Тифлис, с 1918 года он служил в Баку. Здесь в 1923 году он был арестован и выслан в Уфу, после пересмотра дела в 1924 году направлен в Соловецкий лагерь. В это время в бывшей обители преподобных Зосимы и Савватия находилось в узах множество архиереев, священников, монахов. После Соловков до начала 1931 года отцу Сергию пришлось побывать в ссылке в Барабинском округе Западно-Сибирского края. В 1931 году он был определен на жительство в город Богучары Воронежской области, затем служил в Клинском районе Московской области.

В 1942 году был пострижен в монашество с наречением имени Варфоломей и хиротонисан во епископа Можайского. В самый день хиротонии в награду за почти полувековую пастырскую деятельность новопоставленный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. 26 июля 1943 года он был назначен на Новосибирскую кафедру, где прослужил до самой своей кончины - 1 июня 1956 года. Светлая память о митрополите Варфоломее хранится многими православными сибиряками.

В 1943 году после известной встречи Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Председателя СНК СССР И. В. Сталина положение Церкви в государстве было облегчено. Для связи между государственными и церковными структурами был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. В областях и краях этот совет имел своих уполномоченных. Характеристика на архиепископа Варфоломея, посланная в Совет в марте 1949 года, - один из недавно рассекреченных документов архивного фонда Совета по делам религий, как назывался этот государственный орган позднее, предлагается читателям "Журнала Московской Патриархии".

Апостол Павел среди качеств, необходимых епископу, называл и "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Примером такого доброго свидетельства и является данный документ. В нем даже отрицательные с точки зрения его автора стороны деятельности Владыки Варфоломея являются подтверждением непреклонной веры святителя. 

Публикацию и комментарии к ней подготовил протоиерей Виталий Бочкарев. Текст документа приводится без сокращений, с небольшими исправлениями.


 

Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 32. Л. 30-36. Машинопись, 2-й экземпляр.

 

Cекретно

 

Характеристика

на архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцева Сергея Дмитриевича)

Архиепископ Варфоломей родился в июле 1866 года в селе Позднее бывшей Рязанской губернии в семье протоиерея, окончил в 1880 году духовное училище, в 1886 году - духовную семинарию (в Рязани) и в 1890 году - духовную академию (в Петербурге), ученое звание - магистр богословия, знает латинский, греческий, еврейский, немецкий и французский языки, посвящен в священнический сан в декабре 1892 года, возведен в сан архиепископа в 1942 году. Десять лет - с 1923 по 1933 год он отбывал административную высылку в городе Уфе, на Соловках, в Новосибирской области и в городе Богучары Воронежской области.

В июле 1943 года архиепископ Варфоломей был назначен управляющим Новосибирской и Барнаульской епархией, прибыл в Новосибирск в августе 1943 года.

Архиепископ Варфоломей - фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно - к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст.

В своих отношениях к советской власти архиепископ Варфоломей старается быть лойяльным1, но иногда в частых (должно быть, "частных". - Прим. авт.) и служебных разговорах и в проповедях высказывает реакционные мысли.

Например, в своих проповедях 23 марта 1947 года в Успенской церкви и 6 апреля того же года в Вознесенской церкви города Новосибирска архиепископ заявил, что наше отечество раскололось на две части - на верующих и безбожников, что только безумные люди могут говорить, что Бога нет. Он в этих проповедях призывал верующих не уклоняться в сторону безбожия и верить апостолам и проповедникам христианства, так как неверие - зло и с ним нужно бороться, и тогда неверующие будут посрамлены, всякий верующий должен уклоняться от мирского учения и его влияния. Он призывал верующих привлекать в церковь неверующих, особенно молодежь, отвлечь ее от мирского влияния.

В своем послании к верующим и духовенству по поводу Поместного Собора 1945 года архиепископ Варфоломей писал: "...и когда мы сами будем твердо и непоколебимо хранить догматы Святой Церкви нашей, то и наши пасомые будут таковыми же и вера святая будет сиять на нашей земле и все неправославно мыслящие и отступники от веры будут постыжены" (подчеркнутое из послания было изъято по согласованию с Обллито).

Факты арестов и высылок священнослужителей в прошлом архиепископ расценивает не как привлечение отдельных священнослужителей за антисоветскую деятельность, а как общую политику, проводимую тогда Советской властью и направленную на ущемление и преследование всего духовенства с целью полной ликвидации Церкви2.

В своих проповедях 1944 - 1947 годов неоднократно обращался с призывами к верующим родителям, чтобы они заставляли детей посещать церковь, учить молитвы, изучать Закон Божий и сами приводили своих детей в церковь для совершения обрядов крещения.

Такого рода призывы архиепископа среди некоторой небольшой части верующих вызвали недовольство. Это недовольство было высказано в анонимке, полученной мною в апреле 1947 года и в личной беседе отдельных верующих со мной.

По этому поводу я в апреле 1947 года беседовал с архиепископом, который заявил мне, что он действительно не раз обращался к верующим, чтобы родители вели своих детей в церковь, учили их молитвам и Закону Божию, вообще влияли на детей так, чтобы они были верующими гражданами. Делал это, как он объяснил, следуя примеру Господа, Который призывал христиан не препятствовать приходу к нему детей, и как пастырь и наставник. Поэтому от такого рода призывов к верующим он не может отказаться по своему внутреннему христианскому убеждению и так как это есть его пасторская3 обязанность.

После этой беседы архиепископ Варфоломей с такого характера призывами к верующим обращался значительно реже, преимущественно во время школьных каникул, а после получения указаний Священного Синода по этому поводу от 25 августа 1948 года - прекратил их.

Несмотря на свой преклонный возраст (ему скоро исполняется 83 года) и незавидное здоровье, архиепископ Варфоломей часто выезжает в подчиненные ему благочиния и приходы, очень часто сам совершает церковные службы в Вознесенской церкви (обязательно во все большие и малые церковные праздники и в воскресные дни), а если сам не служит, то все равно посещает церковь - будь-то утренняя или вечерняя служба, церковь не посещает в редких случаях, только когда чувствует себя серьезно больным или слишком утомленным.

Он много читает церковных книг, богословских трудов и книг по истории России, много пишет: статьи на богословские темы, статьи в "Журнал Московской Патриархии" и в сборники, издаваемые Патриархией, написал много акафистов, службу митрополиту Тобольскому Иоанну, разрешенную Патриархом к службе в церквах, находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке, и два больших послания к духовенству и верующим приходов епархии.

За время своего архиерейства в городе Новосибирске (5,5 лет) архиепископ Варфоломей ни разу не брал себе отпуск для отдыха и лечения. Он считает, что как духовный наставник он не будет угоден Богу и не заслужит почетного места при загробной жизни, если не будет все время ревностно служить и отдавать свои силы на служение Богу и оставит духовенство и верующих вверенной епархии без своего руководства и наставничества.

В течение 1944 - 1948 годов архиепископ совершил более 30 поездок, в том числе 6-7 поездок в Москву и одну дальнюю поездку в города Хабаровск и Владивосток (1948 год), остальные - в подчиненные ему благочиния и приходы, посетил во время этих поездок свыше 20 приходов, причем некоторые из них (в городах Бийске, Красноярске, Барнауле, Иркутске и других) по 2-3 раза.

Поездками в приходы и благочиния им преследовались цели упрочения и поднятия авторитета Церкви и духовенства путем непосредственного влияния на верующих и непосредственного общения с ними, личного ознакомления с положением приходов и благочиний и устранения всех недостатков, которые, так или иначе, сказываются на авторитете Церкви и духовенства. Всякое ходатайство об открытии церкви или молитвенного дома архиепископ Варфоломей поддерживает без всякого разбора вплоть до анонимных ходатайств. Были случаи, когда он бывшим служителям культа поручал помочь создание группы верующих и оформление ходатайства (город Лебедевка, город Татарск и другие) или пытался то же самое сделать через священника действующей Вознесенской церкви, которого намеривался направить по вызову верующих для совершения треб (город Бердск).

В феврале 1946 года, накануне дня выборов в Верховный Совет СССР, духовенство Вознесенской церкви города Новосибирска в разговорах между собой и настоятелем подняло вопрос о необходимости несколько сократить церковную службу в день выборов, чтобы дать духовенству и верующим проголосовать раньше4. Узнав об этом, архиепископ Варфоломей строго и категорически запретил вести какие бы то ни было разговоры в церкви о выборах, и только уступив совету Вольяникова5, с большим сопротивлением согласился отменить раннюю обедню 10 февраля.

Архиепископ Варфоломей среди верующих пользуется значительным авторитетом, оказывает на них большое влияние, к его проповедям и словам верующие относятся с большим доверием и вниманием. Абсолютное большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви.

Действительно, архиепископ Варфоломей ведет скромный образ жизни, строго соблюдает монашеский обет, в частности в отношении пищи, совершенно не ест мясного, питается только овощами и рыбой, а во время поста - только овощами, разрешает себе выпить немного красного вина только в большие церковные праздники, хорошо на память знает порядок церковных служб и нередко, присутствуя в церкви, подсказывает, поправляет того или иного священнослужителя, весьма требователен к себе и к духовенству, когда речь идет о соблюдении обрядности, канонических правил, порядка церковной службы и христианской морали.

В качестве примеров, характеризующих отношение верующих к архиепископу, его авторитетности среди них можно привести факт проводов его в Москву в июне 1948 года6, когда много верующих - до 250 человек - пришли на вокзал проводить его, многие верующие были с цветами, часть старушек плакали, так как в связи с поездкой среди верующих распространились слухи, что архиепископ больше не вернется в Новосибирск.

Или другой случай: когда во время пасхальной службы в 1946 году у архиепископа произошел сердечный припадок и его унесли на квартиру, то около его дома собралась значительная толпа верующих, долго ожидавших сведений о его состоянии. Верующие разошлись лишь только после того, как им разъяснили, что врачами приняты меры и архиепископу стало лучше.

Духовенство церквей области относится к архиепископу Варфоломею с уважением, как к человеку преклонного возраста, богословски образованному руководителю и наставнику, имеющему большой опыт духовной службы, скромному в быту.

Однако значительная часть духовенства церквей города Новосибирска, преимущественно из лиц, ранее примыкавших к обновленчеству, недолюбливает его за консерватизм, за его жесткие требования не постригать волосы, усы и бороду, не носить костюмов, пальто и т. д., а ходить везде только в одежде священнослужителей - "нашей исконной одежде", как говорит архиепископ.

Недолюбливают его за то, что он часто проводит весьма продолжительные утомительные церковные службы, получившие название у духовенства и части верующих "монастырских служб". Некоторые из числа духовенства пытались повлиять на архиепископа в сторону сокращения продолжительности служб ссылками на утомительность их для верующих и духовенства и на то, что остается мало времени для совершения религиозных треб, но архиепископ Варфоломей остался непреклонен, заявив, что пропускать что-либо из церковных книг нельзя, в противном случае будет нарушен порядок службы, и что книги существуют для того, чтобы читать все написанное в них.

Многие праздничные и воскресные церковные службы действительно проводились с раннего утра до 2,5 часов, до 3 часов и даже до 3,5 часов, а с 5 часов - вечерняя служба.

Анонимка, полученная архиепископом Варфоломеем в июле 1947 года и написанная кем-то из священнослужителей, характеризует отрицательное отношение к нему этой части духовенства. В анонимке критиковались некоторые действия архиепископа и его отношение к духовенству. В ней указывалось, что архиепископ стоит далеко от священнослужителей, требует почестей и зачастую ненужного внешнего проявления почитания в тот момент, когда священнослужители до крайности утомлены, что архиепископ не интересуется жизнью духовенства, их бытом, нуждами, заставляет до утомления служить в церкви, не принимает мер к улучшению бытового, материального положения духовенства, не помогает в снижении налогов.

Настоятель Удинцев7 мне лично заявил во время беседы, что, хотя анонимку писал не он, но с содержанием ее он вполне согласен.

Подозреваемый в авторстве анонимки псаломщик Огнев был тут же уволен, а настоятель Удинцев переведен настоятелем меньшего прихода Успенской церкви. Сделано это было архиепископом Варфоломеем под влиянием своего секретаря Вольяникова, благодаря его настояниям.

Действительно, архиепископ Варфоломей любит всякое проявление к нему почитания, любит, чтобы его встречали при входе в церковь и на вокзале при возвращении из командировок, оказывая ему почести. И когда при возвращении из командировки (в 3-х случаях) духовенство и члены церковного совета не вышли встретить его на вокзале, он сильно расстроился, обиделся, был очень возмущен и дал строгую нотацию каждому в отдельности священнослужителю8. С духовенством архиепископ мало общается, но в вопросе налогов он всегда настойчиво поддерживает жалобы духовенства.

Эта же часть духовенства, недолюбливая секретаря архиепископа и благочинного Вольяникова (ныне епископ Никандр), недовольна тем, что архиепископ дал ему большие права, оказывает ему много послаблений и находится под большим влиянием Вольяникова. Духовенство считает, что фактически руководит епархией Вольяников. Это мнение имеет под собой почву, так как Вольяников пользуется большим доверием у архиепископа, который прислушивается к мнению Вольяникова, иногда предоставляет ему право распоряжаться от своего имени.

С проповедями архиепископ Варфоломей обращается к верующим часто (почти каждый раз, когда он совершает церковную службу).

Основное содержание его проповедей - религиозные темы, связанные с определенным церковным праздником или другим событием церковной жизни.

На основе того или иного материала из Ветхого и Нового Завета, Евангелия или события из истории христианской Церкви вообще и православной в частности архиепископ в своих проповедях старается убедить верующих в правильности православия, упрочить их религиозность, расширить круг верующих.

В ряде проповедей архиепископ наряду с религиозными темами обращался к верующим с патриотическими призывами: самоотверженно трудиться на благо Родины, честно выполнять свои государственные обязанности и обязательства, в 1943-1945 годах (до распоряжения Патриарха) призывал жертвовать на оборону страны, в фонд помощи инвалидам Отечественной войны и семьям погибших на фронте.

Много раз архиепископ Варфоломей обращался к верующим и обращается сейчас с проповедями, направленными против инаковерия, чаще всего против баптистов и католиков.

В заключение необходимо отметить, что архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает. Таким его характеризует духовенство и это подтверждается моими наблюдениями в процессе бесед с ним.

Уполномоченный Совета по делам

Русской Православной Церкви

при Новосибирском облисполкоме

СОЗОНЕНОК

№ 119. 2 экз.

19/III-1949

Примечания:

1 Так в тексте.

2 Созоненок не указывает на то, когда и где высказывал Владыка Варфоломей столь смелые и опасные для того времени мысли. В своей правоте Владыка мог убедиться и после прибытия на Новосибирскую кафедру, где в 1937 году были арестованы и расстреляны и его предшественник архиепископ Сергий (Васильков), и несколько десятков священников и мирян, и лично, когда сам находился в лагере. Впрочем, знали об этом многие, но очень немногие говорили.

3 Ошибка, должно быть - "пастырская".

4 А собственно, зачем голосовать всем как можно раньше? Можно и после службы. А затем, чтобы городское или районное начальство могло отрапортовать, что 99,99% избирателей к 10 или 12 часам проголосовали и "отдали свои голоса за нерушимый блок коммунистов и беспартийных".

5 Вольяников Николай Федотович - архимандрит Никандр (1909-1956). Окончил юридический факультет Иркутского государственного университета. В январе 1944 архиепископом Варфоломеем рукоположен во священника, стал его секретарем. В феврале пострижен в монашество. Вскоре возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1949 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. С 31 июля 1952 года и до кончины - епископ Омский и Тюменский.

6 Владыка отправлялся на Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей. Слезы старушек были небезосновательны, их сердца чувствовали, что внешнее изменение церковно-государственных отношений не означает внутренней перемены в них. Например, отправлявшийся на то же Совещание будущий преемник митрополита Варфоломея митрополит Харбинский и Манчжурский Нестор (Анисимов) был арестован.

7 Удинцев Евгений, протоиерей. Родился около 1886 года, окончил Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей в 1913 году. С 1914 года священник. В 1919 году - священник Вознесенской церкви Томска. С 1922 года - активный обновленец. Был членом обновленческого Высшего Сибирского церковного управления. Служил до 1937 года. С 1937 по 1943 год работал в светских организациях. С 1945 вернулся на церковную службу. Был настоятелем Вознесенского кафедрального собора и Успенской церкви Новосибирска.

8 Такая оценка уполномоченным этих действий Владыки Варфоломея не совсем верна, так как выше Созоненок отмечал скромность архиепископа Варфоломея. Скорее всего, желание Владыки относительно многолюдных встреч и проводов объясняется миссионерскими целями: таким образом напомнить людям, иногда живущим в таких городах, где долгие годы не видели не только живого архиерея, но и священника, о существовании Церкви.

Библиография трудов архиепископа Варфоломея (Городцева)

Каков должен быть характер современно-церковной проповеди // Православное обозрение. 1891. Сентябрь.

Четыре проповеди // Могилевские Епархиальные ведомости. 1891. № 10-11, № 12-13, № 18-19; 1892. № 18.

Мысли о посте // Могилевские Епархиальные ведомости. 1892. № 8-9.

Несколько слов о дневнике отца Иоанна Кронштадтского // Могилевские Епархиальные ведомости. 1892. № 25.

Несколько проповедей за 1893-1900 гг. // Духовный вестник Грузинского Экзархата.

Мысли о самоубийстве // Радость христианина. Кн. III. 1895.

Мысли пастыря о некоторых изречениях святого Апостола Павла, относящихся к пастырскому служению. Тифлис, 1903. Вып. II и III.

Пастырь-проповедник по святителю Иоанну Златоусту. Тифлис, 1903.

Как надо понимать возглас священника на утрени: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Тифлис, 1930.

Акафисты:

Святому Апостолу Варфоломею. Баку, 1917.

Святому первомученику архидиакону Стефану (рукопись).

Святителю Филиппу, митрополиту Московскому (рукопись).

Книга Иова (Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги). Магистерская диссертация (машинопись, 562 с.).

Воплотившееся Слово Отчее - Единый Воссоздатель падшего человеческого естества (Новый Адам) (машинопись, 75 с.).

Речь при наречении во епископа Можайского (рукопись).

О богословствовании Святейшего Патриарха Сергия (рукопись).

Слово в полугодичный день поминовения Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 25-30.

Статья в день памяти со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 27-28.

Пастырское послание // ЖМП. 1946. № 5. С. 56-61.

Памяти Патриарха Сергия // Патриарх Сергий и его духовное наследство. МП. 1947. С. 206.

Служба Святителю Иоанну Тобольскому. Новосибирск, 1947.

Размышления о созидании в себе внутреннего человека (рукопись).

Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых (рукопись).

Сибирские святители:

Святитель Иннокентий, первый Иркутский епископ // ЖМП. 1948. № 2. С. 31-39.

Святитель Софроний, епископ Иркутский // ЖМП. 1948. № 3. С. 26-30.

Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири // ЖМП. 1948. № 3. С. 30-33.

Новогоднее пастырское послание // ЖМП. 1948. № 1. С. 70-72.

Некролог профессора Григория Петровича Георгиевского // ЖМП. 1948. № 4. С. 48-50.

О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского // ЖМП. 1949. № 1. С. 54-58.

Первый шаг к миру // ЖМП. 1950. № 9. С. 6-7.

О пастырском благовествовании // ЖМП. 1950. № 6. С. 25-28.

О пастырском служении по святому Апостолу Павлу // ЖМП. 1950. № 1. С. 43-50; № 4. С. 54-59; № 5. С. 54-60.

Воскресение и прославление воплотившегося Слова // ЖМП. 1952. № 4. С. 35-39.

Искупительное значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа // ЖМП. 1952. № 3. С. 51-61.

Подвиг земной жизни Спасителя // ЖМП. 1952. № 2. С. 41-44.

Воплощение Сына Божия в плане домостроительства нашего спасения // ЖМП. 1952. № 1. С. 51-53.


 

Журнал Московской Патриархии, 1999, №6

http://212.188.13.168/izdat/JMp/99/6-99/16.htm