ВАРФОЛОМЕЙ (в миру Городцев Сергей Дмитриевич), митрополит Новосибирский и Барнаульский (5.07.1866—19.05[1.06].1956), участник монархического движения на Кавказе, почетный председатель Тифлисского патриотического общества. Родился в семье священника в Рязанской губ. Окончил в 1880 Духовное училище, в 1886 Рязанскую Духовную семинарию, в 1890 С.-Петербургскую Духовную академию, кандидат богословия. С 1890 служил помощником инспектора Могилевской Духовной
семинарии. В 1892 переведен в Тифлис, где архиеп. Владимиром (Богоявленским), экзархом Грузии 11 дек. 1892 рукоположен во диакона, а 13 дек. во иерея и назначен вторым священником Александро-Невской церкви. С 1 янв. 1893 заведующий Второй миссионерской (Казанской) церковью, в 1903 возведен в сан протоиерея. С 28 дек. 1905 законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища, затем до 1918 был настоятелем церкви св. блгв. кн. Михаила Тверского. За диссертацию на тему «Книга Иова» был удостоен степени магистра богословия. О.
Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: он был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых. Не меньшую активность он проявлял и в общественной деятельности, направленной на борьбу с теми, кто стремился к отторжению от России кавказской окраины. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной монархической
организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906, в которой писал: «Живя на окраине, мы глубоко чувствуем, что возрождение России может быть совершено только внутренней мощью искренно Русского Православного Народа… Молим Бога вместе с нашим Царем-Самодержцем, чтобы на этом съезде явились истинные богатыри мысли и дела в посрамление всем врагам самобытного расцвета мощи Русского Народа… С нами Бог, с нами сила крестная, с нами вера в правоту нашего
святого дела». В янв. 1907 патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия
Городцева. Но Господь уберег Своего служителя, и, тяжело раненный шестью пулями, он выжил. Оправившись от ран, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество. Прислал приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский» съезд). Революционные потрясения 1917 заставили о. Сергия покинуть Тифлис, где он прослужил 26 лет. В 1918 он уехал в Баку, где служил в церкви в т. н. «черном городе» до 1923, когда был
арестован и приговорен к ссылке в Уфу. В 1924 дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926. Когда о. Сергий был в заключении, скончалась его жена. По отбытии срока он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до н. 1931. По окончании ссылки был определен на жительство в г. Богучары Воронежской обл. И только в 1935 получил приход в Клинском р-не Московской обл. 29 мая 1942 в Казанском соборе Ульяновска принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31
мая там же митр. Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) хиротонисал его во епископа Можайского, викария Московской епархии. 1 июня за немалые церковные труды возведен в сан архиепископа. С нояб. 1942 архиепископ Ульяновский, а с 8 авг. 1943 и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора 8 сент. 1943, избравшего митр. Сергия (Страгородского) Патриархом. 24 апр. 1949 возведен в сан митрополита. 8 дек. 1949 утвержден в звании почетного члена Московской Духовной академии. 24 июня 1951 удостоен звания
доктора богословия. Скончался в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе, в приделе прп. Серафима Саровского. Написал много статей на богословские темы, акафистов, составил службу святителю Иоанну Тобольскому. В 1949. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме Созоненок в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому
и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст». Соч.: Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневники, ст., послания / Вступ. биогр. очерк прот. Б. Пивоварова. Новосибирск, 1996. Лит.: За
Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917—56. Биогр. словарь. Т. 1: А—К. М., 1997; «По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает» // ЖМП. 1999. № 6; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994.; Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906.
Степанов А.
|