ИЗ МАТЕРИАЛОВ III СВЯТО-МАКАРИЕВСКИХ ЧТЕНИЙ НА АЛТАЕ |
Иерей Георгий Крейдун, Денис Завидов, студент АГУ О личности святителя Макария В начале XX века святителя Макария называли по-разному: и «апостолом Алтая», и «патриархом алтайских миссионеров». Профессор Н. И. Ильминский в одном из своих писем назвал святителя «прекрасным солнцем», и Владыка действительно был солнцем просвещения для жителей Алтая. После окончания вторым стипендиатом Тобольской духовной семинарии в 1854
г. Михаил Андреевич Парвицкий в возрасте 19 лет приезжает к родным на Алтай и по их благословению 22 февраля 1855 г. поступает на службу в Алтайскую Духовную миссию. Первая его должность была катехизатор в Чулышмане и учитель детей-инородцев в миссионерских школах Немала и Улалы. Спустя два года он был облечен в рясофор. Еще через четыре года - 11 марта 1861 г. - пострижен в монашество с именем Макария. 17 марта того же года рукоположен в иеродиакона, а 19 марта - во иеромонаха к походной церкви Алтайской миссии. По преданию, вскоре после пострига
молодому иеромонаху во сне явился прп. Макарий (Глухарев), который ободрил будущего святителя на предстоящие труды, сказав при этом: «Ты после меня здесь обучайся». С этого времени молодой миссионер, иеромонах Макарий, еще прилежнее занимается изучением алтайского языка и переводами литургии святого Иоанна Златоуста, Священной истории Нового Завета, воскресного Евангелия и впервые начинает ездить на самостоятельные проповеди. В 1864 г. иеромонах Макарий был награжден наперсным крестом и 14 ноября того же года утвержден наместником Чулышманского
монастыря, в проектировании которого он участвовал семь лет назад, будучи еще рясофорным послушником. В это же время, а затем в 1867 - 1868 гг. он ездил в Петербург, 8
где решал вопросы издания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке. В Казани при его личном активном участии был издан первый алтайско-русский словарь. С июня 1868 г. по декабрь 1869 г. в сотрудничестве с профессором Н. И. Ильминским отец Макарий занимался подготовкой к печати составленной алтайскими миссионерами первой грамматики алтайского языка и был избран членом Совета переводческого братства св. Гурия (Казань). За обучение церковному пению воспитанников Казанской учительской семинарии и за труды
по переводам на алтайский язык Преосвященным Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским, иеромонах Макарий (Парвицкий) был представлен к игуменству. Святейший Синод наградил его орденом св. Анны двух степеней. 29 июля 1871 г. о. Макарий стал игуменом. В 1875 г. он был утвержден заведующим Центральным -миссионерским училищем с. Улалы и помощником начальника Алтайской Духовной миссии. С этого назначения у игумена Макария начинается новая пора жизни, наполненная великими трудами и заботами по организации школьного образования по всему
Алтаю, ежегодными объездами всех миссионерских станов, где его педагогический учительский опыт был востребован как никогда. 29 июня 1883 г. игумен Макарий возведен в сан архимандрита, а 29 декабря того же года назначен начальником Алтайской Духовной миссии. 12 февраля 1884 г. архимандрит Макарий (Невский) хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Забот становится еще больше: это постройка Бийского катехизаторского училища, постоянные поездки по станам Миссии, забота о миссионерских школах и многое другое. Вот как оценивает
труды Преосвященного Макария один из сибирских миссионеров: «Как горячо желал бы я, Преосвященный Владыко, послужить под Вашим Архипастырством! Да и не один я, многие из духовенства Степного Генерал-губернаторства желали бы того, так как большинство здешняго духовенства есть воспитанники Тобольской семинарии и многие имеют счастие знать Ваше Преосвященство по означенной семинарии, и все слышали и слышат о Ваших действиях на Алтае и о Вашем любвеобильном сердце». Многие миссионеры просто скучали по своему архипастырю и желали почаще видеть его в своих
приходах. Вот свидетельство священника из Улалы: «Скоро ли Господь Вас приведет к нам: 9
Давно Вы, Преосвященный Владыко, не бывали у нас. При воспоминании о том, что Вы не посещаете нас, невольно чувствуется какая-то скука и тяжесть». Святитель Макарий был действительно отцом для своей многочисленной паствы. В одном из писем, уже будучи на Томской кафедре, он дает различные советы относительно благоустройства священнослужителей в Чулышманском монастыре, причем, зная всех поименно, он давал советы относительно каждого священнослужителя и монаха. Документально известно, как много он жертвовал на устройство Миссии из своих личных
средств: на храмы, школы, приюты, на Бийское катехизаторское училище, монастыри, священослужителям, учителям и многим другим миссионерским служащим, назначая точные суммы и давая точные распоряжения и советы относительно каждого. В бытность свою архиепископом Томским и Барнаульским, а затем митрополитом Московским, Владыка всегда старался, чтобы средства, перечисляемые от него лично и через него от других, направлялись на благоустройство прежде всего бедных церквей и приходов Миссии. Особенно заботился Преосвященный о миссионерских школах: множество
раз лично посещал их, обеспечивал доставку учебников и канцелярских принадлежностей, уделял внимание быту учителей. Он принимал непосредственное участие в проектах постройки многих миссионерских школ, молитвенных домов и церквей. В частности, во время постройки школы на Матуре свт. Макарий сам прислал туда план и давал самоличные советы относительно наиболее удобной планировки школы. Святитель Макарий во многих письмах наставлял молодых миссионеров и давал им советы по организации миссионерских поездок («маршрутов»), об обращении с народами Горного
Алтая и т.п. К алтайцам он относился поистине с отеческой любовью: заботился о хозяйственном благоустройстве, лично отводил земли для оседлого ведения сельского хозяйства. Нередко из личных средств выделял суммы на покупку припасов. Уже будучи Московским митрополитом, Владыка Макарий ходатайствовал перед правительством об их освобождении от призыва на войну, а также за перебежчиков-дезертиров, вернувшихся домой с китайской границы. Многие письма мирян и священников свидетельствуют о проявлениях личной заботы Преосвященного о вверенной ему пастве. То
он посылает немалую сумму нуждающейся семье, то бе- 10
рет на себя заботу о детях священника-алтайца Владимира Тозыкова, у которого умерла жена, то спешит направить подарки к памятным семейным датам тому же Тозыкову. Будучи на посту начальника Миссии, святитель Макарий, конечно же, никогда не забывал о помощи простому ближнему, которому он помогал не по должности своей, а по любви. Причем, помогал всем - и мирянам, и священникам. Вот лишь несколько писем-документов, свидетельствующих о его архипастырской попечительности. Первое письмо от 2 сентября 1887 г. написал «недостойный раб Амфилохий
Каншин»: «По Всемилостивейшему изволению Вашего Преосвященства, за неоставление меня пожертвованием по случаю нашего пожара 50 руб. серебра вся грешная семья моя, с радостными слезами благодарна помолилась Господу, благодеевшему нам, - внушившему обрадовать нас чрез Особу нашу из Святителей Своих. Ваше Преосвященство! За малограмотность мою, я не в состоянии выразить Вам за такое к нам благодеяние Ваше, Святитель и Всемилостивейший наш Архипастырь, хотя и горячо чувствую на душе моей любовь и благодарность, а потому, до гроба моего считаю себя обязанным
молиться Богу следующими словами: «Спаси Господи и помилуй, Преосвященнаго нашего Епископа Макария, и святыми Его молитвами, прости моя согрешения». Следующее письмо от 23 марта 1888 г. было написано священником Миссии о. Владимиром Тозыковым, после того как у него умерла жена и остались дочь-младенец и еще несколько детей-сирот. «Сегодня вечером имел счастие получить утешительное письмо от Вашего Преосвященства от 27 февраля сего года, которое утешило меня в сем трудном моем положении. Утешительныя и назидательныя слова Ваши поистине много меня
утешили. Забота Ваша о моих сиротах дает мне основание надеяться на благоприятную их будущность под Вашим Высоким покровительством». Следующее письмо показывает, что забота о сиротах со стороны Владыки Макария была постоянная: «Письмо Вашего Преосвященства от 29 августа с.г. (т.е. спустя пять месяцев после первого письма) и посылки 1 гол. сахару, 1 ф. чаю, 1 книгу с картинками для Саши и картинки «Святыни Киева» для Алеши я имел счастие с радостию получить 10 сентября сего года». В 1895 г. Владыка Макарий, тогда архиепископ Томский и
Барнаульский, был избран почетным членом Казанской духов- 11
ной академии. В начале 1899 г. К. П. Победоносцев преподнес в дар Царю и Царице книгу его избранных проповедей. Став в 1912 г. митрополитом Московским, Владыка не оставляет забот об Алтайской Духовной миссии. Он возглавляет Российское миссионерское общество, наставляет своих духовных чад-миссионеров. Награждая его в 1914 г. крестом для предношения при священослужении, император Николай II особо отмечает, что миссионерское дело во всех его проявлениях является главным в святительском служении Владыки. Летом 1914 г. митрополит Макарий
направился на Алтай, отклонив все предложения о праздновании своего юбилея в Москве. 22 июня 1914 г. он сошел на набережную Бийска под «красный звон» колоколов всех семнадцати церквей города. По старой привычке Владыка сразу же направился в Троицкий собор, где его чествовал весь Бийск, а на следующий день выехал в Горный Алтай. Посетив могилы родителей в селе Красный Яр, он направился в Чулышманский монастырь, где в последний раз встретился со своим родным братом архимандритом Иннокентием (в Бийском Тихвинском женском монастыре он уже попрощался со
своей сестрой, схимонахиней Анной). На обратном пути сплавились на плоту по Бии до Лебединского стана, а оттуда, через Улалу, проехали в Чемал. Там митрополита Макария и застало известие о начале войны: 7 августа 1914 г. Владыка Макарий простился с Алтаем. Последние годы его жизни и святительского служения были полны скорбей и несправедливых преследований. Монархические убеждения Владыки в 1917 г. стали причиной его незаконного неканонического смещения с кафедры митрополита Московского и клеветнических обвинений в распутинщине (с Г. Е. Распутиным он
виделся один раз). Владыка со смирением переносил гонения власти и связанное с этим пренебрежение собратьев. Зимой 1918 г. на одном из первых заседаний второй сессии Поместного собора за митрополита Макария вступились сибирские, а не московские, иерархи, которые внесли запрос о скорой ликвидации «дела» Владыки Макария. Собор и Святейший Патриарх Тихон оправдали опального митрополита, но постановление об этом не было объявлено всецерковно. В августе 1920 г. Святейший Патриарх Тихон пишет Владыке Макарию: «Высокопоставленный Владыко! ...Предлагаю
Священному Синоду, во внимание к Вашим 50-летним трудам на 12
Алтае, сохранить за Вами пожизненно титул митрополита Алтайского. Поправляйтесь здоровьем, дабы возможно было Вам и поезжатъ на Алтай. Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник. Патриарх Тихон». Вскоре после этого письма Высокопреосвященнейший Макарий тяжко заболел и уже не смог выехать на новую кафедру. Но до самой кончины он управлял алтайской паствой и делами Миссии. Русская Церковь в это время переживала тяжелые времена расколов, гонений и притеснений. Особо страшен
для Церкви был обновленческий раскол. Являлись к митрополиту Макарию и «живоцерковники», но никакой подписи от него, разумеется, не получили. Святейший Патриарх направил в Угрешу только что освобожденного из Бутырской тюрьмы архиепископа Бийского Иннокентия (Соколова). Велика была радость встречи соратников. Святитель Макарий отошел ко Господу 16 февраля 1926 г., исполнив заповедь Спасителя, что «претерпевший до конца - спасется». Еще в 1907 г. в одном из своих писем он писал: «Немало послуживши делу христианского просвещения за телецких
инородцев, я желал бы провести там и последние дни моей жизни, если это Богу угодно». И хотя его святые мощи ныне почивают далеко от мест его миссионерского служения, мы знаем, что его святительские молитвы всегда с нами. 13
Тамара Скворцова Святитель Макарий Алтайский в истории Чемала Обзор документальных источников В декабре исполняется 90 лет со дня отъезда святителя Макария Алтайского в Москву на кафедру митрополита Московского и Коломенского. Однако связь его с Алтаем, где он трудился 40 лет и, по сути, создал систему православного воспитания и просвещения, не прервалась. Особые отношения связывали Владыку Макария с Чемальской миссионерской общиной, которая
организовала приют для детей-сирот Алтая и замечательную школу. Здесь трудились духовные чада Владыки, здесь начиналось его миссионерское служение. Чемальская женская община была открыта на базе приюта для сирот-инородцев во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», основанного в 1896 году алтайским миссионером о. Петром Бенедиктовым с благословения Владыки Макария (Парвицкого-Невского), и являлась одним из лучших и любимых детищ святителя. Сначала возглавляла приют инородческая девица Ирина Макаровна Козлова, которая здесь и преподавала.
Состарившись, она попросилась у Владыки Макария на покой, но осталась жить при общине: пекла просфоры и присматривала за мальчиками, которых в приюте было немного. В 1908 году в Чемал из Томска на должность учительницы миссионерской школы приехала духовная дочь Владыки Макария Лидия Тихоновна Михайлова. Ее послал Владыка: «Ступай, потрудись в моем любимом уголке Алтая, если надеешься на свои силы», - пишет он в письме, которое было опубликовано в церковном журнале «Православный благовестник», №5 за 1912 год. В 1910 году заботами Владыки Макария
на собранные им в Томске, а большей частью на свои личные средства, было построено новое здание для приюта. В этом же году заведующей приютом была назначена Лидия Михайлова. И наконец, Указом Св. 14
Главный фасад Чемальской женской общины Синода от 17 января 1911 года за № 804 разрешено открыть в Чемальском стане Алтайской Духовной миссии женскую общину «с таким числом сестер, какое община в состоянии содержать на собственные средства», - узнаем мы из Справочника по Томской епархии за 1911 год. Начальница общины Лидия Тихоновна Михайлова, 1878 года рождения, девица, дочь томского мещанина. Окончила курс том- •
ской женской гимназии. В 1896 году поступила в Томский Иоанно-Предтеченский монастырь, где до 1901 года была учительницей при монастырском училище девиц духовного звания. С 1901 до 1908 года Л. Михайлова работала в церковно-приходской школе при приюте и доме Трудолюбия. 28 марта 1902 года покрыта рясофором. Ее любовь к детям заметил Владыка Макарий, откомандировав в Алтайскую Духовную миссию, где первое время она состояла учительницей Чемальской миссионерской школы. В документах краевого архива имеется характеристика будущей начальницы общины, в
которой отмечено: «К прохождению возложенной на нея должности весьма способная». А сам Владыка Макарий в письме к одной из своих духовных дочерей аттестует ее так: «В Чемальской общине начальствует моя духовная дочь Лидия Тихоновна Михайлова, юная летами, но зрелая духом». Характеристики подтверждает один из алтайцев: «Господь ее, видно, нам послал», о чем мы узнаем из книги Макаровой-Мирской «Полтора месяца на Алтае». 15
Открытие Чемальской общины описано в журнале «Православный благовестник» (№14,1912): «Открытие женской общины в дикой трущобе Алтая дело святое, идейное. Ему нельзя не порадоваться. Его нельзя не приветствовать благопожеланиями. Община эта будет обслуживать Алтай своими просветительными мероприятиями, а именно: сестры этой малой обители, по выражению архиепископа Макария, будут нести обязанности диаконис. Сестры, подвижницы сей обители, будут гореть светильниками христианства для языческого Алтая. При общине этой есть Детский приют для сирот-алтайцев.
Сестры будут поить и кормить телесно и духовно обездоленных деток Алтая. Сестры этой общины будут обучать детей всему необходимому в жизни и наставлять их в истинах православной веры. Служение сестер в такой далекой окраине, как Чемал, будет гуманное, высокое, подвижническое, самоотверженное. Много придется переносить сестрам невзгод, печалей и скорби, но милостив Бог, все поможет перенести, перетерпеть». Открытие общины было назначено на 1 мая, когда на Алтае еще распутица. Однако архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (в «Православном
благовестнике» его называют «начальник Алтая») прибыл на торжество с первым пароходом, служил в приходском храме Божественную литургию, возглавил крестный ход от храма к территории Чемальской женской общины. Здесь-то он и сказал проповедь, в которой «коснулся того, что помогать и содействовать преуспеянию общины - долг каждого христианина». «Чудно и дивно лились слова проповеди Великого старца» - пишет «Православный благовестник». Главным для общины было просвещение и воспитание алтайских девочек-сирот, поэтому личности учителей и воспитателей имеют
большое значение. Начальница общины, Лидия Тихоновна Михайлова, имевшая большой опыт преподавания и работы с детьми-сиротами еще в Томске, сумела собрать замечательных педагогов. К примеру, Павла Трофимовна Пантина, дочь крестьянина Тобольской губернии, с 13 лет воспитывалась в Иоанно-Предтеченском монастыре Томска, где закончила курс церковно-приходской школы, затем обучалась на сестру милосердия в Москве, в Марфо-Мариинской обители. Монахиня Евфросиния (в миру Евгения Владимировна Дымман), дочь потомственного дворянина, действительного статского
советника, конечно, тоже имела хорошее образование, долгое время учительствовала в Новгородской епархии, заведовала 16
школьной библиотекой, затем была заместительницей заведующей в одной из церковно-приходских школ Гродненской епархии, где и была пострижена в монашество в 1906 г. Сестра Евфросиния в Чемальскую общину поступила в августе 1915 г., имела грамоту Священного Синода за отличное исполнение обязанностей учительницы, а также серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской лентах. С 1911 г. в приюте трудятся и духовные дочери Владыки Макария - Елизавета Георгиевна
Терентьева и Вера Александровна Тягунова. Из писем Преосвященного мы узнаем, сколь внимательно относился он к духовному росту своих чад. К примеру, о Е. Терентьевой он пишет: «...Елизавета Георгиевна подвизается в терпении: учится смиренномудрию и послушанию. Ныне она сильно хворала, но Господь исхитил ее из рук смерти. Здесь дорожат ее смирением - ей поручены дети приюта... Раба Божия - она трудится во славу Божию...» В 1914 году в общину поступила Мария Лаврентьевна Саламатова, дочь крестьянина Пермской губернии. Она имела свидетельство Московского
учебного округа на звание учительницы начального училища. В общине Мария Саламатова исполняла послушания письмоводительницы и сверхштатной учительницы четвертого класса образцовой школы, поэтому все последние отчеты по общине, письма в управление Алтайской Духовной миссии написаны ее рукой. Для девочек, кроме предметов обычной школы грамоты, проводились занятия по письмоводительству, музыке, рукоделию, сельскохозяйственным работам. Особо уделялось внимание занятиям по медицине. Девочки должны были уметь оказать первую помощь больным. При общине
существовала небольшая больница с амбулаторией, где работала сестра милосердия, которая и обучала девочек первым приемам оказания помощи больным. 17
Община действовала в тесной связи с Московской МарфоМа-риинской обителью. Ведь среди попечителей чемальского приюта была Великая княгиня Елизавета Феодоровна. МарфоМа-риинская обитель принимала девочек из общины для обучения их на сестер милосердия. Это один из путей выпускниц, а в основном они выходили замуж за соплеменников, были прекрасными матерями и хозяйками. К 1915 году в общине живут и трудятся 29 сестер, которые воспитывают более 50 девочек, живущих здесь же и обучавшихся в образцовой второклассной школе. В 1912 году
одновременно с новым домом-приютом была построена школа. По страховой оценке, это - школьное здание одноэтажное, на каменном фундаменте, деревянное, крытое железом. Длина его 18 аршин, ширина 16 аршин, высота карниза от фундамента 5 аршин, окон 10 с двойными рамами, высота окон 2 арш. 10 вершков, ширина окон один аршин 4 вершка, простых дверей 3, столярных 2, печей голландских 2. Оценено в 2400 рублей. Оценку составляли миссионеры Чемальского стана священники Павел Сорокин и Василий Апанаев, начальница общины Лидия Михайлова. Оценщики: инородец с. Чемал
Илья Панин, а за него и за себя расписался крестьянин с. Чемала Сергей Старыгин. В основном община сама содержала себя, приют и миссионерскую школу. Благотворителей было мало, а Миссия давала на приют 400 рублей в год. Но зато когда в 1912 году на Алтае производилась нарезка земли, общине было выделено по 15 десятин на душу, а с пастбищами - до 40 десятин. Понимая, что для содержания приюта и школы этого недостаточно, Владыка Макарий выхлопотал еще 99
десятин причтовых. Землю обрабатывали под огороды, где выращивали все, начиная с отличной капусты, картофеля, кончая помидорами, арбузами, дынями. Девочки приюта имели отдельный огород, где насаживали подсолнухи к зиме. В летнее время в Чемал съезжалось со всех концов Сибири до 300 человек дачников. Община сдавала свои домики на лето по 50 и 100 рублей - еще одна статья дохода. Первое время насельницам и приюту каждое лето приходилось выселяться в бараки, но святитель выстроил для общины хороший дом. Доходы имели и с продажи тем же дачникам
картофеля и кореньев. Сбыт продуктов был отличный. Запасали продукты и себе на зиму. Солений хватало до следующего урожая. Кроме огородов община содержала пасеку, имелись коровы, козы, овцы. Благодаря этому девочки осваивали ремесла. Юная сестра Вера 18
обучала девочек переплету, учительница Анфия Дормидонтовна - шить обувь. Девочки постарше пряли шерсть «от собственных овец», а потом вязали на зиму чулки, носки, варежки. Во всем пример подавала начальница. Вот как описывают ее очевидцы: «На «начальницу» Лидия Тихоновна ничуть не похожа. Молодая, миловидная, жизнерадостная особа - простая труженица, одетая в старенькое темное платье с апостольником, в поношенной обуви, маленькая, приветливая, хлопотунья». Из архивных
документов известно, что Л. Т. Михайлова в числе других учителей Алтайской Духовной миссии в 1913 г. была представлена к награде серебряной медалью с надписью «За усердие». О распорядке дня в общине дает представление книга А. Макаровой-Мирской «Полтора месяца на Алтае»: - В монастыре встают рано: в 5 часов поднимаются и хлопочут: надо накормить много детей, а рабочих рук мало, матушка Лидия и сестра Анисья Степановна - ее помощница - успевают везде. Сестра Анисья между служб и молитв, которые совершаются в свое раз навсегда Положенное время,
успевает везде, то в огороде, то смолящей грабли для покосниц, то красящей табуреты краской. Неутомимая мать матушки Лидии, Евдокия Васильевна, как ее ласково называют в общине «мамочка», то везет хлеб для сестер на покос, то несет почту для волостного правления, хлопочет по хозяйству, ухитряясь еще в свободное время отдавать время шитью церковных вещей, облачений на престол, жертвенник и проч. Она неукоснительно как староста церкви бывает на всех богослужениях, оправляет свечи, ставит их, следит за чистотою храма. Мать учительницы Анфии Дормидонтовны,
старушка Александра Дмитриевна Смирнова, помогает читать в церкви. ...Та печет просфоры, другая - ухаживает за детьми... сестра Екатерина и старица Агафья хлопочут в трапезной; юные подражают старшим... Это - прекрасный улей, где нет трутней, а все трудолюбивые пчелы, для малых сих отдающие свои силы. 19
Из приводимого уже номера «Православного благовестника», имеющегося в архиве Горно-Алтайска, узнаем, что в либеральных кругах, несмотря на видимые достижения, деятельность Алтайской Духовной миссии пытались опорочить. Так, в записках Л. Коцевольской, побывавшей в общине в 1912 г., читаем: - Некоторые обвиняли Миссию в том, что она тормозит культуру, не дает свободы проводить здесь просвещение вне узких рамок церковности и монашества. На обвинение в том, что община готовит из призреваемых монахинь, матушка Лидия ответила: «Ничуть! Мы приготовляем
из них хозяек и хороших жен инородцев-христиан... Мы не принуждаем детей к вечному посту, мы радуемся их молодому веселью, но все наши цели сводятся к тому, чтобы через них распространять нравственность, трудолюбие, стремление обставить жизнь удобствами и довольством... О, мы далеки от аскетизма! Дети должны быть детьми...». По мнению очевидцев, дети в приюте не чувствовали сиротства: «Детские сиротские слезы здесь утираются ласкою и любовью доброй подвижницы Лидии! Тяжел и ответствен подвиг матери возрастить и воспитать и одного ребенка своего
родного, но сколько нужно любви, терпения, чтобы вскормить, вспоить и воспитать чужих детей! Велик этот подвиг, и сестры обители несут его безропотно с должной честию. Детишки в приюте чистенькие, скромненькие, жизнерадостные, трудолюбивые, набожные, почтительные. Много требуется знания, чтобы вкоренить в детях эти добрые качества. Много надо душевной теплоты, чтобы вызвать в себе чувства материнские», - пишет Л. Коцевольская. Из этой же публикации мы узнаем о тесной духовной связи начальницы общины и Владыки Макария. Как подчеркивает Л. Коцевольская,
в Сибири таких монастырей с приютами и богадельнями для инородцев немало, и мы легко можем сделать вывод о том, сколь много потрудились миссионеры и Высокопреосвященнейший Макарий, отдавший Алтайской Духовной миссии 40 лет своего служения Церкви. «Не дадите ли каких поручений в Томск?» - спросила Л. Коцевольская. Лидия Тихоновна сказала: «Если будете у Владыки, передайте ему, что у нас все благополучно, дети здоровы! Владыка очень будет рад узнать о нас! А еще, - сказала она, помолчав, -попросите ваших знакомых редакторов, не пришлют ли они нам
каких-нибудь детских книжек. Дети читают охотно, а библиотеки у нас нет. Настоящий духовный голод!» 20
Да, Владыка был душой Чемальской общины, ее защитником и хранителем, молитвенником за нее перед Богом. Тут некогда он начал служение, и дорогое ему место стало обителью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». И не случайно старенькая деревянная церковь, в которой он начинал свое служение в Чемале, сестры заключили в «футляр». Они берегли также и маленький колокол на старой сосне около храма. Надо ли говорить о том, какой радостью были для сестер и детей посещения
Владыки? После открытия общины он бывал здесь несколько раз. Вот как он сам описывает свое посещение Чемала в 1912 г.: «Пишу эти строки из Чемальской общины, где отдыхаю, окруженный заботами боголюбезных сестер, среди прекрасной горной природы, при быстротечной реке Катуни, дышу свежим воздухом, насыщенным испарениями всегда зеленых сосен и лиственниц и роскошно цветущих маральников (рододендронов)... Отдыхаю на свободе. Добрые сестры не дают мне ни скучать, ни хворать. Средь величественных гор, соснового леса, на берегу быстротечной Катуни душа и тело
чувствуют себя слишком удовлетворительными после городской жизни - шумной, пыльной, душной и утомительной...» (Письма). Видимо, в это же время с помощью Владыки Макария был разработан проект нового школьного здания и новой церкви. Школьное здание 2-этажное, просторное, где на первом этаже предусмотрены были комнаты для учителей, для сторожа, спальня, столовая, кухня, больница, комната для платья. На втором -классы и библиотека. Школа располагалась в центре общины. Южнее, рядом со старой церковью, по плану - новая церковь. План и смета были
предоставлены в Томское строительное отделение Губернского Управления на утверждение строительства и 21
одобрены резолюцией 7 декабря 1912 г. А 25 ноября 1912 года, вышел Высочайший рескрипт о назначении Архиепископа Томского Макария на Московскую Митрополию, в котором Государь Николай II особо подчеркивает: - Ваше служение Святой Христовой Церкви, свыше пятидесяти лет продолжающееся в пределах Томской епархии и отмеченное подвигами ревности Вашей по просвещению светом Христова учения инородцев Алтая, дало Вам возможность близко ознакомиться с просветительными и миссионерскими нуждами Церкви. С особой ясностью Вы уразумели, сколь трудны задачи
духовной школы, призванной подготовлять к служению Православной Церкви пастырей просвещенных, твердых в вере, согретых искренней любовью к пастве, ограждающих ее словом истины от всяких заблуждений и способных содействовать поднятию уровня ее нравственного и материального благосостояния. Благоустрояя монастыри и миссионерские станы и возвышая благолепие церковных служб, Вы и на далеком Алтае затеплили светоч разумения священных заветов и преданий Московской православнорусской старины, которая, высокой красотой и назидательностью богослужения пленяя ему
паству, объединяла ее в любви к дому Божию и молитве в нем. Почтенны труды Ваши по переводу священных и богослужебных книг на языки населяющих Томскую епархию инородцев и проповеданию Слова Божия и заботы Ваши об умножении и развитии церковных школ, призванных воспитывать грядущие поколения в добрых христианских навыках и в сознательной верности основным началам нашего государственного строя. Полагая справедливым ныне, за назначением Преосвященного Митрополита Московского Владимира на кафедру Царствующего града С.-Петербурга, вверить Вам управление
Московской епархией, с возведением Вас в сан Митрополита, и препровождая белый клобук и бриллиантовый крест на митру, выражаю твердую надежду, что и на новом поприще Вы явите себя ревностным и самоотверженным блюстителем интересов и величия Святой Православной Церкви. С 25 ноября 1912 г. святитель Макарий стал священноархимандритом Свято-Троицкой Лавры и членом Святейшего Синода. «Назначение Владыки Макария, апостола Алтая, митрополитом на Московскую кафедру воспринимается нами как сугубая милость Божия к «осуетившейся» предгрозовой Москве,
зараженной всеобщим духовным недугом - внутренним отпадением 22
от Церкви», - писал князь Н. Д. Жевахов, товарищ обер-прокурора Синода. Как ни печален был отъезд Владыки Макария для сестер общины, но жизнь продолжалась, а связь теперь уже с митрополитом Московским и Коломенским Макарием не прекращалась. Переписка с ним и помощь от него была постоянной. Как удалось выяснить из его писем, в мае 1913 года в Москву к Владыке Макарию приезжает начальница общины Лидия Михайлова, которой он помог приобрести учебники, богословскую и художественную литературу. А через год дорогой гость, Улу-абыз, как звали
святителя алтайцы, вновь на Алтае. 21 июня Л 914 г. начальница Чемальской общины Лидия пострижена им в мантию с именем Людмила. Постриг проходил в церкви Улалинского женского монастыря, где матушка Людмила по уставу провела несколько дней на молитве. После этого Владыка Макарий уехал в Чулышман. А 11 июля прибыл в Чемал, где в монастыре предстояли два торжества: освящение новой церкви и закладка школы - большого двухэтажного здания. Для нового храма Владыка прислал всю утварь, и 15 июля 1914 года освятил новый храм иконы «Всех скорбящих радость». «На
обедне, за малым входом, посвятили во игумению начальницу общины мать Людмилу». О том, с какой радостью и волнением ждали Владыку насельники и паломники, также об освящении храма можно прочитать в книге Л. Макаровой-Мирской «Полтора месяца на Алтае». А 19 июля по окончании утрени, перед первым часом им были посвящены в рясофор пять насельниц общины. 22 июля на Алтай пришла страшная весть о начале войны с Германией, и в конце июля митрополит Макарий срочно уехал в Москву. Община же жила, как благословил святитель. В церквах служили молебны о даровании
победы, был заложен фундамент для постройки новой школы, которая была построена в 1915 г. В это же время было собрано 3 тысячи рублей для постройки больницы, была оборудована церковно-приходская школа, где игуменья Людмила стала преподавать Закон Божий. Класс разместили в ее келье. Владыка Макарий хлопотал об открытии при Чемальской второклассной женской школе одногодичных курсов для подготовки окончивших второклассную школу к учительству в церковно-приходских школах. В августе 1915 года из канцелярии митрополита Московского и Коломенского Макария
получено распоряжение об открытии при Чемальской второклассной жен- 23
ской школе одногодичных учительских курсов, как свидетельствуют документы краевого архивного фонда. По отчету о приходе и расходе сумм, ассигнованных на содержание второклассной и образцовой женской школы при Чемальской женской общине, видно, что в школе законоучителем была игуменья Людмила, она же вела дополнительные занятия в учительском классе. Старшей учительницей была Анфия Дормидонтовна Смирнова, которая тоже вела дополнительные занятия. Вторая учительница, Мелания Васильевна Покровская, кроме дополнительных занятий, вела уроки пения. Третья
учительница -Мария Яковлевна Боград. Монахиня Евфросиния (Евгения Владимировна Дымман) вела дополнительные занятия. Клавдия Никандровна Шадрина и Клавдия Ивановна Дроскова были учительницами рукоделия. Саламатова Мария Лаврентьевна временно преподавала арифметику. Дополнительные занятия вела Клавдия Никандровна Шадрина. Анна Ивановна Подскребаева, закончив епархиальное училище в августе 1915 года, прибыла в общину и была зачислена учительницей. Для занятий были приобретены учебники и другие книги, ноты и струны, чернила, бумага, тетради, карандаши,
ручки и перья, мел, доски и грифели, готовальни, ножи перочинные, конверты, табели и программы, рукодельные принадлежности. Приобретались одежда и обувь для учениц, продукты и инвентарь на содержание здания школы. Все суммы фиксировались в отчете четко и образцово. Так попечениями Владыки Макария и трудами сестер развивалась и совершенствовалась система образования и просвещения на Алтае. Община многое делала и для фронта: участвовала в сборе денег на устройство курсов для увечных воинов, собирали деньги в пользу беднейших храмов в России. В этом же
году случилось новое интересное событие. Старый храм, который с 1914 года пустовал, решено было перенести на остров Патмос. В скале расчистили соответствующую площадку, на которой установили храм. Торжественное освящение было совершено епископом Бийским Иннокентием ровно через 60 лет после освящения всего острова епископом Парфением - 9 августа 1915 года. Владыка Макарий как всегда оказывал помощь своему детищу. В январе 1917 года он перевел в Сибирский банк три облигации Государственного военного краткосрочного займа на хранение на имя Чемальской
Скорбященской общины Алтайской Духовной миссии с такими условиями, чтобы проценты с этих свидетельств причислялись банком к капиталу и по мере надобности 24
выдавались по заявлению начальницы Чемальской общины (краевой архив, д.ф. 164, оп. 2). Одновременно он составил список учебных книг для чемальской второклассной женской школы на 1917 - 1918 учебный год, перечень которых тоже можно найти в документах краевого архива. А в марте 1917 года в Чемале появилось новое правительство, и жизнь уже начиналась другая. И вот как описывает отношение к общине новой власти одна из учениц в письме к протоиерею Петру Бенедиктову: - У нас в Чемале 26 марта было торжество, ходили по Чемалу с красными тряпками и
пели Марсельезу. Мы только были на молебне. 22 марта у нас было в школе чемальское правительство, говорили следующее: теперь новый закон и новые порядки. Вот вы здесь, что дрова пилите, полы моете, воду возите? А это унижает достоинство учениц. А мы все в один голос крикнули: «Труд никогда не унизит человека, а наоборот полезен». Коснулись немножко того, что матушка из учениц хочет сделать монашек, а мы на это сказали, что матушка хочет сделать из нас не монашек, а православных христианок. Переписка митрополита Макария и игуменьи Людмилы этого
времени по-прежнему свидетельствует о заботе о школе, ученицах, об учителях. Между тем выходили противоречивые указы о церковных школах: то передать их Министерству народного просвещения, то оставить в ведении Церкви. И, наконец, из письма Владыки Макария от 13 ноября 1917 г. мы узнаем, что система образования, столь образцово им выстроенная на Алтае, разрушается: - Печально отозвалось в моем сердце известие, что миссионерские школы со всеми зданиями, инвентарем сдаются в ведение Министерства народного просвещения. Ведь миссионерские школы
имели специальное назначение, многие из них строились на средства благотворителей, давших свои средства специально с миссионерской целью. Если министерство указывает на жалованье учителям из казны, то пусть бы и брало свое жалованье, а здания должны остаться в ведении Миссии. Она, с Божией помощью, найдет для этих школ своих учителей. Ведь не навсегда попущена Богом эта безбожная власть и смута. Печальнее всего то, что миссионеры сами сдают школы. По перепике святителя Макария можно установить, что чемальская школа продержалась дольше всех: в
1918 - 1921 гг. она еще функционировала. В Чемал съехались учительницы и фельд- 25
шерицы. В общине стало очень тесно, жили в келиях по 2 - 3 человека. Была надежда, что школу не закроют и достроят больницу, о чем тоже упоминается в письмах Владыки. Однако документальных сведений об этом периоде в краевом архиве найти не удалось. Можно лишь предположить, что община была закрыта в 1924 -1925 гг., т.к. игуменья Людмила и 11 сестер обители примерно в эти годы приехали к Владыке Макарию, живущему тогда уже в Николо-Угрешском монастыре. В этом же году Николо-Угрешский монастырь был закрыт и превращен в колонию для беспризорных, а
митрополиту Макарию разрешено было жить в деревне Котельники. Владыка жил в частном доме в большой комнате, где было отгорожено место для домашней церкви. Еще раньше, Промыслом Божиим, к Владыке Макарию приехал архиепископ Иннокентий Бийский, трудившийся 53 года в Алтайской миссии, вместе с игуменьей Людмилой, они совершали иногда службы на алтайском языке. Словом, в утешение больному старцу вокруг него образовался маленький уголок Алтая. Этим Господь как бы скрасил предсмертные годы жизни Святителя. Когда отошла ко Господу любимая духовная дочь
митрополита Макария игуменья Людмила, неизвестно. Так завершилась история одной из замечательных миссионерских обителей на Алтае, жертвенно служивших делу образования и просвещения. Остается добавить, что все женские монастыри, созданные по благословению святителя Макария в Горном Алтае и на юге Западной Сибири, были центрами просвещения, образования и призрения нуждающихся сирот, о чем мы и узнаем из документальных источников и другой появляющейся сейчас литературы.
Литература 1. Православный благовестник (Из архива г. Горно-Алтайска). - №5, 1912. - С. 226. 2. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). Справочная книга по Томской епархии - 1911 г. 3. ЦХАФ АК д.ф. 164.
4. Молись, борись, спасайся! Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери. - М.: Лодья, 1998. - С. 31. 5. Макарова-Мирская А. И. Полтора месяца на Алтае (Из писем к бабушке). 6. Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-Невский) / Авт.-сост. Т. Гроян (В дальнейшем Митрополит Макарий Московский). - М.: Паломник, 1996. -С. XXV-XXVI.
26
Монахиня Анна (Чердекова ) Возрождение женского монашества в Горном Алтае Второй год действует Иоанно-Богословский скит Барнаульского Знаменского женского монастыря в селе Чемал. История этого места, одного из центров Православия в Горном Алтае, тесно связана с миссионерской деятельностью святителя Макария Алтайского, на которой очень важно остановиться подробнее. Михаил Андреевич Парвицкий (мирское имя
святителя Макария) поступил служить в Алтайскую Духовную миссию 22 февраля 1855 года 19-летним юношей. После рукоположения в 1861 г. он получил назначение в Чемальский стан, основанный в 1849 г. Молодой, энергичный, горячо верующий о. Макарий деятельно принялся за распространение и утверждение православной веры, делами подтверждая превосходство христианской веры над язычеством. Он лечил больных, которые часто приносили в жертву богам-бесам все свое богатство и, не получив облегчения, обращались к нему за помощью. Медицинские познания о. Мака-рия были
скудны, а средства аптечки незначительны, но была глубокая вера в милосердие Господа. И этой верой о. Макарий старался умягчить сердце больного, уча его обращаться к Богу: «Христос, исцели!» Нередко совершалось чудо, больной выздоравливал, принимал крещение. Новообращенным о. Макарий помогал строить жилье, привлекая для этого и других новокрещеных, уча их на деле оказывать христианскую помощь, милосердие, сострадание ближнему. Учил, как правильно вести хозяйство, ухаживать за скотом, выращивать сельскохозяйственные растения. Успеху проповеди помогало
и обаяние личности молодого священника. Он не просто проповедовал, а входил в подробности жизни ближнего, знакомился с его нуждами, а затем уже просвещал его. Паства о. Макария постепенно увеличивалась. Для более глубокого усвоения веры и ее распространения нужна была православная литература на алтайском языке, нуж- 65
ны были духовные школы, и в 1864 г. иеромонах Макарий отправился в Петербург для печатания в Синодальной типографии богослужебных переводов на алтайский язык и жил там около двух лет. В 1867 г. он вторично путешествовал в Петербург и занимался печатанием до июля 1868 г. В эти два срока им были изданы: Литургия св. Иоанна Златоуста; Священная история Нового Завета; Воскресные Евангелия, читаемые на Литургии; Евангелия воскресные, читаемые на утрени, на двунадесятые праздники и на страстную седмицу; Последования часов изобразительных; Огласительные
поучения для готовящихся ко св. крещению; Пос-ледование св. крещения. Большая часть этих книг вновь переведена была о. Макарием, а некоторые из переведенных ранее им были пересмотрены и исправлены. Он и установил транслитерацию алтайской письменности. С июля 1868 г. о. Макарий по приглашению Н. И. Ильминского (известного востоковеда, тюрколога) жил в Казани, помогал ему в исправлении и подготовке к печати грамматики алтайского языка. Здесь Он знакомится с просветительской деятельностью Ильминского, опытом организации
духовных школ. Уезжая на Алтай, о. Макарий вез с собой детально разработанный и оправданный уже практикой план школьного дела, который осуществлял сначала в Чемальском стане, а впоследствии и по всему Алтаю, с большим успехом. Уже в 1872 г. руководимая им Чопошская школа дала учителей для соседних школ, а ученики ее сеяли семена христианской веры в окрестных аулах, куда являлись для чтения по-алтайски назидательных рассказов, для пения молитв и бесед. Живя в Чемале, будущий святитель часто бывал на живописном катунском острове,
расположенном напротив миссионерского стана. Местные миссионеры назвали этот остров Патмосом. Связано ли это с тем, что еще 9 августа 1855 года остров был освящен Томским епископом Парфением во славу Единосущной и Живоначальной Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, судить трудно. Сейчас народное предание связывает это имя со святителем Макарием, который уединялся здесь для молитвы. В 1875 г. игумен Макарий был назначен помощником начальника Алтайской Духовной миссии, и к великой скорби своей паствы был
переведен из Чемальского стана в Улалу (ныне г. Горно-Алтайск). Новое назначение, по свидетельству его современ- 66
ников, не радовало и самого о. Макария. Он охотно остался бы при своем скромном деле, но как монах он не мог отказаться от нового послушания. В 1883 г. отец Макарий возведен в сан архимандрита, в 1884 - хиротонисан во епископа Бийского. С 1891 г. он епископ Томский и Семипалатинский (Барнаульский), с 1912 по 1917 г. - митрополит Московский и Коломенский. Все эти годы он не оставлял своим попечением Чемальский стан. В Чемале святитель благословил образование иноческой женской общины. Официальный указ Св. Синода об открытии женской общины при
Чемальском стане вышел 17 января 1911 г. Начальницей общины была назначена игумения Людмила - любимая духовная дочь свят. Макария. При общине действовало 2 храма, приют для детей-сирот, одной из попечительниц которого была преподобномученица Великая Княгиня Российская Елизавета Феодоровна. В приюте воспитывалось 80 детей, была школа. При школе были организованы занятия по рукоделию, сельскохозяйственным работам, а также давались самые необходимые знания по медицине. В школу приглашались лучшие преподаватели но этим предметам. Для ознакомления с медициной
при общине существовала больница с амбулаторией, где работала фельдшер, которая показывала приемы оказания первой помощи больным. Почти все необходимое для жизни сестер и детей-сирот производилось сестрами общины, которым помогали старшие дети. Здесь была своя пасека, выращивали овощи, содержали скотину, домашних птиц, шили обувь, вязали чулки и занимались другими рукоделиями. Конечно, сестры читали неусыпаемую псалтирь, молясь о здравии и упокоении попечителей, благотворителей общины, о своем Отечестве. В 1911 г. сестры общины устроили
небольшую келию на о. Патмос, на случай приезда своего любимого Владыки, который посетил их в мае 1912 г. и июле 1914 г., уже в сане митрополита Московского и Коломенского. В 1915 г. на о. Патмос был перенесен старый храм из Чемала, и 9 августа этого же года освящен епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) в честь св. ап. Евангелиста Иоанна Богослова. В 1916 г. накануне трагических событий в стране, несмотря на преклонный возраст, Владыка Макарий уже в последний раз прибывает на родной Алтай. В Чемале он прожил с 7 июля по 7 августа, каждый день
уединяясь на остров на два-три часа для молитвы. 67
После революции, приблизительно в 1925 г., Чемальская иноческая община была закрыта, церковь на о. Патмос разрушена. Игумения Людмила с 11 сестрами переехала в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, где проживал в ссылке свят. Мака-рий. Он почил 16 февраля (1 марта) 1926 года в возрасте 90 лет, прослужив Церкви 71 год, 42 из них в епископском сане, и был похоронен в ограде церкви дер. Котельники. После его смерти монахини еще полгода пребывали в доме митрополита в Котельниках, находя заработки, но вскоре налоги стали непосильными, и по общему
соглашению все разошлись по разным селам. Когда в апреле 1957 г. в Котельники прибыла комиссия из Московской Патриархии и был вскрыт склеп с гробом Владыки Макария, то все увидели, что тело и облачения Владыки остались нетленными (по прошествии 30 лет). Его перевезли в храм Русских святых, находящийся под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры. На Юбилейном архиерейском соборе 2000 г. святитель Макарий был прославлен в лике святых. Сейчас молитвенным предстательством свят. Макария в Че-мале вновь возрождается монашеская жизнь. Трудами
московского фотожурналиста В. Н. Павлова по согласию с Барнаульской епархией в 1998 г. на острове Патмос был построен подвесной мост. 15 апреля 1999 г. Горно-Алтайским благочинным протоиереем Ростиславом Киращуком освящено место под новую церковь, установлен крест. К весне 2000 г. храм был уже в основном построен. Летом 2000 г. В. Н. Павлов передал все постройки: храм, здание трапезной, жилой дом - Барнаульской епархии. Указом Владыки Антония в июле 2000 г. настоятельница Барнаульского Знаменского монастыря монахиня Надежда (Чанова) была назначена по
совместительству настоятельницей Чемальского подворья. 9 января 2001 г. в скит на жительство прибыли сестры Знаменского монастыря. 10 января этого же года храм на о. Патмос был торжественно освящен епископом Барнаульским и Алтайским Антонием (Масендичем). Как и первый храм, в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Впервые за последние 80 лет по благословению правящего архиерея 9 октября 2001 г. в Чемале был проведен крестный ход в честь престольного праздника. Сестры в скиту соблюдают монастырский устав: двухчасовое утреннее правило,
вечером крестный ход от храма по террито- 68
рии скита с последующим пением величания Божией Матери, ап. евангелисту Иоанну Богослову, свят. Макарию и пение молитв по четкам (50 Иисусовых, 50 - Богородице, 50 - святым угодникам Божиим, читается псалтирь). За короткий период в ските были построены: келейный корпус для сестер, келия для священника, дровяник, баня и произведены другие работы по благоустройству. По благословению матушки-настоятельницы летом 2001 г. монахиней Филофеей в ските были написаны иконы для храма и настенная икона прпмч. княгини Российской Елизаветы Феодоровны.
Интересна история написания этой иконы. После посещения скита летом 2000 г. матушка направила монахиню Филофею (тогда еще инокиню Тавифу) в Чемальский скит, где нужно было написать несколько икон для храма. Долго думали, какую писать настенную икону. И вдруг настоятельница благословила: «Напишешь прпмч. Елизавету Феодоровну». Мы все были очень удивлены, а матушка настаивала: «Сама не знаю, почему, но писать надо икону княгини». Когда шла подготовка к работе, из февральского номера епархиальной газеты «Алтайская миссия» за 2001 г. мы узнали, что прпмч,
Елизавета была одной из попечительниц приюта в Чемальской иноческой общине. Сразу же после освящения храма на о. Патмос началось паломничество. Монахини рассказывают желающим об истории острова, храма, житии свят. Макария, проводят экскурсии для школьников из Бийска, Горно-Алтайска, сел Чемала, Узнези. Возрождается женская обитель в тех местах, где начинал свои труды святитель Макарий. Именно он немало потрудился, образуя женские монастыри и благотворительные миссионерские сестричества на Алтае. В настоящее время
Иоанно-Предтеченский скит является архиерейским подворьем. 69
Источник: "Наследие" Из материалов III Свято-Макариевских чтений и собраний монашествующих. К 210-летию Преподобного Макария Алтайского. (Алтайская миссия №№ 10-12)
|