Главная


В раздел 


Обновление: 
11 декабря 2006 г.

 

 
Митрополит Макарий (Невский)


Митрополит Макарий (Невский) БЕСЕДЫ К ЯЗЫЧНИКАМ1

Беседа первая

1.  Много есть народов на земле, но нет ни одного, который не признавал бы Бога: алтаец и татарин, ташкенец и киргиз, монгол и китаец — все они ведают Бога. «Без берега2 не будет воды, без Бога не будет мира», — говорит алтайская пословица. Всякий народ признаёт, что небо и земля, солнце, луна и звезды произошли не сами собой. И сами алтайцы знают, что не сам собою явился этот прекрасно устроенный Алтай, его горы и скалы, его реки и ущелья, его леса и звери. Если бы спросить: кем устроен мир? — то, несомненно, всякий сказал бы, что он устроен Богом.

2.  Кто же этот Бог, создавший все? Кто этот Бог, так прекрасно устроивший сей Алтай? Где Его место жительства? Если Он на небесах, то где Он был прежде создания неба? Если Творец Алтая живет в Алтае, то где Он жил до устроения Алтая? Итак, где живет Бог?

Бог не живет на одном месте, как человек, у Него нет определенного местопребывания, но и нет такого места, где бы не было бы Бога, земля не может вместить в себе света солнечного, а Бога, создавшего солнце, не может вместить ни небо, ни земля. Он, светлейший солнца в тысячу тысяч крат, присутствует везде. Не живет Он далеко где-нибудь, но близко: вот здесь, среди нас. Он, создавший стада зверей и скота, не ест мяса животных; создавший всяку плоть и кровь живых существ, не пьет крови их; нет у Него ни тела, ни костей, не имеет Он вида, как вид человека; у Него нет глаз, как у человека, но весь

1  Печатаются по книге: «Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Преосвященного Макария, архиепископа Томского и Алтайского, за все время его служения в архиерейском сане (1884—1910 гг.)». С портретом./ Собраны под ред. протоиерея Серафима Путодеева.- Томск, 1910, с. 541-550. Прим. сост.

2  Букв, «нет песку». Прим. протоиерея Серафима Путодеева.

446


Святитель Макарий (Невский) (1835-1926).
Фото — Владыка Макарий в сане архиепископа Томского и Алтайского

447


448


Он есть око, видящее все, весь — ухо, все слышащее; весь — ум, ведущий все. Он знал мир до создания мира; все, что должно быть, Он знает прежде, чем то сбудется; все, что было прежде, Он помнит и знает как теперь совершающееся.

Если Бог есть таковой Свет, то почто Он не открывает Себя взору человека? Слепой не может видеть солнца, грешник не может видеть Бога, светлейшего солнца. Как в сумрачный день из-за облаков нельзя видеть солнца, так из-за грехов человек, носящий и плоть, и кости, не может видеть Бога. Слепой, хотя не видит солнца, но чувствует теплоту солнечную, согревающую тело его; человек, носящий плоть и кости, хотя и не видит Бога, но ощущает действие Духа Божия, согревающего сердце его.

3. Но если Бог не живет на этой земле под луной, ни на небе, где находится солнце, если Он не ест мяса, не пьет крови, если Он Сам не нуждается ни в чем, то для чего Им создан мир?

Бог есть Бог щедрот и милосердия; Он, Вседовольный и Всебла-женный, восхотел создать существа разумные и способные к восприятию блаженства, чтобы соделать их участниками Своего блаженства и радости; восхотел создать человека, который бы не знал ни болезни, ни смерти и был бы вечно блаженным; создать землю, украсив ее, как ковром, цветами и растениями, чтобы человек наслаждался зрением красоты ее; создать луну, которая бы светила ночью, и солнце, которое бы освещало днем, согревало бы зимой, весной теплотою изводило бы зелень из земли, а летом помогало бы созреванию хлеба; восхотел создать разного рода животных, чтобы человек употреблял их для езды и работы, молоком их питался, употреблял для одежды шерсть их. Для питья создать воду; для питания — разного рода хлеб; разного рода деревья, покрытые листьями, чтобы в знойный день под тенью их человек находил себе прохладу; птиц, которые услаждали бы слух человека пением своим.

Господь все устроил прекрасно и полезно, чтобы человек, взирая на это, познавал благость Божию; слыша гром небес, познавал силу Бо-жию; видя необозримое для глаз море, недосягаемую для птиц высоту гор, человек с трепетом познавал бы величие Божие; взирая на все

449


творения Божий, так прекрасно устроенные, человек прославлял бы Бога. Вот для чего создан Богом мир.

Итак, небеса и земля созданы, чтобы они возвещали славу Божию; человек же, одаренный разумом и способностью говорить, — для того, чтобы он наслаждался блаженством, созерцая красоту всего устроенного, любил и прославлял Всеблагого Бога.

4. Но если Господь создал человека, чтобы он наслаждался на земле блаженством, то почему у человека бывает меньше радости, а больше горя? Почему на земле бедствующих больше, а счастливых меньше? Если Господь создал людей, чтобы они любили и благословляли Его, то почему не все одинаково чтут Его? Почему Его чтут только те, которые хотят чтить? Если Бог создал людей бессмертными, то почему люди стали умирать? — так думают про себя некоторые люди.

Все наказания и все бедствия постигли людей за грехи. Первый человек, созданный Богом, по обольщению дьявола презрев заповедь Божию, соделал грех. С грехом явилась смерть. От первого человека произошло потомство, зараженное грехом и умножившее грех. С грехом явились в мир болезни и смерть. Одолеваемый грехом человек подвергался бедствиям, за грех Бог отвратился от человека и лишил его Своего благословения. Лишенный благословения Божия человек потерял и счастье, земля стала несчастливою и перестала рождать хлеб в изобилии, скот начал умирать с голоду и гибнуть от заразы. Для людей стало меньше радости, но больше горя; грех на земле умножился безмерно. Бог, видя, что люди отступили от Него, что умножившиеся беззакония их превзошли меру терпения Его, прогневался на людей и послал на землю потоп, которым истребил всех, но сохранил только одного благочестивого старца Ноя с женою, с тремя сыновьями и женами их, благословил его и произвел от него новое потомство. «Если последующее потомство отступит от Меня и также будет грешить, то и его не оставлю без наказания», — сказал Бог.

Бог определил, чтобы на земле были власти и суды, чтобы воры и обидчики были судимы властями и наказуемы, чтобы важные преступники, убийцы принимали суд от царей, лишаемы были Родины, томились в неволе на месте изгнания, заключаемы до смерти в тюрьму

450


или наказываемы смертью. Кто избегнет суда человеческого, того постигнет Божий суд. Начальник или зайсан, который не дал суда обиженному, будет судим и наказан Богом. Грешник, оставшийся здесь без наказания, получит суд после смерти.

А в последний век Бог будет судить всех людей. Праведников после Суда примет в Совет Свой и дарует им блаженство; грешных же и не-веровавших в Бога пошлет в муку вечную, где они будут гореть в огне неугасимом, будут плакать и рыдать, никогда не будут видеть света, будут томиться и вопиять.

5.   Все ли грешники будут преданы этим страшным мучениям или некоторые освободятся? Все должны мучиться, если не очистятся от грехов. Но на земле нет человека, который был бы свободен от греха, и нет человека, который мог бы обрести средство искупить себя от грехов и отвратить от себя гнев Божий, посему все осуждены во ад. Так человек, созданный бессмертным, подвергся смерти; назначенный для вечного блаженства, подвергся вечным мукам, от которых нечем ему искупить себя.

Бедный человек! Какому ты бедствию подвергся! Лучше бы не жить тебе на земле, лучше бы не родиться тебе! Боже, Боже! Ужели Ты, Милосердный, никогда не сжалишься над людьми, Тобою созданными! Не спасешь нас, беспомощных!

6.   Славьте Бога, небожители! Поклоняйтесь Ему, земнородные! Славьте Бога, все народы! Он умилосердился над вами, как Отец над детьми, и восхотел спасти вас. Как же Он спасет нас, не благоволил ли даром простить грехи наши?

Нет, Суд Божий праведен, определение Его неизменно, Слово Его непреложно. Грех мира не прости- т, пока не будет искуплен. Но как спасти человека, если он не может дать выкупа за себя?

Слава Богу! Еще прежде создания человека Триединый Бог определил в Совете Своем, чтобы Сын Божий искупил человека, если сей согрешит, будучи обманут диаволом. Бог Отец для спасения мира благоволил, чтобы Единородный Сын Его, неразлучно пребывающий с Ним и совечный Ему, имеющий с Ним единую славу, единую силу, сошел

451


с небес, Бесплотный, принял на Себя естество и образ человека, пожил на земле, возвестил людям спасение и научил их истинной вере, чтобы Он, Невинный, пострадал за виновны*, дабы спасти их от вечных мучений, Бессмертный, умер бы, чтобы соделать бессмертными людей, подвергшихся смерти, чтобы, пролив Кровь Свою, искупил мир от грехов и, восшед на небеса, восприял в славу Свою и любящих Его.

Беседа вторая

1.  Бог еще до создания человека в Совете Своем определил, чтобы Сын Божий искупил человека, если сей по обольщению диавольскому должен будет погибнуть.

2.   Но Бог Един, кто же Его Сын? — спросит кто-нибудь. Выслушайте слово о сем.

Бог Един, но в трех Лицах. Кто эти Лица? Первое лицо Святой Троицы — Отец, второе — Сын, третье — Дух Святой; не три Бога, но Единый Бог, Троица нераздельная.

Ни один человек не может постигнуть Бога, каким бы острым умом ни обладал он. Как нельзя перелить воду беспредельного моря в малый сосуд, так нельзя человеку постигнуть своим умом тайны Святой Троицы. Поелику же таинство Пресвятой Троицы непостижимо для ума человеческого, то Бог Сам благоволил открыть его людям. Никто не может вполне познать тайны Святой Троицы, но кто хочет разуметь сие хотя отчасти, тот может научиться сему из рассматривания видимого солнца. Солнце, хотя и одно, но имеет в себе некую тройственность: первое из сих трех — самое солнце, второе — свет ег^>. третье — теплота. Но сии три: солнце, свет и теплота — не три силнца, но единое солнце. Подобно сему и учение о Боге: Отец, Сын и Святой Дух — не три Бога, но Един Бог. Отец все соделал Сыном и совершил Духом Святым. Для спасения человека, погибающего по причине греха и не обретающего средства ко спасению, Он посылает Единородного Сына Своего.

3.  Когда настало время спасения людей, Сын Божий, сокрыв Свой Божественный Свет, сошел на землю и, соделав Матерью Своею Не-

452


порочную Пречистую Деву Марию, родился от Нея, как младенец, восприяв на Себя образ человека. Сын Божий, сделавшись человеком, наречен был Иисусом Христом. Он стал ходить повсюду и учить людей. Сделавшись Человеком, Он не перестал быть Богом. Являя Свою Божественную силу, Он совершал дела, каких никто не может делать, преподавал учение, какого не может открыть ум человека. Слышавшие слова Его говорили: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек». Предрекал будущее, исцелял неизлечимо больных, давал силу ходить лежащим на смертном одре, слепорожденным давал зрение, немым — способность говорить, хромым — ходить, возлагал руки на больных — и они исцелялись, повелевал ветрам — и они повиновались Ему, повелевал волнам морским — и они утихали по слову Его, властно повелевал бесам — и они со страхом и трепетом оставляли людей, одержимых ими, по слову Его воскресали мертвые.

Иисус Христос преподал ясное учение о Боге, о состоянии душ человеческих после смерти, о нескончаемых мучениях грешников и о блаженстве праведников в немерцающем Свете Божием, преподал учение о том, что человек должен любить Бога паче всего, а ближнего любить как.самого себя.

Чтобы люди могли знать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий, Отец Небесный два раза свидетельствовал о Нем гласом с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». О пришествии Своем на землю Иисус Христос говорил: Бог, Отец Небесный, так возлюбил мир, что не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его для спасения людей, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Что Он пришел не судить мир, но спасти мир и спасти не горделивых праведников, но сокрушенных сердцем грешников, а нераскаянных привести к покаянию; что Он посвящает Себя за людей и пострадает за них, чтобы избавить их от мучений, прольет Кровь Свою, чтобы искупить их от грехов, умрет, чтобы спасти их от вечной смерти, Крестом сокрушит власть диавола и введет в Свет Божий сидящих в мрачных местах ада, Кровь Свою даст в питание, а Плоть в пищу верующим, чтобы освятить их; что Он умрет и воскреснет, и дарует бессмертие причащающимся Тела и Крови Его,

453


и воскресит всех людей в последний век, верующие в Него будут там, где и Он; что Он на земле созиждет Церковь Свою, соделав ее неодолимою для полчищ бесовских.

Иисус Христос, поживши на земле тридцать три года с половиной, совершил дело спасения людей, явственно показав Свою Божественную силу; Невинный, Он предал Себя на мучения, чтобы избавить грешный мир от вечных мук. Не возбранил распинателям пригвоздить пречистые руки Свои ко кресту и лить Пречистую Кровь Свою. Бесстрастный Бог, Он пострадал за людей, Бессмертный — умер; после смерти в третий день, как Бог, Он воскрес; по Воскресении много раз явственно являлся верующим в Него благочестивым людям. Когда наступил день Вознесения Его на небо, собрав избранных Своих, Он сказал им: «Вот исполнилось то, что Я говорил. Дана Мне всякая власть на небеси и на земле. Идите во весь мир и проповедуйте все, что слышали от Меня. Кто послушает вас и уверует в Меня, и крестится, тот спасен будет, а кто не уверует, осужден будет. Я буду всегда с вами до скончания века». Сказав это, Он благословил их и вознесся на небо.

Избранные Им двенадцать апостолов пошли ко всем народам, проповедовали Богооткровенную веру. Господь поспешествовал им повсюду, являя через них чудодейственную силу Свою: исцеляя больных, изгоняя бесов, соделав верующих в Него неустрашимыми пред лицом мучителей своих, призывая грешников к покаянию, неверующих приводя к вере. Многие народы приняли крещение. Избранные Им святые апостолы написали все, что Господь говорил и чему учил, и что сотворил, живя на земле.

Верующие в Господа Иисуса Христа называются христианами. Души тех христиан, которые при жизни своей жили благочестиво, по смерти не бывают низводимы во ад, не предаются диаволу, но, чистые и светлые, возносимы бывают в места светлые и блаженные, и тела некоторых из них по смерти остаются нетленными, со свойственною живым телам белизной и мягкостью; от некоторых иногда ощущаемо бывает благоухание. Многие больные, приходящие к святым мощам для поклонения, получают исцеления, бесноватые — от бесов

454


освобождение. Таковые христиане, угодившие Богу, называются святыми.

Святых угодников Божиих много, из них особенно прославившиеся в нашей стране: святитель Николай, целитель Пантелеймон, святитель Иннокентий. Святые угодники Божий и при жизни своей силою Божиею исцеляли больных, изгоняли бесов, иные воскрешали мертвых и по смерти помогают тем, кто с верою призывает их.

После вознесения Иисуса Христа на небо святое общество верующих в Него ежегодно стало постепенно умножаться, а общество чтителей диавола умаляться. В прежние времена здесь не было ни одного крещеного алтайца, теперь же число некрещеных ежегодно убывает, а крещеных — увеличивается.

Беседа третья

1.  В последний век Господь Бог Иисус Христос опять придет на землю со славою; все мертвые тогда воскреснут, небо и земля поколеблются, горы сдвинутся с оснований своих, солнце померкнет, на земле будет уныние людей, померкнет и луна, все народы ужаснутся, звезды спадут с неба, как листья с дерев. Бог, Творец вселенной, придет на землю, озарив ее сиянием Своим; как Царь и Судия воссядет Он на Престоле и отделит народы друг от друга, как отделяют овец от козлов, верующих поставит по правую сторону, а неверующих — по левую. Разлучит детей от родителей, мужей от жен и поставит добрых по правую сторону, а нечестивых — по левую.

Бог как Праведный Судия совершит Свой праведный Суд и нелицеприятный над всеми: богатыми и бедными, господами и рабами — всякому воздаст по делам его.

Скупого богача Он так будет судить: «Ты сделал богом своим скот и имущество свое, о них только и думал, на них только надежду возлагал, забыв Меня, создавшего твой скот и наделившего тебя имуществом. Вместо благодарности ко Мне ты чтил диавола, мною проклятого, при жизни твоей не думал обо Мне. Теперь ли хочешь быть Моим? Иди от меня в муку вечную, гори в огне, уготованном диаволу!».

455


Предавая проклятию вора и грабителя, Бог скажет: «Во всю жизнь свою ты воровал и грабил, Меня не боялся и людей тревожил. Сколько людей ты оклеветал и подверг наказанию: ты украл у вдовы единственную корову, заставив ее плакать с детьми; ты украл у бедняка единственную лошадь, оставив его пешего с горем, а детей в слезах. Томись же теперь и плачь во веки веков, гори в огне, из которого никогда ты не выйдешь!».

Неправедному судье и зайсану скажет: «Сколько людей ты отпускал без суда за мзду, сколько сирот ты возвратил домой со слезами, не разобрав их дело. Ты помогал ворам, скрывая ворованный скот в твоих табунах, принимая краденые вещи, ты думал: не увидит Бог, не будет судить и взыскивать не станет, за сирот не вступится. Узнай же свое заблуждение теперь! Вот Я, Судия, совершающий над тобой праведный Суд. Иди от Меня! Да будет проклятие над тобою, беззаконный! Ты заставлял плакать людей — томись же сам и плачь во веки веков! Не кончатся муки, в которых ты будешь страдать!».

Камам, обманывавшим народ, и тем, кто, веря словам их, почитал бесов, скажет Бог: «Я создал для вас лошадь, чтобы вы употребляли ее для езды, приносили Мне благодарность, а вы отдали ее (лошадь) в жертву бесам; из угождения духу злобы вы предавали ее мучительной смерти: разрывали ее, выдергивая ноги, удавкой задушали, чтобы она не издавала вопля, снимали кожу ее и вывешивали ее на шесте для посмеяния; бедное животное взывало ко Мне среди таковых мучений! И Мне жалко было его. Теперь Я совершу Суд Мой над вами. Слуга диавола, — скажет Он каму, — ты всегда был обманщиком и лжецом, иди во ад, уготованный диаволу и мучься там во веки веков!».

Совершив Суд над всеми грешниками, Господь скажет им: «Идите, проклятые, во тьму вечную! Великое горе и пылающий огонь да будет уделом вашим! Идите в беспредельное море огня и страдайте там с ди-аволом!». И не будет конца мучению их и никогда оттуда не выйдут они; горе великое они будут терпеть и никто от него не избавит их. Среди таких ужасных мучений грешник будет отчаянно взывать: «О, горе мне! Как стерплю муки нестерпимые!». Будет рвать он на себе волосы, терзать свое лицо и скрежетать зубами, и непрестанно с во-

456


плем взывать: «Горе, горе мне!». Будет простирать руки свои вверх и, вздыхая, жалобно взывать: «О, Боже, Боже! Если бы мне знать, как жгуч этот адский огонь! Если бы мне помышлять о Тебе во всю жизнь мою! О, Боже, если бы Ты с одним из святых, живущих там, во Свете Твоем, послал каплю воды устудить мой язык и прохладить меня в этом жару. Но, увы, определение Божие не изменится и муки мои никогда не кончатся! Если и буду считать годы страданий моих, никогда я не сочту их. О, если бы на малое время заснуть мне и успокоиться! О, если бы можно было умереть мне, чтобы живому не чувствовать этих горьких страданий!». Но сколько они ни будут взывать, никто их не услышит; никогда не уснут, никогда не умрут. Скажет тогда грешник: «Если бы Бог освободил меня отсюда, всегда стал бы я почитать Его, день и ночь молиться, от всякого греха беречь себя!». Будет так взывать, но ответа не получит, не помилует и не освободит его Бог.

2. Вот, други, вы слышали, как люди своими грехами прогневали Бога и за то на сей земле стали страдать, а после смерти осуждены вечно мучиться в адском огне. Слышали, как Бог умилосердился над людьми и не пожалел послать Единственного Сына Своего, чтобы Он искупил людей от грехов, сокрушил власть диавола и спас людей от вечных мучений. Слышали, как Сын Божий невинно пострадал за грехи мира, пролил Пречистую Кровь Свою, Бессмертный — умер и в третий день воскрес; как Бог возвестил людям о воскресении их, дал заповедь о крещении, необходимом для спасения людей; восшел на небеса и в последний век придет совершать праведный Суд над живыми и мертвыми. Слышали, что Бог дарует вечное блаженство христианам, жившим непорочно, а грешников и неверующих ввергнет в вечный огонь, где они будут плакать, рыдать и вечно мучиться. Вы узнали теперь, что никто из неверующих в Бога и неочистившихся Святым Крещением от грехов ничем не может освободиться от тех ужасных мучений.

Чтобы все люди могли слышать и знать об этом, Бог послал повсюду вестниками Своими священников, чтобы они проповедовали повсюду. Мы, как уста Божий, говорим вам: «Вспомните Бога и обратитесь к Нему». Не презирайте гласа Божия, говорящего вам: «Обрати-

457


тесь ко Мне». Не отвергайте воли Божией, желающей спасти вас, чтобы и Бог не отвратился от вас, когда будете с плачем взывать к нему о спасении, когда преданы будете ужасным мучениям. Если вы теперь не послушаете Бога, Который вас зовет, чтобы вы вспомнили о Нем, то и вас после не послушает Бог, когда вы, преданные вечному огню, в горести сердца, со слезами будете взывать к Нему: «Боже, умилосердися над нами, теперь мы всегда будем чтить Тебя». Разумный человек пусть теперь же обратится к Богу, не откладывая до будущего времени. Кто имеет уши слышать, да слышит, а невразумившегося да вразумит Бог!

458


Источник: "Свет Христов просвещает всех"

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск 2000 г. Типография НИЦ "Сибирский хронограф"


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу