Из рукописного наследия митрополита Макария |
МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (НЕВСКИЙ) Биографические сведения Макарий, митрополит Алтайский, в миру Михаил Андреевич Невский (1 октября 1835 г. — 16 февраля 1926 г.). Сын бедного причетника Владимирской епархии. В 1854 г. окончил Тобольскую Духовную Семинарию. 22 февраля 1855 г. поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. 25 января 1857 г. облечен в рясофор, исполнял обязанности катихизатора в Чулышмане и обучал детей в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 г. пострижен в монашество. 17 марта
того же года рукоположен во иеродиакона, а 19 марта — во иеромонаха к походной церкви Алтайской Миссии. 14 ноября 1864 г. утвержден наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. В 1864 г., а затем в 1867-1868 гг. находился в Петербурге для напечатания составленного им первого «Алтайского букваря» и богослужебных книг на алтайском языке. С июня 1868 г. по декабрь 1869 г. в сотрудничестве с проф. Н.И.Ильминским занимался подготовкой к печати составленной алтайскими миссионерами первой грамматики алтайского языка и был избран членом
Совета переводческого Братства Св. Гурия (Казань). За обучение церковному пению воспитанников Казанской учительской семинарии и за труды по переводам на алтайский язык Преосвященным Антонием (Амфитеатровым), архиепископом Казанским и Свияжским, был представлен к игуменству. 29 июля 1871 г. был возведен в сан игумена. С 1875 г. являлся заведующим Центральным Миссионерским училищем с. Улалы. 13 марта 1875 г. определен помощником начальника Алтайской Духовной Миссии. С 1876 г. — член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском
языке. 29 июня 1883 г. возведен в сан архимандрита, а 29 декабря того же года назначен начальником Алтайской Миссии. 12 февраля 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. Начальником Миссии был до 1891 г. 26 мая 1891 г. был назначен епископом Томским и Семипалатинским. В 1895 г. избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С учреждением Омской епархии (1895 г.) стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 г. был возведен в сан архиепископа. С учреждением Барнаульского викариатства (октябрь 1908 г.) стал
именоваться архиепископом Томским и Алтайским. С 20 декабря 1912 г. по март 1917 г. — митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, председатель Православного Миссионерского Общества. В 1917 г. Временным правительством был уволен из состава Святейшего Синода, а затем смещен с Московской кафедры. 22 августа 1920 г. Святителю Макарию по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был присвоен пожизненно титул митрополита Алтайского. Управлял алтайской паствой и делами Миссии из Николо-Угрешского
монастыря, где подвизался до своей кончины. Погребен был на приходском кладбище ст. Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I святые останки его были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывают в крипте Успенского собора — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. Митрополит Макарий прославился как муж апостольской ревности. Он отличался строгой аскетической жизнью и был подражателем подвигов основателя Алтайской Духовной Миссии преподобного
архимандрита Макария Глухарева. Трудился в Алтайской Духовной Миссии 36 лет (1855-1891 гг.), а, затем до самой кончины был ее попечителем и духовным руководителем. Святитель Макарий заслужил среди современников именования «апостола Алтая» и «патриарха алтайских миссионеров». Он был замечательным проповедником, крупным духовным писателем и переводчиком. Материалы из фондов Алтайской Духовной Миссии позволяют существенно дополнить имеющиеся в церковно-исторической науке данные о его жизни и научной деятельности.
Указ Преосвященнейшего Макария, епископа Бийского, о подготовке к празднованию 1000-летия со времени преставления равноапостольного Мефодия учителя словенского. Автограф. (ГААК, ф.164, оп.1, д.Ю, л.Ю-Юоб.).
Указ1 о подготовке к празднованию в Алтайской Духовной Миссии 1000-ЛЕТИЯ СО ВРЕМЕНИ ПРЕСТАВЛЕНИЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЯ СЛОВЕНСКОГО от 19 февраля 1885 г. №69 Помощнику начальника Миссий2 протоиерею о. Василию Вербицкому Ввиду торжества в честь Св. Мефодия, просветителя славян, имеющего быть 6 апреля, на основании распоряжений высших властей, повсюду, слышно, делаются некоторые предварительные подготовления. Алтайским миссионерам подобает почтить память
славянского миссионера — Богопрославленного Св. Мефодия — с особенным усердием и торжественностью. Поручаю Вашему Высокопреподобию сделать нужные распоряжения о приготовлении к празднеству и в Улале, и в других станах, для чего нужно предупредить и о. миссионеров. Макарий, епископ Бийский. 1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 10, л. 10-10об.- Автограф. В этом же деле на л. 33"-33ао6. находится «Послание Святейшего Синода по случаю 1000-летия со дня кончины Святителя Мефодия». «Послание» датировано 6 апреля
1885 г. 2 Миссий — то есть Алтайской и Киргизской Миссий Томской епархии.
Извлечение из письма1 Преосвященнейшего Макария, епископа бийского, заведующему канцелярией епископа бийского И. Ананьевичу Возлюбленный мой И. Ананьевич! 23 марта я возвратился в Бийск, хранимый молитвами молящихся, благополучно. Томский Владыка2, епископ Томский и Семипалатинский, бывший до назначения на Томскую кафедру начальником Алтайской Духовной Миссии, посылает Вам святительское благословение.
Промыслу Божию угодно, по неисповедимым судьбам Своим все к лучшему устрояющему, передвинуть светильник сей в иное место, устрояя всячески спасение всех и каждого и воздвигая всякому времени, месту людей благопотребных. В половине марта томский телеграф принес Преосвященному нашему от митрополита следующую телеграмму: «Предположено предоставить Вам Ставропольскую епархию». Вскоре после сего получено извещение и о состоявшемся определении Святейшего Синода о предположенном перемещении. Осталось только за утверждением Государя, сердце коего в руце
Божией. Воля Господня да будет! Но Миссия теряет в Преосвященнейшем Владимире своего нежного друга, отца, руководителя и попечителя. Все мы им облагодетельствованы, в сердце его носимы. Да будет память о нем в сердцах наших и в сердцах всех новокрещенных из рода в род — незабвенного, как память о. Макария3. Да будет 15 августа, день св. Владимира, днем молитвы во всех церквах Миссий! В покорности воле Божией, готовясь оставить томскую паству, Владыка прежде всего возымел печаль о Миссии, чтобы преемником по Томской
епархии был человек, могущий полюбить Миссию, войти в дух ее и чрез начальника ее быть с нею. Он указал на Красноярского Преосвященнейшего Исаакия4, близко известного ему товарища по Академии и вообще как на человека, более всего подходящего. Но Святейший Синод, кажется, и сам думал об этом преемнике, ибо одновременно с известием о переводе Преосв[ященнейшего] Владимира (...)5 и о Преосв[ященнейшем] Исаакии. Итак, да будет воля Божия! Да будет милостив Господь к нашему доброму другу
и Владыке, и да хранит Он нас его молитвами!
1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 11, л. 16об.-17об.- Копия 1886 г. Данное извлечение из письма епископа Макария сохранилось в записи миссионера священника Иоанна Матвеевича Штыгашева и заимствовано из его дневника. 2 Преосвященный Владимир (Петров) — начальник Алтайской Духовной Миссии с 1865 по 1880 гг. в сане архимандрита, с 1880 по 1883 гг. в сане епископа Бийского. Скончался 2 сентября 1897 г. в сане архиепископа Казанского.
3 Архимандрита Макария Глухарева. 4 Преосвященнейший Исаакий (Положенский) был епископом Томским и Семипалатинским с 1886 но 1891 гг. Его преемником в 1891 г. стал автор письма — епископ Бийский Макарий (Невский). 5 Слово не прочитывается.
Предписание1 к проекту устава Бийского Миссионерского Катихизаторского училища
Его Преосвященству, Преосвященнейшему Исаакию, епископу Томскому и Семипалатинскому начальника Миссий Томской епархии епископа Макария
Приемлю смелость покорнейше просить Ваше Преосвященство благоволительно дать представляемому при сем проекту устава Миссионерского Катихизаторского училища надлежащее движение для исходатаиствования оному проекту правительственного утверждения. В желании моем приобрести для представляемого устава названного училища правительственное утверждение я руководился следующими соображениями: 1) Миссионерское Катихизаторское училище, как частное учреждение, существовало прежде в Улале (бывшей резиденции начальников Миссии) около 15 лет под именем
Центрального училища. В 1883 году переведено в Бийск с новой, более широкой программой, увеличенным составом воспитателей и воспитанников и притом с новым названием «Катихизаторского училища». Училище содержится, как и прежде, на средства Православного Миссионерского Общества (воспособлением при возможности из епархиальных средств). 2) Правительственное утверждение устава для названного училища желательно было бы в тех видах, чтобы дать училищу как частному учреждению ту прочность устоя, какую имеют учебные заведения, гарантированные правительством.
Предписание к проекту устава Бииского Миссионерского Катехизаторского училища. Черновой автограф. (ГААК, ф.164, оп.1, д.37, л.2-3об.). 3) Права движения по службе и пенсии для заведывающего училищем и помощника его нужны для привлечения сюда правоспособных лиц из высших и средних духовно-учебных заведений. Для учителей и учащихся испрашиваемые права, предоставленные духовным училищам — ввиду того, что в
Катихизаторское училище поступают лица русского происхождения. 4) Состоя под непосредственным управлением и руководством начальника Миссий, училище должно иметь единственный контроль в лице епархиального Преосвященного. Отчет по училищу входит в состав отчета по управлению Миссиею. 5) Со времени открытия противораскольнического Братства Св. Димитрия2 под председательством начальника Миссий, потребности этой новой отрасли миссионерства вызвали необходимость принимать в Катихизаторское училище лиц русского
происхождения — частию из детей духовенства, не успевших поступить в духовные училища или уволенных за малоуспешность (особенно по древним языкам), частию из других сословий, с целью приготовления из них деятелей для противораскольнической миссии. Для воспособления к содержанию училища и отчасти на заведение и поддержание архиерейской ризницы при домовой церкви викария, весьма скудной средствами, отпущено было на 1886 год из остаточных епархиальных средств 600 рублей с тем, чтобы начальник Миссий при испрашивании подобного пособия на будущее время сообщал
смету ассигновки. Желательно, чтобы этот источник милости не был закрыт для миссионерства и викариатства и на будущее время, как и Миссия не закрывает двери своего училища для детей духовенства с указанною миссионерскою целию3. 31 октября 1887 г. 1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 37, л. 2-Зоб.- Черновой автограф. 2 Открыто в г. Томске 21 сентября 1884 г. 3 Устав Бийского Миссионерского
Катихизаторского училища был утвержден определением Святейшего Синода 9 декабря 1888 г., № 2758. (РГИА, ф. 803 Училищный совет при Святейшем Синоде, оп. 1, д. 661, л. 4.).
Письмо иеромонаху Иннокентию Солодчину1 И.д. начальника Чолышманского Благовещенского монастыря иеромонаху Иннокентию2. В ответ на прошение чолышманских инородцев относительно уменьшения арендной платы, взносимой ими Благовещенскому монастырю за сенокосные и пахотные, и выгонные земли, поручаю Вашему Преподобию объявить просителям, что из содержания их прошения я с огорчением заключаю о том, что они поддались подстрекательству людей, ищущих
не их пользы, а своей собственной, и жалею, что в отношении к Чолышманской обители они, просители, явили себя неблагодарными и несправедливыми. Неблагодарными за те блага, духовные и материальные, какие они получили при посредствии этого монастыря и непосредственно от него; несправедливыми в том, что приписывают настоящему управлению монастыря такие намерения и действия, каких оно не имело. Последние в лице как настоятеля, так и заведующих обителью и теперь руководятся в своих отношениях к новокрещенным тем же духом благожелания, каким водились
первоначально. Если прежний настоятель Преосвященный Владимир3 ничего не получал для себя от монастыря, то и настоящий4 не только ничего не берет оттуда, но сам жертвует монастырю собственными средствами и приглашает к таковым пожертвованиям посторонних лиц. Монастырь, не имея других источников содержания для себя, кроме земли, хотя и вынужден бывает отдавать свои угодья арендаторам, но он не допускал к себе арендаторов со стороны, например, русских переселенцев, что было бы для него
выгоднее в материальном отношении, а отдавал свои земли в пользование туземным инородцам: беднейшим — бесплатно, зажиточным — за умеренную цену, и ни в каком случае ни за кого из них5 не доводил до обеднения, имея постоянно в виду свою главную задачу в отношении к ним — просвещение учением веры и приучение их к доброй и оседлой жизни, снисканию ими для себя пропитания трудом, а не выпрашиванием подаяния и тем паче воровством. Пусть просители вспомнят, что с монастырем к ним явился и свет веры христианской, которую
они возлюбили нелицемерно и которая избавила их от рабского и разорительного служения демонам. Пусть припомнят, как монастырь кормил, одевал и защищал их в первые дни их по обращении к вере христианской. Не следовало бы им забывать и того, насколько многие из них были бедны сперва и каким довольствием пользуются теперь. Пусть они укажут, кого из них монастырь привел в разорение, и сами же пусть сосчитают также тех бедняков, которые не имели до крещения ни хлеба, ни одежды, а теперь приобрели то и другое и обзавелись скотом. Пусть вспомнят то время, когда
им грозила от неурожая голодная смерть, а монастырь озаботился запастись хлебом для осеменения их полей. А в другой раз, когда дети некрещеных чолышманцев гибли от оспы, дети крещеных были спасены от такой смерти предохранительною мерою6. Теперь чолышманцы умеют землю пахать не одними обылами (мотыгами), а и сохами, и жать серпами, а не руками выдергивать хлеб, косить траву, а не резать ее ножами, как было прежде. Не при монастыре ли они научились всему этому? Пусть вспомнят просители, что теперь все они живут в
довольстве, многие в избытке, а монастырь доселе терпит скудость. Они сами приобретают себе пропитание на монастырской земле, а монастырь доселе нуждается в посторонней помощи. Составитель прошения от имени просителей выражает недовольство на то, что с них берется плата за пользование дровами из валежника до 1 руб. 50 коп. с юрты в год. Но пусть просители вспомнят, что в течение года сожигают они дров более, чем на таковую сумму. Притом не сами ли арендаторы наготовили валежник, которым теперь должны пользоваться, вырубив без спроса у начальства
монастырского строевой лес, о чем было однажды и дело возбуждено. Арендаторы притом оказались однажды настолько неразумными и неблагодарными, что отказались тушить лесной пожар, произведенный мстительной рукой одной соенской женщиной. Монастырь терпит разного рода убытки от арендаторов. Так, некоторые из них похищали монастырский скот. Например, в минувшем году убита конокрадами лучшая монастырская лошадь, употреблявшаяся для пахотной работы. Арендаторы недовольны тем, что платят монастырю по 10 рублей за десятину пахотной
земли, но затем умалчивают они о том, что такая плата взимается только в урожайные годы, а в другое время они платят только половину и даже менее того. В урожайный же год 10-рублевая плата за десятину отнюдь не разорительна, ибо тогда арендаторы приобретают себе от продажи хлеба с той же десятины до 50 и более рублей. Здесь монастырь не только не обидит их, но сам терпит ущерб, лишая себя плодородной земли, которую мог бы возделывать с полей для себя чрез наем русских рабочих, если бы не имел сил возделывать руками наличных братии. Неправду сказали
просители и о плате, взимаемой за сено. Монастырь, нуждаясь в рабочих руках и желая приучить в то же время инородцев к труду, не отдает работ своих русским людям, но требует от инородцев, чтобы они поставляли для монастыря столько сена, сколько желают поставить для самих себя. Это условие может казаться несколько тяжелым только для богатых людей, но нисколько не обременительно для бедняков, которые исполняли его доселе безропотно, личным трудом. Богатые же могут приобретать для себя сено в других местах за дачами монастырскими, если не желают личным трудом
или наймом поставить для монастыря условное количество сена. Если бы один из богатых скотовладельцев захотел оставить монастырскую землю, то на место его одного могут поселиться 10 бедняков, а это — в интересах последних и желательно для монастыря. Просители якобы тяготятся платой за подножный корм для скота. Плата за крупного скота — но 30 коп. с головы в течение зимы — невелика и для бедного инородца, если принять во внимание недостаток выгонной земли в дачах монастырских. Нежелающий платить назначенную сумму имеет возможность держать свой скот вне
монастырских дач. Выгон скота на летнее время в тайгу — чем также обременяются просители — вызывается необходимостью в интересах самих скотовладельцев. Ибо если оставлять на монастырских дачах весь наличный скот в продолжение всего лета, то на зиму для него недостаточно бы подножного корма, а это привело бы к гибели всего скота. Просители выражают сожаление о том, что с монастырских дач скочевало до 12 семейств якобы в ущелья гор, далеко от церкви, и что остальные также должны будут скочевать, если не будет уменьшена арендная плата. Просители,
очевидно, хотят напугать кого-то этой детской угрозой, на которую можно спокойно ответить: кто хочет, пусть идет туда, где ему более нравится, но на место его несомненно явятся другие и с благодарностью подчинятся условиям аренды. Ибо на монастырских дачах могут поместиться не более половины всего местного народонаселения, остальные же по необходимости должны жить и живут вне дач монастырских, и это последнее обстоятельство для усерднейших из них отнюдь не служит препятствием к посещению храма Божия по праздникам и ежегодному исполнению христианского долга
говения. С устройством в соседнем Чолышманском Улагане молитвенного дома и водворением там особого миссионера нежелающие жить на монастырских дачах могут без вреда душе своей селиться и по Улагану. Впрочем, управление монастыря желает предоставить возможность большему количеству бедняков селиться на монастырских дачах, признает возможным для себя облегчить для них арендную плату. Но чтобы иметь возможность поддерживать и существование монастыря пользованием Высочайше дарованными ему угодьями в широких размерах и в то же время дать возможность жить на
своих дачах и крупным скотоводам, управление признает необходимым для сих последних назначить арендную плату хотя и в больших размерах сравнительно с бедными, но не столько великую, чтобы они не могли извлекать для себя значительной пользы от арендуемых ими угодий. На основании существующих законов монастырь не может отдавать своих угодий в аренду на продолжительное время. Поэтому инородцы, желающие арендовать для себя монастырские земли, обязуются предварительно заключить с монастырским управлением контракт на три года, скрепленный установленным
порядком с прописанием в нем условий, особо при сем прилагаемых. Начальник Алтайской и Киргизской Миссий епископ Макарий. Октября 31-го дня 1890 г,, г. Бийск.
1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 52, л. 19-21об. - Копия. 2 Иеромонах Иннокентий Солодчин, в схиме — Иоанн. С 1866 по 1874 г. — преподаватель Центрального Миссионерского училища в Улале. С 19 сентября 1890 г. по 1894 г. был помощником начальника Алтайской Духовной Миссии и наместником
Благовещенского монастыря на Чулышмане в сане игумена, впоследствии — епископ Приамурский и Благовещенский (1899-1900 гг.). Скончался 23 октября 1919 г. 3 Начальник Алтайской Духовной Миссии епископ Бийский Владимир (Петров). См. стр. 140 настоящего сборника. 4 то есть автор письма — начальник Алтайской Духовной Миссии епископ Бийский Макарий. 5 никого из них. 6 Миссионеры всегда бесплатно прививали оспу детям и новокрещенным алтайцам и язычникам, но многие язычники сами долго
отказывались от медицинской помощи.
Письмо композитору СВ. Смоленскому1 Глубокоуважаемый и незабвенный Стефан Васильевич! Христос Воскресе! Сердечно благодарю Вас за любезнейшее письмо Ваше, которым Вы доставили мне великое удовольствие, сообщив много интересного и полезного для меня об Алтайских Лептах2. Простите мою косность в ответе: при всем желании моем я не мог исполнить скоро долг благодарности. Приношу Вам глубочайшую благодарность за распространение сведений о Лептах и лестные отзывы о них. Для публики,
привыкшей слушать театральную музыку, напевы Лепты едва ли могут особенно нравиться. Лепта наша — для школы, внебогослужебных собеседований и простого народа. Там она прививается, распространяется и приносит пользу. О, если бы напевы Лепты получили право гражданственности в наших семинариях и епархиальных училищах! Оттуда они разнеслись бы по церковно-приходским школам, а оттуда—в народ. Какая здоровая и приятная пища для последнего! Не подобными ли песнопениями, только не в православном учении, распространяют свое учение наши сектанты и привлекают к себе
массы простого народа. Я рад, что публика более и более ознакамливается с Лептами. Заключаю об этом из того, что московские и киевские книгопродавцы стали помногу брать на комиссию Лепты, особенно в последнее время. Да воздаст Господь Своею великою милостию Константину Петровичу за его ревностное попечение и о благе Церкви, и за мощное покровительство Миссиям! С большим интересом ожидаю появления переложений избранных кант из Лепты на круглые ноты, о чем любезно Вы сообщили мне. И знаменные напевы я весьма люблю. Широким употреблением их в
нашем училище и церкви мы едва ли кому уступаем. Вашим трудом в этом деле весьма интересуюсь. Если что появится в печати из приготовляемых Вами знаменных напевов, благоволите прислать мне или распорядитесь о присылке с наложенным платежом. Посылаю Вам, дорогой мой Стефан Васильевич, записку о Лептах, напечатанную в Томских Епархиальных Ведомостях. Может быть, Вам для чего-либо и пригодится. Я весьма рад, что наш образцовый церковный хор состоит теперь под Вашим управлением. Характер Вашего пения мне весьма нравится. Заключаю об этом по
пению Николая Ташкинова, учившегося в Казанской учительской семинарии, состоявшего в Вашем хоре и теперь регентируещего в улалинском хоре. Сибирь в регентах имеет большую нужду. Нам для Миссии нужен бы хоть один такой, который мог преподавать пение в нашем Катихизаторском училище и был бы знаком сам с теорией музыки. Нельзя ли определить в одну из Ваших школ пения какого-либо из наших питомцев? Если Вам представится возможность дать на этот вопрос положительный ответ, то я был бы весьма благодарен. Еще раз приношу Вам, глубокоуважаемый Стефан
Васильевич, сердечную благодарность за участие в деле, меня весьма интересующем. Призываю на Вас благословение Божие, с отличным уважением и признательностью имею честь быть Вашим покорнейшим слугою. Начальник Алтайской и Киргизской Миссий Макарий, епископ Бийский. 20 апреля 1891 г. Томск. 1 С.В.Смоленский (1848-1909 гг.) — композитор, историк русского церковного пения (см. о нем в статье: Парийский Л. Памяти С. В.Смоленского.//Журнал Московской Патриархии,
1950, № 1, с. 53-59). Владыка Макарий познакомился с С. В.Смоленским в 1868 году в Казани. Письмо (автограф епископа Макария) находится в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии, хранится в книге С.В.Смоленского «Лепта первая». 2 Сведения о сборниках под названием «Лепта» см. на стр. 23 настоящего издания.
Письмо1 протоиерею Петру Бенедиктову Досточтимый о Господе отец Петр2! Чемал-Чопош — мой первенец, не могу забыть его3. Теперь же он сугубо для меня дорог — все в нем для меня свое, как бы родное: и церкви, и люди, и школы. Поэтому желательно, чтобы Вы не лишали меня утешения извещениями о всем, заслуживающем внимания. Для меня небезынтересно будет и то, если Вы будете писать о предметах, для Вас весьма обыкновенных. А более всего мне
нужно знать, как идет у Вас школьное дело. Продолжает ли Ирина Макаровна свои учительские и миссионерские труды с прежнею ревностию? Ходит ли она по юртам с ученицами, как бывало прежде? Ездит ли по татарам или новокрещенным, как делалось прежде? Если все идет по-прежнему, то и ей, и Вам спасибо. Желательно, чтобы она записывала или учеников и учениц заставляла записывать свои беседы, чтения, пения по юртам и домам, а также все, что встретит здесь заслуживающее внимания. Если это хождение прекратилось, то желательно, чтобы оно восстановилось. Желательно,
чтобы таковые же хождения по домам совершались бы и чопошской школой. Известите меня, были ли ныне в Чемале кумысники4 и как они держали себя? Не можете ли открыть ныне школы грамоты в Едигане? В Пешпельтире? Известите меня о здоровье и пребывании Агафьи Николаевны с семейством, Кондратия Ивановича, Алексея Леонтьевича и всех сущих во Христе, Вам ведомых. Ирине Макаровне со школою Божие благословение. О себе напишите подробнее. Призываю на Вас, семейство Ваше, паству Вашу, на Чемал, Чопош и Елекмонар и
все селения и улусы Божие благословение — привет всем и каждому. Благодать Господа со всеми Вами! Поклонитесь за меня пред иконою Скорбящей Божией Матери и Св. Николая. Макарий, епископ Томский. 7 августа 1891 г., пароход «Фортуна» на р. Кети в Нарымском крае. 1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 52, л. 13-14.- Автограф. 2 Протоиерей Петр Иванович Бенедиктов (1862-1918 гг.). Обучался в Томской Духовной Семинарии. Рукоположен во диакона в 1888 г., во
священника — в 1889 г. В 1890 г. поступил в Алтайскую Духовную Миссию. С 1909 г. — протоиерей, с 1 августа 1902 г. — благочинный миссионерских церквей 1-го миссионерского благочиния Алтайской Духовной Миссии. Помощником начальника Алтайской Миссии был с 1900 по 1902 г., затем с 1905 по 1910 г. и с 1915 г. до самой кончины, последовавшей в последних числах августа 1918 г. 3 В Чемале и Чопоше начиналась миссионерская деятельность Владыки Макария, где он трудился сначала преподавателем миссионерских школ и катихизатором, а затем
миссионером в сане иеромонаха.
4 Кумысниками миссионеры обычно называли приезжающих в Чемал из далеких краев на отдых (на кумыс) людей. Некоторые из них своим поведением оказывали отрицательное влияние на алтайцев. В Чемал (население около 400 жителей) ежегодно съезжалось до 300-400 дачников (см. в книге: Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю.- Томск, 1912, с. 35).
ПИСЬМО1 МИНИСТРУ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! В горах Алтая в течение свыше семидесяти лет среди полудиких аборигенов распространяет свет веры христианской Алтайская Духовная Миссия. Трудами членов этой Миссии христианство, а с ним вместе — начала русской культуры проникли до пределов монгольских, до границы Китайской империи. Во весь долгий период существования Миссии тружеников ее
встречали нужда, беды и разного рода препятствия. В борьбе со всем этим многие из них совершенно потеряли здоровье, преждевременно состарились, а некоторые, не в силах будучи бороться с непосильными трудами и препятствиями, оставляли свое высокое служение и возвращались к более спокойному образу жизни на Руси. Громады Алтая с головокружительными подъемами и спусками, бурные реки, стремительные потоки, лесные трущобы, узкие на краю обрывистых скал тропинки («бомы») или едва заметные дорожки среди каменных россыпей или по косогорам — вот пути, по которым
доводится миссионерам совершать свои поездки. Случается иногда, что миссионеру для достижения какого-либо пункта является необходимость применять разные способы передвижения: верхом на лошади, пешком по камням или на лодке. Но и таковые способы передвижения не всегда и не везде возможны. Есть местности, где миссионер и юная паства его бывают совершенно заперты, разобщены с остальным миром почти треть года. В юго-восточной части Алтая, среди отрогов Саянского хребта, находится озеро Телецкое (Алтын-Куль). В него впадают быстрые и
многоводные реки: Чолышман, соединившийся с Башкаусом, Камга и множество других горных речек, часто падающих в озеро с огромной высоты; а из озера получает свое начало река Бия. Длина Телецкого озера — около 100; ширина — от 3 до 8 верст; глубина — до 70 сажень. Берега по большей части скалисты. Озеро это во всю длину свою лежит на пути в миссионерский Чолышманский мужской Благовещенский монастырь2 и миссионерский стан Усть-Башкаус. Берега озера для какого бы то ни было путешествия недоступны; один путь — озеро. Но оно бушует и осенью, и зимою;
застывает не каждый год, иногда — через два, три года. Нужда служебная заставляет миссионера и в бурю плыть. Бывают случаи, что пловцы в позднюю осень, застигнутые бурею, кое-как добираются до скалистого берега, сидят там неделю, две и больше в ожидании, пока притихнет буря3. Томимые голодом, они съедают все, что можно есть, даже старые кожи животных. Насельники чолышманские, инородцы двух Чуйских волостей, терпят крайнюю нужду в самом необходимом. Бурное озеро не пускает к ним русские товары: хлеб, соль, порох, свинец, табак и т.п. в течение
3-4 месяцев и более, так что местные цены на эти продукты поднимаются невероятно, например, хлеб (ячмень) — до 3 рублей пуд. Правда есть иной путь в Чолышманский монастырь, по Чуйскому тракту, чрез Онгудай, но этот путь, большею частью вьючный, крайне неудобен от множества горных перевалов, опасных «бомов» через бурные реки Катунь и Башкаус; притом он длиннее первого пути (чрез Телецкое озеро) почти на 300 верст. Почти все население двух чуйских волостей исповедует ныне православную веру христианскую. Можно надеяться, что свет
этой веры в недалеком будущем проникнет и к соседнему народу — монгольскому. Много предстоит трудов в этой части Алтая миссионерам-проповедникам. Великую христианско-просветительскую службу совершает устроенный в этой местности за Телецким озером, в долине Чолышмана, Благовещенский монастырь и миссионерский стан с детским приютом и школой для инородческих детей. Неоценимую пользу они приносят здесь как единственные культурные пункты в этом глухом и далеком краю. Великим препятствием к развитию этого края, богатого всяческими дарами видимой природы, а еще
более богатого душами истинно преданного вере христианской и Государю православному русскому народа чуйского4, народа доброго, честного, детски-простодушного, трудолюбивого и способнейшего, служит отсутствие путей сообщения, крайне неудобные, примитивные способы переезда чрез Телецкое озеро. Немало послуживши делу христианского просвещения зателецких инородцев, я желал бы провести там и последние дни моей жизни, если это будет Богу угодно. И во всяком случае хотелось бы улучшить, насколько возможно, сообщение
Зателецкого края с культурной Русью для тех же новокрещенных инородцев. С этой целью предполагаем мы приобресть в столице паровую лодку небольшую, футов около 40, в 6-12 сил. Нас смущает только дороговизна доставки лодки железнодорожным путем от С.-Петербурга до г. Ново-Николаевска на Оби5. Недостаток средств личных, моих, и миссионерских не дозволяет нам привести в исполнение это давнее желание наше. Представляя все вышеизложенное высокому вниманию Вашему, я приемлю решимость покорнейше просить Ваше
Высокопревосходительство, не признаете ли Вы возможным разрешить бесплатную доставку паровой лодки6 от С.-Петербурга до г. Ново-Николаевска, во внимание к крайней нужде в ней для просветительно-культурных целей Алтайской Миссии, на пользу аборигенов края, новопросвещенных инородцев, обитающих за Телецким озером, в долине Чолышмана, и для будущих, быть может, военно-политических целей нашего государства, в виду возможности проникновения туда агентов китайского правительства, в случае возникновения неприязненных их к нам отношений.
С чувствами отличного уважения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Высокопревосходительства, милостивого государя...7 25 января 1907 г. 1 ГААК, ф. 164, оп. 1, д. 132, л. 1-2.- Копия. 2 Основан в 1864 г. 3 Пример см. в записках Чулышманского миссионера священника Михаила Тырмакова за 1906 год на странице 85 настоящего сборника. 4 то есть алтайцев, селившихся по
р. Чуя. 5 Ныне — Новосибирск. 6 Паровая лодка, точнее катер, получивший название «Шеф», в том же 1907 г. по железной дороге был доставлен из Петербурга в Ново-Николаевск, а оттуда с большими техническими трудностями переправлен на Телецкое озеро. Миссионерский катер ходил по Телецкому озеру до 1944 г. (сведения об этом катере см. также в книге: Дулькейт Т. Телецкое озеро в легендах и былях.- Барнаул, 1979, с. 13-14). 7 В подлиннике следовала подпись архиепископа Макария.
Источник: "ИЗ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ АЛТАЙСКИХ МИССИОНЕРОВ". Издание Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск 1988 |