Образ Христа в кинематографе
|
ОБСУЖДАЕМ "СТРАСТИ ХРИСТОВЫ"
Николай БУРЛЯЕВ, актер, режиссер,
президент МКФ и МТФ "Золотой
Витязь", народный артист России
Фильм "Страсти Христовы"
заинтересовал меня еще до своего
выхода на американский экран –
когда были доступны только
отрывки, когда вокруг фильма
пытались поднять скандал. И когда
ко мне приехали из программы
Ивана Демидова "Русский взгляд",
я сказал то, от чего не
отказываюсь и сейчас, уже
посмотрев сам фильм: кинематограф
обращался и будет обращаться к
Евангелию, и мы не можем от этого
факта спрятаться.
Всякий раз, как будут появляться
те или иные фильмы на
евангельские темы, нашей Церкви
придется принимать какое-то
решение. Как, например, было
высказано однозначно
отрицательное мнение о фильме
Мартина Скорцезе "Последнее
искушение Христа". Святейший
Патриарх Алексий просил не
показывать этот фильм, но канал
НТВ игнорировал его просьбу.
Вот и сейчас приходится решать,
как относиться к "Страстям
Христовым".
Меня спрашивали еще и о том, как я
отношусь к тому, что фильм в
России выйдет в дни Великого
поста. Я ответил так: фильма я пока
не видел, но есть вероятность, что
он поможет православным во время
Поста еще более приблизиться к
Истине.
Когда я увидел фильм, он меня
ошеломил. Я человек православный,
вернее, пытаюсь им быть, это очень
сложно. Мы считаем себя верующими,
а на самом деле еще очень далеки
от этого... Я читал Евангелие и мне
известно, что такое Страсти
Христовы. Но этот фильм задел мое
сердце, может быть, уже оледенелое,
ко многому привычное, и пробудил
его.
Признаюсь, что до "Страстей
Христовых" мне не нравился ни
один фильм по Евангелию, ни один
актер, игравший образ Спасителя.
Всюду были видны концепция
режиссера и ряженность артиста с
приклеенной бородой. К этому
фильму у меня тоже есть некоторые
профессиональные претензии,
например, к выбору некоторых
актеров – я бы выбрал других – и к
их игре. Это есть. Но все
перекрывает концепция Мела
Гибсона и сам его поступок по
отношению ко всем нам – и
верующим, и неверующим. Он прожил
жизнь в этом Голливудском омуте,
но отважился прокричать людям
всего мира о страданиях Христа.
Это именно крик души, который кого-то
злит, мучает, кого-то убивает, кто-то
идет сдаваться в полицию за
прежние грехи, кто-то прозревает,
что Христос на самом деле Господь
и что евангельские события
происходили реально. Когда я
принимал участие в программе
Савика Шустера об этом фильме, то
говорил там, что, по-моему, "Страсти
Христовы" в нашей стране должны
увидеть и верующие, и атеисты.
Первых фильм укрепит, а вторые,
может быть, задумаются о том, что
реально случилось в истории
человечества, о страданиях
Спасителя.
Я знаю, очень многие боятся
смотреть этот фильм. Там на самом
деле очень много жестких
подробностей Страстей Христовых
– не жестоких, а именно жестких,
потому что это все объективно, это
было на самом деле. Я сам против
жестокости. Признаюсь, я
внутренне упрекал Андрей
Тарковского за то, что в "Андрее
Рублеве" есть элементы
жестокости, без которых, по-моему,
можно обойтись. Но здесь другое. Я
думаю, "Страсти Христовы"
нужно видеть глазами. Потому
что многие из нас читали
Евангелие, нам известно о
страданиях Христа – но
умозрительно. Ведь
изобразительная культура
человечества никогда не
показывала обилие Крови
Христовой, пролитой до распятия и
на кресте. Все было очень
корректно. Терновый венец и
капельки крови, рана от копья и
гвоздей – и все. Так вот, этот
фильм в первый и последний раз подробно
показал (я думаю, никто больше не
отважится повторить путь Мела
Гибсона) реально происшедшие во
времени страдания Христа, чуть ли
не с той же длительностью. Это и
было главной задачей Мела Гибсона
–достучаться до оледенелых
сердец. Мне, как режиссеру и
сценаристу, это очевидно.
Я давно уже думаю над вопросом,
имеем ли право мы, грешные, актеры
и режиссеры, касаться этих тем.
Очень много обсуждал этот вопрос
с представителями не только
Русской, но и Сербской, и
Болгарской Православных Церквей,
пытался понять их отношение к
этой проблеме, которую все равно
придется решать – и нам как
художникам, и Церкви, дающей
христианскую оценку всему, что
происходит в обществе. Но многие
по традиции говорили, что эти темы
трогать нельзя. Грешные люди не
могут и не должны играть роли
святых. Это очень трудная
проблема, я ее для себя так до
конца и не решил.
Как-то я думал поставить фильм по
Евангелию и пришел
посоветоваться к одному из наших
духовных лиц. Он ответил мне: "Поскольку
есть такой вид искусства как
кинематограф, охватывающий
миллионы людей, и поскольку
Господь сподобил вас заниматься
этой профессией, это ваш окоп
борьбы за души человеческие. Вы не
только можете, но и должны –
потому что если не вы, то это
сделают другие, но сделают с
искажением".
Десять лет назад я отважился
взяться за роль Иешуа Га-Ноцри в
фильме "Мастер и Маргарита".
Когда я узнал, что утвержден на
эту роль, то сначала отказался.
Прошел год, я очень много думал и
согласился, но потребовал у
режиссера изменить
антиевангельские моменты в
образе Иешуа и в сценах с Понтием
Пилатом. И режиссер на это пошел.
Только с этим условием я
отправился в плавание. Я понимал,
что если сыграю эту роль не я – а
мне известно, кто бы тогда это был
– то эти антиевангельские
моменты остались бы.
Но сейчас я бы точно не решился на
эту роль, потому что укрепился в
осознании собственной
греховности. Я недостоин того,
чтобы приближаться к этому образу.
Но фильм Мела Гибсона вновь
заставил меня задуматься над
темой выбора и для художников, и
для нашей Церкви.
Очень сложно сказать, какой фильм
о христианстве для меня лучший. Я
вижу очень много фильмов на
Кинофоруме "Золотой Витязь",
за 13 лет их показано уже 2600. И все
они по сути христианские, мы
отбираем их, чтобы они
соответствовали нашему лозунгу:
"за нравственные христианские
идеалы. За возвышение души
человека". Перечислить их все
невозможно. Если говорить об
игровых фильмах с христианскими
идеями, то среди них есть и снятые
в советское время – "Земля"
Довженко, все фильмы Тарковского
и Бондарчука, "Калина красная"
Василия Шукшина, это и мой фильм
"Лермонтов" и так далее.
http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=4&article=490
|