Тоталитарные секты - угроза обществу и демократии.
|
Полная власть над адептами и их деньги - это все, что нужно лидерам
тоталитарных сект.
С 27 по 28 марта 2004 года в Марселе прошла международная конференция
Европейской федерации центров по изучению современного сектантства
(FECRIS) на тему "Секты и здоровье".
В работе конференции приняли
участие представители 19 стран мира, в частности, Германии, Австрии,
Канады, Ирландии, Швеции, Бельгии, Финляндии, Болгарии, Сербии, Кипра,
Греции, Франции. Основная часть докладчиков - медицинские специалисты
в области психиатрии, юристы, а также сектоведы - то есть специалисты,
занимающиеся проблемой экспансии новых религиозных, псевдорелигиозных,
коммерческих и прочих тоталитарных культов в обществе.
Среди приглашенных на международную конференцию были заведующий
кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского
института, вице-президент международного института по изучению
современного сектантства "Диалог-центр" профессор Александр Леонидович
Дворкин и настоятель собора Александра Невского, руководитель
Информационно-консультационного центра (центр является
членом-корреспондентом FECRIS) по вопросам сектантства протоиерей
Александр Новопашин.
Известно, насколько сильно разрушительное психологическое воздействие
тоталитарных сект на психику их адептов. - Это воздействие в той или
иной степени оказывается абсолютно во всех сектах. Лидеры этих
организаций хорошо понимают, что людям нельзя давать опомниться,
потому что в противном случае они начнут критически оценивать
ситуацию, что совершенно недопустимо. Так можно и потерять адепта.
Поэтому психологическая обработка членов сект проводится непрерывно.
Ведется тотальный контроль над человеком, сектантам становится
известен каждый его шаг, каждая его мысль. Человек превращается в
робота, послушную машину, которой можно свободно управлять. Его можно
направить куда угодно, приказать сделать что угодно - он выполнит все,
вплоть до убийства и самоубийства. Этот человек уже не принадлежит
себе. Он, его разум является собственностью секты.
В "Аналитическом вестнике Государственной Думы РФ" (выпуск 28, 1996
год, серия: оборона и безопасность - 8) говорится, что "по некоторым
данным, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5
миллионов человек, 70 процентов из них - молодежь от 18 до 27
лет…Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось
несовершеннолетних детей, оставленных родителями, ушедшими в секту.
Вышедших из сект - один на тысячу. Выйти самому оттуда практически
невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные
работать, учиться, они не находят себя в жизни и в обществе".
Естественно, что секты стараются набирать в свои ряды физически
здоровых людей, которые имеют в себе достаточно сил, чтобы работать на
благо секты.
Но и больные люди - тоже лакомый кусочек для сектантов,
поскольку их легче всего завлечь в секту, пообещав непременное, порой,
"чудесное", выздоровление. И люди, обремененные тяжелым хроническим
недугом, особенно страдающие онкологическими заболеваниями, в надежде
на исцеление "заглатывают наживку" и в надежде на выздоровление несут
в секту все свои сбережения.
Полная власть над людьми и их деньги - это все, что нужно лидерам
сект.
Вспомните, что говорил основатель секты сайентологов Хаббард:
если хочешь разбогатеть, нужно основать собственную религию! Столь же
циничное заявление во всеуслышание сделал один из российских лидеров
неохаризматиков (неопятидесятников) Ледяев: "Создай собственную
"церковь" и стриги своих овец, снимай семь шкур пока с тебя не сняли!
Кто тебе мешает, иди и живи!"
Любая секта реально угрожает не только здоровью адептов, но и здоровью
тех людей, которые еще не попали в секту, но могут в нее попасть.
Это
серьезнейшая проблема, которая в настоящая время решается в развитых
странах мира на самом высоком, правительственном, уровне. Не даром
международная конференция "Секты и дети", которая проходила в
Барселоне в 2002 году, финансировалась правительством Каталонии.
И
нынешняя конференция во Франции проходила при поддержке (в том числе и
финансовой) правительства Марселя. Национальная Ассамблея Франции
признала, что - цитирую: "государство не может продолжать нормально
развиваться, если в его недрах обнаруживается настоящее бедствие,
каковым являются секты. Оставаться пассивным было бы не только
безответственно в отношении людей, затронутых или поддающихся влиянию
сект, но и опасно для демократических принципов". (Л.Д.136-145, том
9).
Весь цивилизованный мир активно противостоит распространению
тоталитарных сект.
Бывший министр Каталонии по делам юношества Роза
-Мария Пижоль заявила, что тоталитарные секты - патологическое,
асоциальное явление в современном мире, и что именно государство (а не
только общественные организации или религиозные конфессии) должно в
первую очередь заниматься решением этой проблемы. Кстати, на
конференции в Марселе Розу-Марию Пижоль избрали вторым президентом
FECRIS.
На конференции прозвучали десятки докладов. Нельзя сказать, что
говорилось о чем-то принципиально новом. Специалисты все это знают.
Но
в докладах приводились результаты серьезнейших исследований,
докладчики оперировали фактами, приводили массу конкретных примеров,
безоговорочно подтверждающих пагубное влияние сект на физическое и
психическое здоровье людей.
В частности в своем выступлении сотрудник Австрийской ассоциации по
противостоянию опасности со стороны тоталитарных сект (ассоциация
является официальным членом FECRIS) Фридрих Грисс (сын которого попал
в секту норвежского происхождения, что собственно и заставила его
заняться проблемой сектантства) заявил: "Мы не преследуем религии, но
мы выступаем против тоталитарных сект, которые не только разрушают
личность, но и наносят существенный вред здоровью всего общества".
Фридрих Грисс рассказал, что уже в 70-е годы члены правительства
выступили за создание специальной Комиссии, которая бы занималась
расследованием деструктивных действия различный культовых объединений.
В 1991 году в Бундестаге прошли слушания по этой проблеме.
В 1993 году
перед членами Австрийского Парламента выступили пять
специалистов-сектоведов, которые дали подробную информацию о
деятельности деструктивных сект на территории государства. В
результате, Национальная Ассоциация Австрии и Парламент единогласно
проголосовали за то, чтобы Правительство страны занялось этой
проблемой. В 1996 году в Австрии полумиллионным тиражом (невероятно
высокий тираж для европейских государств) разошлась брошюра, в которой
освещались основные вопросы, касающиеся сект. Кроме того, было создано
Федеральное бюро по вопросам сектантства, занимающееся сбором
информации по деятельности тех или иных сект и консультированием
государственных организаций и частных лиц.
С интересными докладами выступили полковник медицинской службы
профессор психиатрии Братислав Петрович (Bratislav Petrovic),
профессор психиатрии Венского медицинского университета Макс Фридрих
(Max H. Friedrich) и известный французский психиатр Жан Армогэт
(J.F.Armogathe).
Во Франции издана книга Жана "Секты и психологическое
воздействие сект на своих адептов", в которой автор говорит о
патологических изменениях психики сектантов.
Очень важным для России был доклад доктора Пьера Свартлинг (P.
Swartling), который до недавнего времени руководил Национальным
советом по здравоохранению и социальному попечению Швеции (эквивалент
нашего министра здравоохранения). В собственной психиатрической
клинике доктор Пьер Свартлинг и его супруга Гутрун, врач-психиатр,
исследовали состояние психического здоровья нескольких десятков
человек, являющихся адептами тоталитарной неохаризматической секты
"Движение Веры" ("Слово Жизни", "Школа Библии"), кстати, одной из
самых многочисленных сект в России (у нас она зарегистрирована под
названием "Российский объединенный союз христиан веры евангельской").
Ученые выяснили, что 93 процента сектантов испытывают панические
страхи, 86 процентов страдают нарушением сна, 88 процентов испытывают
чувство опустошенности, 75 процентов имеют трудности с концентрацией
внимания, 77 процентов боятся потерять разум, 60 процентов отмечали в
себе чувство потери личности. Каждый четвертый опрошенный предпринял
серьезную попытку самоубийства, у остальных в большинстве своем такие
мысли уже начали появляться.
Из опрошенных 63 процента признали, что у них наблюдались боли в
желудке, сердцебиение, головные боли и головокружение, которых у них
раньше не было. То есть налицо наличие психосоматических заболеваний.
После конференции нам с профессором Дворкиным удалось задать супругам
Свартлинг несколько вопросов. В частности я спросил, насколько
серьезную опасность представляет собой секта неохаризматиков, и ученые
ответили, что эта секта чрезвычайно опасна, поскольку ее члены
попадают в абсолютную зависимость от ее лидеров. Они рассказали, что
как-то задали точно такой же вопрос директору одного из
реабилитационных центров в США Полю Мартину, который заявил, что эта
секта намного опаснее других сект, так как ее адепты безоговорочно
подчинены воле лидера, считая ее волей Божией.
Супруги Пьер и Гутрун Свартлинг напомнили о криминальной драме,
потрясшей Швецию и Норвегию. Она разразилась всего несколько недель
назад в неопятидесятнической общине в шведской деревне Knutby,
недалеко от города Упсала - центра неопятидесятнической тоталитарной
секте "Слово Жизни". Была застрелена жена старшего пастора и серьезно
ранен их сосед, супруга которого, как потом оказалась, состояла в
любовной связи с пастором. Преступницей стала молодая женщина, которой
сам пастор и отдал этот страшный приказ. Кстати, убитая была второй
женой пастора. А его первая супруга умерла при загадочных
обстоятельствах в 1999 году.
Но после совершенного убийства следствие
вновь заинтересовалась этим делом. Шведские специалисты говорят о том,
что все члены общины были полностью подчинены пастору и беспрекословно
выполняли любое его распоряжение.
При этом Гутрун Свартлинг подчеркнула, что особенно опасно
неохаризматическое движение для молодежи, поскольку при вербовке
молодых людей сектанты обещают им блестящее будущее, безупречное
здоровье и материальное благополучие, то есть все то, что в молодые
годы кажется наиболее важным.
Между прочим, супруги Свартлинг посетовали на излишне либеральные
законы в Швеции, которые не позволяют достаточно эффективно
противостоять тоталитарным сектам, в частности неохаризматикам. Об
этом же говорили на конференции и другие специалисты. Например, юрист
Инго Хейнеман (Ingo Heinemann) из Германии предложил бороться с
сайентологами ("Дианетика" Р. Хаббарда), искусно ускользающими от
правосудия, с помощью закона прав потребителей. Сайентологи заставляют
своих адептов посещать семинары по усилению мотивации, на которых те
подвергаются жесткому психологическому воздействию. Мотивация при этом
не усиливается, а вот кошелек адепта заметно истощается, поскольку
семинары эти очень дорогостоящие.
Но если представить секту как
организацию, предлагающую потребителям некачественный товар, то через
суд можно высудить деньги адептов, которые они передали в секту, а
затем, когда таких случаев будет много, запретить деятельность
сайентологов на территории страны. Примером может служить Аль Капоне.
Чикагские власти в 30-х годах так и не смогли доказать, что он
гангстер, однако все-таки посадили известного мафиозо в тюрьму за
уклонение от уплаты налогов.
Инго Хайнеман подчеркнул, что секта сайентологов является наиболее
активной тоталитарной сектой в Германии. Настолько активной, что
специальная служба в защиту Конституции (тайная полиция) вынуждена
вести постоянное наблюдение за ее деятельностью.
Несколько докладов были посвящены альтернативной медицине. Говорили,
например, об иглоукалывании, насаждаемом адептами альтернативных
методов лечения. В ловушку попадают сотни тысяч людей. В 1998 году
исследователи Капчук и Эйзенберг (Kaptchuk T.J., Eisenberg D.M.)
опубликовали статью "Притягательность нетрадиционной медицины" (Ann
Intern Med 1998;129:1061-5.), в которой писали, что "больные,
обращающиеся к представителям нетрадиционной медицины, образуют
своеобразные религиозные секты, хотя и не всегда осознанно…
Нетрадиционные методы становятся для них ритуалом, в ходе которого
люди реализуют свои убеждения и получают от этого облегчение и
удовлетворение". При этом авторы подчеркивают, что по своей сути
"методы нетрадиционной медицины являются религиозными".
Свой доклад директор медицинской школы из Великобритании Эдгард Эрнст
(Edzard Ernst) посвятил проблеме гомеопатии - еще одному
альтернативному методу, эффективность которого также не доказана. В
Великобритании был проведен целый ряд плацебо-контролируемых
исследований, результаты которых убедительно показали полную
неэффективность гомеопатических средств. И, тем не менее, гомеопаты,
голословно утверждая обратное, продолжают завлекать к себе пациентов,
создавая вокруг гомеопатии либо ореол таинственности, либо придавая
методу некую наукообразность.
Но почему же альтернативная медицина получила такое широкое
распространение в мире? На этот вопрос ответил ирландец Дональд О.
Матунэ (Donal P.O.Mathuna). Он сказал, что в течение многих веков
христианская религия и медицина были тесно связаны друг с другом.
Болезни рассматривались как следствие греха. И лечением раньше
занимались исключительно монахи, жившие в монастырях и там же
принимавшие больных. Люди исповедывались в грехах, искореняя таким
образом корень болезни, молились о здравии и получали целебные
снадобья.
Но в последние времена медицина отошла от религии, стала
самостоятельной дисциплиной, поставив во главу угла телесную оболочку,
начала воздействовать на болезни через тело, не учитывая духовное
состояние человека. Однако "свято место пусто не бывает". Место
религии заняла альтернативная медицина, псевдомедицинские практики,
оккультизм.
В кулуарах мне удалось поговорить с американцем Давидом Бриар, много
лет занимающегося проблемой коммерческих культов, в частности сектой
Amway. На вопрос, есть ли какие-то отличия между тоталитарными сектами
и коммерческими культами, он ответил, что не видит разницы между ними.
Единственное, пожалуй, отличие на его взгляд - это та приманка,
которую сектанты подбрасывают для завлечения в секту. А затем, когда
приманка будет схвачена, они используют те же методы "промывки
мозгов", что и в любых других тоталитарных сектах. Так, если
неохаризматики могут обещать исцеление от неизлечимых болезней, то в
секте Amway говорят об уникальной возможности финансового успеха,
карьерного роста, организации собственного бизнеса, то есть о том, что
по сути является американским идеалом. Поэтому заглатывают приманку
очень многие.
По данным Давидом Бриар 1/6 часть взрослого населения
США так или иначе входила в контакт с этим коммерческим культом. За
несколько последних лет были обмануты десятки миллионов американцев.
Но не смотря на миллионы обманутых, в секту постоянно приходят новые
адепты. Давидом Бриар говорит, что очень сложно объяснить людям,
которые "зациклены" на том, чтобы разбогатеть в системе Amway, что они
поддались на уловку мошенников.
Никакой прибыли адепты от своего "бизнеса" не имеют. Несколько
человек, контролирующие все, что происходит внутри секты, никогда
этого не допустят. Когда новоявленные адепты видят, что у них ничего
не получается, они приходят к организаторам, и просят их им помочь.
Организаторы предлагают купить книги, кассеты, посещать платные (и
очень дорогостоящие) семинары, чтобы научиться по-настоящему вести
свое дело и получать высокую прибыль. Но это делается лишь для того,
чтобы вытащить из адептов деньги. 80 процентов чистой прибыли лидеры
секты получают именно от продаж собственной литературы, видеофильмов и
проведения семинаров. Поэтому в секте держатся недолго - до тех пор,
пока не закончатся все деньги. Но есть люди, которые держатся в Amway
годами. Как правило, эти очень обеспеченные люди, одержимые идеей во
чтобы то ни стало добиться успеха в системе Amway. С ними начинают
специально работать, в частности искусно подавляют критическое
мышление, в результате чего эти начинают считать себя миссионерами,
проводниками Божией идеи, говорить о системе Amway как о Божественном
порядке, а всех, кто с ними не согласен называют не иначе как агентами
сатаны. То есть религиозный мотив в коммерческом культе все-таки
появляется на одной из иерархических ее ступенях.
На самом деле Amway - экстремальная форма социализма, сказал Давидом
Бриар. Он напомнил мне о советских пятилетках, когда правительство
обещало нам, что через пять лет, мы будем жить при коммунизме. Но
после одной пятилетки, наступала другая, третья, четвертая, а до
коммунизма была как до Луны. Тем не менее большинство людей искренне
верили, что вот пройдет еще одна пятилетка и уж тогда наступит
долгожданное "светлое будущее"… Им "промыли мозги" так же, как и
сейчас "промывают мозги" в тоталитарных религиозных,
псевдорелигиозных, коммерческих и прочих сектах, так же, как промывают
мозги в Amway.
Затем выступил профессор Александр Леонидович Дворкин с докладом о
псевдомедицинских сектах и тоталитарных сектах в странах бывшего СССР,
прикрывающихся медицинскими вывесками.
В принципе очень многие тоталитарные секты используют при вербовке
"медицинскую" практику, кто-то в меньшей степени, кто-то в большей.
Среди российских "медицинских" сект выделяются "Академия фронтальных
проблем им. Золотова", псевдоправославный "реабилитационный "центр
Надежда" Надежды Антоненко, "Синтон" Н. Козлова, культ Рушеля Блаво
(Хаимова), "Школа Лхасы" (А. Червоненко), "Экология поведения
человека" ("Этика поведения человека"), "Аят" Фархата Ата, "Амата-
Сириус" Мушичей, секта Порфирия Иванова и целый ряд других. Что же
касается "Братства фиолетового пламени", неохаризматического "Движения
веры" (неопятидесятники), "Сайентологической церкви" (в России - Центр
Дианетика, "Нарконон"), "Сахаджа-йога", "церковь последнего завета"
Виссариона-Торопа, то эти секты, использующие при вербовке
"медицинскую" практику, распространили свое влияние по всему миру.
Тема "медицинских" сект вызвала огромный интерес, Александру
Леонидовичу задавали много вопросов, и, по словам президента FECRIS,
его доклад был одним из лучших на конференции.
Есть намерение провести международную научно-практическую конференцию
"Секты и государство" в России, в Новосибирске. К будущей конференции
уже проявили повышенный интерес президент межведомственной комиссии по
борьбе с сектантскими извращениями при премьер-министре Франции Жан-
Луи Ленгле, бывший первый заместитель министра иностранных дел
Великобритании Томас Саквиль, председатель правительственного
ведомства по изучению сектантства Австрии Герман Мюллер, министр
внутренних дел Баварии Гюнтер Бекштайн, чиновники, эксперты по
вопросам сектантства, врачи-психиатры из этих и других стран Западной
и Восточной Европы.
Протоиерей Александр Новопашин
|