Сайт Образование и Православие > Новостная лента, Обзор СМИ > Что это было? Настоятель храма Американской Церкви сравнил Русскую Церковь с инквизиторами
Что это было? Настоятель храма Американской Церкви сравнил Русскую Церковь с инквизиторами06.09.2013. |
Сайт Покровского собора в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке) в день Успения публично отмежевался от «инквизиторских преследований» и «ксенофобии» России и Русской Православной Церкви. Текст заявления, комментарий священника из Нью-Йорка и контекст.
Возможное объяснение На момент написания статьи представители Покровского собора были недоступны для комментариев, поэтому не ясно до конца, какой именно из законов является драконовским – запрет на усыновление американцами российских сирот (т.н. «закон Димы Яковлева») или закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Вероятнее, второй, поскольку в заявлении речь идет о свободе слова. Косвенно в пользу этого свидетельствует и то, что 25 августа в Сан-Франциско гей-активисты провели демонстрацию протеста у собора Московского Патриархата. Заявление может быть реакцией на нее. Напомним, что на прошлой неделе перед Свято-Николаевским Патриаршим собором в Сан-Франциско состоялась акция протеста местного ЛГБТ-сообщества. Протестующие выражали недовольство принятым в России законом о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Заранее узнав об этой акции, в собор к началу Литургии прибыли в знак солидарности два архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей: управляющий Сан-Францисской и Западно-Американской епархией РПЦЗ архиепископ Кирилл и викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Епископ Сиэтлийсий Феодосий. Для утешения и поддержки верующих архиереи принесли для поклонения ковчег с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского из кафедрального собора в Сан-Франциско. Архиепископ Кирилл и епископ Феодосий вместе с прихожанами и духовенством храма помолились и причастились Святых Христовых Таин. Ближе или дальше от Москвы? Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно Русская Православная Церковь, от которой столь решительно отмежевался отец архимандрит, даровала Американской Церкви автокефалию в 1970 г., которую не признают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви. Для них Orthodox Church of America – как раз самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. В Православной Церкви в Америке есть различные течения. Одна часть священнослужителей тяготеет к более тесным отношениям с Москвой, другая напротив дистанцируется от связей с Россией и подчеркивает особость американского Православия. В качестве примера можно вспомнить эпизод октября 2008 года. Тогда епископ Венский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) рассматривался как возможный кандидат на вдовствовавшую кафедру предстоятеля Православной Церкви в Америке. В одном из обращений, например, говорилось: «Епископ Иларион был бы прекрасным кандидатом… Если Москва отпустит его, чтобы руководить нами, что может быть лучшего для укрепления связей между различными русскими церквами и даже различными юрисдикциями в Америке?». Одним из подписывавших петиции в поддержку кандидатуры епископа Илариона был недавно рукоположенный епископ Иона (Паффхаузен), в итоге сам ставший митрополитом всея Америки и Канады. Позднее митрополит Иона предлагал изменить канонический статус Православной Церкви в Америке с автокефального на автономный в рамках Русской Православной Церкви. Это стремление вместе с определенной авторитарностью в принятии решений стало одной из причин отставки предстоятеля 7 июля 2012 г. по требованию членов Синода ПЦА. Как сказал тогда в комментарии «Нескучному саду» протоиерей Леонид Кишковский: «Это не отвечало самоидентификации большинства наших верующих, многие из которых вообще не имеют никакого отношения к русской общине, являясь румынами, албанцами или конвертами из протестантских деноминаций». Кирилл МИЛОВИДОВ, Арсений ЗАГУЛЯЕВ Вернуться назад |