Главная


 


 

 

 

Православная культура в России утверждается...

Конец нынешнего января ознаменовался крупнейшим событием в культурной жизни России: в течение недели (с 26 января по 1 февраля включительно) в Москве и области (в городах Железнодорожный и Коломна, а также в Павловской Слободе Истринского района) проводятся 11-е Международные Рождественские образовательные чтения, ставшие ежегодными и традиционными. Чтения проводятся Отделом религиозного образования и кахетизации Русской Православной Церкви по благословению Патриарха Московского и всея Руси и при поддержке Президента России. Организаторы Чтений предполагали, что в 11-х Чтениях в общей сложности примет участие около 10000 человек, включая гостей из всех регионов России. Однако, уже ознакомившись с обширной программой Чтений и оглядывая в первый день пленарных заседаний переполненный зал Государственного Кремлевского дворца, запроектированного на 5 тысяч мест, приходишь к заключению, что названное число участников Чтений -10000 - будет существенно превышено.

Целью Чтений является объединение усилий православной общественности в деле духовного культурного восстановления России. В качестве главной, стержневой темы нынешних, одиннадцатых Чтений, поставлены проблемы, связанные с повсеместным (в этом у участников Чтений сомнений нет) введением преподавания предмета "Основы православной культуры". Наша газета уже высказывалась за необходимость введения этого предмета в качестве общеобязательного в своих последних номерах за 2002 год, и подобной или близкой позиции придерживается большинство уже выступивших на Чтениях. Очень коротко о самых первых пленарных заседаниях Чтений.

На первом пленарном заседании с докладами и приветствиями выступили руководители министерств и ведомств Российской Федерации по науке, образованию и юстиции, а также комитета Госдумы по связям с общественностью, были зачитаны приветственные телеграммы от руководства Администрации Президента, от министра образования Республики Беларусь и др. Заместитель Председателя Совета Федерации РФ Торшин А. П. зачитал приветствие в адрес Чтений, заканчивающееся здравицей "Во имя великой России!".

Очень показательно содержание доклада Президента Российской академии образования, который, раскрывая свое понимание задач православного воспитания и образования в России, в частности сказал:'

- Православная вера всегда предписывала упорно трудиться, полагаясь и на милосердие и помощь Господа, и на свои таланты, способности, умение и силы. Вспомним и библейскую притчу о том, как не надо зарывать в землю данные тебе таланты, да и русскую народную пословицу: "На Бога надейся, да сам не плошай".

Теперь с учетом сказанного посмотрим на некоторые стороны современности. С точки зрения законодательства можно отметить много положительного, и прежде всего конституционное указание, закрепленное и в Трудовом кодексе, на то, что труд свободен. Как мы помним, это было и в православном катехизисе конца позапрошлого века. Это означает, что свободный человек не может быть принужден к труду вообще и в частности к такому, которым он не хочет заниматься.

Если помнить, что Президент страны признал бедность серьезнейшей проблемой современной России, если вспомнить и то, что безработные составляют у нас примерно 10% трудоспособного населения, то нельзя не сделать вывод: государство пока не может обеспечить достаточную социальную защищенность населения, а оно, население, не может реально выбирать труд вполне свободно. При этом выборе давление

материальных, экономических факторов играет не последнюю, а нередко и основную роль. И проблема, конечно - и это отнюдь не специфика России - не снимается формальным равенством в правах. Ведь самый несчастный бомж и владелец крупного состояния формально равноправны, но, понятно, не более чем формально, и это обстоятельство часто забывают современные правозащитники. Вот здесь христианское воспитание, воспитание христианского отношения и к своему труду, и к ближним, не решая всех проблем, может облегчить положение многих обездоленных людей.

Я бы из всех вопросов выделил здесь российские православные традиции благотворительности.

Я не располагаю статистикой по этому вопросу, но косвенные данные говорят о том, что в процентном отношении (абсолютные показатели здесь вообще бессмысленны) наши современные благотворители, меценаты, спонсоры, к сожалению, далеко не сравнялись со своими предшественниками. Одно из объяснений - притом вполне правиль ное связано с нечеткостью законодательной базы. Но не менее важно и то, что утрачено понимание благотворительности как христианского долга богатого по отношению к бедному. Есть и другая сторрна вопроса - подлинно бедные люди очень часто не считают для себя достойным и возможным принять помощь, а нищенство совершенно определенно превратилось в доходное пред-

приятие, использующее жалость и сочувствие людей как средство наживы. Некоторые данные говорят об огромных оборотах этого предприятия со всеми атрибутами организованной преступности.

И вот здесь реально нарушается все, что требует православное отношение к труду и богатству. Скажу больше: опора только на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство, которая проповедуется с самых высоких трибун и в средствах массовой информации в последние годы, уже доказала свою разрушительность и бесперспективность. Здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира.

В статье 28 Конституции утверждается право "свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Но что это значит? Свободный выбор предполагает владение информацией, значит, необходимо информирование. А право распространять религиозные убеждения, что важно особо подчеркнуть, конституционно не ограничено ни местом, ни временем. Это не значит, конечно, что православный учитель должен превращать свой урок в урок Закона Божьего. Но право выразить свое личное отношение, в том числе отношение православно мыслящего человека к значимым сторонам российской и мировой жизни, Конституцией четко закреплено. И вот это самое главное. По мере того как православие вновь постепенно занимает должное место в умах и сердцах россиян, его благая весть будет распространяться и через средства массовой информации, и через школу.

Добрым отличием нынешних 11-х Рождественских чтений является не только расширение их тематики и географии (от детских садов до вузов, военных академий, лечебных и научных учреждений, вплоть до заведений принудительного перевоспитания), но и тем, что в рядовой работе секций и "круглых столов" по направлениям на этот раз решили принять участие чиновники самого высокого ранга: Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Полтавченко Г.С., министр по налогам и сборам РФ Букаев Г.И., председатель Комитета по охране здоровья и спорту Государственной думы Герасименко Н.Ф., зам председателя Национального антикоррупционного комитета Кабанов К.В. и другие.

Из первых двух дней работы Чтений ясно одно - российская общеобразовательная школа, да И все в России, что связано с воспитанием и образованием, готово к восприятию православных ценностей во всех их формах, будь то культура, наука, мораль, этика, нравственность и т. д.

Православие уже в стенах российской школы, и это надо воспринимать как совершившийся факт.

Владимир ДЬЯЧКОВ


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу