Православная
культура в России
утверждается...
|
Конец нынешнего января
ознаменовался крупнейшим
событием в культурной жизни
России: в течение недели (с 26
января по 1 февраля включительно)
в Москве и области (в городах
Железнодорожный и Коломна, а
также в Павловской Слободе
Истринского района) проводятся 11-е
Международные Рождественские
образовательные чтения, ставшие
ежегодными и традиционными.
Чтения проводятся Отделом
религиозного образования и
кахетизации Русской Православной
Церкви по благословению
Патриарха Московского и всея Руси
и при поддержке Президента России.
Организаторы Чтений предполагали,
что в 11-х Чтениях в общей
сложности примет участие около
10000 человек, включая гостей из
всех регионов России. Однако, уже
ознакомившись с обширной
программой Чтений и оглядывая в
первый день пленарных заседаний
переполненный зал
Государственного Кремлевского
дворца, запроектированного на 5
тысяч мест, приходишь к
заключению, что названное число
участников Чтений -10000 - будет
существенно превышено.
Целью Чтений является
объединение усилий православной
общественности в деле духовного
культурного восстановления
России. В качестве главной,
стержневой темы нынешних,
одиннадцатых Чтений, поставлены
проблемы, связанные с
повсеместным (в этом у участников
Чтений сомнений нет) введением
преподавания предмета "Основы
православной культуры". Наша
газета уже высказывалась за
необходимость введения этого
предмета в качестве
общеобязательного в своих
последних номерах за 2002 год, и
подобной или близкой позиции
придерживается большинство уже
выступивших на Чтениях. Очень
коротко о самых первых пленарных
заседаниях Чтений.
На первом пленарном заседании с
докладами и приветствиями
выступили руководители
министерств и ведомств
Российской Федерации по науке,
образованию и юстиции, а также
комитета Госдумы по связям с
общественностью, были зачитаны
приветственные телеграммы от
руководства Администрации
Президента, от министра
образования Республики Беларусь
и др. Заместитель Председателя
Совета Федерации РФ Торшин А. П.
зачитал приветствие в адрес
Чтений, заканчивающееся
здравицей "Во имя великой
России!".
Очень показательно содержание
доклада Президента Российской
академии образования, который,
раскрывая свое понимание задач
православного воспитания и
образования в России, в частности
сказал:'
- Православная вера всегда
предписывала упорно трудиться,
полагаясь и на милосердие и
помощь Господа, и на свои таланты,
способности, умение и силы.
Вспомним и библейскую притчу о
том, как не надо зарывать в землю
данные тебе таланты, да и русскую
народную пословицу: "На Бога
надейся, да сам не плошай".
Теперь с учетом сказанного
посмотрим на некоторые стороны
современности. С точки зрения
законодательства можно отметить
много положительного, и прежде
всего конституционное указание,
закрепленное и в Трудовом кодексе,
на то, что труд свободен. Как мы
помним, это было и в православном
катехизисе конца позапрошлого
века. Это означает, что свободный
человек не может быть принужден к
труду вообще и в частности к
такому, которым он не хочет
заниматься.
Если помнить, что Президент
страны признал бедность
серьезнейшей проблемой
современной России, если
вспомнить и то, что безработные
составляют у нас примерно 10%
трудоспособного населения, то
нельзя не сделать вывод:
государство пока не может
обеспечить достаточную
социальную защищенность
населения, а оно, население, не
может реально выбирать труд
вполне свободно. При этом выборе
давление
материальных, экономических
факторов играет не последнюю, а
нередко и основную роль. И
проблема, конечно - и это отнюдь не
специфика России - не снимается
формальным равенством в правах.
Ведь самый несчастный бомж и
владелец крупного состояния
формально равноправны, но,
понятно, не более чем формально, и
это обстоятельство часто
забывают современные
правозащитники. Вот здесь
христианское воспитание,
воспитание христианского
отношения и к своему труду, и к
ближним, не решая всех проблем,
может облегчить положение многих
обездоленных людей.
Я бы из всех вопросов выделил
здесь российские православные
традиции благотворительности.
Я не располагаю статистикой по
этому вопросу, но косвенные
данные говорят о том, что в
процентном отношении (абсолютные
показатели здесь вообще
бессмысленны) наши современные
благотворители, меценаты,
спонсоры, к сожалению, далеко не
сравнялись со своими
предшественниками. Одно из
объяснений - притом вполне
правиль ное связано с нечеткостью
законодательной базы. Но не менее
важно и то, что утрачено понимание
благотворительности как
христианского долга богатого по
отношению к бедному. Есть и другая
сторрна вопроса - подлинно бедные
люди очень часто не считают для
себя достойным и возможным
принять помощь, а нищенство
совершенно определенно
превратилось в доходное пред-
приятие, использующее жалость и
сочувствие людей как средство
наживы. Некоторые данные говорят
об огромных оборотах этого
предприятия со всеми атрибутами
организованной преступности.
И вот здесь реально нарушается
все, что требует православное
отношение к труду и богатству.
Скажу больше: опора только на
расчет, индивидуализм,
конкуренцию, приобретательство,
которая проповедуется с самых
высоких трибун и в средствах
массовой информации в последние
годы, уже доказала свою
разрушительность и
бесперспективность. Здесь
напрасны надежды на
контролирующую роль государства,
на законы и кодексы. Все
начинается с человека, с его
воспитания, его внутреннего мира.
В статье 28 Конституции
утверждается право "свободно
выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и
действовать в соответствии с ними".
Но что это значит? Свободный выбор
предполагает владение
информацией, значит, необходимо
информирование. А право
распространять религиозные
убеждения, что важно особо
подчеркнуть, конституционно не
ограничено ни местом, ни временем.
Это не значит, конечно, что
православный учитель должен
превращать свой урок в урок
Закона Божьего. Но право выразить
свое личное отношение, в том числе
отношение православно мыслящего
человека к значимым сторонам
российской и мировой жизни,
Конституцией четко закреплено. И
вот это самое главное. По мере
того как православие вновь
постепенно занимает должное
место в умах и сердцах россиян,
его благая весть будет
распространяться и через
средства массовой информации, и
через школу.
Добрым отличием нынешних 11-х
Рождественских чтений является
не только расширение их тематики
и географии (от детских садов до
вузов, военных академий, лечебных
и научных учреждений, вплоть до
заведений принудительного
перевоспитания), но и тем, что в
рядовой работе секций и "круглых
столов" по направлениям на этот
раз решили принять участие
чиновники самого высокого ранга:
Полномочный представитель
Президента РФ в Центральном
федеральном округе Полтавченко Г.С.,
министр по налогам и сборам РФ
Букаев Г.И., председатель Комитета
по охране здоровья и спорту
Государственной думы Герасименко
Н.Ф., зам председателя
Национального
антикоррупционного комитета
Кабанов К.В. и другие.
Из первых двух дней работы
Чтений ясно одно - российская
общеобразовательная школа, да И
все в России, что связано с
воспитанием и образованием,
готово к восприятию православных
ценностей во всех их формах, будь
то культура, наука, мораль, этика,
нравственность и т. д.
Православие уже в стенах
российской школы, и это надо
воспринимать как совершившийся
факт.
Владимир ДЬЯЧКОВ
|