Юрий Клиценко
К 300-летию Православия на Камчатке
10-17
октября, в дни празднования
Покрова Пресвятой Богородицы,
Россия отметила 300-летний
юбилей проповеди Православия на
Камчатке.
Собор
архиереев Русской Православной
Церкви доставил на Камчатку
ковчег с частицей мощей святителя
Иннокентия (Вениаминова),
митрополита Московского и
Коломенского, просветителя
Камчатки, Аляски, и восточных
областей Российского государства.
Прибывшие на Камчатку иерархи
возглавили богослужения в
построенной первопроходцами
Камчатки Успенской церкви
Нижнекамчатского острога,
Покровском храме Усть-Камчатска,
строящемся Троицком кафедральном
соборе Петропавловска-Камчатского,
часовнях в честь Архангела
Михаила, Святых Архангелов и
Ангелов, Великомученика Георгия
Победоносца. Состоялись крестный
ход по столице Камчатки и
освящение памятника Небесным
покровителям города –
Первоверховным апостолам Петру и
Павлу. Праздничные богослужения
прошли во всех храмах Камчатки.
300-летию
Православия на Камчатке были
посвящены научные доклады,
представленные на IV
Международных исторических и
Свято-Иннокентьевских чтениях.
В
театре драмы и комедии
Петропавловска прошло
театрализованное представление «Три
века со Христом», в
художественной форме
рассказавшее историю Православия
на Камчатке. В представлении
приняли участие русские,
ительменские, корякские и
эвенские творческие коллективы.
Первая часть вечера, названная «Из
века в век – дорогой веры»,
включала сцены из исторических
хроник России и композиции из
жизни древних племен Камчатки в
исполнении национальных
ансамблей «Нургэнэк», «Орьякан»,
«Лач», «Эйвель», а также
выступления Камчатской хоровой
капеллы, ансамбля песни и пляски «Рассветы
Камчатки», фольклорного ансамбля
«Славяночка». В программу второй
части концерта «Восстал из пепла,
словно Феникс, белый храм.
Православная Камчатка сегодня»
вошли видеосюжеты «Купола в
стране вулканов» и «Воскресшая
епархия», выступления корякского
ансамбля танца «Мэнго» и
церковных хоров.
Подводя
итоги 300-летнего присутствия на
Камчатском полуострове, Русская
Православная Церковь прославила
тех, кто совместили проповедь
Слова Божия с заботой о языке,
письменности, культуре и
благосостоянии коренных народов.
Святитель
Иннокентий (Вениаминов),
митрополит Нестор (Анисимов) и
другие русские миссионеры явили
жителям Камчатки истинный Лик
Христа в эпоху, когда в «цивилизованных»
странах обсуждалась «целесообразность»
бесплатной раздачи индейцам
инфицированных черной оспой
товаров и уничтожения стад
бизонов, питавших коренных
жителей североамериканских
прерий. Комментируя свой фильм «Мертвец»,
кинорежиссер Джим Джармуш
отмечает, что по самым умеренным
подсчетам в Северной Америке было
уничтожено более 25 миллионов
индейцев. Пастор Шелдон Джексон,
ставший оппонентом святителя
Иннокения (Вениаминова) на Аляске,
писал: «Не следует использовать
никакие книги ни на каких
индейских языках…мы должны дать
этим старым языкам умереть вместе
со всей их греховностью и
суевериями, и чем скорее тем лучше,
и заменить их языком христианской
цивилизации, заставив учеников во
всех школах говорить только по-английски».
Глава протестантских миссионеров
верил, что проповедь христианства
несовместима ни с каким иным
языком, кроме английского.
К
несчастью, проблема «биологической
экспансии народов Европы»
затронула и Камчатку, так как
коренные жители полуострова не
имели иммунитета против
завезенных переселенцами
инфекций. Например,
в 1768-1769 годах жертвами эпидемии
оспы на Камчатке стали 5 368
человек, из них «заезжих людей» 315.
В
проповеди, произнесенной 12
февраля 1837 года при освящении
Никольского храма в Лесновском
острожке, протоиерей Прокопий
Громов рассказывает о
заболевании всех местных жителей,
за исключением русских
миссионеров, самоотверженно
помогавших аборигенам справиться
с болезнью: «Когда все поголовно
лежали в своих землянках, не имея
сил помочь взаимно друг другу,
вновь прибывшие клирики, на чудо
свободные от поветрия,
принесением дров
и разведением огня согревали ваши
члены, утоляли вашу жажду,
подкрепляли питанием, разделяя с
вами последний свой кусок, а
священник являлся среди вас, как
Ангел утешитель, с делом помощи и
со словом утешения и со
врачующими души и телеса Святыми
Тайнами».
Слова
любви и благодарности обращает
отец Прокопий к корякскому народу,
включая язычников: «В настоящий
год священия новозданного храма
на вас тяготеет крест скудости
пропитания. Но кто сей в углу
храма язычник? Коряка Этек,
который дал себе слово держаться
у вас с табуном оленей и питать
вас ими дотоле, пока собственное
ваше довольство не заступит место
настоящих лишений. Кто возбудил
его к такому человеколюбивому
подвигу? Внушение сие от Бога…
Когда голод затруднил сюда наше
шествие, кто бы, думаете вы, из
тесноты нас выручил? Некрещеные
коряки. Они питали от стад своих и
нас, и влекших нас животных, и
проводников наших, и даже
послужили провозом нас на своих
оленях».
В 1842
году оленевод Этек встречался со
святителем Иннокентием (Вениминовым),
но принять Крещение не согласился.
За дела милосердия и
благотворительности и за вклад в
укрепление дружбы между коряками
и русскими Этек был награжден
золотой медалью ордена святой
Анны.
В
истории Камчатки отразились не
только общие достижения народов
нашего Отечества, но и грехи,
осужденные и Церковью, и совестью.
В книге «Очерк истории
Петропавловской и Камчатской
епархии» церковный историк Артур
Белашов, директор Музея
Православия на Камчатке и в
Русской Америке, отмечает: «Мы,
русские люди, как преемники и
наследники не только крови и
плоти своих предков, а и дел их,
должны не только осудить
негативное, но и извиниться перед
аборигенами».
В
Обращении к участникам
празднований 300-летия Православия
на Камчатке Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II
выразил уверенность в том, что
возрождение церковной жизни даст
Камчатке достойных преемников
подвигов святителя Иннокения (Вениаминова)
и владыки Нестора (Анисимова): «Пусть
же славный 300-летний юбилей начала
проповеди Христианства на
Камчатке послужит новым мощным
побудительным импульсом к тому,
чтобы еще успешнее развивалась
духовная жизнь Камчатского края.
Молитвенно желаю православным
христианам Камчатки быть
неленостными делателями на ниве
Христовой, а всем жителям
Камчатской области – достойными
гражданами великой России».
|