Главная


 


Обновление: 
19 июня 2006 г.

 

 
Зональная образовательная конференция "Семья - основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения"

По инициативе руководителя Духовно - просветительского центра при храме в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших г. Черепаново 11 мая 2006 года была проведена Зональная образовательная конференция на тему: "Семья - основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения". Организаторами мероприятия стали Новосибирская Епархия Русской Православной Церкви, Администрация Новосибирской области и Администрация Черепановского района.

По данным регистрации число участников составило 238 человек, большая часть из них руководители школ и педагоги нашего района. А также были представители руководства Сузунского и Маслянинского районов и их Управления образования.

В холле РДК все желающие могли ознакомиться с деятельностью Духовно - просветительского центра, которая была представлена на стендах. Богатая выставка духовной методической литературы, представляющей опыт образования и воспитания Церкви, привлекла к себе внимание многих.

От Новосибирской Епархии приветственное слово сказал руководитель Отдела образования Новосибирской Епархии протоиерей Борис Пивоваров. Представитель Администрации Новосибирской области Новинькова Л.М. - консультант Комитета по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями поприветствовала всех собравшихся и ознакомила со своим сообщением о Годе семьи. Выразительным было слово Главы Администрации Черепановского района Звонкова А.В.

В пленарной части заслушали два доклада. Первый протоиерея Дмитрия Сальникова "Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Народного Собора. Семья как основа духовности и нравственности". На эту тему Духовно - просветительским центром был выпущен специальный выпуск "Монастырского листка", который постарались раздать всем участникам конференции. Второй доклад сделала Гелимханова Н.В. - преподаватель кафедры педагогики психологии Новосибирского Государственного Университета.

Выступивший в начале второй части конференции начальник Управления образования нашего района Федотенко Н.И, отметил чрезвычайную актуальность темы "Семья - основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения", сказал о желательности сотрудничества школ района с Церковью, о пользе усвоения опыта традиционного духовного воспитания в России. На осень этого года наметили районную родительскую конференцию на эту же тему с активным участием Православной Церкви.

Во второй части были в основном выступления педагогов Черепановского района. Их выступления мы сочли нужным опубликовать в этом номере "Монастырского листка".

В целом, конференция вызвала большой интерес среди участников. Хотя, следует сказать, что у некоторых присутствующих были недоумения и непонимание важности темы и подходов к решению проблемы воспитания. Это говорит о том, что этим людям, прежде чем воспитывать молодежь, следовало бы обратить внимание на себя, усвоить опыт, который имеет традиция русской педагогики, во многом связанная с православной традицией. Об этом хорошо сказано в нижеприведенных выступлениях.

Приветственное слово иеромонаха Кирилла (Скакальского) - руководителя Духовно - просветительского центра при храме в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших г. Черепаново.

Уважаемые участники конференции! Приветствую и поздравляю вас с праздником Святой Пасхи, торжество которой длится до Вознесения Христова. Христос Воскресе! Выражаю надежду, что это обстоятельство, наша работа в такое благодатное время, скажется на ходе конференции, последующих её плодах.

Судьбе так было угодно, что с началом перестройки в нашей стране, с множеством негативных процессов сопровождающих её, одновременно шёл процесс стремительного развития церковной жизни Русской Православной Церкви - той силы, которая удерживает общество от его окончательного падения.

Церковь поддерживает всё нравственно положительное, что есть в обществе. Но главное поле её деятельности духовно-нравственное состояние народа и особенно подрастающего поколения. Это будущее страны и наше с вами будущее. Каким ему быть и вообще быть или не быть - всё это в большой степени зависит от нас. И надеюсь, что наша конференция даст импульс - толчок в этом направлении.

Воспитывать духовное достоинство, духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Это надо начинать с самых ранних лет жизни человека. Самое большое значение имеют первые пять - шесть лет детской жизни; а в следующее за ним десятилетие (с шестого по шестнадцатый год) многое, слишком многое, завершается в человеке чуть ли не на всю жизнь. Без правильного духовного воспитания в эти годы общество получит больных, уродов в нравственном и психическом отношении. Не допустить этого - и есть наша историческая миссия.

Поколение, в большинстве своём уже ушедшее из земной жизни, выполнило свой долг по защите Отечества от иноземных захватчиков во время Великой Отечественной войны. Тогда враг был явен, и в этом смысле всё было просто. Сейчас идёт другая война, и жертвы исчисляются на миллионы, а то и десятки миллионов. И враг не так просто очевиден. Это - мировая система зла, греховных соблазнов, ложных ценностей, обрушившихся на русский народ. Духовное видение и оценка происходящего делает всё очевидным. Нам остаётся самоотверженный труд, подвиг, к которому мы все призваны. Есть народная пословица: "Яблоко от яблони недалеко падает". Мы говорим о том, какие плохие, неуправляемые дети, как их трудно воспитывать. Но не пора ли нам обратить внимание на себя. Учить можно тому, что знаешь сам; воспитывать может тот, кто сам воспитан. Мы призваны к личному духовно-нравственному совершенствованию. И усвоение наших традиционных православных ценностей во многом способствует этому.

Недавно прошедший X Всемирный Русский Народный Собор принял Декларацию "О правах и достоинстве человека". В западной цивилизации чрезмерное внимание уделяется правам человека, человека падшего, греховного. Материалы, главные идеи этого Собора - ответ русской цивилизации глобализационному процессу Запада, который ведёт мир к апостасии, описанной в Книге Откровения Иоанна Богослова. В связи с этим хочу обратить ваше внимание на материалы "Монастырского листка", который мы выпустили специально к этой конференции и всем вам раздали.

Ещё раз желаю вам плодотворной работы.

Сообщение Ефремовой Р.В. - зам.директора по воспитательной работе Педагогического училища г. Черепаново "О необходимости введения в учебную программу педучилищ спецкурса по современным проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения"

Вряд ли ежегодное послание президента В.Путина Федеральному собранию РФ оставило равнодушным работников образования. Кроме политических проблем, в нем ясно прозвучала тревога и озабоченность нынешним состоянием духовно - нравственной культуры российского общества.

В сложившейся ситуации перед нами стоит трудная задача: сохранить российские ценности, не растерять безусловных достижений, подтвердить жизнеспособность подрастающего поколения и при этом остаться крупнейшей европейской нацией.

На сегодняшний день обстановка складывается таким образом, что молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих идей, при том положение усугубляется сложной социально - культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают СМИ, шоу - культура и сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями.

К сожалению, семья и семейное воспитание тоже в кризисе и чаще всего не способны что - то сделать. Изъяны в духовном становлении учащихся - результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и. наконец пробелы школьного воспитания. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения - таковы недостатки в целом воспитания.

Агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. А есть и более мелкие формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать в безответственное детство. Крайняя форма ухода от общества по тем или иным мотивам - самоубийство. Все это проблемы не для узко "школьного педагога". Эти проблемы составляют предмет забот экономической и культурной политики.

Современный исследователь Шубарт отметил, что Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Стремление к братству и всемирная отзывчивость отчасти сохранились лишь в душе русского человека. На этом основании Достоевский Ф.М. говорил о миссионерской роли России, призванной спасти мир от разрушения и объединить человечество идеей общей любви. Вера в человека питала убежденность писателя в возможности создания справедливого общества на основе нравственного возрождения каждого человека. И он был убежден, что общество созидается началами нравственными.

Современные философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на религию в деле воспитания, связывают с церковью возможность, в рамках традиционной морали, удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия и наркотиков. По их мнению, светская гуманистическая мораль не может быть опорой в жизни. Ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога.

Христианские философы - моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освещены высшей могучей силой. Это предполагает не просто нравственное воспитание, но духовную жизнь, опыт и как результат - спасение души. Духовная божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основы нравственного воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма. В России уже выходит журнал "Духовно - нравственное воспитание", составлена программа и учебники по основам православия для школ. Однако:

1. преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности;

2. усвоение христианской нравственности не возможно без веры, Церкви и духовного опыта, принятия всего христианского мировоззрения;

3. не смотря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю христианства, на великую силу христианского идеала человечество все же идет путем науки на основе другого мировоззрения.

Вместе с тем нужно отметить, что у нас церковь отделена от государства и от школы. Но, тем не менее, мы должны знать православную культуру и передавать эти знания подрастающему поколению.

В связи с этим наши преподаватели проходят курсы повышения квалификации в Духовно - просветительском центре г. Черепаново по "Православной культуре России". Также иеромонах Кирилл частый гость в училище. Мы его приглашаем для проведения занятий по педагогике, социологии. О.Кирилл провёл цикл бесед к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, часто использует интересные видеоматериалы. Мы с удовольствием продолжим сотрудничество с ним.

В Педагогическом училище введён курс "Основы семейного воспитания", "Основы этнопедагогики", где наши сотрудники, будущие учителя, изучают основы духовно-нравственного воспитания детей, знакомятся с религией, традициями, изучают средства народной педагогики.

Итак, возникли предпосылки модернизации образования, где духовность и нравственность призваны явиться конкретными социальными явлениями в системе образования, основанной на идеи толерантности и поликультурности. Воспитание духовности - это путь возрождения российской интеллигенции, создание внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности подрастающего поколения. Мы наблюдаем запущенность воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа. Русская идея в педагогике связана с Православием и знанием других мировых религий. Залог будущего развития отечественной школы - в приобщении к трем способам миросозерцания: науке, искусству и религии.

Задача воспитания - восстановить иерархию ценностей, которая поможет человеку в стремлении быть достойным своего высшего Богом установленного назначения. Гуманизацию образования можно понимать как формирование духовно - нравственных ценностей учащейся молодежи. Связь светской и религиозной педагогики мы понимаем как введение понятий, разработанных на основе новых методологических подходов к образованию: благородство, интеллигентность, совесть, милосердие.

Сегодня насущно введение понятия "нравственное образование" в российскую систему образования, без этого невозможно формирование полноценной личности.

Сообщение Симбирёва А.А. - учителя истории Посевнинской СОШ
"Исторический опыт Российской педагогики и современные проблемы семьи и школы"

Нравственный и духовный потенциал любого общества закладывается, прежде всего, в семье и школе, ничего нового здесь придумать нельзя. Появляются и проверяются новые педагогические технологии, меняются формы работы учителя и воспитателя, но главным, всё-таки, остаётся духовная и психологическая атмосфера в наших классах и наших семьях.

Нельзя сказать, что в Российском обществе деятельность педагога была когда-то лёгкой и простой, проблем всегда хватало. Сейчас и тогда, сто лет назад, система образования была хрупкой, малообеспеченной, зависела от власти и конкретных людей. Но во все времена российские педагоги были людьми увлечёнными и самоотверженными. На сегодняшний день опыт нашей педагогики огромен, и главная задача воспитателей обобщить и использовать его.

Особенно хочется сказать о дореволюционной педагогической мысли. Обычные церковно-приходские или сельские школы всегда были связаны с крестьянством, их верой и образом жизни, с общинной организацией повседневных дел, где каждый помогал каждому. Такая система обеспечивала открытость людей друг пред другом, доверие между ними.

Для того чтобы в этом убедиться достаточно, почитать труды выдающихся педагогов: Ушинского, Ильминского, Рачинского. Сами фамилии этих людей говорят о том, что все они вышли из духовного сословия и работу свою в школах и семьях строили на началах Православия и глубокой христианской веры.

В педагогических системах этих людей прослеживается милосердное отношение как к детям, так и взрослым, которые представляли из себя единый нравственный организм. Предполагалось, прежде всего, тесное сотрудничество между Церковью, семьёй и школой. Те требования, которые предъявлялись детям со стороны воспитателя, не расходились с тем, о чём говорили с ребёнком в Церкви и дома. И это было самым главным моментом воспитания человека, чего сегодня нам так не хватает.

Система воспитания в сельской школе строилась, прежде всего, на раскрытии в ребёнке его сердечных качеств, общения в любви, чёткого понимания приоритета духовности над интеллектом и эмоциями. Любовь со стороны педагога предполагала поиск и раскрытие в ребёнке заложенных в нём природных способностей, воспитание ответственности не только за поведение, но и за слова и намерения.

Часто уважение воспитателя к ребёнку не означало вседозволенности. Любовь была требовательной и не исключала строгих наказаний за проступки, тем более дети ясно понимали, за что их наказывают. Во многих случаях главным было даже не само наказание, а условия, при которых ребёнок понимал греховность своего поведения.

Если ребёнок искренне раскаивался в своих поступках, то воспитатель обязан был прощать воспитанника, формируя в его сознании одно из главных понятий в Православии - понятие совести. Совесть рассматривалась как главный критерий, который способен помочь человеку чётко отличать добро от зла. В наших условиях, как мне кажется, воспитателям как раз и не хватает глубины чувств способности прощать ребёнка, его неосознанные поступки, добиваясь одновременно осознанного понимания своих заблуждений.

В современных условиях школы нуждаются в серьёзных материальных средствах, как и сто лет назад их явно не хватает. Единственный путь решения этой проблемы - благотворительность и добровольные пожертвования. По статистике Министерства народного просвещения до 40% начальных школ до революции содержались на пожертвования. Деньгами распоряжался специальный попечительский совет, куда в обязательном порядке входили педагоги, родители и служители Церкви. Православная Церковь сама на свои средства содержала сотни школ в сёлах и небольших городках.

В современных школах дела обстоят не столь успешно. Работникам школ давно понятно, что без родительских взносов кардинально улучшить материально-техническую базу не возможно. Пора бы, я думаю, уже чётко решить вопрос о родительских взносах в школу, сделав использование этих денег законным и прозрачным. Отсутствие единства в обществе делает сложным и саму работу органов школьного самоуправления и попечительских советов.

В сельской местности очень часто многие родители работают в крупных городах, оставляя детей, по существу, на произвол судьбы. Таких детей в нашей школе более трети. Вызвать родителей в школу целая проблема, многие дети фактически не получают систематического воспитания. Постоянно уменьшается посещаемость общешкольных родительских собраний. В этой ситуации, я думаю, необходимо предусмотреть дополнительное время для работы педагога - воспитателя с родителями и детьми.

В 1850 году была написана работа А.С.Хомякова "Об общественном воспитании в России". Поставленные в этом труде проблемы до сих пор актуальны. Хомяков пишет о преемственности поколений, утверждая, что если ребёнок воспитывается не на тех жизненных ценностях, что его родители или бабушки и дедушки, то личность ребёнка раздваивается, его душа теряется в жизни, сознание становится циничным. Такие дети никогда не станут настоящими гражданами своей страны.

В данном случае, ситуация у нас абсолютна похожа. Наши родители и наши дети совершенно не понимают друг друга. Поэтому, наверное, воспитатель - педагог должен работать не только с детьми, но и с родителями, стараясь преодолеть пропасть, которая существует у нас между поколениями. И основа этой работы должна строиться на наших православных христианских традициях. Ни какие другие идеи - ни либеральные, ни глобальные, нам не помогут. В этом я убеждён абсолютно точно!

В заключении хотелось бы сказать о том, что успешное развитие современной школы зависит от того, как мы сумеем синтезировать опыт предыдущих поколений в деле воспитания наших детей. Сумеем ли возродить семейные традиции русского человека, сможем ли объединить в единое целое всё то хорошее, что у нас было: православные традиции прошлого века, традиции профессиональной трудовой советской школы, современные ценности гражданского общества. Хотелось бы надеяться, что у нас всё получится.

Сообщение Боровик В.С. - зам.директора по учебно - воспитательной работе Ново - Воскресенской СОШ "Воспитание в школе и семье: проблемы, пути решения"

"Родить детей - дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели - дело ума и воли"
Свт. Иоанн Златоуст

Образование происходит от слова "образ". Это значит в изначальном смысле - придать ребёнку некий искомый образ, т.е. воспитать его. Так слова "воспитание" и "образование" в нашем современном языке поменялись смыслами. Сейчас уже все осознали необходимость воспитания, но иногда пускаемся в другую крайность: а чему сегодня воспитывать и как? Неужели, в самом деле, не знаем?

Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, не воровали, не были бандитами, чтобы в старости из дому не выгнали отца и мать, чтобы не росли завистниками, клеветниками, не злословили. Мы не хотим, чтобы нас окружали умные подлецы, правили нами образованные циники. И, тем не менее, продолжаем больше говорить о качестве обучения, а значительно меньше - о качестве воспитания. Развитие сферы духовности по-прежнему упущено, многие предметы в школе носят познавательный характер.

Где искать образ и чем его питать? "У нас есть тысячелетняя сокровищница педагогического опыта, которая воспитала людей не просто хороших, умных и добрых, но таких, которых сам народ назвал святыми, т.е. образцами нравственности в наивысшей степени. В каждой земле на Руси великой есть имена людей, чья жизнь может служить образцом для подражания. Этот кладезь духовной жизни почти не используется школой. Пока родители заняты поиском средств для существования, средства массовой информации создают в наших детях другой образ, который устрашает… Нельзя забывать, что, однажды развратив человека, вернуть ему целомудрие невозможно" (из выступления протоиерея Дмитрия Смирнова).

"Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной, сильной, ясной, чистой. В основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые в преемственности традиций. И прежде всего нужно "образование" сердца" (слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Рождественских Чтений).

"Зрение сердцем, - указывает святой праведный Иоанн Кронштадский, - предшествует умственному познанию". Несомненно, развитие новейших технологий ведёт к качественным переменам самого характера образования. Школа меняется, но какой бы она ни стала, она должна дать нравственные и ценностные ориентиры. Мы должны понять от чего хотим освободиться. Не должно быть свободы от морали, от чести, от совести. Энергию для любого вида человеческой деятельности возможно получить только в духовной сфере. "Наука без веры порождает чудовищ".

Нарастанию глобальных проблем мы обязаны противопоставить бережное отношение к природе, нашему бесценному культурному наследию. В ответ на рост преступности - проявить особую заботу о гражданском и нравственном воспитании детей, о духовном потенциале нашего общества в целом.

"Политический и социально - экономический кризис не был бы так опасен и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека" (В.Филиппов "Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание"). Мы понимаем, что никакой учитель, каким бы талантливым он не был, не заменит мать и отца в воспитании. Только они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла. Школа даёт азбучные истины, а научить детей благочестию должны родители, но, к сожалению, таких правильных семей мало.

Приведу высказывания митрополита Макария (Невского): "Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесёт ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им дают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. Но для этого они должны учиться умению воспитывать детей".

Мы обязаны в самом полном смысле слова принять святоотеческое выражение "семья это малая Церковь", она формирует душевную жизнь человека. Семья - это то, в чём осуществляется наша жизнь под Богом, с участием Бога в нашей жизни. Нет ничего сильнее, древнее, чем влияние семьи на развитие человека. Слишком уж много выплеснулось наружу накопившегося в сердцах человеческих зла и разрушения. Оказались разбитыми семейные отношения, много родительской безответственности.

А педагогика, как и огородное дело, ведётся с двух направлений. Готовятся семена, почва, а с другой стороны осуществляется борьба с вредителями и сорняками. Если мы все не будем трудиться над почвой душ наших детей, всевая в них семена святой нравственности, не будем с корнем вырвать сорняки, то доброго урожая не соберём. А ещё, если пересаживать растение без конца, оно тоже не вырастет.

Воспитывает человека среда. Этой средой может стать Православие, которое избрали наши славные предки, поражённые красотой богослужения ("Мы не знаем, на небе мы были или на земле", - говорили послы князя Владимира, побывав на богослужении в храме Святой Софии в Константинополе), может стать икона, которая является безмолвным и красноречивым проповедником Православия; Таинства Церкви; песнопения; крест; молитва; православные традиции. "Святыми не рождаются, ими становятся".

В заключении хочу привести и подарить вам слова древнего китайского мудреца Конфуция: "Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем клясть темноту". Он сказал это пять веков до Рождества Христова, но звучит уместно для нашего времени.

Не будем клясть время, в которое нам суждено жить. И может этой одной "маленькой свечой" станет курс "Православная культура России". Нельзя жить без веры и без опоры. Спасибо за внимание. Боровик В.С.

МОНАСТЫРСКИЙ ЛИСТОК №27 11 июня 2006 г.
Издание мужского монастыря "Всех Святых в земле Сибирской просиявших" г. Черепаново