Главная


 


 

 

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси - Его Святейшество Алексий II родился 23 февраля 1929 года в Таллине, в благочестивой русской семье. Отец будущего Первосвятителя, Михаил Александрович Ридигер, коренной петербуржец, учился в Императорском Училище правоведения, но после октябрьской революции был вынужден покинуть Петроград и перебраться в Эстонию. Там он вступил в брак с Еленой Иосифовной Писаревой, уроженкой Ревеля (так тогда назывался Таллин), которая стала верной спутницей его жизни. В 1940 году Михаил Ридигер окончил пастырско-богословские курсы и принял священный сан, после чего двадцать лет служил на приходах Эстонской епархии.

По милости Божией будущий Предстоятель Русской Церкви возрастал и укреплялся духом в истинно православной атмосфере - атмосфере настоящей домашней церкви. С шести лет он нес церковные послушания: сначала разливал крещенскую воду, потом пел и читал в храме, в девять лет уже знал наизусть Божественную литургию. Семья Ридигеров каждый год совершала паломничества в Псково-Печерский и Пюхтицкий монастыри, вместе с родителями ездил и Алексей. Однако по-настоящему ощутил он соприкосновение с высшей иноческой духовностью на «пречудном острове Валааме».

«Особенно мне запомнились паломнические поездки в Валаамский Преображенский мужской монастырь в 1938 и 1939 годах... На меня, девяти-десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа северного края, духоносные старцы и насельники обители, их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость - все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой жизненный путь», - писал об этом Святейший Патриарх Алексий.

В четырнадцать лет Алексей Ридигер стал старшим иподиаконом у епископа Таллинского и Эстонского, в 1945 году готовил закрытый гитлеровцами кафедральный Александро-Невский собор к возобновлению богослужений, затем служил псаломщиком в храмах столицы Эстонии. В 1946 году он предпринял попытку поступления в Ленинградскую Духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему не хватало нескольких месяцев до положенного восемнадцатилетнего возраста. Зато в следующем году он не только выдержал вступительные испытания, но и сдал экзамены за два года обучения и был принят сразу на третий курс семинарии. В 1949 году Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую Духовную академию, уже на первом курсе был рукоположен во диакона, а через два дня - во пресвитера и направлен служить на приходы Эстонии. Академическое образование ему пришлось завершать экстерном. По окончании Духовной академии отец Алексий получил ученую степень кандидата богословия за сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист».

В 1959 году отец Алексий, уже в сане протоиерея, был назначен благочинным Тарту-Виль-яндиского округа. В храмах своего благочиния он служил на славянском или на знакомом ему с детства эстонском языке. Тогда же он начал собирать материалы для своего будущего фундаментального исследования «История Православия в Эстонии».

Святейший Патриарх Алексий замечает: «Несмотря на то, что большую часть жизни мне пришлось выполнять различные административные послушания в Церкви, пастырство было всегда для меня на первом месте. Именно в пастырской деятельности, в службе Божией, в Евхаристии, в молитвенном общении с Богом и с народом Божиим я черпаю силы для несения неимоверно трудного первосвятительского креста».

В 1961 году протоиерей Алексий Ридигер принял в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре монашеский постриг с сохранением прежнего имени - Алексий. Но теперь его Небесным покровителем стал святитель Московский Алексий. Миротворчество, предстояние перед власть имущими, печалование о судьбе народа и государства, отличавшие служение великого святителя Земли Русской, всецело были восприняты будущим Предстоятелем Русской Церкви, ее пятнадцатым Патриархом - Алексием II.

Через полгода после принятия монашества, 3 сентября 1961 года, состоялась архиерейская хиротония архимандрита Алексия (Ридигера) во епископа Таллинского и Эстонского. В 2001 году Русская Православная Церковь торжественно отмечала сорокалетний юбилей архипастырского служения своего Первосвятителя.

Плодом многолетних изысканий архипастыря Эстонской земли по ее истории стал его труд «Очерки по истории Православия в Эстонии». В 1984 году митрополит Алексий (Ридигер) представил эту свою работу в качестве магистерской диссертации, но исследование оказалось настолько фундаментальным, что за него он был сразу удостоен высшей ученой степени -доктора богословских наук. В 1999 году этот труд, дополненный и переработанный автором, был издан под названием «Православие в Эстонии».

Уже в самом начале своего архипастырства Владыка Алексий (Ридигер) был привлечен к делам общецерковного управления. Первым послушанием епископа Таллинского и Эстонского Алексия была должность заместителя Председателя ОВЦС: обеспечение международных связей Церкви для защиты ее внутренней жизни. В 1964 году будущий Первосвятитель был назначен на ключевой пост в руководстве

Ныне Первосвятитель Русской Церкви вспоминает: «В течение многих лет я был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, личность которого оставила в моей душе глубокий след... С самого начала моей деятельности в качестве епархиального архиерея и заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений, а затем и Управляющего делами Московской Патриархии Святейший Патриарх Алексий I относился ко мне с огромным доверием... На его долю выпали тяжелейшие испытания: революция, гонения, репрессии, потом, при Хрущеве, новые административные гонения и закрытие храмов. Скромность Святейшего Патриарха Алексия I, его благородство, высокая духовность - все это оказывало на меня огромное влияние».

В середине 1980-х годов началась горбачевская «перестройка», и, надеясь на возможные благие перемены в отношении государства к Русской Православной Церкви, митрополит Алексий обратился к М. С. Горбачеву с письмом, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений. В письме он, в частности, писал: «У Церкви и государства есть общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом - в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому». Перед руководителем государства был поставлен самый насущный для Церкви вопрос: о пересмотре устаревшего законодательства о религиозных объединениях. «Мое обращение было разослано Горбачевым всем членам Политбюро, - рассказывает Его Святейшество, - но Совет по делам религий счел, что поднимать такие вопросы не следует. Реакция властей еще соответствовала старым традициям: меня отстранили от ключевой в то время должности Управляющего

делами и назначили на Ленинградскую кафедру. Это назначение я не воспринял болезненно и, более того, считаю четыре года, проведенные мною на Ленинградской кафедре, когда происходило возрождение церковности в уникальной по своей истории епархии, одними из самых светлых в моей жизни».

Всего четыре года возглавлял митрополит Алексий Ленинградскую епархию. За это время число действующих храмов в Ленинградской области возросло в полтора раза, на Новгородчине - вдвое. Среди событий тех лет - возвращение Церкви честных мощей святого благоверного князя Александра Невского и Соловецких угодников - преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Но главной радостью для архипастыря стало начало восстановления Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

3 мая 1990 года отошел ко Господу Святейший Патриарх Пимен. Его преемник направлялся на Поместный Собор Русской Православной Церкви даже не предполагая возможности своего избрания на Первосвятительский престол: «Я не ехал на тот Собор с чувством, что могу вернуться Патриархом. За четыре года управления Петербургской митрополией я слишком сроднился с ней... Только после Архиерейского Собора, состоявшегося накануне открытия Поместного, где я получил больше всех голосов архиереев, я подумал: есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Опасность -потому что, будучи двадцать два года Управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое патриаршество, то, видимо, Он даст и силы», - вспоминает Святейший Патриарх Алексий.

Поместным Собором Русской Православной Церкви на патриарший престол был избран Его Святейшество Алексий II. В Слове при своей интронизации, 10 июня 1990 года, Святейший Патриарх сказал: «На мое недостоинство возложено бремя Первосвятительского служения... Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что мое избрание состоялось Собором ничем не стесненных архипастырей, пастырей и мирян... В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыреначальника Господа Иисуса Христа...»

Вскоре после своего настолования Первосвятитель засвидетельствовал, что Русская Церковь освобождается от гнета безбожного режима: «Происходящие перемены не могли не произойти, 1000 лет христианства на Русской земле не могли исчезнуть совсем, ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. Не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды -сверх надежды надежды, как говорил Апостол Павел. Мы знаем историю человечества и знаем любовь Бога к сынам Его. И из этого знания мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы кончатся».

Однако новоизбранный Предстоятель Русской Церкви уже тогда предвидел, что многострадальную Россию ждут новые тяжелые испытания: «Нам не воскресить нашей страны и нашего народа без пробуждения горячей, искренней веры в сердце каждого русского человека, без возвращения к исконной основе нашего бытия -Святому Православию... Чем дольше общество находится в состоянии духовного вакуума, тем глубже порождаемые им проблемы и тем острее духовная жажда, которая от безысходности принимает порой искаженные формы, понуждая людей в отчаянии пить из вредоносных, отравленных источников... Духовный вакуум неминуемо будет заполнен. И он уже заполняется разрушительными влияниями, могущими ввергнуть общество в пучину ненависти, порока, безумия и самоуничтожения. Вот почему Святая Церковь желает помочь людям выбраться из бездны духовной пустоты и обрести смысл бытия в истинной вере Христовой...

Слова "Церковь служит России" предполагают некоторое противопоставление Церкви и России. На деле же есть часть, остаток России, которая продолжает служить Христу (это и есть Церковь), и та часть России, которой этот остаток может помочь своей верностью Христу и своим духовным трудом... Церковь всегда была рядом с народом, ей пришлось многое пережить: и поношение, и разграбление, и искусственно создаваемый раскол, и Голгофу. Но тверда была вера и нерушимо ее единство. Пока будет так, вратам адовым нашу Церковь не одолеть...

В России люди по-прежнему страдают -страдают от нищеты, несправедливости, вражды, кровопролитных конфликтов и их последствий. Но ответом на "рознь мира сего" должен быть Христос... У России более чем тысячелетняя история, в которой основные события церковной и государственной жизни - практически одна плоть и кровь. И сегодня, как много веков назад, Русь собирается и созидается на основе отеческой веры. Именно так - и только так! - мы сумеем восстановить свои силы и красоту свою. Именно в верности нашему исконному духовному пути кроется надежда на лучшее будущее».

Наступало время церковного возрождения. Святейший Патриарх Алексий II первым из Предстоятелей Русской Церкви XX века получил относительную свободу действий - теперь можно было начинать церковное созидание. В слове в день интронизации, 10 июня 1990 года, Святейший Патриарх наметил основные направления этого созидания: «Мы стоим на пороге третьего

тысячелетия Пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа. В вихре совершающихся в мире перемен особенно важным представляется нам опора на вечное и незыблемое. Свое служение мы будем осуществлять, основываясь на Священном Предании, сохраняя верность догматам веры и церковным канонам, руководствуясь соборным разумом Церкви.

Свою первоочередную задачу мы видим в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви. Многообразны средства для возрождения должного духовного состояния нашего христианского общества, опирающегося на древние традиции нашей Церкви.

Мы уповаем на то, что боголюбивая паства будет исполнена стремления содействовать этому возрождению во славу Христа Спасителя и Его Святой Церкви. Достижению поставленных целей будет содействовать также управление церковной жизнью...

Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества... Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс еще только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат.

Памятуя о своей обязанности научить Истине Христовой и крестить во Имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания...

Церковь наша - и мы это явственно видим -вступает на путь широкого общественного служения. На нее как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия с надеждой взирает все наше общество. Ответить на это -наша историческая задача.

Во времена трудных, судьбоносных преобразований в стране Церковь не остается безучастной свидетельницей происходящих событий - она поддерживает благие устремления нашего общества в решении нелегких задач построения жизни на началах законности и справедливости... Мы видим наш долг в развитии внутреннего миротворчества и общественного служения в свойственных Церкви формах, среди которых особое внимание будем уделять возобновлению служения милосердия и широкой благотворительности...»

Годы патриаршего служения в полной мере проявили дарования, данные Господом Его Святейшеству Алексию II, - мудрость, духовную стойкость, глубочайшее смирение и истинное архипастырское достоинство. Его деяния свидетельствуют о себе сами: за десятилетие с небольшим в Русской Православной Церкви учреждено более шестидесяти новых епархий (сегодня их 131), восстановлены и построены более пятнадцати тысяч храмов, количество Духовных школ возросло до девяноста. Важнейшей частью церковного возрождения стало повсеместное восстановление монастырей, главных духовных центров Православия. За эти годы количество монастырей Русской Церкви возросло почти в 30 раз (с 21 до 614).

Все это свидетельствует о том, что ныне совершается величайшее чудо нашего времени -Второе Крещение Руси. Народ повсеместно возвращается к святой вере. Святейший Патриарх часто повторяет: «Наша цель - не только реставрировать храмы, главное - реставрировать исковерканные человеческие души». И благие перемены совершаются во множестве человеческих душ. Святейший Патриарх видит это воочию, встречаясь со своей паствой в многочисленных поездках, которые он ежегодно совершает. Уже восемьдесят епархий принимали на своей земле Предстоятеля нашей Церкви, а многие и не по одному разу... «Объезжая города и села России, - говорит Святейший Патриарх, - я вижу, как десятки, сотни тысяч людей активно вовлекаются в церковную жизнь, изучают основы православного вероучения, участвуют в благотворительной, образовательной, издательской и иной церковной деятельности, в религиозно-общественных усилиях, в научных и культурных проектах Церкви. Вижу я и множество людей, осознанно, с душой участвующих в храмовом богослужении...»

От всего сердца, с любовью поздравляя нашего Первосвятителя с 75-летним юбилеем, пожелаем ему многих милостей Божиих, стойкости в несении патриаршего креста и многая и благая лета - для служения на благо Церкви Христовой, на радость всему народу Божию!


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу