В Московском Патриархате призывают
отказаться от навязывания школьникам светского мировоззрения
В Русской Православной Церкви вновь выступили с критикой
попыток навязать в системе образования монополию одного
мировоззрения и подчеркнули важность присутствия в школе
воспитательного элемента. "Существуют попытки навязать всему
школьному образованию мировоззренческую монополию", - сказал
замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин на "круглом
столе" в Москве.
Он отметил, что родители имеют право на то, чтобы
образование их детей осуществлялось в соответствии с теми
убеждениями, которых придерживаются в семье. "Это очень
определенная норма международного права. Убежден, что она
должна соблюдаться, в то время как пока она в полной мере не
соблюдается", - сказал священник.
По его мнению, попытки навязать через школу
мировоззрение, не присущее конкретной семье, "являются
нарушением закона". "Я убежден в том, что школа должна не
только быть средством перекачки полезной информации из
одного мозга в другой. Школа должна быть местом, в котором
молодому человеку могут ясно объяснить, почему верность в
супружестве - ценность, которая делает человека
по-настоящему счастливым, а разврат - это порок, который
человека разрушает", - сказал отец Всеволод.
По его мнению, школьники также должны знать, почему
"алкоголь, наркомания, преступность, коррупция, аборты,
разводы - это плохо, почему порок разрушает, а добродетель
всегда делает человека счастливым". "Если этого не
произойдет, наше общество окажется в довольно печальном
состоянии и потеряет те остатки нравственного воспитания,
которые у него есть, а без этого общество жить не может", -
подчеркнул отец Всеволод.
Он также выступил с критикой педагогов-новаторов,
которые, по его словам, считают: "Что ребенку нравится, то и
хорошо, и воспитывать его не нужно". Такой взгляд,
подчеркнул священник, и "это много раз показывала история,
является разрушительным для общества".
Интерфакс-Религия
Подвиг Царской семьи вдохновил
сотрудника спецслужб США принять Православие
Глава Совета по гражданским правам и гражданским свободам
при министерстве национальной безопасности США Тимоти Кифер
признался, что принять Православие его в свое время побудило
знакомство с мученическим подвигом семьи царственных
мучеников Дома Романовых.
Первым открытием из мира русского Православия для
будущего сотрудника американских спецслужб стала прочитанная
им в 11 лет по совету матери книга о последнем русском царе
"Николай и Александра" Роберта Масси.
"Книга поразила меня, и благодаря ей я заинтересовался
Россией. Я был потрясен ее образами - благородными и
величественными; они возносят читателя над обыденным
существованием. Одновременно я задавался вопросом, что могло
побудить большевиков убить царскую семью, а также что
подвигло верующих упорно продолжать свой мученический путь",
- рассказал Т. Кифер.
Повзрослев, он стал активным членом протестантской
общины, однако в какой-то момент начал осознавать, что ему
"чего-то не хватает", стал ощущать тревогу и постепенно, по
его словам, разочаровался в протестантизме.
"Когда я был почти готов отречься от веры, я вспомнил о
Православии. И спросил себя: может, они знают что-то, чего я
не знаю?", - сказал Т. Кифер.
В итоге, в Великую Субботу 2003 года он крестился в
православном храме. "Теперь я принадлежу Церкви, которая
хранит истинную веру 2000 лет, и буду принадлежать ей, даже
когда меня не будет. Не могу описать словами то состояние
блаженства, которое посетило меня от осознания этого факта",
- рассказал сотрудник Миннацбезопасности США о своих первых
ощущениях после православного крещения.
Т. Кифер заявил также, что религиозные убеждения никак не
мешают ему в работе - православная вера скорее даже помогает
ему "справляться с трудными ситуациями".
"Целостность и честность - важные аспекты работы, которую
я делаю для правительства. Иногда, конечно, работа мешает
церковной жизни, но сложные конфликты бывают редко. Я могу
выкроить свободное время из своего рабочего графика для
важных церковных событий", - сказал он.
Седмица.Ru
В Македонии изменяется отношение власти
к канонической православной общине
Не секрет, что в бывшей югославской республике Македония
на протяжении последних пяти лет были гонения на
православные общины Сербского Патриархата, инспирированные
местными раскольниками и осуществляемые государственными
органами. Ситуация здесь во многом схожа с той, что
сложилась на Западной Украине, где нашим общинам приходится
совершать богослужения в частных домах. При этом глава
Православной Охридской Архиепископии владыка Иоанн дважды
претерпел заключение, а самой Архиепископии было отказано в
государственной регистрации (что и служило формальным
поводом для разорения храмов канонической Церкви). Наши
македонские братья и сестры были в полной информационной
изоляции от общества.
Но в последнее время начались положительные изменения.
Во-первых, был принят новый государственный закон о
религиозных объединениях, более мягкий по сравнению со
старым, и возникла надежда, что теперь регистрация
Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата,
наконец, произойдет. А вторым добрым знаком стало то, что
впервые за пять лет архиепископа Иоанна (Вранишковского)
пригласили на общенациональный телеканал, позволив ему
высказать свою точку зрения.
В таком изменении отношения немалая заслуга мирового
православного сообщества, многократно направлявшего просьбы
к правительству республики Македония. Немалая роль
принадлежит и Патриарху Алексию, который писал письма в
поддержку владыки Иоанна и просил президента страны
освободить архиепископа, когда тот был в тюрьме.
Православие.Ru
Найдено захоронение убитых Иваном
Грозным его тетушек-монахинь
По словам священника Горицкого монастыря Алексия
Мокиевского, находку сделали реставраторы, проводившие
ремонт в Троицком соборе обители под снятыми досками пола.
Как рассказывает отец Алексий, одно из подтверждений
достоверности находки было получено в заключительный момент
реставрационных работ: "В полной темноте (Троицкий собор
сейчас обесточен), при свете фонариков кто-то вдруг
извлекает из мусора небольшую дощечку - мощевик,
подписанный: "Преподобная Иулиания".
По словам священника, на этом месте еще в 1920-е годы,
пока храм действовал, "располагалась рака, устроенная над
телами казненных в XVI веке великой княгини Евфросинии
Старицкой (в иночестве Евдокии) и Иулиании (в иночестве
Александра)".
В летописи Горицкого монастыря рассказывается, что они
были пострижены в монахини насильно, а затем утоплены в реке
Шексне по приказу Ивана Грозного 11 октября 1569 года.
Сделал он это "без явной причины, но по тайному доносу". Их
тела плыли против воды, а позже были погребены с почестями.
По словам отца Алексия, почитание княгинь в Вологде
началось сразу после их мученической кончины. Сначала над их
могилами выстроили деревянную часовню, а в XVIII веке ее
заменил Троицкий собор. "Не раз над мощами являлись чудесные
исцеления", - заявил он. Как сообщил отец Алексий, сейчас по
благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского
Максимилиана вологодские священники готовят материалы в
комиссию по канонизации, "чтобы прославить сих страстотерпиц
и воздать им достодолжное поклонение".
Православие.Ru
22.10.07 Мощи Александра Невского после
перенесения по епархиям РПЦ вернулись в Москву.
В течение месяца мощам святого смогли поклониться
верующие в Калининграде, Риге, Пскове, Великом Новгороде,
Ярославле, Владимире, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Во
всех городах святыню совместно с духовенством торжественно
встречали военные, чьим покровителем считается Александр
Невский. Теперь ковчег с частицей мощей великого князя,
основная часть которых находится в Александро-Невской Лавре,
пополнит реликварий храма Христа Спасителя.
Православие.Ru
При Центре православной культуры г.
Норильска начинает работу кинозал православного фильма.
Каждую субботу в кинозале будут демонстрироваться
художественно-публицистические и документальные фильмы
духовной тематики.
Патриархия.Ru
В Новосибирской области обнаружено
массовое захоронение священнослужителей, относящееся к концу
1920-х годов.
Из земли извлечены останки 18 человек. Прихожане местного
храма под руководством священника А. Гусева отпели погибших
и перезахоронили найденные тела. На месте нового захоронения
установили поклонный крест. Позже здесь появится часовня.
Интерфакс-Религия
23.10.07 Экспертиза предполагаемых
останков царских детей отложена.
Генетическая экспертиза предполагаемых останков царских
детей, найденных в конце июля в окрестностях Екатеринбурга,
отложена до середины ноября, сообщил начальник Свердловского
областного бюро судебно-медицинской экспертизы Николай
Неволин. Первоначально планировалось начать экспертизу в
конце октября.
"Для проведения исследования деградированной ДНК
потребовалось приобрести ряд специфических реактивов, а это
не такая быстрая процедура, потому что стоит все достаточно
дорого, а в соответствии с действующим законодательством
закупка должна пройти процедуру конкурса", - сказал Неволин,
объясняя причину переноса даты начала экспертизы. Конкурс
уже объявлен, необходимые средства выделяются из областного
бюджета, добавил он.
Руководитель бюро также сообщил, что в первой декаде
декабря ожидается приезд в Екатеринбург заведующего
лабораторией молекулярной генетики мозга РАН Евгения Рогаева,
который также будет проводить экспертизу, а также
специалистов из идентификационной лаборатории DNA
Вооруженных сил США.
На старой Коптяковской дороге неподалеку от Екатеринбурга
29 июля 2007 года были обнаружены фрагменты тел с признаками
насильственной смерти, которые могут принадлежать членам
семьи последнего российского императора - предположительно
великой княжне Марии и царевичу Алексею. Генетическая
экспертиза предполагаемых останков царских детей продлится
как минимум три месяца.
Седмица.Ru
Музей истории религии официально
разрешил Церкви пользоваться своими экспонатами
Заключены договоры между Государственным музеем истории
религии и приходами Казанского собора Санкт-Петербургской
епархии Русской Православной Церкви и Вознесенского
(Софийского) собора Пушкина. По этим договорам музей
передает предметы, являющиеся федеральной собственностью, в
безвозмездное пользование православной религиозной
организации.
Казанский собор по договору получает в пользование 88
музейных предметов на 3-5 лет. Среди них дарохранительницы,
иконы, картины, лампады и прочие элементы убранства собора.
Собор в Пушкине получает 78 предметов (в том числе иконы,
плащаницы) на 5 лет.
Как рассказал Борис Аракчеев, возглавивший Музей истории
религии после увольнения из Петропавловской крепости, эта
передача просто формальное документирование сложившейся
ситуации. После переезда музея из Казанского собора там
остались многие экспонаты, за которые продолжал отвечать
музей. Ранее составлялись акты, теперь же Роскультура решила
составить полноценные договоры. Ни один из предметов не
переходит Церкви - все они отдаются лишь во временное
пользование.
Благовест-инфо
Приход русских эмигрантов в Лионе решил
перейти под юрисдикцию Московского Патриархата
Члены прихода в Лионе, находящегося под юрисдикцией
экзархата Русских Церквей в Западной Европе
(Константинопольский Патриархат) заявили о намерении перейти
под юрисдикцию Корсунской епархии Русской Православной
Церкви.
"Все православные русской традиции, проживающие в Лионе,
оказались теперь объединенными в единой канонической
структуре", - заявил председатель парижского Движения за
поместное православие русской традиции в Западной Европе
Серафим Ребиндер.
Он сообщил, что решение о переходе в Московский
Патриархат прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы
приняли на чрезвычайном общем собрании. С. Ребиндер выразил
надежду на то, что процесс объединения будет продолжаться "в
более емком масштабе в соответствии с предложениями,
сформулированными в послании Его Святейшества Алексия II,
Патриарха Московского и всея Руси от 1 апреля 2003 года".
Предстоятель обратился 1 апреля 2003 года с посланием ко
всем православным приходам русской традиции в западных
странах, в котором призвал к восстановлению церковного
единства русской диаспоры путем создания некоего
самоуправляемого митрополичьего округа, который в дальнейшем
мог бы послужить основанием для учреждения поместной
Православной Церкви в Западной Европе.
В ответ на это управляющий экзархатом русских приходов в
Западной Европе (Константинопольский Патриархат) архиепископ
Команский Гавриил предложил внимательно изучить инициативу
Патриарха. Однако дискуссия на эту тему в экзархате
откладывалась, что стало одной из причин учреждения в 2004
году Движения за поместное православие русской традиции в
Западной Европе.
На состоявшемся в ноябре 2004 года заседании экзархата
было принято заявление, авторы которого отметили, что
считают "неприемлемыми предложения, выдвигаемые Московской
Патриархией". Они также заявили, что их "отцы и учители в
вере" отвергали "всякую возможность возврата в Московский
Патриархат".
В свою очередь, Священный Синод Русской Православной
Церкви, реагируя на данное заявление, выразил сожаление, что
оно сделано "в то самое время, когда многие тысячи
православных верующих из России, Белоруссии, Украины,
Молдовы и других стран, являющиеся чадами Русской
Православной Церкви и не желающие прерывать общения с нею,
оказались в Западной Европе и хотели бы устроить свою
церковную жизнь, пользоваться пастырским руководством".
Синод также засвидетельствовал, что Русская Православная
Церковь "не откажется от своей паствы, пребывающей за
пределами Отечества, и от той ответственности, которую
Господь возложил на Московский Патриархат в деле духовного
окормления этой части народа Божия".
Православие.Ru
26.10.07 Экзархату Константинопольской
Церкви в Западной Европе предлагают убрать из названия слово
"русский"
Архиепископия русских приходов в Западной Европе
(Константинопольский Патриархат) проводит враждебную по
отношению к Русской Православной Церкви политику, считает
парижский переводчик и журналист Никита Кривошеин.
"Ситуация в архиепископии и богословском
Свято-Сергиевском институте в Париже близка к хаосу и грозит
расколом. Для выхода из этой парадоксальной ситуации и игры
в "русскость c избранием особого пути" нужно бы убрать из
названия Архиепископии прилагательное "русский", - заявил Н.
Кривошеин в интервью радио "Радонеж".
По его словам, публичные заявления как главы экзархата
русских приходов архиепископа Команского Гавриила, так и
активных общественных деятелей экзархата, в частности,
секретаря совета архиепископии Михаила Соллогуба,
свидетельствуют, что они "ставят перед собой задачу создания
западноевропейского космополитического, бестрадиционного,
многоязычного, вернее, безъязычного Православия".
В результате, отметил Н. Кривошеин, многие приезжающие во
Францию из России и СНГ верующие в поисках русского прихода
"не задумываются о юрисдикционных разделениях" и "попадают в
сети Константинопольской архиепископии, с ее теперешним
курсом, направленным на безродное Православие, с настоящей
русофобией, со стремлением использовать нового прихожанина в
своей церковной политике".
"Ведь на табличке (пока еще!) написано "Архиепископия
русских церквей". Слово "русская", конечно, привлекает, а
оттого многие идут и оказываются в церкви
Константинопольского Патриархата, а через какое-то время
удивляются, что службы в этих храмах проходят как-то не так,
да и отношение к вновь приехавшим не столь радушное, скорее
презрительное", - сказал собеседник радиостанции, в свое
время учредивший Движение за поместное Православие русской
традиции в Западной Европе.
Поэтому, по его мнению, если бы с таблички у входа в
здание архиепископии было бы убрано прилагательное
"русских", "то получилось бы правдивее".
"Но руководство архиепископии и слышать об этом не хочет,
видимость "русскости" ему на пользу", - полагает Н.
Кривошеин.
Седмица.Ru
Украинский священник может заработать
$25 млн. за научное открытие
Священник Василий Симулик стал одним из претендентов на
призовой фонд в $25 млн., учрежденный британским
ученым-миллиардером Ричардом Бренсоном в рамках конкурса
работ с идеями по предотвращению глобального потепления.
В этом году 60-летний настоятель православного храма в
Полтавской области написал научную работу "Теория
происхождения природы". В ней он вывел формулу
гравитационного притяжения начальных атомов, а также
разработал схему термоядерного котла для реакции
элементарных частиц водорода.
"Оказывается, в абсолютно холодном вакууме атомы
водорода, вступая в реакцию, выделяют тепло лучше, чем
гелий", - поделился своим открытием отец Василий.
Свою работу он отправил в Лондон Р.Бренсону, основателю и
владельцу компании, которая занимается разработкой и
исследованиями новейших технологий для изучения космического
пространства. "Из Лондона мне прислали уведомление, что мой
труд приняли. Честно говоря, это стало для меня
неожиданностью. Мне не нужны деньги, просто хочется как-то
помочь человечеству в борьбе с климатическими изменениями. А
физика - всего лишь хобби", - признался священнослужитель.
По рассказу священника преподаватели пророчили ему
большое будущее в области физики, но Василий вопреки всем
прогнозам поступил в Киевский институт иностранных языков,
где почти в совершенстве изучил английский и французский, а
позже решил пойти в духовную семинарию и стать священником.
Отец Василий также играет на пяти инструментах и пишет
рок-баллады.
Интерфакс-Религия
По статистике, 60% абортов в России
совершают девушки в возрасте от 16 до 19 лет. 15% приходится
на долю женщин зрелого возраста, в том числе старшей
возрастной группы (свыше 30 лет).
Женщины, живущие в гражданском браке, а также разведенные
делают аборт чаще, чем те, кто не был замужем, или те, чей
брак официально зарегистрирован, - соответственно 20% и 20%
против 15% и 10%.
Православие.Ru
ПЕРВЫЙ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ:
ДУХОВНЫЕ АКАДЕМИИ И СЕМИНАРИИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДИПЛОМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА
Сергиев Посад, 22 октября 2007 г.
Дипломы духовных учебных заведений в России должны иметь
государственную аккредитацию и соответствовать госстандартам,
заявил первый вице-премьер Дмитрий Медведев на встрече с
преподавателями и студентами Московской духовной академии в
Троице-Сергиевой лавре.
Дипломы духовных академий и семинарий, по словам
Д.Медведева, должны быть государственного образца. "Основная
проблема, которая волнует и создает проблемы для учащихся в
системе образования духовных академий и семинарий - это
система государственной аккредитации", - заметил он.
"С прошлых времен осталась эта система, и выглядит
странно и несправедливо, когда те, кто окончил духовные
высшие учебные заведения, не имеют права госпризнания своего
документа об окончании академии либо семинарии", -
подчеркнул Д.Медведев.
В этой связи он сообщил, что разработаны поправки к
закону об образовании, передает ИНТЕРФАКС. В соответствии с
ним курсы, которые проходит студент духовных академий и
семинарий, впоследствии получают госаккредитацию.
"В отношении такого законопроекта были определенные
сомнения, - добавил первый вице-премьер, - но наша система
аккредитации (учебных заведений - "ИФ") не является хорошо
выстроенной и весьма далека от совершенства".
"Считаю, что необходимо рассмотреть законопроект,
касающийся изменений в основной закон об образовании, -
сказал он. - Такой законопроект при этом должен устраивать
как государственные образовательные органы, так и
представителей духовного образования".
Как пояснил Д.Медведев, речь идет о том, чтобы внести
изменения в закон, в соответствии с которыми выпускникам
духовных академий и семинарий будет выдаваться диплом (гособразца),
заверенный печатью, но печатью именно академии либо
семинарии.
"Это достаточная база для того, чтобы решить проблему
соответствия дипломов духовного и светского образования в
будущем", - убежден Д.Медведев.
"Мы говорим не о государственном статусе религиозных
организаций, а чтобы в рамках этих организаций те курсы,
которые читаются, получили государственную аккредитацию", -
сказал Д.Медведев.
По его словам, это компромиссное решение. Первый
вице-премьер также заявил, что намерен продолжать посещать
религиозные учебные заведения, в том числе и исламские.
"Это первая встреча такого плана. Еще 10-15 лет назад
такого заинтересованного и откровенного разговора невозможно
было представить", - сказал Д.Медведев, который возглавляет
комиссию по вопросам религиозных объединений при
правительстве РФ.
По его словам, диалог с религиозными учреждениями
необходим, а образовательная среда, неважно, где получается
образование - в государственном или религиозном учреждении,
прежде всего, должна быть нравственной.
"В этом задача государства, всего гражданского общества",
- добавил Д.Медведев. В школах в регионах могут вводить
основы православной культуры.
ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Введение основ православия в общеобразовательную
программу возможно только как "региональный компонент
образовательного стандарта", заявил в Ханты-Мансийске 22
октября руководитель федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (Рособрнадзор) Виктор Болотов, сообщает
РИА «Новости».
"Сегодня нет оснований поддерживать обязательное введение
такой дисциплины в школах. В системе российского образования
этого предмета нет. Поэтому, если будет принято решение о
введении его как обязательной дисциплины, это возможно
только в рамках формирования регионального компонента
образовательного стандарта", - сказал Болотов, отвечая на
вопрос журналистов, планируется ли на федеральном уровне
введение в общеобразовательную программу отдельных часов по
преподаванию основ православия.
В свою очередь, заместитель председателя правительства
Ханты-Мансийского автономного округа по вопросам
образования, науки и внешним связям Алексей Майоров добавил,
что "в Югре такое решение не может быть принято без мнения
общественности и участников образовательного процесса".
Вопрос о преподавании в российских школах предмета
"Основы православной культуры" вышел на первый план
общественных дискуссий в июле этого года, после открытого
письма руководству РФ десяти академиков РАН, авторы которого
заявили об угрозе "клерикализации" общества.
Министерство образования России совместно с Русской
Православной Церковью (РПЦ) уже подготовило документ, где
говорится о том, что предмет, связанный с историей религии,
может изучаться только на добровольной основе.
В Турине отпразднуют антихеллоуин
Своеобразный антихеллоуин намерены организовать 31
октября священники туринской епархии. Праздник будет
называться "Ночь всех святых и Тайны". Взрослые и дети,
переодетые в ангелов будут раздавать прохожим белый шоколад.
Праздник должен стать ответом на приобретающий все большую
популярность и критикуемый Церковью Хеллоуин. Вместо ночи
духов, ужасов, устрашающих костюмов и запугивания прохожих,
священники хотят устроит веселый и светлый, "ангельский"
праздник. Дети не будут требовать от взрослых сладостей, а
станут их раздавать. Вместе с одетыми в белое аниматорами
они будут приглашать всех желающих принять участие в Ночи
всех святых и Тайны, которая закончится праздничным
богослужением в церкви св. Пелагеи.
Седмица.Ru
|